УДК 378
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE PROBLEM OF ADAPTATION OF CADETS OF THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO EDUCATIONAL AND OFFICIAL ACTIVITIES
Бекк Александр Андреевич,
заместитель начальника отдела морально-психологического обеспечения — начальник отделения (отделение психологической работы) Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)
bekk.a.a@mail.ru
Евтихов Олег Владимирович,
начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск),
кандидат психологических наук, доцент evtikhov2003@mail.ru
зе
♦
Ключевые слова:
адаптация, курсанты, специфика обучения, профессиональная подготовка, сопровождение.
Статья посвящена проблеме адаптации курсантов образовательных организаций МВД России, рассматриваются факторы, определяющие специфику обучения курсантов в ведомственных вузах. Охарактеризованы основные факторы, способствующие процессу профессиональной адаптации курсантов к условиям учебной и служебной деятельности. Выделяется ряд барьеров, препятствующих адаптации курсантов на начальном этапе обучения в образовательных организациях МВД России.
Keywords:
adaptation, cadets, specifics of training, professional training, support.
The article is devoted to the problem of adaptation of cadets in educational organizations of the Ministry of internal аffairs of Russia; the factors determining the specifics of training cadets in departmental universities are considered.The main factors contributing to the process of professional adaptation of cadets to the conditions of educational and professional activities are charachterized. A number of barriers preventing adaptation of cadets at the initial stage of training in educational organizations of the Ministry of internal аffairs of Russia are allocated.
Проблема адаптации курсантов к учебной и служебной деятельности особенно актуальна для ведомственных вузов МВД России, обучение в которых значительно отличается от обучения в гражданских вузах. Абитуриенты при зачислении в образовательные организации МВД России принимаются на службу в органы внутренних дел, становятся сотрудниками полиции. В дальнейшем их деятельность подчинена требованиям устава и субординационных отношений, которые распространяются и на служебную, и на учебную деятельности. Так, режим первокурсников регламентирован внутренним распорядком дня, самостоятельная подготовка к учебным занятиям проводится по группам в специально отведенное для этого время в закрепленных аудиториях, библиотеке под контролем руководства курса и при участии профессорско-преподавательского состава. Параллельно с учебной деятельностью курсанты несут службу в суточных нарядах и могут привлекаться к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий [1].
На основе анализа особенностей учебной и служебной деятельности в образовательных организациях МВД России можно выделить следующие значимые факторы, которые определяют специфику обучения курсантов:
1) уставная организация учебно-служебной деятельности. Обучение и служба курсантов организуются в соответствии с требованиями устава и субординационных отношений. Права, обязанности и ответственность закреплены в должностном регламенте (инструкции). При этом осуществление учебной деятельности (обучение) относится к сфере должностных обязанностей курсанта, следовательно, за систематически низкую успеваемость на курсанта могут налагаться различные взыскания, в том числе и дисциплинарные;
2) директивная система управления. Курсанты распределяются по учебным взводам, в каждом из которых из числа этих же курсантов в первые недели пребывания назначаются командиры учебных групп и командиры отделений, которым присваиваются специальные звания (сержант полиции), на них возлагаются обязанности управления личным составом группы. Кроме указанных командиров рядовой курсант подчиняется командиру взвода, замести-
телю начальника и начальнику курса, заместителю начальника и начальнику курса факультета и так далее;
3) совмещение учебной и служебной деятельности обучающимися. При зачислении в образовательную организацию МВД России обучающиеся принимаются на службу в органы внутренних дел в статусе курсантов, им присваивается соответствующее специальное звание полиции, они принимают присягу, обеспечиваются форменным обмундированием (носят форму полицейского) и получают не стипендию, а денежное довольствие, которое в несколько раз выше гражданской стипендии. Время обучения в вузе засчиты-вается в общую выслугу лет, дающую право на пенсию;
4) закрытость образовательных организаций. Курсанты проживают на территории образовательной организации (обычно на 1-2 курсе обучения), находясь на полном государственном обеспечении (трехразовое питание, общежитие, форменное обмундирование), имея возможность выхода за территорию только с разрешения руководства курса (по увольнительным запискам) и в соответствии с графиком увольнений, учитывая отсутствие нарушений служебной дисциплины и определенного количества неисправленных неудовлетворительных оценок. Для встреч с родными и близкими во второй половине дня отведено непродолжительное время и только в пределах контрольно-пропускного пункта;
5) групповая организация самостоятельной подготовки обучающихся к учебным занятиям. Время на самоподготовку у курсантов определено внутренним распорядком дня. Самоподготовка осуществляется в групповой форме под контролем курсовых командиров при взаимодействии с преподавательским составом. В случае необходимости получения консультаций или исправления большого количества неудовлетворительных оценок преподаватели прибывают в группу;
6) активное морально-психологическое сопровождение обучающихся. Вторая половина дня курсантов насыщена различными плановыми учебно-воспитательными, психологическими и спортивными мероприятиями (не только в своем учебном заведении, но и в других вузах, а также в территориальных отделах полиции), которые вносят существенный вклад в развитие личности обучающихся и формирование их профессиональной компетентности [2].
Специфика обучения курсантов предъявляет особые требования к личностным качествам обучающихся в системе МВД России и их способностям адаптироваться к высоким физическим и психологическим нагрузкам. Поэтому проблеме адаптации курсантов к учебной и служебной деятельности уделяется особое внимание, особенно на первых курсах обучения.
В целом проблема адаптации к профессиональной деятельности не нова, и этому направлению посвящены некоторые исследования. Так, Л.Ю. Нежкина
и И.В. Ярославцева на основании анализа научных исследований, а также проведенного эмпирического исследования выделяют четыре группы факторов, способствующих процессу профессиональной адаптации (на примере сотрудников правоохранительных органов):
- первая группа факторов связана с такими личностными особенностями сотрудников, как социальный интеллект, когнитивный контроль в сложных ситуациях, ответственность при выполнении служебных обязанностей, эмоциональная устойчивость, профессиональная мотивация, самооценка, способность устанавливать контакты;
- ко второй группе факторов относятся деловые (поведенческие) характеристики личности: уровень активности при выполнении оперативно-служебных задач; способность мобилизации в трудных ситуациях; действия, направленные на достижение успеха; практическое изменение сложившейся ситуации; усвоение социальных норм поведения и правил делового взаимодействия;
- третья группа факторов включает особенности деятельности службы управления кадрами: профессиональная ориентация школьников для поступления в образовательные организации МВД России, слаженность организационного механизма управления процессом адаптации вновь прибывших сотрудников; объективность деловой оценки сотрудников, гибкость системы обучения сотрудников;
- к четвертой группе факторов отнесены особенности службы: престиж и привлекательность профессии в целом, работа по определенной специальности в конкретном подразделении, особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника, наличие отработанной системы внедрения новшеств, позитивный социально-психологический климат в коллективе [3].
Данные факторы адаптации к профессиональной деятельности во многом применимы и к курсантам образовательных организаций МВД России, являющимся действующими сотрудниками органов внутренних дел, хотя и не выполняющим профессиональные обязанности в полной мере.
Можно выделить несколько барьеров, препятствующих адаптации курсантов на начальном этапе обучения:
- дидактический. Обучение в вузе значительно отличается от привычного и годами сформированного у школьников обучения в школе. Отличия заключаются в продолжительности и видах занятий, специфике изучаемых профессиональных дисциплин, практикоориентированности занятий, характере взаимодействия между преподавателем и курсантом и прочее. Низкая успеваемость может стать причиной конфликтов как с преподавателями, так и с курсовыми командирами, что усугубит процесс социально-психологической адаптации курсантов;
- физиологический. Связан с необходимостью перестройки режима труда и отдыха, в ситуациях совмещения учебной и служебной деятельности (например, несение службы в суточных нарядах), приспособления к характеру питания в курсантской столовой, а также высокими физическими и психическим нагрузками. Сложности в преодолении данного барьера приводят к повышенному утомлению курсантов и неблагоприятно сказываются на результативности учебной и служебной деятельности;
- когнитивно-психологический. Слабо развитые познавательные способности затрудняют результативность усвоения больших объемов новой, во многом специфичной (профессиональной) информации;
- социально-психологический. Слабо развитые коммуникативные качества могут препятствовать формированию у курсанта доброжелательных отношений с одногруппниками и приводить к межличностным конфликтам.
Наибольшие проблемы адаптации к учебной и служебной деятельности проявляются у курсантов-первокурсников. По результатам исследования в Сибирском юридическом институте МВД России, для многих курсантов именно преодоление социально-психологического барьера оказывается наиболее сложным. Необходимость проживания в общежитии закрытой организации усиливает проявление в учебных группах социально-психологических феноменов, связанных с самоутверждением курсантов, что порой неблагоприятно сказывается на общем социально-психологическом климате в учебных подразделениях и в целом на успешности обучения и выполнения служебных обязанностей.
Это актуализирует необходимость проведения с курсантами первого курса комплекса мероприятий, в том числе воспитательного и психологического характера, направленных на оптимизацию процесса адаптации. Так, необходимо своевременное информирование курсантов и дальнейшее разъяснение информации об особенностях обучения и правилах служебного поведения в специализированном учебном заведении, включение курсантов в общеинститутские мероприятия как в рамках института, так и за его пределами, сплочение учебных групп и всего первого курса, формирование в коллективах благоприятного морально-психологического климата. Хорошие результаты в этом направлении работы показало проведение в первые три месяца обучения серии социально-психологических тренингов, направленных на знакомство курсантов и сплочение учебных групп, на развитие коммуникативной компетенции и формирование доброжелательных взаимоотношений.
Важным направлением комплексной работы по обеспечению успешного процесса адаптации курсантов на первоначальном этапе является своевременное выявление курсантов с низким адаптационным потенциалом, находящихся в состоянии дезадаптации, а также курсантов, склонных к нарушению
норм и правил служебной дисциплины. Данные курсанты включаются в категорию нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании и с ними организовывается соответствующая поддерживающая, коррекцион-ная и иная совместная работа сотрудников курса, отдела морально-психологического обеспечения и других подразделений учебного заведения.
В заключение отметим, что адаптация курсантов к учебной и служебной деятельности образовательных организации МВД России - это сложный и многогранный процесс. От успешности его прохождения во многом зависит успеваемость и результативность служебной деятельности каждого курсанта, что требует особого внимания в его психолого-педагогическом сопровождении.
Библиографический список
1. Бекк, А.А. Адаптация обучающихся вузов системы МВД России к служебной и учебной деятельности как организационно-педагогическая проблема / АА Бекк // Образование и социализация личности в современном обществе : материалы XI Международной научной конференции. - 2018. - С. 370-372.
2. Евтихов, О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов : монография / О.В. Евтихов. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 181 с.
3. Нежкина, Л.Ю. Личностные и деловые качества сотрудников органов внутренних дел как факторы профессиональной адаптации / Л.Ю. Нежкина, И.В. Ярославцева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2016. - № 3(71). - С. 210-214.