Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ'

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКАЯ ОПЕКА / РЕБЕНОК / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гашнева А.О.

В статье обосновывается актуальность в том, что каждому ребенку нужно предоставить возможность полностью реализовать свой потенциал. На сегодняшний день возникает проблема о необходимости разработки новых форм содержания и воспитания детей, находящихся в особо сложных и дискомфортных условиях. Прежде всего это касается детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ADAPTATION OF ORPHANS

The article substantiates the relevance of the fact that every child should be given the opportunity to fully realize their potential. Today there is a problem about the need to develop new forms of maintenance and upbringing of children in particularly difficult and uncomfortable conditions. First of all, this applies to orphans and children deprived of parental care.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ»

УДК 159.9

Гашнева А.О.

студент 1 курса, кафедры психологии Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

(г. Магнитогорск, Россия)

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ

Аннотация: в статье обосновывается актуальность в том, что каждому ребенку нужно предоставить возможность полностью реализовать свой потенциал. На сегодняшний день возникает проблема о необходимости разработки новых форм содержания и воспитания детей, находящихся в особо сложных и дискомфортных условиях. Прежде всего это касается детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Ключевые слова: родительская опека, ребенок, приемная семья, адаптация детей-сирот, социально-психологическая адаптация.

Роль семьи для ребенка чрезвычайно важна. Родители дают детям жизнь, отвечают за уход и воспитание, берут на себя финансовую ответственность, имеют юридические полномочия, в том числе на право принятия важных решений от имени детей. Родители помогают почувствовать взаимное тепло и любовь, передают детям опыт поколений, жизненные ценности и духовность, воспитывают детей, удовлетворяют ежедневные потребности, предоставляют образцы для подражания, постепенно прививают социальные и бытовые навыки, необходимые в самостоятельной жизни. Все эти потребности жизненно важны для каждого ребенка любого возраста

Для исследования особенностей адаптации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки в приемных семьях мы использовали методику социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Полученные показатели мы изобразили в таблице 1.

Таблица 1 - показатели по методике диагностики социально-психологической адаптации детей-сирот (ДС) и детей, лишенных родительской опеки (ДПБП), воспитывающихся в приемных семьях.

№ Показатели ДС ГПБП Норма

Сырые балы Процен ты Сырые балы Процен ты

1. Адаптивность А 79.2 47% 141.5 86% 68 - 170

Дезадаптивность 125.6 74% 76.3 25%

2. Принятие себя S 27.8 39% 49.9 98% 22 - 52 14 - 35

Неприятие себя 30.2 73% 20.5 45%

3. Принятие других L 17.6 49% 28.5 95% 12 - 30 14 - 35

Неприятие других 20.9 78% 16.7 38%

4. Эмоциональный комфорт Е 16.7 20% 36.9 100% 14 - 35 14 - 28

Эмоциональный дискомфорт 29.6 100% 10.5 0%

5. Внутр. контроль I 78.9 100% 35.4 54% 26 - 65 18 - 45

Внешн. контроль 26.7 57% 32.2 79%

6. Доминирование D 10.7 64% 9.6 62% 6 - 15 12 - 30

Ведомость 14.2 30% 19.5 46%

7. Эскапизм (уход от проблем) 12.9 30% 15.7 65% 10 - 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций / Д.А. Белухин - М. - Воронеж: Институт практической психологии, 2009. - С.234 - 256.

2. Галицкий В. М., Мельник А. В., Синявский В. В. социально-психологический словарь / В. М. Галицкий, А. В. Мельник, В. В. Синявский. -К., 2008. - С.123 - 135.

3. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологи / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко - СПб.: Речь, 2006 - С.423 - 467.

4. Кутишенко В. П., Ставицкая С. А. Психология развития и возрастная психология: Практикум / В. П. Кутишенко. - К.: Каравела, 2009. - С.267 - 309.

Gashneva A.O.

Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

(Magnitogorsk, Russia)

THE PROBLEM OF ADAPTATION OF ORPHANS

Abstract: the article substantiates the relevance of the fact that every child should be given the opportunity to fully realize their potential. Today there is a problem about the need to develop new forms of maintenance and upbringing of children in particularly difficult and uncomfortable conditions. First of all, this applies to orphans and children deprived ofparental care.

Keywords: parental care, child, foster family, adaptation of orphans, socio-psychological adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.