Научная статья на тему 'Признание правосубъектности юридических лиц иностранными государствами'

Признание правосубъектности юридических лиц иностранными государствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
юридические лица / государство / признание правосубъектности / международный торговый оборот / «национальность» юридических лиц / личный закон / legal entities / state / recognition of legal personality / international trade turnover / “nationality” of legal entities / personal law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клещева Ирина Александровна

Статья посвящена проблемам деятельности юридических лиц в международном торговом обороте. Деятельность юридических лиц не ограничена пределами одного государства, компании стремятся расширять свою деятельность, осуществляя ее во множестве иностранных государств. При этом необходимым условием для допуска юридического лица к осуществлению предпринимательской деятельности на территории иностранного государства является признание правосубъектности данных юридических лиц. Исследуя проблемы, возникающие в связи с этим у юридических лиц, автор отмечает тот факт, что признание компании в какомто государстве, не делает ее национальным юридическом лицом данного государства, а лишь признает ее в качестве субъекта права. Через вышеперечисленное будет раскрыта актуальность данной проблематики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOGNITION OF LEGAL PERSONALITY OF LEGAL ENTITIES BY FOREIGN STATES

The article is devoted to the problems of the activity of legal entities in international trade. The activities of legal entities are not limited to the borders of one state, companies seek to expand their activities, carrying out it in many foreign countries. At the same time, a necessary condition for the admission of a legal entity to carry out entrepreneurial activity on the territory of a foreign state is the recognition of the legal personality of these legal entities. Investigating the problems that arise in this regard for legal entities, the author notes the fact that the recognition of a company in some state does not make it a national legal entity of this state, but only recognizes it as a subject of law. Through the above, the relevance of this issue will be revealed

Текст научной работы на тему «Признание правосубъектности юридических лиц иностранными государствами»

Признание правосубъектности юридических лиц иностранными государствами

Клещева Ирина Александровна,

старший преподаватель кафедры международного права Саратовской государственное юридической академии E-mail: irkuleshova@yandex.ru

Статья посвящена проблемам деятельности юридических лиц в международном торговом обороте. Деятельность юридических лиц не ограничена пределами одного государства, компании стремятся расширять свою деятельность, осуществляя ее во множестве иностранных государств. При этом необходимым условием для допуска юридического лица к осуществлению предпринимательской деятельности на территории иностранного государства является признание правосубъектности данных юридических лиц. Исследуя проблемы, возникающие в связи с этим у юридических лиц, автор отмечает тот факт, что признание компании в каком-то государстве, не делает ее национальным юридическом лицом данного государства, а лишь признает ее в качестве субъекта права. Через вышеперечисленное будет раскрыта актуальность данной проблематики.

Ключевые слова: юридические лица, государство, признание правосубъектности, международный торговый оборот, «национальность» юридических лиц, личный закон.

Деятельность юридических лиц в современных условиях не ограничена пределами одного государства. Компании стремятся расширять свои рынки сбыта, улучшить конкурентноспособность, получить доступ к новым ресурсам в целях увеличения прибыли, поэтому и осуществляют деятельность во множестве иностранных государств.

Однако попытки осуществления предпринимательской деятельности за границей связаны с возникновением различных сложностей и проблем, таких как политическая нестабильность (особенно актуальная в последнее время), изменения курсов валют, торговые барьеры и культурные различия. Но прежде всего юридические лица сталкиваются в проблемой признания юридических лиц иностранными государствами, что является необходимым условием для допуска юридического лица к осуществлению предпринимательской деятельности на их территории.

Зачастую этот вопрос решается на основании принципа взаимности либо путем заключения международных договоров. Первые такие соглашения появились еще в середине 19 века, когда Франция и Бельгия в 1954 году заключили договор о взаимном признании юридических лиц [5, с. 813].

Что же означает для юридического лица признание его иностранным государством? Подобная ситуация предполагает признание правосубъектности юридического лица, подтверждение его национальности и принятие во внимание всех аспектов, решаемых на основе его личного закона (требования к наименованию, порядок создания и ликвидации, содержание правоспособности, порядок приобретения прав и обязанностей, вопросы ответственности).

Но зачастую возникает ситуация, когда государства отказываются признавать иностранные юридические лица и не допускают их к осуществлению коммерческой деятельности на своей территории.

Европейское законодательство 19 века допускало возможность автоматического признания правосубъектности иностранных юридических лиц только в определенных, предусмотренных международными соглашениями или национальными законами случаях [1, с. 47].

В данном контексте следует отметить территориальный характер правосубъектности юридических лиц, ограниченных пределами своего национального государства. Устанавливая правосубъектность юридических лиц законодательная власть конкретного государства проявляет свою волю. Таким образом юридические лица как бы привязываются к определенной территории. Из этого следу-

5 -о

сз ж

■с

см см

ет, что юридические лица не могут осуществлять деятельность там, где не действует национальное законодательство страны, впервые признавшее организацию юридическим лицом, то есть за пределами территории государства.

Но этот принцип неприменим, когда мы говорим о физических лицах, права которых признаются и за границей определенного государства. А для допуска юридического лица к осуществлению предпринимательской деятельности в иностранном государстве, необходимо признание правосубъектности данного юридического лица этим государством [2, с. 29-30].

Современное законодательство большинства существующих государств исходит из принципа автоматического признания правосубъектности иностранных юридических лиц. В качестве примера можно привести Закон Румынии 1992 года, в котором употребляется термин «признанное юридическое лицо». Закон указывает, что иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли на территории Румынии, учрежденные в соответствии с законодательством своего национального государства, подлежат автоматическому признанию. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом [6, с. 500].

Каковы же причины отказа в признании юридического лица иностранным государством? В первую очередь, это различия в правовом регулировании таких аспектов, как национальность, личный закон и государственная принадлежность юридического лица.

Так, во Франции и Германии определяют национальность юридического лица в соответствии с критерием административного центра. Поэтому, если компания с административным центром в одной стране перенесет свой административный центр во другую, то компания не будет признана во Франции, в связи с утратой своей правосубъектности. Такое юридическое лицо должно получить разрешение на осуществление своей деятельности на территории нового государства в соответствии с его законодательством, то есть быть вновь созданным. Позиция Германии по этому вопросу наиболее жесткая, предусматривающая практически всегда в подобных случаях ликвидацию юридического лица. Швейцария, Португалия, Бельгия более лояльны в этом вопросе в своем законодательстве. Они признают юридические лица, которые перенесли местонахождение своего административного центра, при условии, что он произошел в пределах указанных стран. Это не исключает возможности применения по отношению к данному юридическому лицу императивных норм государства его местонахождения.

Законодательство Дании не признает юридические лица, созданные в стране, придерживающейся критерия фактического нахождения административного центра, но не но не имеющего там своих руководящих органов, а также не имеющих никаких связей с самой Данией [7, с. 24-25].

Подобная проблема не возникает в странах, определяющих национальность юридического лица на основе критерия инкорпорации, таких как Россия, Великобритания, Нидерланды. В таких странах юридические лица при перенесении местонахождения своего административного центра или основного места деятельности на территорию другого государства, сохраняют свою правосубъектность, конечно при условии признания со стороны иностранного государства.

Хотелось бы обратить внимание на важный аспект: то, что иностранное юридическое лицо признается в каком-то государстве, не делает его национальным юридическом лицом данного государства. Это означает лишь признание данного юридического лица в качестве субъекта права, наделенного правосубъектностью.

Таким образом, существует три подхода к признанию юридических лиц иностранными государствами. Во-первых, это автоматическое признание, для этого компании достаточно просто находится на территории признающего государства. Однако факт автоматического признания зависит от критерия, которого придерживается та или иная страна при определении национальности иностранного юридического лица.

Во-вторых, признание юридических лиц, предусмотренное международным договором или постановлениями руководящих органов соответствующего государства. Такой подход существует, например, во Франции применительно к акционерным обществам. Как правило, такие случаи основаны на принципе взаимности. И третий вариант - это индивидуальное признание, выдаваемое каждому конкретному юридическому лицу, обратившемуся с такой просьбой. Последний подход на современном этапе существует лишь в отношении юридических лиц, не имеющих в качестве основной цели извлечение прибыли.

Признание каким-либо государством иностранного юридического лица и допуск его к осуществлению предпринимательской деятельности на территории данного государства не исключает возможности применения императивных норм и правил, касающихся деятельности иностранных компаний. В одних случаях применяется особый порядок регистрации, в других - соблюдение установленных ограничений (в Российской Федерации, например иностранные компании не могут владеть на праве собственности землями сельскохозяйственного назначения).

В российской правовой доктрине проблема признания юридических лиц практически не разработана. Этот факт можно объяснить, обратившись к советскому законодательству, в соответствии с которым была невозможна ситуация, когда юридическое лицо зарегистрировано в СССР, но имеет при этом основное место деятельности или административный центр в иностранном государстве.

Л.А. Лунц отмечал, что решение иностранными государствами вопросов относительно национальности, личного закона и государственной принад-

лежности советских юридических лиц, приведет их к единственному выводу о то, что такие организации являются советскими (независимо от того, придерживается ли данное иностранное государство критерия инкорпорации или фактической оседлости) [4, с. 45-46].

Современное российской законодательство, доктрина, судебная и арбитражная практика (как и в советский период) определяют личный закон иностранного юридического лица в соответствии с правом страны, где учреждено данное юридическое лицо, то есть придерживаются критерия инкорпорации. Поэтому коллизионных проблем, связанных с признанием иностранных компаний не возникает.

В случае признания юридического лица иностранным государством, это юридическое лицо подчиняется другому, иностранному правопорядку. В связи с этим возникает вопрос об объеме правосубъектности юридического лица на территории этого государства. Национальный закон иностранного государства о статусе иностранных юридических лиц может решать этот вопрос на основе принципа национального режима или режима наибольшего благоприятствования, таким образом, предоставив иностранной компании тот или иной объем прав [3, с. 110].

Современное российское законодательство, доктрина, судебная и арбитражная практика, как и многих других стран устанавливают принцип национального режима, который заключается в предоставлении иностранным компаниям тех же прав, что и собственным, национальным юридическим лицам. Это означает, что иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ, обладают равными правами и возможностями с российскими юридическими лицами.

Однако национальный закон иностранной компании, признанной на территории определенного государства, может предоставлять ей меньший объем прав, нежели законодательство признавшего государства. В связи с чем, в судебной практике ряда стран, например во Франции, сложилось правило, в соответствии с которым правоспособность иностранного юридического лица не может быть шире границ, установленных законодательством национального государства данного юридического лица [5, с. 816].

Любое современное государство заинтересовано в осуществлении определенного контроля за деятельностью иностранных компаний на своей территории, поэтому устанавливает различные требования к осуществлению их деятельности. Эти требования устанавливаются национальным законодательством, международными многосторонними и двусторонними соглашениями. Специальные нормативные акты, с одной стороны, могут вводить определенные ограничения деятельности иностранных юридических лиц, а, с другой стороны, содержать определенные поощрения и гарантии. Данные ограничения и поощрения затрагива-

ют вопросы осуществления определенных видов предпринимательской деятельности, но не вопросы правового статуса, определяемого личным законом юридического лица.

Таким образом, признание иностранного юридического лица государствами является необходимым условием для допуска юридического лица к осуществлению предпринимательской деятельности на их территории. Но подобное признание не делает иностранную компанию местной, национальной. Это признание со стороны государства предоставляет иностранной компании статус субъекта права и делает возможным осуществление коммерческой деятельности на его территории. При этом иностранное юридическое лицо обязано подчиняться императивным нормам и иным правилам, предусмотренным законодательством данного государства.

Современное российской законодательство, доктрина, судебная и арбитражная практика придерживаются критерия инкорпорации, поэтому в РФ коллизионных проблем, связанных с признанием иностранных компаний не возникает.

Литература

1. Асосков, А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте / А.В. Асосков. - М.: Статут, 2003. -349 с.

2. Брун М.И. Юридические лица в международном частном праве. Кн. 1: О личном статуте юридического лица. - Петроград: Типография «Общественная польза», 1915. - 48 с.

3. Вознесенская, Н.Н. «Юридические лица в международном частном праве России и ЕС» /

H.Н. Вознесенская // Труды Института государства и права Российской академии наук. -2017. - № 2. С. 110-115

4. Лунц, Л.А. Курс международного частного права. Особенная часть / Л.А. Лунц. - М.: Юридическая литература, 1975. - 504 с.

5. Loussouarn, I., Bourel, P. Droit international prive /

I. Loussouarn, P. Bourel. - Paris, 2001. - 832 p.

6. Международное частное право: Иностранное законодательство. / Сост. и науч.ред. А.Н. Жильцов, А.И. Муранов. - М.: Статут, 2001. - 892 с.

7. Юмашев Ю.М. Правовое регулирование прямых иностранных капиталовложений в ЕЭС. -М.: Наука, 1988. - 124 с.

RECOGNITION OF LEGAL PERSONALITY OF LEGAL ENTITIES BY FOREIGN STATES

Kleshcheva I.A.

Saratov State Law Academy

The article is devoted to the problems of the activity of legal entities in international trade. The activities of legal entities are not limited to the borders of one state, companies seek to expand their activities, carrying out it in many foreign countries. At the same time, a necessary condition for the admission of a legal entity to carry out entrepreneurial activity on the territory of a foreign state is the recognition of the legal personality of these legal entities. Investigating

5

"O

C3 ж

■с

the problems that arise in this regard for legal entities, the author notes the fact that the recognition of a company in some state does not make it a national legal entity of this state, but only recognizes it as a subject of law. Through the above, the relevance of this issue will be revealed.

Keywords: legal entities, state, recognition of legal personality, international trade turnover, "nationality" of legal entities, personal law.

References

1. Asoskov, A.V. Legal forms of participation of legal entities in international commercial turnover / A.V. Asoskov. - M.: Statute, 2003. - 349 p.

2. Brun M.I. Legal entities in private international law. Book 1: On the personal status of a legal entity. - Petrograd: Printing house "Public Benefit", 1915. - 48 p.

3. Voznesenskaya, N.N. "Legal entities in private international law of Russia and the EU" / N.N. Voznesenskaya // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. - 2017. - No. 2. P. 110-115

4. Lunts, L.A. Course of international private law. Special part / L.A. Luntz. - M.: Legal literature, 1975. - 504 p.

5. Loussouarn, I., Boourel, P. Droit international prive / I. Lous-souarn, P. Boourel. - Paris, 2001. - 832 p.

6. International private law: Foreign legislation. / Comp. and scientific editor A.N. Zhiltsov, A.I. Muranov. - M.: Statute, 2001. -892 p.

7. Yumashev Yu.M. Legal regulation of foreign direct investment in the EEC. - M.: Nauka, 1988. - 124 p.

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.