Научная статья на тему 'ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ КУРСАНТОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ, ПОДЧИНЕННЫХ МЧС РОССИИ'

ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ КУРСАНТОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ, ПОДЧИНЕННЫХ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ / АССЕСМЕНТ ЦЕНТР / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА МЧС РОССИИ / КУРСАНТЫ И МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / PROFESSIONAL ADAPTATION MANAGEMENT / PROFESSIONAL DEFINITION / ASSESSMENT CENTER / ORGANIZATIONAL CULTURE / SYSTEM OF THE MINISTRY OF EMERGENCIES OF RUSSIA / CADETS AND YOUNG SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шершень И.В., Емельянова О.Я., Самсонов В.С., Кравец М.А., Ефимов С.В.

Процесс профессиональной адаптации курсантов и молодых специалистов в подразделениях, подчиненных МЧС, обладает спецификой, обусловленной характером деятельности спасателей и профессиональной культурой системы МЧС. В статье рассмотрены основные направления программы управления профессиональной адаптацией курсантов и молодых специалистов. Данная программа была разработана и апробирована в Воронежском институте ГПС МЧС России (в настоящее время филиал Ивановской пожарно спасательной академии). В качестве эффективного метода определения профессиональной готовности и уровня развития профессионально значимых личностных характеристик предложено использование ассесмент центра. Сформулирован круг организационных мероприятий и рекомендаций по сопровождению и контролю результатов профессиональной адаптации курсантов и молодых специалистов системы МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шершень И.В., Емельянова О.Я., Самсонов В.С., Кравец М.А., Ефимов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM OF MANAGEMENT OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF CADETS AND YOUNG SPECIALISTS IN DEPARTMENTS SUBORDINATE TO THE MINISTRY

The process of professional adaptation of cadets and young specialists in units subordinated to the Ministry of Emergencies has specifics, due to the nature of the rescuers and the professional culture of the Ministry of Emergencies. The article discusses the main directions of the professional adaptation management program for cadets and young professionals. This program was developed and tested at the Voronezh Institute of the State Fire Service of the Russian Emergencies Ministry (currently a branch of the Ivanovo Fire and Rescue Academy). The use of assessment center is proposed as an effective method for determining professional readiness and the level of development of professionally significant personal characteristics. The circle of organizational measures and recommendations on the support and monitoring of the results of professional adaptation of cadets and young specialists of the Ministry of Emergencies of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ КУРСАНТОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ, ПОДЧИНЕННЫХ МЧС РОССИИ»

УДК 331

И. В. Шершень, О. Я. Емельянова, В. С. Самсонов, М. А. Кравец, С. В. Ефимов

ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ КУРСАНТОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ, ПОДЧИНЕННЫХ МЧС РОССИИ*

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ NQ17-02-00435

Аннотация: процесс профессиональной адаптации курсантов и молодых специалистов в подразделениях, подчиненных МЧС, обладает спецификой, обусловленной характером деятельности спасателей и профессиональной культурой системы МЧС. В статье рассмотрены основные направления программы управления профессиональной адаптацией курсантов и молодых сп ециалист ов. Данная программа была разработ ана и апробирована в Воронежском институте ГПС МЧС России (в настоящее время филиал Ивановской пожарно-спасателъной академии). В качестве эффективного метода определения профессиональной готовности и уровня, развития профессионально-значимых личностных характеристик предложено использование ассесмент-центра, Сформулирован круг организационных мероприятий и рекомендаций по сопровождению и контролю результатов профессиональной адаптации курсантов и молодых специалистов системы МЧС России,

Ключевые слова: управление профессиональной адаптацией, профессиональное определение, ассесмент-центр, организационная культура, система, МЧС России, курсанты и молодые специалист ы,

UDK 331

I. V. Shershen, О. Y. Emelyanova, V. S. Samsonov, М. A. Kravets, S. V. Efimov

PROGRAM OF MANAGEMENT OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF CADETS AND YOUNG SPECIALISTS IN DEPARTMENTS SUBORDINATE TO THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF

RUSSIA

*The study was carried out with the financial support, of RFFI within the framework of the research project RFFI No 17-02-00435

Abstract: the process of professional adaptation of cadets and young specialists in units subordinated to the Ministry of Em ergencies has specifics, due to the nature of the rescuers and the professional culture of the Ministry of Em ergencies. The article discusses the main directions of the professional adaptation managemen t program for cadets and young professionals. This program was developed, and tested at, the Voronezh Institute of the State Fire Service of the Russian Emergencies Ministry (curren tly a branch of the Ivanovo Fire and Rescue Academy). The use of assessment, center is proposed, as an effective method for determ in ing professional readiness and the level of development of professionally significant, personal characteristics.

The circle of organizational measures and recommendations on the support and monitoring of the results of professional adaptation of cadets and young specialists of the Ministry of Emergencies of Russia.

Keywords: professional adaptation management, professional definition, assessment center, organ izational culture, system of the Ministry of Emergencies of Russia, cadets and young specialists.

Введение

Вопрос эффективной организации процесса профессиональной адаптации курсантов и молодых специалистов спасательной службы России является одним из приоритетных в области подготовки высокопрофессиональных кадров, поскольку в образовательных организациях и иных структурах МЧС основное внимание акцентируется на формировании профессиональных компетенций, а анализ адаптации молодых людей к выбранной профессии носит формальный характер. В рамках деятельности ведомственных вузов и структур системы МЧС целесообразно внедрять механизмы управления профессиональной адаптацией молодых людей, возрождать традиции наставничества на рабочих местах и планировать воспитательную работу курсантов и магистрантов с учетом достижения целей их профессионального развития и т. п. Разработка программы управления профессиональной адаптацией является необходимым этапом в организации процесса профессиональной адаптации курсантов и молодых специалистов. Предварительно осуществляется диагностика существующей практики оценивания и сопровождения процесса профессиональной адаптации молодых людей в организации, а также психологического состояния и степени развития профессиональных качеств, т. е. готовности к профессиональной деятельности курсантов и молодых специалистов. На этапе внедрения программы управления профессиональной адаптацией принципиально важна обратная связь от участников программы. Отзывы и пожелания молодых людей, экспертов и уполномоченных сопровождающих лиц (кураторов, наставников, преподавателей, сотрудников группы психологического обеспечения) позволят уточнить и скорректировать процессы профессиональной адаптации,

Б01: 10.22394/1997-4469-2019-47-4-132-137

сделать программу управления профессиональной адаптацией максимально полезной и интересной для поколения Z, а также лаконичной и оптимальной для внедрения в образовательную и служебную деятельность системы МЧС.

Ассеемент-центр как эффективный метод оценивания сформированности профессионально-значимых личностных качеств и компетенций курсантов и молодых специалистов

Безусловно, на всех этапах обучения и карьеры сотрудники МЧС проходят регулярное тестирование и имеют возможность обращения к психологической службе для обсуждения актуализировавшихся рабочих проблем. На практике процедуры тестирования готовности к осуществлению профессиональной деятельности спасателя проводятся по типовым методикам, однообразны и позволяют респондентам легко проходить необходимый рубеж значений вне зависимости от реального психологического состояния. Например, в октябре 2017 года было объявлено о ликвидации Воронежского института ГПС МЧС России, и это обстоятельство остро поставило перед курсантами и личным составом болезненные кадровые вопросы относительно перевода в другой город и даже увольнений по причине сокращения штатов, и менее чем через месяц состоялось плановое диагностическое обследование, выявившее абсолютно стандартные низкие показатели уровня тревожности, профессионального выгорания и оптимистичные ожидания относительного будущего. Очевидно, что в ситуации кризиса организации поведение персонала не может отличаться безмятежностью, и ответы на стандартные вопросы тестов были формальностью.

Таким образом, можно сделать вывод, при решении задачи определения достоверной картины состояния профессиональ-

ной адаптации курсантов и сотрудников спасательной службы необходимо использовать проективные методики, специально разрабатывать оригинальные анкеты и организовывать процесс анкетирования в благожелательной форме, не создавая впечатление о последующем наказании за неправильные/некорректные ответы. Наиболее оптимальным методом комплексной оценки, ориентированном на оценку реальных качеств и характеристик курсантов и молодых специалистов, выявлении их психологических и профессиональных особенностей, а также соответствия требованиям должностных позиций является ассесмент-центр [4]. Его основу составляет спектр взаимодополняющих методик, включающих моделирующие упражнения. Диагностика осуществляется в тренинго-вом режиме. В роли экспертов при реализации метода ассесмент-центра выступают сотрудники группы психологического обеспечения, ведущие преподаватели и кураторы ведомственной образовательной организации. Последующий анализ и обсуждение результатов оценивания позволяют сформулировать причины кризиса профессиональных экспектаций, круг актуальных проблем профессиональной адаптации для последующего использования в реализации механизма управления профессиональной адаптацией курсантов и молодых специалистов в учреждениях, подчиненных МЧС России.

Основные направления программы управления профессиональной адаптацией курсантов и молодых специалистов сферы МЧС

Программа управления профессиональной адаптацией курсантов и молодых специалистов в подразделениях, подчиненных МЧС России, должна включать ряд ключевых направлений деятельности, в том числе учебно-методическое обеспечение профессиональной адаптации в образовательном процессе, образовательный менеджмент, нравственно-патриотическое воспитание, взаимодействие со структурными подразделениями системы МЧС (рис. 1).

В рамках учебно-методического обеспечения профессиональной адаптации в образовательном процессе необходимо разрабатывать и практиковать занятия в не-

шаблонной креативной форме, создавать специальные элективные курсы или внедрять темы, способствующие профессиональной адаптации, в существующие программы [1,5]. Так, в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России ведется активная работа в рамках поддержания высокого уровня корпоративной культуры в среде будущих спасателей: разработано учебное пособие «Культура пожарных подразделений», в котором изложены аспекты организации службы и быта в пожарных подразделениях МЧС России, обучения личного состава, особенности поведения при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; издана монография «Соблюдая традиции», где рассмотрен и проанализирован опыт деятельности управлений МЧС различных регионов, особенности истории развития и корпоративной культуры управлений. На базе университета регулярно проводятся мастер-классы, открытые лекции, посвященные этике деловых отношений, заседания круглого стола «Культурные аспекты безопасности».

В плане образовательного менеджмента акцент следует сделать на организации эффективной кураторской работы (для курсантов и магистров) и предложении образовательных услуг для молодых специалистов сферы МЧС: магистратуры и программ дополнительного профессионального образования.

Нравственно-патриотическое воспитание, на наш взгляд, должно включать комплекс этико-культурных мероприятий познавательного и альтруистического характера. В Воронежском институте ГПС МЧС России данный комплекс включает кроме плановых стандартных мероприятий (выступлений гостей, концертов и т.п.), приуроченных к календарным праздничным и памятным датам, шефство над школами, оказание помощи городской общественной организации приюту для бездомных животных, программы экологического и культурного туризма, волонтерство в детском интернате и музее. На базе образовательных организаций и иных структур МЧС следует организовывать и поддерживать профессиональные объединения и спортивные клубы, выполняющие функции профессиональной адаптации молодых людей [2].

Рис. 1. Программа управления профессиональной адаптацией курсантов и молодых специалистов в подразделениях, подчиненных МЧС России

Взаимодействие ведомственных вузов со структурными подразделениями МЧС, выступающими в роли работодателей, предполагает обращение к традиционной форме поддержки молодого специалиста — наставничеству (в организации для сопровождения молодого специалиста или практиканта назначается наставник, в вузе для обучающегося — куратор) [3]. В рамках сотрудничества и реализации совместных научно-исследовательских ра-

бот и прикладных разработок достигается интеграция ресурсов организаций, и участники приобретают опыт работы с инновационными технологиями, на различных площадках в условиях временных коллективов.

С целью сопровождения процесса профессиональной адаптации в вузах и структурах МЧС целесообразно вести портфолио в электронном личном кабинете курсанта, а впоследствии, молодого

специалиста, где будет отражаться аналитика успехов обучающегося, а затем и этапы его профессионального роста в качестве сотрудника системы МЧС. Размещение в портфолио информации по итогам периодического профессионального тестирования или введения новых требований к образованию, условиям деятельности позволит молодым людям оперативно решать поставленные профессиональные задачи на всех этапах своей карьеры.

Заключение

Программа управления профессиональной адаптацией курсантов и молодых специалистов в подразделениях, подчиненных МЧС России была разработана для курсантов и магистров-молодых специалистов, обучающихся в Воронежском институте ГПС МЧС России (с 2018 года существующего в статусе филиала Ивановской пожарно-спасательной академии). На начальном этапе ее апробации было проведено анкетирование курсантов и магистров на предмет их удовлетворенности существующей практикой психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации, их оценкой состояния организационной культуры института, а также посредством проективных методик и открытых вопросов были уточнены особенности их адаптации в процессе обучения в вузе. По итогам года после реализации программы управления профессиональной адаптацией был проведен опрос курсантов (магистры и часть курсантов в 2018 г. уехали переводом на новое место обучения в г. Иваново). Сравнительный анализ уровня удовлетворенности воспитательной работой, организацией образовательных мероприятий и активности привлечения работодателей в учебный процесс продемонстрировал рост заинтересованности курсантов в данном подходе к совершенствованию адаптационных процессов. Были получены позитивные отзывы относительно разнообразия предложенных этико-культур-ных мероприятий. Если ранее курсанты вынужденно участвовали в уборке территории и выполнении подобных несложных задач для других организаций, то совмещение волонтерской деятельности с краеведением, экологией, знакомством с био-

графией и деятельностью местных общественных лидеров, осознание ценности своей работы как вклада в улучшение этого мира позволило молодым людям воспринять свой труд как достойный и серьезнее отнестись к своим перспективам работы в качестве спасателей. Реинкарнация метода наставничества, осуществленная в период преддипломной практики, нашла положительный отклик со стороны руководителей структурных подразделений, поскольку ранее имели место элементы недостаточной организованности практикантов, в том числе периоды бездействия, формальный характер отчетов по практике.

Комплексный характер управления профессиональной адаптацией позволяет установить соответствие требований, предъявляемых к личности и профессиональным компетенциям специалиста МЧС, ожиданиям со стороны курсантов и выпускников к будущему месту работы и достигаемому уровню подготовки в ведомственных вузах, и таким образом, оптимально организовать адаптационные процессы молодых людей к работе в пожарно-спасательной службе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянова О. Я. Модель профессиональной адаптации курсантов и молодых специалистов МЧС России / О. Я. Емельянова, М. А. Кравец, И. В. Шершень // Современные проблемы экономики и менеджмента : сб. междунар. науч,-практ. конф. — Воронеж : ВГУ, 2017. — С. 123—126.

2.Емельянова, О. Я. Развитие профессионального самосознания курсантов и студентов ГПС МЧС России посредством их вовлечения в общественные проекты сохранения культурных и природных ценностей / О. Я. Емельянова, И. В. Шершень // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие : колл. монография по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. — С. 145—149.

3.Емельянова О. Я. Управление профессиональной адаптацией курсантов и молодых специалистов в подразделени-

ях, подчиненных МЧС России / О. Я. Емельянова, И. В. Шершень // Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление : матер, между-нар. науч. конф. — Воронеж : ВГУ, 2019. — С. 89—95.

4. Емельянова О. Я. Современные проблемы адаптации молодых специалистов в профессиональной деятельности : монография / О. Я. Емельянова, И. В. Шершень, М. А. Кравец, В. С. Самсонов, М. В. Шакурова ; под ред. О. Я. Емельяновой. — Воронеж : ВГПУ, 2016. — 336 с.

5. Управление общественными отношениями в кризисных ситуациях. Профессиональная этика : учебно-методическое пособие / И. В. Шершень, О. Я. Емельянова, С. В. Ефимов, М. А. Кравец. — Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2018. — 152 с.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал)

Шершень И В., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента

E-mail: inga_shershen@mail.ru Тел.: 8 (903) 857-89-76

Воронежский государственный университет

Емельянова О. Я., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики труда и основ управления E-mail: olga-emel@rambler.ru Тел.: 8 (903) 854-01-86

Российская академия, народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал)

Самсонов В. С., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры естественнонаучных и социальных дисциплин E-mail: svsl311@mail.ru Тел.: 8 (473) 242-77-21

Воронежский государственный университет

Кравец М. А., кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры экономики труда и основ управления E-mail: share_kra@mail.ru

Воронежский институт МВД России Ефимов С. В., кандидат технических наук, доцент, старший преподаватель кафедры огневой подготовки E-mail: sclione@yandex.ru Тел.: 8 (915) 586-00-00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.