ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
PUBLIC LAW (STATE LAW) SCIENCES
Научная статья УДК 349.2
DOI 10.33184/pravgos-2022.3.19
ГОЛЬЦОВ Владимир Борисович
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета РФ, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-4510-0841
ГОЛОВАНОВ Николай Михайлович
Государственный институт экономики, финансов, права и технологий (ГИЭФПТ), Гатчина, Россия;
https://orcid.org/0000-0002-6870-4376
ИГБАЕВА Гузель Римовна
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета РФ, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-5095-5559
Original article
GOLTSOWladimir Borisovich
Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia.
GOLOVANOV Nikolay Mikhailovich
State Institute ofEconomics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Russia.
IGBAEVA Guzel Rimovna
Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia.
ПРОБЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
GAPS IN THE LEGAL REGULATION OF EMPLOYMENT RELATIONS IN THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В статье рассматривается терминология, используемая при регулировании служеб-но-трудовых отношений в организациях Следственного комитета РФ. Обращается внимание на то, что эти отношения отличаются значительной спецификой, что должно учитываться, но не всегда учитывается при издании ведомственных нормативных правовых актов Следственного комитета РФ. Предлагаются вариантыустранения имеющихся недостатков в использовании терминов «работник», «сотрудник» применительно к Следственному комитету РФ. Цель: выявление пробелов правовогорегули-рованияслужебно-трудовых отношений в Следственном комитете РФ. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектическои логики; частнонаучные методы: юридико-догматический и толкования правовых норм. Результаты: исследование позволило выявить двойственный характер служебно-трудовых отношений в Следственном комитете РФ. Особенности регулирования правового статуса сотрудника Следственного комитета РФ и содержания его профессиональной деятельности позволили выявить пробелы в юридической технике и юридическом языке нормативных правовых актов Следственного комитета РФ.
© Гольцов В.Б., Голованов Н.М., Игбаева Г.Р., 2022
Abstract. The article considers the terminology used while regulating employment relations in the bodies of the Investigative Committee of the Russian Federation. Attention is drawn to the fact that these relations have a significant specificity, which should be taken into account, but is not always taken into account when issuing departmental normative legal acts of the Investigative Committee of the Russian Federation. The article offers options of elimination of existing shortcomings in the use of terms «worker», «employee» in relation to the Investigative Committee of the Russian Federation. Purpose: to identify gaps in the legal regulation of employment relations in the Investigative Committee of the Russian Federation. Methods: the authors apply empirical methods of comparison, description, interpretation; theoretical methods of formal and dialectical logic; specific scientific methods: legal-dogmatic and interpretation of legal norms. Results: the study reveals the dual nature of employment relations in the Investigative Committee of the Russian Federation. The features of regulating the legal status of a staff member of the Investigative Committee of the Russian Federation and the content of his professional activities make it possible to identify gaps in the legal technique and legal language of the normative legal acts of the Investigative Committee of the Russian Federation.
137
Ключевые слова: трудовой договор, работодатель, работник, служебный контракт, наниматель, гражданин, сотрудник, правовой статус, служебная деятельность, служебный порядок
Для цитирования: Гольцов В.Б. Пробелы правового регулирования служебно-трудовых отношений в Следственном комитете Российской Федерации /
B.Б. Гольцов, Н.М. Голованов, Г.Р. Игбаева // Правовое государство: теория и практика. - 2022. - № 3. -
C. 137-143. 00110.33184/ргаудо5-2022.3.19
Keywords: employment contract, employer, worker, service contract, hirer, citizen, employee, legal status, official activity, official order
For citation: Goltsov V.B., Golovanov N.M., Igbaeva G.R Gaps in the legal regulation of employment relations in the Investigative Committee of the Russian Federation. Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2022, no. 3, pp. 137-143. DOI 10.33184/pravgos-2022.3.19. (In RussianJ.
Введение
Регулирование разноплановых отношений, складывающихся в правоохранительных органах современной России, характеризуется активным воздействием на них норм трудового законодательства, в отличие от преобладающего воздействия на служебные отношения норм административного законодательства до распада СССР.
Вопросы соотношения отношений, возникающих из прохождения службы, с трудовыми отношениями привлекают внимание исследователей. Так, С.А. Шаповалов рассматривает соотношение военной службы с государственной гражданской службой и службой в правоохранительных органах [1]; особенности правового регулирования государственной гражданской службы в Российской Федерации исследовал А.А. Гришковец [2]. Много исследований проведено в сфере служебно-трудовых отношений в отдельных правоохранительных органах (МЧС, МВД, ФСИНидр.) [3; 4; 5].
Приоритетное преобладание норм трудового законодательства характерно для деятельности Следственного комитета РФ (далее - СК РФ), на сотрудников которого (кроме военнослужащих), согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» (в ред. от 25 февраля 2022 г.)1, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными указанным законом (далее - Закон об СК РФ). Это означает, что если в специальном (служебном) законодательстве не оговорены те или иные вопросы, связанные с особенностями службы в организациях СК РФ, то в этих случаях следует руководствоваться нормами трудового законо-дательстваРоссийской Федерации [6, с. 89-92].
Анализ правовой основы деятельности СК РФ в части регламентации возникновения
1 Офиц. интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.04.2022].
отношений гражданина с данным ведомством, их изменения и прекращения позволяет говорить о том, что эти отношения строятся на договорной основе как равноправные и регламентируемые исключительно ТК РФ (ст. 16-19, 72-76,77-84.1).
Без какой-либо корректировки применительно к СК РФ нормы ТК РФ применяются для регулирования отношений, касающихся организации и деятельности профессиональных союзов в СК РФ (ст. 370-378), социального партнерства (ст. 23-55), охраны труда (ст. 209-231), материальной ответственности сотрудников (ст. 232-250), рассмотрения тру-довыхспоров (ст. 381-408).
Таким образом, отношения, регулируемые указанными статьями ТК РФ, подпадают под полное регулируемое воздействие норм трудового права.
С незначительными особенностями нормы ТК РФ применяются к регламентации рабочего (служебного) времени и времени отдыха сотрудников СК РФ (ст. 91-108), дисциплины труда (ст. 189-195) и защиты служебно-трудовых прав сотрудников (ст. 352-380). Эти отношения носят характер служебно-трудовых, основой которых являются императивные нормы административно-правого характера, предусмотренные Правилами внутреннего трудового распорядка СК РФ2 и рядом других локальных актов3.
2 Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка Следственного комитета Российской Федерации : приказ СК РФ от 30.09.2011 № 138 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 01.04.2022].
3 О порядке назначения на должность, освобождения от должности и увольнения сотрудников и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих Следственного комитета Российской Федерации : приказ СК РФ от 08.08.2011 №
114 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.04.2022]; Об утверждении Порядка приема на службу (работу] в Следственный комитет Российской Федерации, назначения, перевода на должность, освобождения от должности и увольнения из Следственного комитета Российской Федерации : приказ СК РФ от 06.07.2018 № 66 [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. иЯЬ: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.04.2022].
138
Особенности регулирования
правового статуса сотрудника
Следственного комитета Российской Федерации
Значительная специфика наблюдается в регламентации правового статуса сотрудника СК РФ, обусловленная содержанием его служебной деятельности, что определяется особенностями осуществляемой им правоохранительной функции в сфере уголовного судопроизводства, главной составляющей которой является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ.
Следует согласиться с мнением И.А. Дякиной о том, что федеральных государственных служащих характеризирует базовый общеправовой статус, административно-правовой статус, обусловленный требованием конкретной должности в рамках структуры и штатного расписания государственного органа и его аппарата, соотношение компонентов которых «зависит от правового режима федеральной государственной службы, устанавливаемого в гражданских ведомствах, органах специальной компетенции и на военной службе» [7]. В соответствии с действующим законодательством СК РФ является органом специальной компетенции.
В соответствии с Законом об СК РФ сотрудник СК РФ является федеральным государственным служащим (п. 2 ст. 5), на которого распространяются особые требования при приеме на службу (ст. 16); ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы (ст. 17); испытание при приеме на службу (ст. 18); прием Присяги сотрудника СК РФ (ст. 19); специальные звания сотрудников (ст. 20); аттестация сотрудников в целях определения их квалификации (ст. 21) и др.
Сотрудник СК РФ выполняет специфические обязанности, касающиеся обеспечения поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации действующего законодательства, соблюдения требований присяги и служебного поведения, недопущения совершения проступков, порочащих честь сотрудника СК РФ, и др.
К этому можно добавить требования ведомственных приказов об уведомлении руководства обо всех случаях обращения к сотрудникам с коррупционными предложениями4,
4 О порядке уведомления сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими Следственного комитета Российской Федерации представителя нанимателя (работодателя] обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений : приказ СК РФ от 15.01.2011 № 11 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.04.2022].
об осуществлении контроля за расходами сотрудников, их супругов и несовершеннолетних детей5.
Что касается содержания профессиональной деятельности сотрудника СК РФ, занимающего должность следователя, то его полномочия устанавливаются ст. 38 УПК РФ и ст. 7 Закона об СК РФ, которые определяют порядок возбуждения и расследования преступлений, подследственных СК РФ, и, соответственно, наделяют его специфическими полномочиями для их раскрытия [4, с. 91-92].
Приведенная составляющая в регулировании правового статуса сотрудника СК РФ и содержания его профессиональной деятельности является превалирующей в сравнении с регулированием всех других его отношений сведомством,чтопозволяетговоритьнетолько о трудовых или служебно-трудовых отношениях, возникающихусотрудникасорганизациями СК РФ, ноио чисто служебных.
Данный вывод позволяет выделить отдельные неточности в формулировках, используемых в нормативных правовых актах СК РФ, при регулировании различных по своей правовой природе складывающихся в нем отношений.
Соотношение «службы» и «работы» в Следственном комитете Российской Федерации
Пункт 1.4 Правил внутреннего трудового распорядка СК РФ относит его сотрудников к работникам. Как представляется, таковыми могут считаться только те лица, которые осуществляют трудовую деятельность на должностях, не являющихся должностями федеральной государственной службы, и такого его вида, как федеральная государственная гражданская служба, то есть работниками могут считаться только те лица, которые занимают должности по профессиям работающих в соответствии с ТК РФ и на которых распространяется его исключительное регулирующее воздействие.
Что касается сотрудников СК РФ, то они служат, а не работают. Такое понимание их
5 Об утверждении Порядка принятия решения об осуществлении контроля за расходами федеральных государственных служащих (федеральных государственных гражданских служащих] Следственного комитета Российской Федерации, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Следственным комитетом Российской Федерации, а также за расходами их супруг (супругов] и несовершеннолетних детей : приказ СК РФ от 22.05.2018 № 39 [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (датаобращения: 01.04.2022]
139
предназначения закреплено в Законе об СК РФ, где указывается, что сотрудник служит государству, участвуя в решении задачи расследования преступлений, посягающих на общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством, и причиняющих вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства (ст. 15).
Сотрудник принимает присягу, в которой клянется посвятить себя «служению России и Закону» (ст. 19). Он обязан соблюдать Кодекс этики и служебного поведения, утвержденный Председателем СК РФ6.
За свою службу сотрудник получает не заработную плату, а денежное содержание. Заработная плата - это плата за сделанную работу. Чем больший объем работы сделал работник, тем больше он получил, так как это компенсация за прилагаемые им физические и умственные усилия. Сотрудник СК РФ содержится государством. Отсюда и наименование его материального обеспечения и стимулирования исполнения служебных обязанностей по занимаемой должности - денежное содержание, которое включает оклад по должности и специальному званию, процентную надбавку за выслугу лет, за особые условия службы, за сложность, напряженность, высокие достижения в службе и др. (ст. 35).
Сотрудник для осуществления своих обязанностей наделяется властными полномочиями, позволяющими ему эффективно расследовать преступления. На него налагается ряд ограничений, носящих характер антикоррупционного стандарта поведения (ст. 17). Сотрудники имеют право на постоянное ношение, хранение и применение предназначенного для личной защиты оружия и специальных средств (п. 4 ст. 37).
Особенности государственной службы сотрудников СК РФ порождают и особые требования к их дисциплине. Законом об СК РФ установлен более широкий, но исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которые не применяются к обычным работникам (понижение в специальном звании, лишение медалей СК РФ и нагрудных знаков, предупреждение о неполном служебном соответствии) (ст. 28). То же самое можно сказать и о системе поощрений, включающих такие неизвестные для обычных тружеников виды поощрений, как награждение именным оружием, досрочное
б Кодекс этики и служебного поведения федераль-
ных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации (утв. Следственным комитетом РФ 11.04.2011) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.04.2022).
присвоение очередного специального звания или специального звания на ступень выше (ст. 27).
В связи со сказанным вызывает возражение название упоминавшегося ведомственного акта - Правила внутреннего трудового распорядка Следственного комитета РФ -и использованные в нем термины «трудовой распорядок»», «трудовой договор», «работник», «работодатель» (разд. 2,3,4и др.).
В рассматриваемом нормативном правовом акте неоправданно соединены требования, касающиеся сотрудников, обязанных соблюдать служебный распорядок, и требования к работникам по профессиям рабочих, которые должны соблюдать именно трудовой распорядок.
Так, только сотрудников касаются положения об аттестации (п. 2.7), продвижении по службе (подп. «з» п. 6), участии в реализации федеральных законов (подп. «а» п. 3.2.), соблюдении присяги (подп. «б» п. 3.2), неразглашении служебных сведений (подп. «ж» п. 3.2.), ношении форменной одежды (подп. «к» п. 3.2), награждении именным оружием (подп. «ж» п. 6.1.), досрочном присвоении специального звания (подп. «з» п. 6.1.), предупреждении о неполном служебном соответствии (подп. «в» п. 7.2.) и др.
В этой связи было бы целесообразно разработать и принять нормативный правовой акт, отдельно регламентирующий служебный распорядок, распространяющий свое действие исключительно на сотрудников СК РФ, либо изменить название Правил внутреннего трудового распорядка Следственного комитета РФ на «Правила внутреннего распорядка Следственного комитета РФ» с разбивкой его наразделы, регламентирующие служебно-тру-довые отношения сотрудников и трудовые отношения лиц, работающих по профессиям рабочих.
Соотношение трудового договора
и служебного контракта в регулировании служебно-трудовых
отношений в Следственном комитете Российской Федерации
Трудовой договор регулирует отношения между работодателем и работником. Предметом трудового договора выступает трудовая деятельность, содержание которой составляет оказание услуг работником работодателю. Положения трудового договора определяет ТК РФ, не учитывающий специфику отношений в СК РФ, которые возникают между нанимателем и гражданином по поводу государственной службы.
140
Сотрудником СК РФ может быть только гражданин Российской Федерации, отвечающий повышенным требованиям к моральным, физическим и профессиональным качествам. Эта специфика учитывается Законом об СК РФ, в котором имеется гл. 3 «Служба в Следственном комитете. Правовое положение сотрудников Следственного комитета». Отсюда правильнее было бы говорить не о трудовом договоре, заключаемом работником с работодателем, а о служебном контракте, регламентирующем прохождение службы, сторонами которого выступают гражданин и наниматель.
В служебном контракте руководитель организации СК РФ должен брать на себя обязанность обеспечить гражданину, поступающему на службу, прохождение ее в соответствии с Законом об СК РФ, своевременно и в полном объеме выплачивать ему денежное содержание и предоставлять социальные гарантии. Все это подлежит детализации с учетом занимаемой гражданином должности. Последний в свою очередь обязуется выполнять служебные обязанности в соответствии с должностными инструкциями и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой, а также внутренний служебный порядок, установленный в органе (учреждении), подразделении СК РФ. Служебный контракт следует заключать и при замещении должности в СК РФ по мере продвижения сотрудника по службе.
Контракт может заключаться на неопределенный срок (например, до достижения предельного срока пребывания на службе) или на определенный срок (например, на четыре года - для гражданина, впервые поступающего на службу; на пять лет - для последующей службы после завершения первого контракта; для замещения должности временно отсутствующего сотрудника; на период обучения гражданина в учебном заведении СК РФ с обязательством последующей службы в организации СК РФ, направившей его на обучение, и др.).
Целесообразность заключения служебного контракта объясняется также и тем, что с лицами, оформляемыми для прохождения государственной гражданской службы в СК РФ, заключается именно контракт. В отношении заключения такого контракта Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2021 г.)7 закрепляет, что его стороной является наниматель (п. 2 ст. 1), а не работодатель, как
7 Собрание законодательства РФ. 2004. № 31, ст. 3215.
в СК РФ. В указанном законе не говорится, что гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, является работником или становится работником, он именуется именно гражданином, гражданским служащим (ст. 23).
Правовой статус гражданского служащего (ст. 14-20.1) во многом совпадает с правовым статусом сотрудника СК РФ. В этой связи совершенно непонятно, почему гражданин, поступающий на государственную службу в организациях СК РФ, именуется работником, а гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, в аналогичной ситуации таковым не является.
Понятие «работник» применительно к сотруднику СК РФ ведомственные приказы используют и в других случаях, например, при регламентации ограничений и запретов, налагаемых на должностных лиц, выполняющих задачи, стоящие перед СК РФ8, контроле за их расходами, оказании им материальной помощи9.
Наблюдается и отход от этой терминологии. Так, сотрудники, а не работники должны расследовать преступления10, государственное личное страхование касается сотрудников, а не работников11, именно сотрудники
8 О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Следственным комитетом Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных служащих : приказ СК РФ от 02.09.2015 № 74 [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.04.2022].
9 Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, а также материальной помощи работникам Следственного комитета Российской Федерации, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы : приказ CK РФ от 08.08.2016 № 73 [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (датаобращения: 01.04.2022].
10 Об утверждении Перечня должностей сотрудников в подразделениях по расследованию особо важных дел следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, расследующих дела по организованной преступной деятельности и коррупции, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях : приказ CK РФ от 08.10.2020 № 106 [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.04.2022].
11 О порядке организации обязательного государственного личного страхования сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, оформления документов и выплаты страховых сумм и компенсаций : приказ CK РФ от 12.10.2011 № 401-ф [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс» (датаобращения: 01.04.2022].
141
должны внимательно и вежливо относиться к гражданам12, они же должны уведомлять руководство об обращениях к ним с коррупционными предложениями. О сотрудниках идет речь при направлении их на медицинское освидетельствование.
В отдельных приказах СК РФ говорится отдельно о сотрудниках и работниках. Это касается порядканазначениянадолжностииувольнения сотрудников и работников13, предоставления отпусков сотрудникам и работникам14.
Имеются приказы, в названии которых вообще не указываются категории лиц, на которых они распространяются, например, регламентирующие прием, назначение, перевод на должность, освобождение от должности
12 О вежливом и внимательном отношении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации к гражданам : приказ СК РФ от 15.01.2011 № 7 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 01.04.2022).
13 Там же.
14 Об утверждении Инструкции о порядке предоставления отпусков сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам Следственного комитета Российской Федерации : приказ СК РФ от 15.08.2016 № 79 [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.04.2022).
и увольнение из организаций СК РФ, проведение служебных проверок15.
Как представляется, такой разнобой следует устранить. Ведомственные нормативные правовые акты должны четко обозначать, на кого они рассчитаны.
Заключение
Подводя итог, отметим, что использование адекватной терминологии в процессе правового регулирования служебно-трудовой деятельности органов и учреждений СК РФ требует совершенствования в направлении большего учета ее специфики. Нормотворче-ские подразделения СК РФ должны учитывать эту специфику при подготовке проектов соответствующих ведомственных актов, что усилит их адресность, непротиворечивость, точное восприятие и использование в практической деятельности.
15 Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации : приказ СК РФ от 24.05.2021 № 77 [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.04.2022).
Список источников
1. Шаповалов С.А. Соотношение военной службы с государственной гражданской службой и службой в правоохранительных органах / С.А. Шаповалов // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2017. - Т. 1, № 2. - С. 198-200.
2. Гришковец A.A. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации : учебный курс / A.A. Гришковец. - Москва : Дело и сервис, 2014. - 463 с.
3. Винокуров В.А. Отдельные вопросы правового положения лиц, осуществляющих служебную (трудовую) деятельность в системе МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов / В.А. Винокуров, A.A. Корчуков // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2020. - № 1. -С. 130-140.
4. Афанасьев М.В. Регулирование труда в системе МВД России / М.В. Афанасьев, А.Ю. Павлов, Т.Ю. Голубе-ва II Пробелы в российском законодательстве. - 2016. -№ 4. - С. 132-142.
5. Анискина Н.В. Государственная служба в уголовно-исполнительной системе : учебное пособие / Н.В. Анискина и др. - Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2018. -309 с.
6. Гольцов В.Б. Трудовое право : учебник / В.Б. Гольцов, Н.М. Голованов, Т.О. Бозиев. - Москва : Кнорус, 2022. -150 с.
References
1. Shapovalov S.A. Correlation of military service with state civil service and law enforcement service. Novaya nauka: opyt, tradicii, innovacii = New Science: Experience, Traditions, Innovations, 2017, vol. 1, no. 2, pp. 198-200. (In Russian).
2. Grishkovets A.A. Pravovoe regulirovanie gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby v Rossijskoj Federacii [Legal regulation of the state civil service in the Russian Federation], Moscow, Delo i servis Publ., 2014. 463 p.
3. Vinokurov V.A., Korchukov A.A. Certain issues of legal status of persons, performing the service (labor) activities in the Emercom of Russia when conducting humanitarian operations in situations of armed conflict. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii = Bulletin of the St. Petersburg university of the state fire service of the Ministry of emergency situations of Russia, 2020, no. 1, pp. 130-140. (In Russian).
4. Afanasiev M.A., Pavlov A.Y., Golubeva T.Yu. Labor regulation in the Russian interior ministry. Probely v rossijskom zakonodatel'stve = Gaps in Russian Legislation, 2016, no. 4, pp. 132-142. (In Russian).
5. Aniskina N.V., Derbina O.V., Durbin S.V., Dazmarova T.N., Zavitova S.V., Kalyashin A.V., Kirilovsky O.V. et al. Gosudarstvennaya sluzhba v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Public service in the penitentiary system], Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, 2018. 309 p.
142
7. Дякина И.А. Федеральный государственный служащий: правовое обеспечение нормативного статуса : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / И.А. Дякина. - Ростов-на-Дону, 2001. - 176 с. URL: https://www.dissercat. com/content/federalnyi-gosudarstvennyi-sluzhashchii-pravovoe-obespechenie-normativnogo-statusa.
6. Goltsov V.B., Golovanov N.M., Boziev T.O. Trudovoe pravo [Labor law], Moscow, Knorus Publ., 2022. 150 p.
7. Dyakina I.A. Federal'nyj gosudarstvennyj sluzhashchij: pravovoe obes-pechenie normativnogo statusa. Kand. Diss. [Federal Civil Servant: Legal Support for Regulatory Status. Cand. Diss.]. Rostov-on-Don, 2001. 176 p. Available at: https://www.dissercat.com/content/federalnyi-gosudarstvennyi-sluzhashchii-pravovoe-obespechenie-normativnogo-statusa.
Информация об авторе
Гольцов Владимир Борисович - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургской академии Следственного комитета РФ;
Голованов Николай Михайлович - кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Государственного института экономики, финансов, права и технологий (ГИЭФПТ];
Игбаева Гузель Римовна - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургской академии Следственного комитета РФ.
Information about the Author
Goltsov Vladimir Borisovich - Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Civil Law Disciplines, Saint Petersburg Academy ofthe Investigative Committee ofthe Russian Federation;
Golovanov Nikolay Mikhailovich - Candidate of Sciences (Law], Professor ofthe Department of Civil Law Disciplines, State Institute ofEconomics, Finance, Law and Technology
Igbaeva Guzel Rimovna - Candidate of Sciences (Law], Associate Professor, Head ofthe Department of Civil Law Disciplines, Saint Petersburg Academy ofthe Investigative Committee ofthe Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 11.06.2022; одобрена после рецензирования 14.07.2022; принята к публикации 15.07.2022. The article was submitted 11.06.2022; approved after reviewing 14.07.2022; accepted for publication 15.07.2022.
143