ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
№ 1
5.25. ПРОБЕЛЫ В НОРМАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Ступалова М.А., адъюнкт
Нижегородская академия МВД России
Признание и законодательное обеспечение права на неприкосновенность частной жизни человека и гражданина со стороны государства является важнейшим условием развития общества и каждой личности в отдельности.
Среди различных видов прав человека и гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, право на неприкосновенность частной жизни занимает особое положение. Исполнение этого права базируется на применении норм и правил международного и российского законодательства.
В отечественной юридической литературе ведутся дискуссии относительно сущности, правовой природы частной жизни и ее место в сфере права.
В последние годы данная проблема получила внимание ученных-правоведов Л.Ю. Казанцева, В.П. Иванского, Г.Б. Романовской в сфере изучения частной жизни как правовой категории, а с точки зрения права человека и гражданина на частную жизнь как самостоятельного компонента в механизме государства предпринято Р.А. Ягудиным.
К числу авторов, непосредственно занимавшихся теоретическими проблемами правового и морального регулирования частной жизни в современной России, в частности, правовое регулирование частной жизни осужденных в местах лишения свободы относится Р. Б. Головкин.
Частная жизнь - это одна из сфер индивидуальной жизнидеятельности человека, пишет Канина И. А., которая регулируется как правовыми нормами, так и нормами морали, включает в себя все те внутренние и внешние стороны его жизни, которые он сам для себя устанавливает, и должна защищаться принудительной силой государства, не нарушая при этом права и свободы других лиц1.
Профессор Головкин РБ. Пишет, что частная жизнь -это урегулированная правом и моралью особая имеющая сложную структуру, сфера жизнедеятельности человека, предназначенная для относительной ав-
1 См.: Канина И.А. Частная жизнь в сфере права: Автореф. дис. ... к.ю.н. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина., 2006. - С.10.
тономизации личности от общества, обеспечиваемой самой личностью и государством2.
На наш взгляд, выводы профессора Р.Б. Головкина более убедительны, так как автор, в частности, в определение частной жизни уходит от применение такого термина, как «принудительной силой государства». Мы считаем, что это особая и специфичная сфера жизнедеятельности каждого человека, именно обеспечиваемой самой личностью, а потом государством.
А лица, отбывающие наказания, как граждане государства обладают правами и свободами человека и гражданина, которые согласно ст. 2 Конституции являются высшей ценностью. Это обуславливает наличие особых требований к нормативным актам, закрепляющим правовое положение осужденных, к ограничениям их общегражданских прав и свобод3.
Исключительно важное значение имеет вторая глава УИК РФ, посвященная правовому положению осужденных. В данной главе определяются основы правового положения осужденных и гарантии обеспечения их прав, свобод и законных интересов4.
Следует подчеркнуть что УИК РФ достаточно разносторонне и полно воспринял международные нормы и стандарты в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными5. В этой связи необходимо отметить, что кодекс разработан впервые с учетом положений международно-правовых актов, касающихся обращения с осужденными. Принципиально новым также является возможность обращения за защитой прав осужденных в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это является подтверждением стремления УИС к соблюдению и охране прав и свобод человека6.
В связи с общей направленностью на гуманизацию и демократизацию процесса исполнения уголовных наказаний необходимо позитивно оценить изменений норм УИК РФ, в частности, это касается не только расширения специальных, только предусмотренных УИК прав осужденных, но и неприкосновенности частной жизни осужденных. Безусловно, сразу же возникает вопрос и негодование со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы: откуда все это?. Зачем? и т.д.
Проведенные нами социологические исследование виде опроса осужденных и администрации в исправительных учреждениях ФСИН России подтвердили наш прогноз. Администрация ИУ на вопрос может ли быть у осужденных частная жизнь в период отбывания наказания в виде лишения свободы, ответ был один - нет,
2 См.: Головкин Р.Б. Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России: Дис. ... д.ю.н. - Н. Новгород: НА МВД России, 2005. - С.126.
3 См.: Селиверстов В.И. Социально-правовое назначение и понятие правового положения лиц, отбывающих наказания. Уголовноисполнительное право: Учебник /Под ред. проф. И.В. Шмарова. - М.: Изд-во БЕК, 1996. - С. 88.
4 См.: Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под общ. Ред. П.Г. Мищенкова. - М.: Экспертное бюро, 1997. - С. 8.
5 См.: Уголовно-исполнительное право России. Учебник и основные нормативные правовые акты /Под ред. проф. О.В. Филимонова. - М.: ЮрИнфоР-МГУ, 2004. - С.42.
6 См.: Зубков А.И. Правовые основы исполнения и отбыания уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера по УИК РФ. // Уголовно-исполнительное право России. Теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика 20 века. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - С.398.
Ступалова М. А.
ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ ОСУЖДЕННЫХ
как можно вести об этом речь, этого нет в УИК РФ, т.е. 100% не согласны. Другая сторона, это - осужденные. Более 70% считают, что частная жизнь должна быть, так как мы не лишены гражданства, мы граждане России.
На сегодняшний день информация о личной жизни осужденных в исправительных колониях становится более доступной, благодаря использованию различных технических, оперативных и иных средств и методов как сотрудниками, так и осужденными.
В частности, УИК РФ предусмотрена переписка, денежные переводы и телефонные переговоры осужденных к лишению свободы (ст. 91 и 92).
Так, получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения (п. 2 ст. 91). На наш взгляд, законодатель не четко сформулировал и не пояснил, какая именно корреспонденция должна подвергаться к цензуре.
Осужденные в соответствии п. 4 ст. 91 УИК РФ вправе получать денежные переводы, а также отправлять денежные переводы близким родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения - иным лицам за счет средств, находящихся на их лицевых счетах.
На наш взгляд, данная норма статьи грубо влезает частную жизнь осужденного, при всем том, одним разрешает в полном объеме реализовать свои права и законные интересы, а другим полностью запрещает и унижает человеческое достоинство.
Представляется целесообразным внести в п.4 ст. 91 УИК РФ изменения в следующей редакции: «Осужденные вправе получать денежные переводы, а также от-
правлять денежные переводы близким родственникам и иным лицам за счет средств, находящихся на их лицевых счетах».
Сомнение вызывает содержание п. 5 ст. 92. УИК РФ «Телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом исправительных учреждений». Ни в Кодексе, ни в Правилах (п. 15) внутреннего распорядка исправительных учреждений нет разъяснений по вопросу, имеет ли осужденный право вести телефонные переговоры на своем родном языке или же прослушивать весь разговор с близкими родственниками и т.д. На наш взгляд, такой подход не совсем точен.
Также следует обратить внимание на статью 100 УИК РФ «Осо-бенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей».
Во-первых, вызывает некоторые недоумение слово «особенности», что может быть для ребенка и матери «не особенности». Пытаемся найти проблемы для того, чтобы за что то зацепиться, ущемить и унизить самое что ни есть у человека дорогое. Причем здесь виноват ребенок? Почему мы не можем создать условия матери и ребенку проживание с семьей за пределы исправительного учреждения? Есть положительный пример в колонии-поселении, где осужденным-поселенцам разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади.
Вопросы, затрагивающие право частной жизни осужденных разносторонни и многоплановы и поэтому закрепление данного права в уголовно-исполнительном законодательстве придаст ему юридическое значение.