Научная статья на тему 'Проактивный подход к проблеме формирования культуры личной безопасности'

Проактивный подход к проблеме формирования культуры личной безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
377
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / ПРОАКТИВНЫЙ ПОДХОД / PERSONAL SAFETY CULTURE / LIFE SAFETY CULTURE / CHILD AND ADOLESCENT SAFETY / PROACTIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидорина Наталия Александровна, Кузнецова Анастасия Сергеевна, Хавыло Алексей Викторович

Статья посвящена рассмотрению проблематики культуры безопасности личности. Парадоксальный рост особенно детского травматизма и несчастных случаев связан с социальными угрозами, домашним насилием, детской наркоманией, суицидом, молодежным экстремизмом, буллингом и хейзингом в школах и социальных сетях. Авторами поднимается вопрос более углубленного изучения проблемы с целью дальнейшей разработки психолого-педагогической профилактической программы, в основе которой лежит комплексное системное развитие и синхронизация компонентов культуры безопасности жизнедеятельности: мотивации, ценностной сферы, когнитивной сферы и осознанности поведения школьников. Данные компоненты были выделены при детальном анализе трактовки понятия «Культура безопасности жизнедеятельности» в работах различных авторов. Не обходится стороной проработка и описание характерологических особенностей выбранной возрастной категории. Таким образом, авторы приходят к выводу, что пассивной осведомленности современных детей о существующих рисках и способах их преодоления недостаточно и ставится вопрос о необходимости формирования культуры безопасности жизнедеятельности через проактивный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сидорина Наталия Александровна, Кузнецова Анастасия Сергеевна, Хавыло Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proactive approach to the problem of building a culture of personal safety

The article examines the problem of passive awareness of modern children about the existing risks and ways to overcome them in modern society. The authors note an increase in physical and social risk factors: child trauma, drug addiction, domestic violence, bulling and heisting in schools and social networks, youth extremism, etc. The theoretical analysis identifies components of a life safety culture: safety as a personal value, priority of safety motivation, knowledge and skills in the field of safe behavior and conscious desire to ensure personal safety. The need for a proactive approach to the problem of creating a culture of safety for children and adolescents is justified. The authors proposed the concept of a preventive psychological and educational program, which is based on the complex systemic development and synchronization of the designated components of the culture of personal safety of adolescents.

Текст научной работы на тему «Проактивный подход к проблеме формирования культуры личной безопасности»

6. Shiltsova, Yu.V. (2012), Development of social adaptation as one of the psychological mechanisms of senior preschool children, dissertation, Moscow.

Контактная информация: saunin.e@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.12.2019

УДК 159.923.5

ПРОАКТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Наталия Александровна Сидорина, кандидат педагогических наук, председатель, Ассоциация организаторов социальных проектов и мероприятий «Координационный центр социальной поддержки молодежи», Москва; Анастасия Сергеевна Кузнецова, студентка, Алексей Викторович Хавыло, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблематики культуры безопасности личности. Парадоксальный рост особенно детского травматизма и несчастных случаев связан с социальными угрозами, домашним насилием, детской наркоманией, суицидом, молодежным экстремизмом, буллингом и хей-зингом в школах и социальных сетях. Авторами поднимается вопрос более углубленного изучения проблемы с целью дальнейшей разработки психолого-педагогической профилактической программы, в основе которой лежит комплексное системное развитие и синхронизация компонентов культуры безопасности жизнедеятельности: мотивации, ценностной сферы, когнитивной сферы и осознанности поведения школьников. Данные компоненты были выделены при детальном анализе трактовки понятия «Культура безопасности жизнедеятельности» в работах различных авторов. Не обходится стороной проработка и описание характерологических особенностей выбранной возрастной категории. Таким образом, авторы приходят к выводу, что пассивной осведомленности современных детей о существующих рисках и способах их преодоления недостаточно и ставится вопрос о необходимости формирования культуры безопасности жизнедеятельности через проактивный подход.

Ключевые слова: культура безопасности личности, культура безопасности жизнедеятельность, безопасность детей и подростков, проактивный подход.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.432-436

PROACTIVE APPROACH TO THE PROBLEM OF BUILDING A CULTURE OF

PERSONAL SAFETY

Natalia Alexandrovna Sidorina, the candidate of pedagogical sciences, Chairman, Association

of Organizers of Social Projects and Events "Coordinating Center for Social Support of Youth", Moscow; Anastasia Sergeevna Kuznetsova, the student, Alexey Viktorovich Khavylo, the candidate of psychological sciences, Tsiolkovsky Kaluga State University

Abstract

The article examines the problem of passive awareness of modern children about the existing risks and ways to overcome them in modern society. The authors note an increase in physical and social risk factors: child trauma, drug addiction, domestic violence, bulling and heisting in schools and social networks, youth extremism, etc. The theoretical analysis identifies components of a life safety culture: safety as a personal value, priority of safety motivation, knowledge and skills in the field of safe behavior and conscious desire to ensure personal safety. The need for a proactive approach to the problem of creating a culture of safety for children and adolescents is justified. The authors proposed the concept of a preventive psychological and educational program, which is based on the complex systemic development and synchronization of the designated components of the culture of personal safety of adolescents.

Keywords: personal safety culture, life safety culture, child and adolescent safety, proactive approach.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросам безопасности детей и подростков отводится особое место в современном мире. Ежедневно появляются новые форматы, направления, методики, государственные и общественные структуры, нормативные акты, новые стандарты обеспечительных мер по предотвращению попадания детей и подростков в опасные ситуации. Вместе с тем мы становимся свидетелями парадоксального роста детского травматизма и несчастных случаев. Очевидно, что эта проблема обусловлена не только растущими угрозами, но и отсутствием единой системы формирования у нового поколения культуры безопасности жизнедеятельности как особой составляющий личности современного человека.

Наряду с хорошо сформированными элементами такой системы, такими как наличие качественных учебников, утверждённые образовательные стандарты, налаженные программы межведомственных взаимодействий в интересах школьников и т.п., в настоящее время невозможно говорить о существование комплексной реализации всех элементов такой системы в интересах одного ребёнка. Высокий уровень детского травматизма, несчастные случаи, социальные угрозы, детская наркомания, суицидальные попытки, молодежный экстремизм, буллинг и хейзинг в школах и социальных сетях, домашнее насилие и прочее убедительно подтверждают, что проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности лежит глубже, чем образовательная траектория и требует сложной психолого-педагогической системной работы, успех которой невозможен без проактивной позиции самого ребёнка в этой системе.

Очевидно, что в современном быстро изменяющемся мире, в атмосфере, давящей на личность, лавинообразной информации недостаточно пассивной осведомленности современных детей и подростков о существующих рисках и способах их преодоления. Только комплексный системный подход может обеспечить формирование у подростков культуры личной безопасности. На наш взгляд, это сложный процесс соединения в целостной личности проактивно-ориентированной системы конкретных знаний, алгоритмов превентивного поведения, системы ценностей и личных убеждений, подкреплённых личностными ресурсами и уверенным владением жизнеобеспечивающими навыками. В основе описанной системы успешного формирования культуры личной безопасности лежит проактивная позиция самого ребёнка - его желание управлять свой жизнью, системно и долговременно лично контролировать степень своей подготовленности и защищенности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Специалистами в области педагогики и психологии много лет обсуждается вопрос безопасности детей и подростков и отмечается крайне низкая степень осознанности ими знаний, получаемых через такие школьные предметы как окружающий мир и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) [Латчук, 2000; Шойгу, 1997; Литвина, 2007; Сулла, 1998]. С ранних лет у человека формируются понятие опасности, представление о том, как различные виды угроз могут повлиять на его жизнь [Литвина, 2007, с. 385].

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно от травм и насилия погибает свыше 950 000 детей и молодых людей моложе 18 лет. Почти 90% этих случаев носят неумышленный, случайный характер. Колоссальное количество подобных ситуаций свидетельствует о малой эффективности получаемых знаний и неумении применить их на практике.

В рамках разработки и реализации модульной программы «Курс интерактивных занятий по профилактике детского травматизма и формированию культуры собственной безопасности «Универсальный КОД безопасности» был осуществлён мониторинг существующих форм и методов работы с детьми в направлении повышения уровня личной детской безопасности и профилактики травматизма. Проведённый анализ показал, что практически все существующие технологии направлены на «знакомство» ребенка с опасностью и ликвидацию ее последствий. На наш взгляд, обучение детей умению оценивать риски,

формирование способности выявлять и избегать опасных ситуаций, предупреждать их возникновение своими активными действиями является ещё более важной и актуальной задачей [Сидорина, 2013, С. 5].

В контексте повседневной жизни принято говорить о культуре безопасности жизнедеятельности (КБЖ). Зачастую в основу данного понятия закладывают три основополагающих конструкта:

- мировоззрение, как система ценностей;

- традиции, правила поведения в обществе;

- результаты деятельности человека в разных сферах.

Важной составляющей КБЖ является не просто совокупность знаний и умений, применяемых человеком, но и его внутренняя цель, приоритет обеспечения своей личной безопасности. Основываясь на анализе сложившейся ситуации, мы полагаем, что при обучении школьников основной акцент должен быть сделан не столько на теоретических аспектах безопасности жизнедеятельности, сколько на их стимулировании желания детей разобраться в причинно-следственных связях, умении концентрироваться на оценке и анализе различных ситуаций, на осознанных практических действиях - тренировках тела и мозга. При этом теоретические знания основ безопасного поведения (ОБЖ) должны выступать лишь надежным инструментом в решении человеком задачи обеспечения собственной безопасной, уверенной жизни.

Именно здесь мы сталкиваемся с личностными компонентами КБЖ, которые влияют на усвоение и применение знаний в этой области. Реализация обозначенной стратегии возможна при комплексном и системном подходе к формированию КБЖ у детей и подростков. Рядом авторов КБЖ определяется как установленные нормы поведения, ценности, правила, компетенции, как индивидуальные, так и групповые, осуществляющие функции регулирования деятельности, связанной с рисками [Ройтберг Г.Е., Кондратова Н.В., Гала-нина Е.В., 2016; Литвина, 2007]. Важно отметить, что данный термин применяется в первую очередь в тех сферах, где безопасность человека является приоритетным аспектом: медицина, промышленность, транспорт, образование и прочее.

Балашов А. В. описывает феномен КБЖ как слияние и взаимодействие трех компонентов - профессии, деятельности и культуры. При этом отмечает, что КБЖ обладает одновременно двумя свойствами: «всеобщностью» и «особенностью». Первый компонент, по мнению автора, является базовой структурой культуры личности и детерминирует ее поведение во всех областях жизнедеятельности. Второй - выделяется, как специфическое явление и включен в профессиональную деятельность человека [Балашов А.В., 2007]. КБЖ представлена как составной феномен: есть некий базис («всеобщность»), присутствующий и заложенный в человеке как ценность, культура, а есть надстройка («особенность»), продиктованная профессиональной деятельностью - компетенция.

Часть исследователей рассматривают понятие КБЖ не как целостное явление, а как составное, выделяя в нем ключевые компоненты. Так, Цейко В. А. определяет сущность и содержание термина через различные подходы: психолого-педагогический, социологический и культурологический. Он отмечает, что на настоящий момент преобладает комплексный подход и, ссылаясь на Р.Х. Цаликова, выделяет следующие составляющие: мировоззрение, ценности, традиции, правила поведения в обществе, а также результаты деятельности человека в различных сферах [Цейко В.А., 2015].

Анализируя различные подходы, можно сделать вывод, что все они схожи в понимании психологического смысла культуры безопасности жизнедеятельности. Мотивация, ценностная сфера, когнитивная сфера, поведение - вот основополагающие компоненты системы, синхронизация которых может и должна стать основой проактивного формирования культуры личной безопасной у современных детей и подростков.

Мы считаем, что при дальнейшем детальном психологическом изучении проблемы детского травматизма и способах его преодоления стоит опираться именно на выделенные

элементы. В качестве выборки для проведения эмпирического исследования нами определены подростки в возрасте от 11 до 15 лет. Подростки, как возрастная группа, отличаются психофизиологическими особенностями, нестабильным гормональным фоном, повышенной эмоциональной реакцией (возбудимостью), которые следует учитывать при проведении психодиагностических исследований и дальнейшей профилактической работы по формированию у них компонентов культуры безопасности жизнедеятельности.

На основании проведенного анализа исследований в данной области мы выделяем следующие существующие в данный момент закономерности в особенностях обучения основами КБЖ:

- младшая школа - как правило, до 9-10 лет, когда ребенку объясняются правила поведения через такой предмет как окружающий мир;

- старшие классы (8-11 классы) - изучение становится более предметным и появляется отдельная дисциплина - Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ);

- период студенчества - молодой человек, обладающий уже какой-либо базой, углубленно изучает безопасность жизнедеятельности (БЖД).

Таким образом, в возрасте примерно от 11 до 15 лет систематическое обучение культуры безопасности отсутствует. Мы предполагаем, что это может негативно сказываться на поведении подростков, поскольку в этом возрасте они наиболее остро переживают кризисы.

Д.Б. Эльконин в своей возрастной периодизации относил этот этап развития ребенка к младшему подростковому возрасту (от 12 до 15 лет), выделяя интимно-личностное общение со сверстниками как ведущую деятельность. Для детей в этом возрасте характерно появление самооценки, анализ представлений о себе со стороны окружающих, друзей, сравнение себя с другими, приоритет общения со сверстниками и нежелание взаимодействовать с взрослыми. В качестве новообразования выделяется способность к рефлексии. Ближе к 15 годам (в среднем) ребенок переживает кризис, у него начинает формироваться самосознание, эго-идентичность. Стоит упомянуть и про особенности мышления в этом возрасте: Подросток проявляет готовность и способность к различным видам обучения: теоретическому и практическому, а также появляется склонность к «экспериментированию». Нежелание все принимать на веру выступает одним из основных мотивов активной деятельности и может побудить ребенка столкнуться с социальными угрозами его жизни и здоровья, которые он не готов преодолеть.

Перечисленные особенности возраста могут выступать для нас предметом более детального изучения, что позволит соотнести картину развития личности ребенка в данном возрасте с процессом формирования компонентов культуры безопасности жизнедеятельности.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Приоритетной задачей исследования мы определяем для себя разработку такой психолого-педагогической профилактической программы, в основе которой лежит комплексное системное развитие и синхронизация мотивации, ценностной сферы, когнитивной сферы и осознанности поведения школьников, полагая, что именно эти элементы являются основополагающими при проактивном подходе к формированию культуры личной безопасности у современных детей и подростков. Основная цель разрабатываемой программы - это эффективное обучение подрастающего поколения вопросам их личной безопасности в повседневной жизни и формирование отношения к личной безопасности как к основной ценности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашов, А.В. Педагогические условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки / А.В. Балашов // Образование и

саморазвитие. - 2007. - № 3. - С. 92-96.

2. Латчук, В.Н. ОБЖ : методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов. - М. : Дрофа, 2000. - 96 с.

3. Литвина, Е.В. Особенности воспитания культуры безопасности подростков / Е.В. Литвина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 13. - С. 384-391.

4. Ройтберг, Г.Е. Возможности повышения безопасности пациента в медицинской организации / Г.Е. Ройтберг, Н.В. Кондратова, Е.В. Галанина // Успехи современной науки. - 2016. - Т.1. -№ 4. - С. 135-141.

5. Сидорина, Н.А. Методическое пособие для проведения безопасного занятия «Универсальный КОД безопасности» / Н.А. Сидорина, М.В. Устинов, Н.А. Дулесова. - Москва : Наука и образование, 2013. - 91 с.

6. Сулла, М.Б. Педагогические основы формирования у учащихся общеобразовательных школ готовности к безопасной деятельности : автореферат дис. ... д-ра пед. наук / Сулла М.Б. -Москва, 1998. - 44 с.

7. Цейко, В.А. Культура безопасности жизнедеятельности старшеклассников: сущность, процесс формирования и результаты / В.А. Цейко // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 65-70.

8. Шойгу, С.К. Катастрофы и государство / С.К. Шойгу, Ю. Л. Воробьев, В.А. Владимиров. - М. : Энергоатомиздат, 1997. - 160 с.

REFERENCES

1. Balashov, A.V. (2007), "Educational conditions for the formation of a culture of safety of students' life in the process of training", Journal of Education and self-development, No. 3, pp. 92-96.

2. Latchook, V.N., Markov, V.V. and Maslov, A.G. (2000), Methodical manual on the Basics of life Safety, Publishing house "Drofa", Moscow.

3. Litvina, E.V. (2007), "Features of culture education of teenagers safety", Siberian pedagogical journal, No. 13, pp. 384-391.

4. Roitberg, G.E., Kondratova, N.V. and Galanina, E.V. (2016), "Opportunities to improve patient safety in a medical organization", Journal of the advances of modern science, Vol. 1 No.4, pp. 135-141.

5. Sidorin, N.A., Ustinov, M.V. and Dulesova N.A. (2013), Methodical manual to the "Universal Safety Code " training, Science and education, Moscow.

6. Sulla, M.B. (1998), Educational foundations for the formation of readiness for safe activities in schoolchildren, of dissertation, Moscow.

7. Tseiko, V.A. (2015), "Culture of life safety of high school students: essence, process of formation and results", Herald of The Bryan State University, No.1, pp. 65-70.

8. Shoigu, S.K., Vorobiev, Y.L. and Vladimirov, V.A. (1997), Disasters and the state, Ener-goatomizdat, Moscow.

Контактная информация: sidorina@kcspm.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2019

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ПЕРВИЧНОГО СПОРТИВНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (ИННОВАЦИОННЫЙ) ПРОЕКТ «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ»)

Елена Евгеньевна Хвацкая, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлен психологический (психофизиологический) первичный отбор детей для занятий спортом в рамках Федерального экспериментального (инновационного) проекта «Стань чемпионом». Обоснованы рекомендации для позиционирования его не только как инструмента для выявления предрасположенности детей к той или иной группе видов, но и как инструмента для определения и развития их ресурсных возможностей на основе опыта Центра тестирования, отбора и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.