Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ 15-17 ЛЕТ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ'

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ 15-17 ЛЕТ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКИ / ПРИЕМНЫЕ СЕМЬИ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дмитриев Д.А., Иванов А.Г.

Одна из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - приемная семья, главной целью которой является создание оптимальных и комфортных условий для воспитания и социальной адаптации этих детей в благоприятной семейной обстановке. Следовательно, под адаптацией приемного ребенка следует понимать социально-психологический процесс приспособления к новым социально-бытовым условиям жизни и социально-психологическому климату в приемной семье. Цель исследования - выявить особенности воспитания и адаптации девочек-подростков 15-17 лет, находящихся в статусе «опекаемый ребенок», в приемных семьях на основе изучения результатов тестирования по тестовым методикам. Объектом настоящего исследования явились девочки- подростки, воспитывающиеся в приемных семьях и находящиеся на лечении или обследовании в подростковом отделении для девочек-подростков в возрасте 15-17 лет государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Психиатрическая больница № 4». С целью изучения вопросов воспитания и адаптации было предпринято их тестирование по следующим тестовым методикам: 1) тест «Подростки о родителях» (ПОР); 2) тест «Шкала семейного окружения» (ШСО); 3) тест «Шкала социально-психологической адаптации» (СПА). Применение тестовых методик по отношению к девочкам-подросткам 15-17 лет, воспитывающихся в приемных семьях, позволило получить данные социально-психологического характера, а именно: психологический аспект отношений детей и приемных родителей, который раскрывает содержание и специфику воспитательной практики родителей с точки зрения девочек-подростков. Кроме того, представлена оценка социального климата в приемных семьях и социально-психологической адаптации девочек-подростков к новым условиям жизни и воспитания. Использование тестовых методик социальнопсихологического характера может способствовать выявлению существующих проблем при воспитании девочек-подростков в приемных семьях, что, в свою очередь, может послужить основой для разработки научно-обоснованных подходов по повышению уровня социальной адаптации опекаемых девочек-подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дмитриев Д.А., Иванов А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF UPBRINGING AND ADAPTATION OF ADOLESCENT FEMALES AGED 15-17 IN ADOPTIVE FAMILIES

Orphans and children left without parental care can be placed in adoptive families, which is supposed to ensure the best possible conditions for the upbringing and social adaptation of such children in a supportive family environment. Adaptation is seen as a social and psychological process of adjusting to new living conditions and psychological climate in the adoptive family. The study seeks to identify specific features of the upbringing and adaptation of adolescent females aged 15-17 who are children under wardship in adoptive families. The study is based on a questionnaire survey method. The object of the present study is adolescent females who are in the care of adoptive families and are undergoing medical treatment or screening in the adolescent unit for females aged 15-17 at the public healthcare institution “No. 4 Psychiatric Hospital” of the Moscow region. To investigate the upbringing and adaptation issues, a survey was conducted using the following questionnaires: 1) Adolescents' perception of parents; 2) Family ambience scale; 3) Social and psychological adaptation scale. The questionnaire-based survey of adolescent females aged 15-17 raised in adoptive families yielded insights about the psychological aspect of relations between children and adoptive parents, which reveals the content and specificity of parenting practices from the perspective of the teenage girls. The study also evaluates the social climate in adoptive families and the sociopsychological adaptation of adolescent females to the new living conditions and parenting style. Questionnaire-based investigations can help identify existing problems in the upbringing of adolescent females in adoptive families, which may further advance evidence- based approaches to facilitating the social adaptation of adolescent females.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ 15-17 ЛЕТ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ»



CD

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

■ --^ <OÎ http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-9-14-22

-1 Принята 10.09.2021 | Accepted 10.09.2021

1 УДК 1 614.2 - 053.6 - 055.2 : 362.86 : 370.18

PROBLEMS OF UPBRINGING AND ADAPTATION OF ADOLESCENT FEMALES AGED 15-17 IN ADOPTIVE FAMILIES

Dmitriev D.A., Ivanov A. G.

Tver State Medical University, Tver, Russian Federation

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ 15-17 ЛЕТ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ

Дмитриев Д.А., Иванов А.Г.

ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет», г. Тверь, Российская Федерация

Abstract. Orphans and children left without parental care can be placed in adoptive families, which is supposed to ensure the best possible conditions for the upbringing and social adaptation of such children in a supportive family environment. Adaptation is seen as a social and psychological process of adjusting to new living conditions and psychological climate in the adoptive family. The study seeks to identify specific features of the upbringing and adaptation of adolescent females aged 15-17 who are children under wardship in adoptive families. The study is based on a questionnaire survey method. The object of the present study is adolescent females who are in the care of adoptive families and are undergoing medical treatment or screening in the adolescent unit for females aged 15-17 at the public healthcare institution "No. 4 Psychiatric Hospital" of the Moscow region. To investigate the upbringing and adaptation issues, a survey was conducted using the following questionnaires: 1) Adolescents ' perception of parents; 2) Family ambience scale; 3) Social and psychological adaptation scale. The questionnaire-based survey of adolescent females aged 15-17 raised in adoptive families yielded insights about the psychological aspect of relations between children and adoptive parents, which reveals the content and specificity of parenting practices from the perspective of the teenage

Аннотация. Одна из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -приемная семья, главной целью которой является создание оптимальных и комфортных условий для воспитания и социальной адаптации этих детей в благоприятной семейной обстановке. Следовательно, под адаптацией приемного ребенка следует понимать социально-психологический процесс приспособления к новым социально-бытовым условиям жизни и социально-психологическому климату в приемной семье. Цель исследования - выявить особенности воспитания и адаптации девочек-подростков 15-17 лет, находящихся в статусе «опекаемый ребенок», в приемных семьях на основе изучения результатов тестирования по тестовым методикам. Объектом настоящего исследования явились девочки-подростки, воспитывающиеся в приемных семьях и находящиеся на лечении или обследовании в подростковом отделении для девочек-подростков в возрасте 15-17 лет государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Психиатрическая больница № 4». С целью изучения вопросов воспитания и адаптации было предпринято их тестирование по следующим тестовым

girls. The study also evaluates the social climate in adoptive families and the sociopsychological adaptation of adolescent females to the new living conditions and parenting style.

Questionnaire-based investigations can help identify existing problems in the upbringing of adolescent females in adoptive families, which may further advance evidence-based approaches to facilitating the social adaptation of adolescent females.

Keywords: adolescent females, adoptive families, adaptation.

REFERENCES

[1] Kuzina I.G., Stekolshcikova A.A. Foster family as a factor of adaptation and a form of adoption of orphans and children deprived of parental care // Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. № 3-1. P. 155161. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-155-161

[2] Konventsiya o pravakh rebenka (odobrena General'noi Assambleei OON 20.11.1989) (vstupila v silu dlya SSSR 15.09.1990). [Elektronnyi resurs]. URL: https ://consultant.ru/document/cons_doc_LAW/9959/ (data obrashcheniya 02.07.2021).

[3] Beschetnova O.V. Priemnaya sem'ya kak realizatsiya konstitutsionnogo prava detei-sirot na semeinoe vospitanie // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2008. № 14. P. 172-179.

[4] Dannye Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki v period s 2006 po 2017 gg. (Dolya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, nakhodyashchikhsya na vospitanii v sem'yakh, v obshchei chislennosti detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei. Temp rosta (snizheniya) chislennosti detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei). [Elektronnyi resurs]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (data obrashcheniya 30.06.2021).

[5] Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12. 1995 № 223-FZ (red. ot 04.02.2021, s izm. ot 02.03.2021). Prinyat Gos. Dumoi 8 dek. 1995 // Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossiiskoi Federatsii. [Elektronnyi resurs]. URL:

методикам: 1) тест «Подростки о родителях» (ПОР); 2) тест «Шкала семейного окружения» (ШСО); 3) тест «Шкала социально-психологической адаптации» (СПА).

Применение тестовых методик по отношению к девочкам-подросткам 15-17 лет, воспитывающихся в приемных семьях, позволило получить данные социально-психологического характера, а именно: психологический аспект отношений детей и приемных родителей, который раскрывает содержание и специфику воспитательной практики родителей с точки зрения девочек-подростков. Кроме того, представлена оценка социального климата в приемных семьях и социально-психологической адаптации девочек-подростков к новым условиям жизни и воспитания.

Использование тестовых методик социально-психологического характера может способствовать выявлению существующих проблем при воспитании девочек-подростков в приемных семьях, что, в свою очередь, может послужить основой для разработки научно-обоснованных подходов по повышению уровня социальной адаптации опекаемых девочек-подростков.

Ключевые слова: девочки-подростки, приемные семьи, адаптация.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Кузина И.Г., Стекольщикова А.А. Приемная семья как фактор адаптации и форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10, № 3-1. С. 155161. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-155-161

[2] Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). [Электронный ресурс]. URL: https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW/9959/ (дата обращения 02.07.2021).

[3] Бесчетнова О.В. Приемная семья как реализация конституционного права детей-сирот на семейное воспитание // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 14. С. 172-179.

[4] Данные Федеральной службы государственной статистики в период с 2006 по 2017 гг. (Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Темп роста (снижения) численности детей, оставшихся без попечения родителей). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 30.06.2021).

[5] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12. 1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021). Принят Гос. Думой 8 дек. 1995 //

https://legalacts.ru/kodeks/SK-RF (data

obrashcheniya 25.06.2021).

[6] Ivanova N.A. Contractual regulation of custody and guardianship of minor children in modern Russia // Current Issues of the State and Law. 2020; Vol. 4. № 13. P. 101-110. DOI: 10.20310/2587-9340-2020-413-101-110

[7] Lavrent'eva Z.I. Priemnaya sem'ya kak sotsial'no-pedagogicheskii fenomen. Novosibirsk: NGPU, 2014. 218 p.

Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/kodeks/SK-RF (дата обращения 25.06.2021).

[6] Иванова Н.А. Договорное регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в современной России // Актуальные проблемы государства и права. 2020. Т. 4, № 13. С. 101-110. DOI: 10.20310/2587-9340-2020-4-13-101-110

[7] Лаврентьева З.И. Приемная семья как социально-педагогический феномен. Новосибирск: НГПУ, 2014. 218 с.

Author Contributions. Dmitriev D.A. - collection and processing of materials, statistical data processing; Ivanov A. G. -

research concept and design, literature review, writing a text.

Conflicts of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Dmitriev D.A. - SPIN ID: 3783-2002; ORCID ID: 0000-0002-5188-1691

Research interests, number of main publications: Study of the population mental health, 2 publications were published, including 1 in the conference proceedings.

Ivanov A.G. - SPIN ID: 3263-6415; ORCID ID: 0000-0001-6732-5713

Research interests, number of main publications: Study of medical and demographic indicators ofpopulation health and organization of medical care, more than 95 publications were published, 13 of them in SCOPUS and WoS, 33 in the Higher Attestation Commission and more than 15 in conference proceedings.

Вклад авторов. Дмитриев Д.А. - сбор и обработка материалов, статистическая обработка данных; Иванов

А.Г. - концепция и дизайн исследования, обзор литературы, написание текста.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии спонсорской поддержки при проведении

исследования.

Дмитриев Д.А. - SPIN ID: 3783-2002; ORCID ID: 0000-0002-5188-1691

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение психического здоровья населения, опубликованы 2 публикации, в том числе 1 в материалах конференции.

Иванов А.Г. - SPIN ID: 3263-6415; ORCID ID: 0000-0001-6732-5713

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение медико-демографических показателей здоровья населения и организации медицинской помощи, опубликованы более 95 публикаций, из них 13 в СКОПУС и WoS, 33 в ВАК и более 15 в материалах конференций.

For citation: Dmitriev D.A., Ivanov A.G. PROBLEMS OF UPBRINGING AND ADAPTATION OF ADOLESCENT FEMALES AGED 15-17 IN ADOPTIVE FAMILIES // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". 2021. Vol.23. №9. pp. 14-22. Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-9-14-22.

Для цитирования: Дмитриев Д.А., Иванов А.Г. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ 15-17 ЛЕТ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2021. Т.23. №9. С. 14-22. Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-9-14-22.

Введение. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является весьма сложной практической и научной проблемой для современной России, поскольку для ее успешного решения необходим целый ряд наук, таких как психология, педагогика, социология, медицина и юриспруденция [1].

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, каждый ребенок имеет право жить и

воспитываться в семье, иметь родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам [2].

Мировой опыт показывает, что ранее дети-сироты воспитывались преимущественно в закрытых и полузакрытых интернатах и детских домах, однако это не приносило желаемого результата, поэтому с 1990-х годов в России

получили развитие семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время приемная семья является наиболее жизнеспособной и перспективной формой семейного устройства таких детей [3]. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, доля сирот, воспитывающихся в детских домах-интернатах, с 2006 по 2017 гг. снизилась в 2,7 раза (21,6 против 8,02), а доля сирот, устраиваемых в приемные семьи, увеличилась в 1,3 раза (55,98 против 71,16)

[4].

Приемная семья - это одна из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии со статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации: «приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре» [5].

Договорное регулирование опеки и попечительства предоставляет возможность более гибкого правового регулирования отношений по передаче ребенка на воспитание в семью, позволяет учитывать интересы как подопечных детей, так и опекунов (попечителей) [6]. Следовательно, главной целью приемной семьи является создание оптимальных и комфортных условий для воспитания и социальной адаптации ребенка в благоприятной семейной обстановке, а также «обеспечивать ему поступательное продвижение к самопознанию, самопониманию и формировать у него способности наиболее полно реализовать себя как человека в открытом обществе» [7].

Психологи, при описании затруднений в социальной адаптации приемных детей к семье, особо подчеркивают их бытовую неприспособленность, отсутствие обыденных навыков самообслуживания, сосуществования и повседневного взаимодействия. Это вносит дополнительное напряжение и наделяет приемных детей тревожностью, с которой они зачастую не могут справиться. Другая неблагоприятная особенность детей, принятых в приемную семью - трудность формирования эмоциональной привязанности, как к людям, так и к месту, в силу чего они с трудом переживают и выражают эмпатию, благодарность, готовность к кооперации и помощи, что затрудняет их

семейную социализацию, особенно если это произошло в подростковом возрасте. Следовательно, с психологической точки зрения адаптацию целесообразно рассматривать как психологический процесс включения ребенка в систему социально-психологических

взаимоотношений, а также формирования психологической привязанности к родителям-опекунам.

С социологической точки зрения адаптация - это социальный процесс вхождения ребенка в новую семью, который включает следующие аспекты:

• - удовлетворение насущных потребностей и всестороннее развитие личности ребенка;

• - формирование у ребенка позитивного «Я-образа» и позитивного опыта семейного взаимодействия;

• - приспособление ребенка к условиям социальной среды в новой приемной семье на физиологическом, психологическом и социальном уровнях;

• - формирование ролевого поведения, принятие семейных норм и правил;

• - налаживание эффективных форм общения и сотрудничества с родителями-опекунами.

Таким образом, под адаптацией опекаемого ребенка в приемной семье следует понимать социально-психологический процесс

приспособления к новым социально-бытовым условиям жизни и социально-психологическому климату.

Цель исследования - выявить особенности воспитания и адаптации девочек-подростков 1517 лет, находящихся в статусе «опекаемый ребенок», в приемных семьях на основе изучения результатов тестирования по тестовым методикам.

Материалы и методы. Объектом исследования явились воспитание и адаптация девочек-подростков (п = 39), воспитывающихся в приемных семьях, предметом исследования -социально-психологические аспекты их воспитания и адаптации.

Девочки-подростки, попавшие под критерии отбора для тестирования согласно методическим указаниям тестовых методик, находились на лечении или обследовании в подростковом отделении для девочек-подростков в возрасте 15-17 лет государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Психиатрическая больница

№ 4». По возрасту они распределись следующим образом: 15 лет - 46,2% (n = 18), 16 лет - 35,9% (n = 14), 17 лет - 17,9% (n = 7).

Причины госпитализации: агрессия, отказ выполнять возлагаемые на них обязанности, отказ от посещения школы или неуспеваемость, табакокурение, прием алкоголя и наркотиков, частые конфликты в семье, половая распущенность, бродяжничество, реакции протеста, сложность воспитания, социальная дезадаптация, обострение хронического психического заболевания или расстройства. Девочки-подростки в соответствии с МКБ-10 по нозологическим группам распределились следующим образом:

• - F00-F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства - 10,3% (n = 4);

• - F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства - 35,9% (n = 14);

• - F70- F79 Умственная отсталость - 30,8% (n = 12);

• - F90- F98 Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте - 23,0% (n = 9).

По факту отягощенной наследственности девочек-подростков получены следующие данные: по линии матери 12,8% (n = 5), по линии отца 2,6% (n = 1), по линии обоих родителей 46,2% (n = 18). Суммарно отягощенная наследственность прослеживается у 61,6% (n = 24) девочек-подростков, что отчетливо коррелирует с F20-F29 и F70-F79. У 15,3% (n = 6) девочек-подростков наследственность не отягощена, на остальных (23,1%, n = 9) анамнестических данных нет.

Из дополнительных неблагоприятных социальных факторов необходимо отметить такие как табакокурение - 41% (n = 16), употребление алкоголя - 64,1% (n = 25), употребление наркотиков - 12,8% (n = 5), насилие и издевательства в прошлом - 20,5% (n = 8), ранняя половая жизнь и половая распущенность - 25,6% (n = 10).

С целью изучения вопросов воспитания девочек-подростков 15-17 лет в приемных семьях и выявления особенностей их адаптации было предпринято их тестирование по следующим тестовым методикам:

1. тест «Подростки о родителях» - это русскоязычная адаптация опросника ADOR

чехословацких авторов (Adolescent o Rodicoch: Matejcek, Rícan, 1983), который, является переработанной модификацией методики CRPBI (Child's Report of Parental Behavior Inventory: Earl S. Schaefer, 1965). Тест раскрывает содержательный характер и специфику воспитательной практики родителей с точки зрения подростков 13-18 лет. Методика психологической диагностики отношений детей и родителей дает возможность описать отношения как с матерью, так и отцом, по наиболее общим проявлениям: доброжелательность,

враждебность, автономия, директивность и непоследовательность;

2. тест «Шкала семейного окружения» - это методика Family Environmental Scale (FES) оценки социального климата в семье, предложенная R.H. Moos (1974) и адаптированная С.Ю. Куприяновым (1985), позволяет измерить и описать: отношения между членами семьи (показатели отношений); направления личностного роста, которым в семье придается особое значение (показатели личностного роста); основную организационную структуру семьи (показатели, управляющие семейной системой);

3. тест «Шкала социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда (1954), модифицирован А.К. Осницким (2004) и предназначен для диагностики социально-психологической адаптации.

Результаты и обсуждение. Тест «Подростки о родителях» основан на положении о том, что воспитательное воздействие родителей на детей характеризуется при помощи трех факторных переменных: 1) принятие - или эмоциональное отвержение; 2) психологический контроль -психологическая автономия; 3) скрытый контроль - открытый контроль. Анализ теста «Подростки о родителях» выявил следующие показатели по шкалам от 1 до 5 баллов (норма - 3 балла).

Так, по «Шкале позитивного интереса -POZ» получен средний балл 2,8 в отношении к женщинам-опекунам и 3,0 балла по мужчинам-опекунам. Это говорит о том, что в большинстве приемных семей имеется положительное отношение к ребенку и ребенка к родителям-опекунам.

«Шкала директивности - DIR»— средний балл составил 4,0, следовательно, родители-

опекуны при воспитании приемных девочек-подростков достаточно строги и стеничны, процесс воспитания происходит в режиме гиперопеки, так как опекуны несут ответственность за взятого на воспитание ребенка и над ними установлен контроль со стороны органов опеки. Следует отметить, что режим гиперопеки нередко является причиной скрытых и явных конфликтов в семье.

По «Шкале враждебности - HOS» средний балл оказался повышенным и составил 4,0, что является весьма предсказуемым при высоких показателях по «Шкале директивности -DIR», так как гиперопека неминуемо приводит к реакциям протеста со стороны девочек-подростков и конфликтам в приемных семьях.

Получен ожидаемо низкий балл 2,8 по «Шкале автономности - AUT». Такое положение вещей также обусловлено высоким баллом 4,0 по «Шкале директивности - DIR». Следовательно, в автономности или независимости девочки-подростки ограничены, что связано со статусом «опекаемый ребенок», воспитанием на возмездной основе и контролем со стороны органов опеки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для опекунов характерна резкая смена стилей воспитания и определенная непоследовательность воздействия, что может быть продиктовано отсутствием генетического родства и жесткой системой контроля и директивности. Этот вывод основан на данных «Шкалы непоследовательности - NED», а именно: для женщин-опекунов средний балл составил 3,7, являющийся верхней границей нормы, а для мужчин-опекунов средний балл оказался высоким - 4,0.

По «Фактору близости (POZ/HOS)» получен низкий средний балл - 2,0. Это свидетельствует о том, что опекунам-мужчинам более близкому принятию ребенка и проявлению к нему чувств мешает гендерная составляющая и отсутствие родства. Они опасаются, что более теплое принятие опекаемой девочки-подростка может быть интерпретировано ею как сексуальное влечение и вызвать сексуальные притязания, породив ряд социально неблагоприятных проблем. Кроме того, для обоих родителей-опекунов низкий фактор близости обусловлен статусом «опекаемый ребенок», но в данном возрасте (15-17 лет) это оправдано, так как высокие баллы по данному показателю при повышенной директивности и гиперопеке приводили бы к негативно

складывающемуся отношению девочек-подростов к противоположному полу, сниженной способности осмысленно воспринимать семью, подчиненных ей людей и свою жизненную перспективу.

«Фактор критики фШ/АиТ)» оказался в норме, следовательно, в приемных семьях отмечается положительная тенденция воспитания в отношении девочек-подростков и определения их социальной ориентации.

Анализ индивидуальных графиков, построенных по каждой девочке-подростку, показал, что в неполных семьях, где воспитанием приемного ребенка занимается лишь женщина-опекун, в 80% случаев наблюдается дисгармоничная модель воспитания.

Определяющими факторами дисгармонии оказались: высокая непоследовательность, резкая смена стилей воспитания, высокий родительский контроль, жесткие требования и низкий позитивный интерес к ребенку. Все это приводило к отчуждению, скрытому или явному конфликту, подавлению и гиперопеке. В результате получены следующие патологические модели воспитательной практики:

дисгармонично-непоследовательная, враждебно-подавляющая и отвергающе-отстраненная. Необходимо отметить, что эти же модели воспитания имеют место и в полных семьях со стороны женщин-опекунов, но в меньшей мере, лишь в 45% случаев.

Оценка графиков, характеризующих воспитательную практику мужчин-опекунов показала, что в 38% случаев наблюдается дисгармоничная модель воспитания, при этом ведущими факторами явились следующие: низкое позитивное отношение, низкий фактор близости, высокая директивность, высокий контроль, что приводило к скрытому или явному конфликту, подавлению и гиперопеке. В результате модель негативной воспитательной практики оказалась враждебно-подавляющей.

Далее по результатам теста «Шкала семейного окружения», состоящего из трех блоков, нами осуществлена оценка социального климата в приемных семьях, где воспитываются девочки-подростки.

Блок № 1 «Показатели отношений» («сплоченность», «экспрессивность»,

«конфликт»). По показателю «сплоченность» средний балл составил 5,79, что ниже нормативного 6,45. Низкий показатель обусловлен тем, что девочки-подростки были

взяты под опеку 1 -2 года назад, следовательно, отношения еще не установились, эмоциональной привязанности нет, опекуны воспринимаются ими как чужие люди, при этом непринятие идет со стороны девочек-подростков. По показателю «экспрессивность» средний балл оказался ниже нормативного 6,18 и составил 5,36. Причинами низкого уровня этого показателя явились неполные семьи и дети, имеющие психические заболевания (Б20-Р29). Показатель «конфликт» в 57,5% приемных семей высокий (среднее значение 4,64) по сравнению с нормативным 3,2.

Блок № 2 «Личностный рост» (показатели «независимость», «ориентация на достижения», «интеллектуально-культурная ориентация», «ориентация на активный отдых», «морально-нравственные аспекты»). Так, показатель «независимость» составил 3,23, оказавшись низким по сравнению с нормативным баллом 4,35. Это снижение предсказуемо, так как опекаемые девочки-подростки с

неблагополучным прошлым не могут обладать свободой в плане самоутверждения, самостоятельности и независимости из-за опасения, что они будут повторять модель поведения своих биологических родителей. Немаловажным фактором является контроль и надзор со стороны органов опеки и директивность в воспитании со стороны опекунов. Показатель «ориентация на достижения» оказался высоким (5,82 балла) при нормативном 5,46. Это свидетельствует о том, что все приемные семьи справляются с поставленной задачей социализации девочек-подростков, их подготовки к будущей самостоятельной жизни без помощи родителей. При этом неполная приемная семья показывает относительно низкие показатели в данном аспекте. По показателю «интеллектуально-культурная ориентация»

получен низкий балл 4,97, при нормативном 6,08. Балл снижается за счет неполных семей, где воспитанием занимается лишь женщина. Кроме того, при обследовании девочек-подростков, имеющих низкий показатель по данной шкале, в 76,9% случаев наблюдается патология в виде дизлексии, системного недоразвития речи и лексико-грамматического недоразвития речи. Высокий балл 5,18 при норме 4,37 по показателю «ориентация на активный отдых» характерен для полных семей, а низкий балл в 86% случаев коррелирует с неполными семьями. Также высокий балл 5,95 выявлен по показателю «морально-нравственные аспекты» при

нормативном 5,72, следовательно, морально-нравственная составляющая в приемных семьях на высоком уровне и повышена за счет неполных семей.

Блок № 3 «Показатели управления системой» («организация», «контроль»). Высокий балл 5,69 установлен по показателю «организация» (при нормативном 5,13) и по показателю «контроль» 5,87 (при нормативном балле 3,93). Это объясняется тем, что родители-опекуны занимаются воспитанием ребенка на возмездной основе по договору и контролируются органами опеки и попечительства.

В процессе проведения исследования нами проанализированы результаты теста «Шкала социально-психологической адаптации», позволившие выявить личностные особенности девочек-подростков и степень их социально-психологической адаптации к новой среде, условиям и правилам поведения.

По шкале «Адаптация», которая показывает уровень приспособленности человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами, получены следующие результаты: 35,9% (п = 14) девочек-подростков показали низкий уровень адаптации, 38,5% (п = 15) - средний уровень и 25,6% (п = 10) - высокий уровень. Наиболее высок уровень дезадаптации среди девочек-подростков, страдающих шизофренией, шизотипическими и бредовыми расстройствами (Р20-Б29) и умственной отсталостью (Р70-Б79). Возраст родителей-опекунов девочек-подростков, имеющих низкий показатель адаптации, составил 50-65 лет. Это объясняется тем, что органы опеки предпочитают отдавать «трудных, проблемных детей» более взрослым опекунам и лицам со значительным стажем опекунства. При выяснении семейных отношений в группе дезадаптированных лиц (адаптация менее 50%) выявилось, что 62,1% (п = 10) девочек-подростков оценивают отношения в семье как плохие, что является одним из факторов дезадаптации. Однако у родителей-опекунов этот показатель значительно ниже и составил 24,1%, следовательно, опекуны не видят проблему внутрисемейной дезадаптации ребенка.

Шкала «Лживость» показывает искренность тестируемого. Так, для 69,2% (п = 27) девочек-подростков показатель оказался в норме, а для 30,8% (п = 12) повышен. Ложь подростков

связана со своеобразием возрастных кризисов, происходящих в процессе генезиса личности. Наиболее частыми мотивами подростковой лжи являются: избегание наказания, стремление добиться своего, чего другим путем не получишь, охрана личной жизни и желание не создавать неловкую ситуацию.

Шкала «Самопринятие» характеризует степень принятия человеком самого себя, удовлетворенность нынешним уровнем индивидуального развития. По нашим данным у 53,8% (п = 21) девочек-подростков этот показатель оказался в пределах нормы, а у 46,2% (п = 18) снижен, что позволяет судить о низком уровне социально-психологической адаптации. Следовательно, эти дети не способны принять себя такими, какими они есть, а также они испытывают душевный дискомфорт.

Сопоставление результатов по шкале «Адаптация», по которой выявлено 35,9% дезадаптированных, с результатами по шкале «Самопринятие», по которой 46,2% лиц себя не принимают, позволяет предположить, что 10,3% (п = 4) адаптированных лиц находятся в группе риска на пути к дезадаптации.

Показатели шкалы «Принятие других» позволяют судить о потребности в общении, взаимодействии и совместной деятельности. Данный показатель оказался высоким у 66,7% (п = 26) тестируемых и низким у 33,3%, (п = 13), при этом тропности к нозологическим группам заболеваний не выявлено. Причины низкого показателя у девочек-подростков - это личные предпочтения и поиск лиц по интересам.

Шкала «Эмоциональный комфорт» характеризует положительное отношение к окружающей обстановке, так как при позитивном отношении к действительности у девочек-подростков эффективнее происходит развитие и адаптация к новым условиям жизни. Установлено, что для 56,4% (п = 22) девочек-подростков данные по шкале оказались высокими, а для 43,6%, (п = 17) сниженными (семейные отношения охарактеризованы как неудовлетворительные). Наиболее подвержены эмоциональному дискомфорту девочки-подростки, страдающие шизофренией, шизотипическими и бредовыми расстройствами и умственной отсталостью, что объяснимо наиболее выраженной патологией в сфере контроля над эмоциями и волей.

Шкала «Интернальность» позволяет судить об уровне субъективного контроля

происходящих событий, который включает внешний и внутренний контроль (в данном случае внешний контроль - это контроль со стороны родителей-опекунов). По результатам нашего исследования 35,9% (п = 14) девочек-подростков субъективно не контролируют происходящие события. Необходимо отметить, что данный показатель совпадает с показателем «адаптация», в котором также дезадапитрованных лиц выявлена 4 от числа обследованных. Следовательно, дезадаптация приводит к потере субъективного контроля происходящих событий, и такие лица полностью зависимы от родителей-опекунов. Это свидетельствуют о том, что у девочек-подростков с низким показателем «Интернальность» нет желания к самостоятельной деятельности, им необходимы указания и постоянный контроль со стороны родителей-опекунов, а это лишает их необходимости самостоятельно планировать и контролировать своё поведение, формируя привычку к «пошаговому выполнению чужих инструкций».

По шкале «Стремление к доминированию» у 69,2% (п = 27) девочек-подростков выявлен высокий показатель «ведомости», что можно констатировать как повышенную восприимчивость к психическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц.

Анализ шкалы «Эскапизм» (эскапизм - это стремление уйти от реальностей повседневной жизни, бытовых проблем в мир иллюзий и фантазий) показал, что для 43,6% (п = 17) показатель повышен. При этом он коррелирует с показателями «Самопринятие» и

«Эмоциональный комфорт», по которым выявлены сниженные значения. Следовательно, попадая в трудные жизненные ситуации, девочки-подростки стремятся уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий, осознавая свой статус и то положение в каком они оказались.

Таким образом, социально-

психологические данные, полученные на основе применения тестовых методик по отношению к девочкам-подросткам 15-17 лет, позволили охарактеризовать взаимоотношения в приемных семьях, социальные установки и психологические проблемы, связанные с их воспитанием и адаптацией.

По результатам теста «Подростки о родителях» установлено: в приемных семьях выявлены недостатки в воспитательной практике,

о чем свидетельствуют высокие показатели дисгармоничной модели воспитания, что снижает уровень социальной и психологической адаптации девочек-подростков.

Оценка социального климата в приемных семьях, где воспитываются девочки-подростки, на основе анализа результатов теста «Шкала семейного окружения» показала, что ведущими факторами отклонений показателей являются непринятие опекуна как родителя, короткий срок нахождения девочек-подростков под опекой, неполные приемные семьи, наличие психической патологии, а также необходимость перевоспитания ребенка и привития ему новых ценностных ориентиров, которые происходят в режиме директивности и гиперопеки.

Применение в исследовании теста «Шкала социально-психологической адаптации»

позволило нам выявить особенности личности тестируемого и степень социально-психологической адаптации к новой среде, условиям и правилам поведения. Так, % девочек-подростков являются дезадаптированными, при этом из числа адаптированных детей каждый десятый находится в группе риска. Более чем у половины тестируемых отмечаются негативные последствия гиперопеки и директивности, а именно: высокий показатель «ведомости».

Выводы. По результатам проведенного исследования можно заключить, что в целом приемные семьи эффективнее справляются с поставленной задачей, чем детские дома-интернаты, однако данная модель не лишена недостатков, над которыми стоит работать с целью их минимизации. В приемных семьях идет как снижение, так и повышение некоторых показателей воспитания и адаптации, что объяснимо самой моделью приемной семьи,

поставленными задачами, «статусом опекаемый ребенок», психической патологией девочек-подростков. Значимыми факторами,

снижающими показатели, являются следующие: неполная семья, психическая патология, малый срок пребывания девочки-подростка в приемной семье, непринятие опекуна как родителя, гиперопека, высокая директивность,

непоследовательность и резкая смена стилей воспитания, перевоспитание и дисгармоничные модели воспитания.

Устранению существующих проблем в воспитании девочек-подростков, повышению уровня их социальной адаптации в приемных семьях могут способствовать:

• - повышение роли медицинской психиатрической службы в оказании консультативно-диагностической и лечебной помощи приемным семьям;

• - проведение медицинской психиатрической службой (врачами-психиатрами, клиническими психологами) профилактической работы, направленной на предотвращение дезадаптации девочек-подростков, как по причине психической патологии, так и по причине дисгармоничных форм воспитания в приемных семьях;

• - проведение тестирования по вышеуказанным методикам, занятий по вопросам повышения стрессоустойчивости девочек-подростков, воспитывающихся в приемных семьях, обучение их алгоритму поведения, направленному на снижение конфликтности.

Кроме того, целесообразно рекомендовать органам опеки и попечительства предоставлять опеку над лицами с психической патологией и выраженной дезадаптацией лишь полным семьям.

Corresponding Author: Ivanov Aleksandr Gennadievich - doctor of medical Sciences, professor, head of the Department of fundamentals of community health, health care and history medicine, Tver State Medical University, Tver, Russian Federation

E-mail: ivanov.algentgma@gmail.com

Ответственный за переписку: Иванов Александр Геннадьевич -доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой основ общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет», г. Тверь, Российская Федерация

E-mail: ivanov.algentgma@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.