Научная статья на тему 'Призвание варягов: правда и вымысел Несторовой летописи'

Призвание варягов: правда и вымысел Несторовой летописи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2438
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРЯГИ / РУСЬ / ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ / ВИДЫ РУСОВ / РЮРИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арсеньев Василий Иванович

В настоящей статье предложено решение «варяжского вопроса» с учетом географического фактора, дано разъяснение этнониму «русь», представлена расстановка сил в Балтийском регионе в 9 веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Призвание варягов: правда и вымысел Несторовой летописи»

аравийской пустыни. Но добившись победы и взяв Дамаск, они оказываются неспособны замереть, зафиксировать ситуацию. Лоуренс мечется по городу, но беспорядочное движение не способно помочь в починке водопровода. Лоуренс видит сотни раненых, умирающих в госпитале от жажды, и не может ничего поделать. Армия кочевников беспомощна, они покидают город, чтобы продолжить свободное движение по пустыне, Лоуренс проваливается в пустоту меланхолии. Этого избежал Чапаев, даже не заметивший, как остановился в своем безостановочном движении.

Список литературы

1. Боулз С.М. Микроэкономика. Поведение, институты и эволюция. М., 2010.

2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

3. ДюмелильЖ. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986.

4. Самохвалов В.П., Гильбурд О.А., Егоров В.И. Социобиология в психиатрии. М.: Издательский дом Видар М, 2011.

5. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 19551965. 3 т.

6. Уилсон Эдвард. О природе человека. Пер. с англ. Т.О. Новиковой. М., 2015.

7. Юдин Т.И. Психопатические конституции. М., 1926.

ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ НЕСТОРОВОЙ

ЛЕТОПИСИ Арсеньев В.И.

Арсеньев Василий Иванович - магистрант, направление: историческое образование, кафедра истории России, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Аннотация: в настоящей статье предложено решение «варяжского вопроса» с учетом географического фактора, дано разъяснение этнониму «русь», представлена расстановка сил в Балтийском регионе в 9 веке. Ключевые слова: варяги, русь, призвание варягов, виды русов, Рюрик.

Основная задача исследования - реконструкция событий, связанных с летописным «призванием варягов». Итак, поставим вопрос ребром: «Кто такие варяги?» Обратимся к словарю В. И. Даля («живого великорусского языка»). Там не дано определения термину «варяги», но истолковано близкое по значению слово: вара или варака. Так, в пору жизни Даля на русском севере (Карелия, Архангельская губерния) назывался крутой каменистый берег, утес, береговая скала [3]. Для того чтобы показать связь между нашими варягами и северорусскими вараками, обратимся к Лаврентьевской летописи. «Пошли за море к варягам, к Руси, ибо они так называются и «варязи суть». Так другие зовутся свеи (шведы), другие же - урмане (норвежцы), англяне, другие - готы. Так и эти». Что объединяет все эти народы? Помимо общего происхождения, их объединяет то, что в указанный период все они живут на берегах моря, ныне называемого Балтийским, а тогда известного под именем Варяжского. Так что, варяги - это вовсе не этнос, а собирательное название народов, жизнь которых неразрывно связана с этим морем. Так, арабский автор ал-Бируни прямо пишет, что «варяги - это народ, живущий на его берегу» [4].

Таким образом, варяжский вопрос, - если его рассматривать узко: «Кто такие варяги?», - можно считать решенным. Варяги - в словенском наречии - жители

скалистых побережий северных морей (главным образом, Балтийской акватории). Но, ответив на вопрос о варягах, мы сталкиваемся с аналогичным вопросом касательно происхождения этнонима «русь». Кто такие русы? Бертинские анналы - один из первых источников, упоминающих это слово. В сообщении за 839 год сказано о прибытии ко двору франкского императора вместе с послами из Византии неких людей, которых, судя по контексту, греки называли народом «рос». «Расследуя более тщательно причину прибытия, император узнал, что они из народа свеонов» [14], т. е. шведы. Таким образом, в тех, кого на Востоке именовали росами, на Западе (в империи Каролингов) опознали представителей одного из скандинавских народов.

В греческом языке «роусос» значит «рыжий». Лиутпранд Кремонский в своем «Антаподосисе» (Книга воздаяния) сообщает следующее: «В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют яошюб, русиос, мы же их по месту жительства зовем «норманнами»». Иначе говоря, ро(у)сы - это рыжеволосые люди, выходцы с севера, - с точки зрения «ромеев». Этот этноним у греков заимствовали арабы, которые знали три «вида русов»: Куйаба, Славия и Арс(т)ания. Куйаба - это, очевидно, Киев. Славия, как правило, ассоциируется с землей новгородских словен. А вот относительно Арсании существует немало всевозможных гипотез, - и почему-то всякий раз ее пытаются связать с территорией Киевской Руси (Рязань, Смоленск-Гнездово и т.д.). На наш взгляд, самый очевидный вариант - город Аркона на о.Рюген. Сходство не только в названии, но и в качественной характеристике жителей этого острова, названного так по племени ругов, его населявших с древних времен.

Считается, что руги были германским племенем. Их короли носили имена явно германского, - точнее, готского, - происхождения: Флакцифей, Фелетей, Фредерих, Эрарих. То, что готы, в союзе с которыми выступали руги, оказали на них существенное влияние, не вызывает сомнения. Впрочем, означает ли это, что они (руги) были германцами? На наш взгляд, в целом не корректно ставить вопрос об этнической принадлежности народов, находящихся на стадии формирования. Как известно, германцами римляне называли все племена, которые жили к востоку от Рейна. Тацит, перечисляя в своей работе эти племена, называет и ругиев (живут «у самого Океана»), определяя их характерной чертой «покорность царям». Помимо этого, римский историк упоминает и племена венедов, при этом он колеблется, не зная, к кому их отнести: к германцам или сарматам. «Однако их скорее можно причислить к германцам... они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими» [6]. Более поздние авторы (в частности, Иордан) венет(д)ов связывали с антами и склавинами, т.е. славянами. На наш взгляд, венеты (венеды) - это и есть славяне более ранней эпохи, когда они были во многом похожи на прочих «германцев». Хотя, вероятно, уже в эту пору они имели собственные культы, можно предположить, что их язык не сильно отличался от наречий племен, их окружавших. Примечательно, что в славянских языках есть огромное количество слов, касающихся быта, которые принято считать заимствованиями из германской среды[13]. Однако, это проще объяснить не внешним влиянием, а общим происхождением.

Согласно Прокопию Кесарийскому, руги влились в союз готов («стали числиться в их среде»), «но издревле жили самостоятельно». Но не только сходство языка (наречия) делало подобный союз возможным. Они были похожи внешне: и те, и другие имели рыжий цвет волос.

Руги, как и в случае с русами, - это не самоназвание. Так их называли другие народы. Корень ру(г) - древнего происхождения, восходящий, вероятно, к временам индоевропейского единства. Так, на санскрите, языке индоариев, дошедшем до нас в виде письменных источников, красный (рыжий) цвет обозначается словом «гоЬка». Чередование звуков И (х) и g (г) встречается во многих языках, и это можно считать

нормой. В русском - корень «руг» в скрытом виде содержится в слове «рыжий» (чередование ж-г).

Таким образом, руг и ро(у)с - есть нечто иное, как синонимы, употребляемые в разных языках для обозначения одного и того же признака - рыжего цвета волос, а, следовательно, и людей, как их носителей.

Руги, как пишут о них греческие авторы, соблюдали чистоту крови, не смешиваясь с другими племенами («не вступали в браки с чужеземными женщинами» [11]). Видимо, по этой причине они вплоть до эпохи викингов сохранили свой исконный цвет волос. Однако по мере роста населения они едва ли могли сохранить единство. Часть ругов мигрировала в междуречье Вислы и Одера, где, смешавшись с местными племенами, дала начало венетам (славянам), - это подтверждается памятниками Пшеворской археологической культуры, в которой обычно выделяют кельтский, германский и славянский элементы. А в тесной связи с Пшеворской (до 4 века) находится более поздняя Пражская культура, которую уже можно смело назвать собственно славянской.

В нач. 8 в. Беда Достопочтенный в своей «Церковной истории народа англов» пишет следующее: «В Германии обитают многие народы, среди них - фризы, ругины, даны...» Ругины - очевидно, руги, и они проживали в Германии по соседству с фризами и данами, т.е. примерно в том самом месте, где они находились во времена Тацита. Этому факту может быть дано такое объяснение: одни руги все это время оставались на прежнем месте, - непрерывность заселения о. Рюген подтверждают данные палинологии (анализы пыльцы), - в то время, как другие - создали государство в Моравии, - а после его разгрома Одоакром, - вернулись обратно.

Достоверно известно, что в 8-9 вв. о. Рюген и близлежащие местности занимают племена, называемые руяне. Их связь с прежними ругами подтверждает не только корень ру- в наименовании, но и наличие у них власти верховного правителя. А, кроме того, керамика, которая часто используется как этнический маркер. По данным немецкого исследователя Германа, «часть рюгенских чаш по форме, делению и украшению подходит к южно-моравской керамике. В этой области во 2-й пол. 5 столетия, до 487 года, проживало племя ругиев».

Гельмольд в «Славянской хронике» (12 век) сообщает, что руяне, - единственные из всех славян, - имели царя/короля (лат. - rex). Гораздо раньше Баварский географ (9 век), перечисляя славянские племена, называет среди них и такие, как «зеруяне». При этом он дает им весьма любопытную характеристику: у них «одних есть королевство» и от них «все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род». Зеруяне - сложное слово, имеющее 2 корня: -зе- и -ру-. Корень -зе-, вероятно, индоевропейского происхождения. Он присутствует в топониме «Зеландия» (морская страна) и означает то же, что англ. «sea», т.е. море. Корень -ру-, как мы выяснили, означает рыжий. Иначе говоря, зеруяне - это морские рыжеволосые люди, которые мало того, что сами себя считали славянами, но и утверждали, что от них произошли прочие славянские племена. Таким образом, (зе)руяне - это тот самый народ, который жил на о. Рюген (со времен Тацита и вплоть до эпохи викингов).

О наличии среди славян племен, внешне похожих на русов (т.е. рыжих), говорят арабские источники. Так, в географическом трактате 982 г. «Пределы мира с востока на запад» сообщается о существовании в землях славян 2 городов. Первый из них назван Вабнит (у Гардизи - Вантит, что соотносимо с Венетой/Юмнетой из «Славянской хроники») и сказано, что его жители похожи на русов. Предполагается, что этот город находился на о. Волин, т.е. в непосредственной близости от Рюгена. Адам Бременский (схолия 117) пишет: «Остров рунов Ройне (тот же Рюген) лежит рядом с г. Юмне, так что у них общий король». Из этого сообщения следует, что rex (или рикс) ругов был правителем и на Волине. Кроме того, в Волине, по данным археологии, были производственные мастерские, вырабатывавшие олово и свинец.

Так, мы возвращаемся к сообщению арабского географа ал-Истахри о 3 видах русов, а среди них - Арсания, куда никто из «чужеземцев не входил, потому что они убивают каждого, кто ступит на их землю. Привозят из Арса черных соболей и олово».

Еще один признак, позволяющий отождествить Арсанию с Арконой, дан ал-Бакри в сообщении 11 в., но которое, судя по содержанию, заимствовано у более ранних авторов: «купцы их не достигают Куйабы». Спрашивается: «Почему?» Неужели в силу того, что не способны это сделать? Наиболее вероятный ответ: «Те русы, которые живут в Арсе, и те, что из киевской земли, - это разные народы, соотносимые только по 1 внешнему признаку - цвет волос». Наверняка, руги/руяне по своему образу жизни мало чем отличались от скандинавских викингов. Но все же это разные народы, хотя и имеющие общее происхождение, которое уходит вглубь веков, - к временам индоевропейского единства.

Теперь, изучив расстановку сил в Балтийском регионе 9-10 вв., мы можем перейти к предыстории призвания варягов. Согласно Ипатьевской летописи, пришедший из-за моря Рюрик сначала «срубиша город (крепость) Ладогу». Старая Ладога, - по данным археологии, - берет начало с крохотного поселения викингов сер. 8 века (сканд. Альдейгья). Скандинавы владели Ладогой совсем недолго: уже в 760 гг. она была разрушена, и на ее месте вскоре выросло новое поселение с иным этническим составом, имеющим славянские черты. В 780-830 гг. в Ладоге работала мастерская по производству стеклянных бус, в это же время была налажена торговля по волжскому пути (обнаружены клады арабских дирхемов). Ок. 840 г. мирная жизнь Ладоги была прервана очередным пожаром, после которого этнический характер поселения снова меняется. Некоторое время оно являлось опорным пунктом викингов, которые, видимо, продолжили торговлю с Востоком, начатую славянами. Правда, их господство в этом регионе и на этот раз было недолгим. Ок. 865 г. (по данным дендрохронологии) Ладога переживает новый пожар, которому может быть дано только военное объяснение (в ходе раскопок в дренажной канавке обнаружены обгоревшие останки женщины и ребенка). После этого события этнический состав населения Ладоги явно изменился, по сравнению с предшествующими периодами. Примечательно, что в ходе раскопок соответствующих ярусов не обнаружено металлических изделий убора ни скандинавского типа, ни относящихся к «культуре сопок» (словене). О присутствии викингов в этой местности говорит разве что «норманнский могильник в урочище Плакун». В то же время славянский элемент выражен более отчетливо в характере построек, которые были явно срубного типа, «с печью-каменкой в углу» [7].

Таким образом, результаты археологических раскопок в Старой Ладоге свидетельствуют о вековой борьбе между скандинавами и славянами за обладание этим географическим объектом, лежащим на перекрестии торговых путей. И победу в этой борьбе, судя по всему, одержали именно славяне. Помимо археологических данных, это подтверждается сведениями из скандинавских источников, в частности, из сообщения Снорри Стурлусона («Круг земной») о тинге (сходе) 1018 г. в Уппсале, когда один из участников схода заявил: «Мой дед по отцу помнил Эйрика Эмундарсона», который «покорил. много земель в Аустрленде (восточная земля). Если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге (восточный путь), которыми там владели твои родичи и предки.»[10] Таким образом, шведский конунг некогда контролировал восточный путь, но в дальнейшем потерял его.

Теперь мы вплотную подошли к летописному рассказу о «призвании варягов». Рассмотрим его более подробно на примере сообщения из Лаврентьевского списка: «Изгнаша Варяги за море и не даша им дани и почаша сами в собе володети. Беша в ни усобице. Идаша за море к Варягом к Руси сице бо ся звахуть и варязи суть. Избращася 3 браты с роды своими. Пояша по собе всю Русь. И придоша стареишии Рюрик, а другии Синеоусъ на Белеозере, а третии Изборьсте Трувор...» Изучая этот

отрывок, нельзя не обратить внимания на очевидное противоречие и непоследовательность в действиях тех, кто сначала изгоняет варягов, а потом вдруг их приглашает обратно, - якобы на княжение. С другой стороны, летописец явно отделяет одних варягов от других, используя для этого слово «варязи». Буква «з» в целом характерна для старославянского языка, например, в таких словах как «мнози» (встречается в той же Лаврентьевской летописи) или «Риза» (Рига) в Смоленской торговой правде 1229 г.

Анализ этого отрывка позволяет сделать вывод, что после того, как одних варягов славяне изгнали, они обратились к другим (варязи, Русь), - с точки зрения летописца,

- для того, чтобы найти себе князя, который бы «володел и судил по правде». Но, исходя из того, что нам известно о борьбе за Ладогу, скорее всего, речь шла о военной помощи. Славяне по опыту прежних лет знали, что варяги-скандинавы рано или поздно вернутся, - для того чтобы отвоевать такой прибыльный Аустрвег (восточный путь), и они решили обратиться за защитой к их «конкурентам» - варягам-ругам. Тем более, что последние состояли с ними в родстве, которое, судя по находкам южнобалтийского происхождения на территории будущей Новгородской земли, поддерживалось торговыми связями. В частности, речь идет о керамике: фельдбергского типа (вильцы, ободриты) - встречается в Старой Ладоге с сер. 8 в., фрезендорфская керамика (о. Рюген) получает распространение на северо-западе Руси

- со 2-й пол. 9 столетия [9].

Далее, сказано, что 3 брата собрались «с роды своими» (мн. ч.). Возможное прочтение: «с родственниками». Но нам представляется, что более подходящим является прямое толкование. А если так, то выходит, что у каждого из этих «братьев» был свой отдельный род (в более общем виде, племя). Наконец, последнее: пришли старейший Рюрик (сел в Новгороде), другой - Синеоус на Белом озере, а третий - Изборский Трувор. Обычно это сообщение толкуется, как распределение между 3 братьями новых владений. Однако, можно посмотреть на него под другим углом зрения. Примечательно, что в этом предложении речь идет не о пункте назначения «троих братьев», а, скорее, о том, откуда они пришли. В первоначальном тексте Лаврентьевской летописи не сказано, что Рюрик сел в Новгороде (эти слова были добавлены в текст позднее - поэтому они и выделяются скобками). Что касается «Синеуса», то после него следует предлог «на», который в сочетании с Белым озером означает, что речь идет вовсе не о городе (тем более, что его, согласно данным археологии, просто не существовало в этот период). Сине-оус на Белеозере, - эти слова, на наш взгляд, соотносятся с сообщением того же летописца, что «весь сидит на Белом озере». В приведенном выше отрывке были и такие слова: «Беша в ни усобице» (можно перевести: была у них усобица). Таким образом, вторая часть «имени» Синеоус может означать название племени «в(е)с(ь)». Исходя из того, что «сын» в болгарском языке, - а он лежал в основе старославянского, - пишется «син», можно предположить, что речь идет о некоем «сыне племени весь, что на Белом озере». Вероятно, это титул. Точно так же как Рю-рик. Вторая часть восходит к лат. rex (в кельт. произношении - рикс), а первая - соотносится с немецким названием острова Рюген: в обоих словах «р» смягчается, хотя речь идет о племени ругов. Так что Рюрик - это король ругов или, быть может, красный (рыжий) король. Относительно происхождения имени/титула Трувор нет полной ясности, хотя прослеживается связь с городом Изборск: один и тот же корень «бор/вор», как и в слове «выборы».

Теперь можно восстановить это предложение таким, каким оно предположительно было в первоисточнике, которым пользовался летописец: «Пришли: старейший -король ругов, другой - сын веси, что на Белом озере, третий - выборный властитель Изборска». Они пришли со своими дружинами, чтобы совместными усилиями отстоять восточный путь. Однако, судя по сообщению Никоновской (Патриаршей) летописи, вместо военной помощи словенам король ругов «Рюрик» захватил власть в Ладоге и стал править как «самодержец». Не желая быть его рабами, словене

восстали, и во главе этого заговора стоял, вероятно, один из их старейшин - Вадим Храбрый. Мы знаем, что этот бунт потерпел поражение, - после гибели своего предводителя «мужи новгородские» бегут от Рюрика в Киев.

Теперь подведем итоги нашего исследования. Итак, мы выяснили:

1. Варяги - не только скандинавы, а в целом народы, живущие на берегах Балтийского (Варяжского) моря.

2. Руяне (руги) - это славяне, и они - варяги, поскольку их жизнь связана с этим морем.

3. В 9 веке шла борьба между скандинавами и славянами за обладание Восточным торговым путем.

4. Чтобы сохранить контроль над ним, славяне были вынуждены обратиться за помощью к другим морским разбойникам, с которыми их связывали родственные и торговые отношения.

5. На призыв откликнулся король ругов (Рюрик), который пришел с дружиной и захватил власть в земле словен.

Список литературы

1. Бременский Адам. Деяния архиепископов гамбургской церкви. Берлин, 1961.

2. Гельмольд Славянская хроника. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: переиздание в современной орфографии. М.: Олма-пресс, 2001.

4. Джаксон Т.Н., Коновалова И.Г., Подосинов А.В. Древняя Русь в свете зарубежных источников: хрестоматия. Том 3. Восточные источники. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. 259 с.

5. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб: Алетейя, 1997.

6. Тацит Корнелий. Сочинения в 2 томах. Том 1. Анналы. Малые произведения. О происхождении германцев и местоположении Германии. Л.: Наука, 1969.

7. Кузьмин С.Л. Пожары и катастрофы в Ладоге: 1250 лет непрерывной жизни (Седьмые чтения Анны Мачинской). СПб, 2003. С. 45-57.

8. Кремонский Лиутпранд. Книга воздаяния (Антаподосис). Дармштадт, 1977.

9. Молчанова А.А. Балтийские славяне и Северо-Западная Русь в раннем средневековье: дисс. кандидата исторических наук. М., 2008. 279 с.

10. Назаренко А.В. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Том 4. Западноевропейские источники. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010.

11. Кесарийский Прокопий. Война с готами. О постройках. М.: Арктос, 1996.

12. Полное собрание русских летописей. Том 9. Летописный сборник, именуемый патриаршею или никоновскою летописью. СПб, 1862.

13. Этимологический словарь славянских языков. М.: Наука, 1974-1981.

14.AnnatesBertiniani. 830—882; Mon. Germ. Hist.: Script., I, 419—515.

15. Herrman Joachim, Warnke Dieter. Ralswiek auf Rugen, Teil ll: Kultplatz, Boot 4, Hof, Propstei, Muhlenberg, Schlossberg und Rugard, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.