Научная статья на тему 'ПРИЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОБСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ФАКТОР, ФОРМИРУЮЩИЙ ПОВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТА'

ПРИЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОБСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ФАКТОР, ФОРМИРУЮЩИЙ ПОВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ / ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ / АМБУЛАТОРНАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мартиросов А.В., Черкасов С.Н., Федяева А.В., Арутюнян Г.Б.

Цель исследования. Научно обосновать значимость ответственного отношения к собственному здоровью как социального фактора формирующего поведение пациента. Материалы и методы исследования. Первичные данные были получены путем анкетирования 502 пациентов медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Основная группа - 420 пациентов, признавших за собой первостепенную ответственность за свое здоровье (активная модель поведения), контрольная группа - 82 пациента, которые возложили первостепенную ответственность за свое здоровье на внешние, по отношению к себе, субъекты (пассивная модель поведения). Результаты. Пациенты, возлагающие на себя ответственность за свое здоровье, реже отказываются от права выбора врача, они более требовательны к профессиональным качествам врача, им более важно внимание (как проявление профессионального подхода) и доброта как проявление человеческого подхода. Однако им менее важно сочувствие со стороны врача. Наиболее важными критериями выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях, было наличие грамотных специалистов и репутация медицинской организации, которые имели большее значение среди пациентов, считающих в первую очередь, себя ответственными за свое здоровье. Пациентов также интересовала географическая доступность и качество организации процесса оказания медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мартиросов А.В., Черкасов С.Н., Федяева А.В., Арутюнян Г.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOGNITION OF RESPONSIBILITY FOR ONE'S OWN HEALTH AS A FACTOR SHAPING PATIENT BEHAVIOR

The purpose of the study. To scientifically substantiate the importance of a responsible attitude to one's own health as a social factor shaping the patient's behavior. Materials and methods of research. The primary data were obtained by interviewing 502 patients of medical organizations providing outpatient medical care. The main group consisted of420 patients who recognized primary responsibility for their health (active behavior model), the control group consisted of 82 patients who assigned primary responsibility for their health to external subjects (passive behavior model). Results. Patients who take responsibility for their health are less likely to give up the right to choose a doctor, they are more demanding of the professional qualities of a doctor, attention (as a manifestation of a professional approach) and kindness as a manifestation of a human approach are more important to them. However, they are less interested in sympathy from the doctor. The most important criteria for choosing a medical organization that provides outpatient medical care were the availability of competent specialists and the reputation of the medical organization, which were of greater importance among patients who consider themselves primarily responsible for their health. The patients were also interested in geographical accessibility and the quality of the organization of the medical care process.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОБСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ФАКТОР, ФОРМИРУЮЩИЙ ПОВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТА»

https://clinical-journal.ru E-ISSN 2686-6838

УДК 614.2+613

RESEARCH ARTICLE 3. Medical sciences

Corresponding Author: Cherkasov Sergey Nikolaevich, Doctor of Medical Sciences, Chief Researcher, Institute of Management Problems named after. V.A. Trapeznikov Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

E-mail: golikovav1@mail.ru

©Martirosov A.V., Cherkasov S.N., Fedyaeva A.V., Arutyunyan G.B. - 2023

I Accepted: 24.04.2023

http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-4-32-37

ПРИЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОБСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ФАКТОР, ФОРМИРУЮЩИЙ ПОВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТА

Мартиросов1'2 А.В., Черкасов1 С.Н., Федяева1 А.В., Арутюнян3 Г.Б.

1ФГБУН «Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова» Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация

2Филиал частного учреждения образовательной организации высшего образования «Медицинский университет «Реавиз» в городе Москве, г. Москва, Российская Федерация

3ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Цель исследования. Научно обосновать значимость ответственного отношения к собственному здоровью как социального фактора формирующего поведение пациента. Материалы и методы исследования. Первичные данные были получены путем анкетирования 502 пациентов медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Основная группа - 420 пациентов, признавших за собой первостепенную ответственность за свое здоровье (активная модель поведения), контрольная группа - 82 пациента, которые возложили первостепенную ответственность за свое здоровье на внешние, по отношению к себе, субъекты (пассивная модель поведения). Результаты. Пациенты, возлагающие на себя ответственность за свое здоровье, реже отказываются от права выбора врача, они более требовательны к профессиональным качествам врача, им более важно внимание (как проявление профессионального подхода) и доброта как проявление человеческого подхода. Однако им менее важно сочувствие со стороны врача. Наиболее важными критериями выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях, было наличие грамотных специалистов и репутация медицинской организации, которые имели большее значение среди пациентов, считающих в первую очередь, себя ответственными за свое здоровье. Пациентов также интересовала географическая доступность и качество организации процесса оказания медицинской помощи.

Ключевые слова: удовлетворенность пациентов, факторы удовлетворенности, амбулаторная помощь, медицинская организация, социальные детерминанты.

RECOGNITION OF RESPONSIBILITY FOR ONE'S OWN HEALTH AS A FACTOR SHAPING PATIENT BEHAVIOR

Martirosov1'2 A. VCherkasov1 S.N., Fedyaeva1 A. VArutyunyan3 G.B.

1 V.A. Trapeznikov Institute of Control Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

2Moscow Medical University "Reaviz", Moscow, Russian Federation

3Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russian Federation

Abstract. The purpose of the study. To scientifically substantiate the importance of a responsible attitude to one's own health as a social factor shaping the patient's behavior. Materials and methods of research. The primary data were obtained by interviewing 502 patients of medical organizations providing outpatient medical care. The main group consisted of420 patients who recognized primary responsibility for their health (active behavior model), the control group consisted of 82 patients who assigned primary responsibility for their health to external subjects (passive behavior model). Results. Patients who take responsibility for their health are less likely to give up the right to choose a doctor, they are more demanding of the professional qualities of a doctor, attention (as a manifestation of a

E-ISSN 2686-6838

professional approach) and kindness as a manifestation of a human approach are more important to them. However, they are less interested in sympathy from the doctor. The most important criteria for choosing a medical organization that provides outpatient medical care were the availability of competent specialists and the reputation of the medical organization, which were of greater importance among patients who consider themselves primarily responsible for their health. The patients were also interested in geographical accessibility and the quality of the organization of the medical care process.

Keywords: patient satisfaction, satisfaction factors, outpatient care, medical organization, social determinants.

Введение. Поведение пациента во многом определяет не только результат оказания медицинской помощи, но и эффективность системы охраны здоровья в целом. Адекватное поведение способствует снижению факторной нагрузки на организм, выбор в пользу здоровье сберегающих практик, своевременное обращение за квалифицированной медицинской помощью и т.п.. До настоящего времени считалось, что управление поведением пациента представляет собой задачу, которую невозможно решить. Действительно, прямое воздействие на пациента с целью побудить его к определенным положительным действиям или, наоборот, предотвратить определенные отрицательные действия, с использованием классических методов убеждения или запугивания последствиями далеко не всегда приносило ожидаемый результат. Однако поведение определяется рядом обстоятельств (факторы, детерминанты), учет которых помогает избрать наиболее результативную модель взаимодействия с пациентом. Знание таких обстоятельств во многом облегчает задачу управления действиями, то есть поведением, пациента.

Поведение пациента при получении им медицинской помощи может определяться многими факторами. В качестве одного из них, по мнению ряда исследователей, рассматривается отношение пациента к собственному здоровью и понимание факта ответственности за свое здоровье. Принятие на себя первостепенной ответственности за собственное здоровье (чаще всего рассматривается как активная модель поведения пациента) повышает степень его критичности не только к своему поведению, но и к организации медицинского обслуживания [1-3]. Такие пациенты могут быть более требовательны не только к себе, но и организации его медицинского обслуживания. пациентами сложнее работать критично оценивают качество медицинской помощи.

С другой принимающие, декларирующие себя первостепенной ответственности за собственное здоровье) должны обладать большей

стороны, или как такие подходы

С такими и они более организации

пациенты минимум (принятие на

адекватностью в оценках и осознавать ограниченные возможности системы

здравоохранения по восстановлению их здоровья. Однако при таком подходе может проявляться и другая модель поведения. Не доверяя системе здравоохранения, пациент начинает принимать самостоятельные решения относительно своего здоровья, основываясь на том, что именно он несет за него ответственность (повышенная степень активности). Так как уровень его профессиональных знаний не соответствует требуемому в контексте принятия решений относительно своего здоровья, то и решения могут быть не всегда адекватны ситуации. Чаще всего этот социальный фактор рассматривали как положительный [4-5], но исчерпывающей информации по его влиянию на отношение к организации медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, с учетом сложного характера воздействия такого фактора не существует [6-8].

Цель исследования. Научно обосновать значимость признания ответственного отношения к собственному здоровью как социального фактора формирующего поведение пациента при получении медицинской помощи. Материалы и методы исследования. Первичные данные были получены путем анонимного анкетирования пациентов медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях по доработанной авторами анкете «Исследование социальных детерминант здоровья и медицинской активности». Всего было роздано 502 анкеты, получен ответ от всех респондентов. Исследование проведено в городе Москва.

Оценка факта признания ответственности за свое здоровье производилась на основании ответа на вопрос анкеты: «Кто по Вашему мнению ответственен за Ваше здоровье в первую очередь?». Респондентам было предложено три закрытых варианта ответа: «я сам отвечаю за свое здоровье», государство, медицинские организации. Один вариант ответа был открытым, когда сам пациент мог указать на структуры или субъект, который, по его мнению, ответственен в первую очередь за его здоровье.

E-ISSN 2686-6838

По результатам анкетирования выделено две группы сравнения. Основная группа - 420 пациентов, признавших за собой первостепенную ответственность за свое здоровье (активная модель поведения), контрольная группа - 82 пациента, которые возложили первостепенную ответственность за свое здоровье на внешние, по отношению к себе, субъекты (пассивная модель поведения). Пациентов, имеющих

профессиональное медицинское образование, среди опрошенных не было.

При расчете интенсивных показателей распространенности явления в среде, которая непосредственно формирует данное явление, в качестве знаменателя использовали величину 100 (на 100 пациентов в каждой сравниваемой группе), так как общее количество наблюдений не превышало 1000. При ответе на некоторые вопросы анкеты допустимо было представлять более одного ответа, поэтому число ответов могло превышать общее число наблюдений. Сравнение групп проводилось по стандартной схеме с использованием непараметрического критерия достоверности различий П2.

Результаты. Как ранее отмечалось, предполагается, что пациенты, возлагающие на себя ответственность за свое здоровье, будут более требовательны к своим правам, в том числе и к праву выбора врача. По результатам настоящего исследования 82 из 100 опрошенных респондентов основной группы хотели бы иметь такое право. В контрольной группе таких пациентов было несколько меньше, однако достоверных различий не зафиксировано (р>0,05). Более значимые различия заключались в удельном весе тех, кто не хотел иметь это право. Если в основной группе только 4 из 100 опрошенных высказались против такого права, то в контрольной группе таких пациентов было в два раза больше (8 из 100 опрошенных) (р < 0,05). Каждый шестой не определился со своей позицией по данному вопросу, и это не зависело от принадлежности к одной из сравниваемых групп.

С учетом желания большинства пациентов иметь право выбора врача представляется важным определить те признаки или качества врача, по которым пациент может сделать выбор и реализовать свое право. Основным качеством врача, по мнению пациентов, является профессионализм. Популярность такого мнения выше в основной группе (95 против 84 из 100 опрошенных в основной и в контрольной группе соответственно). Эти данные подтверждают высказанный ранее тезис о большей степени

ответственности пациентов, возлагающих именно на себя ответственность за свое здоровье.

Вторым по значимости качеством, на который обращают внимание пациенты, это внимание со стороны врача. И в данном случае пациенты основной группы более требовательны, чем пациенты контрольной группы. Внимательность в данном случае рассматривается не как человеческое качество, а как профессиональное - «вовремя заметить, вовремя принять меры». Пациентов основной группы также более волнует вежливость и доброта со стороны врача. Единственное качество, которое они меньше ожидают от врача это сочувствие.

Представленные в анкете критерии профессионализма врача, как главного качества, которое волнует пациентов, были более приемлемы для пациентов основной группы. Только каждый шестой пациент основной группы представил свои варианты критериев (17 из 100), тогда как в контрольной группе 22 из 100 пациентов не сочли представленный им список качество профессионализма врача

исчерпывающим.

Основной критерий, который, по мнению пациентов независимо от принадлежности к группе, определяет уровень профессионализма, является стаж работы врача, однако он несколько более значим для пациентов основной группы (74 против 62 из 100 опрошенных основной и в контрольной группе соответственно). Вторым по значимости критерием является наличие у врача ученой степени или квалификационной категории. По значимости этот критерий примерно одинаков среди пациентов основной и контрольной групп.

В отношении таких критериев как статус и репутация медицинской организации, в которой работает врач, и его занимаемая должность наблюдается, на первый взгляд, не логичные подходы со стороны пациентов. Так, статус и репутация медицинской организации более важны пациентам, которые сами возложили на себя первостепенную ответственность за свое здоровье. А пациентам, которые надеются на внешних, по отношению к себе субъектов, этот критерий менее важен. Такой же подход демонстрируется и в отношении занимаемой должности врача. Однако, если принять во внимание, активную позицию пациента, включенного в основную группу, то отношение к критериям также должно быть активным, что и наблюдается в соответствии с полученными результатами. Пассивная позиция предполагает надежду, что ответственные структуры сами

Е-188К 2686-6838

позаботятся о профессиональном уровне врача и самостоятельных усилий в этом направлении, в частности выработки собственного мнения по этому вопросу, предпринимать не следует.

Не менее важным является и выбор информационных источников, которые используются при осуществлении выбора врача. Главным и наиболее распространенным источником информации для пациентов независимо от принадлежности к сравниваемым группам является отзывы других пациентов, которые уже лечились у данного врача (69 в основной группе и 67 в контрольной группе из 100 опрошенных пациентов) (р>0,05). Вторым по значимости источником является

предшествующий опыт обращения к этому врачу. Данный источник имеет более высокое значение для пациентов основной группы (57 в основной против 42 в контрольной группе из 100 опрошенных пациентов, (\2=4,87, р < 0,05). Это подтверждает более высокую степень ответственности при выборе врача пациентами основной группы и большую значимость их собственного мнения. Пациенты с пассивной позицией больше доверяют чужому мнению.

Пациенты основной группы больше доверяют другим врачам, однако этот источник информации сильно уступает по значимости двум другим, представленным ранее (17 в основной группе против 11 в контрольной группе из 100 опрошенных пациентов). Для таких пациентов собственное мнение более важно, чем для представителей контрольной группы (21 в основной группе против 17 в контрольной группе из 100 опрошенных пациентов).

Пациенты основной группы практически никогда не доверяют рекламе (1 в основной группе против 4 в контрольной группе из 100 опрошенных пациентов, (\2=4,17, р < 0,05) и средствам массовой информации (3 в основной группе против 5 в контрольной группе из 100 опрошенных пациентов). Однако они больше обращают внимание на отзывы виртуальных пациентов (13 в основной группе против 6 в контрольной группе из 100 опрошенных пациентов, (\2=3,95, р < 0,05), а также принимают во внимание рейтинг врачей на сайте медицинской организации (12 в основной группе против 9 в контрольной группе из 100 опрошенных пациентов). Предложили другие источники информации только 1 из 100 пациентов в основной группе и 4 из 100 пациентов, включенных в контрольную группу.

Выявленные закономерности выбора врача у пациентов с разным отношением к ответственности за свое здоровье проявились и

при анализе критериев выбора медицинской организации. Разница в подходах наиболее значимо проявилась в отношении такого критерия как «наличие грамотных специалистов в штате медицинской организации». Подавляющее большинство опрошенных пациентов основной группы (80 из 100 опрошенных) высказались за важность, даже первостепенную важность, этого критерия выбора. В контрольной группе таковых было только 62 из 100 опрошенных (\2=7,87; р < 0,05).

Вторым по значимости критерием стала «хорошая репутация медицинской организации». Значимость данного критерия также была выше в основной группе (58 против 44 на 100 опрошенных в основной и контрольной группах соответственно) (\2=6,11, р < 0,05).

Географическая доступность также была несколько более важна пациентам основной группы. За важность такого критерия как «близость медицинской организации к дому» высказались 39 из 100 пациентов основной группы и 33 из 100 пациентов контрольной группы. Однако в данном случае различия не были достоверными (\2=0,78, р>0,05).

Четкая организация работы медицинской организации и отсутствие очередей на прием к врачу можно рассматривать как связанные критерии выбора, что и продемонстрировали результаты исследования. Примерно треть пациентов основной и контрольной групп считают эти критерии важными для себя, и частота выбора таких ответов была одинаковой. Интересно отметить, что относительная дешевизна медицинских услуг более привлекала пациентов контрольной группы, то есть тех, кто снимает с себя первостепенную обязанность за свое здоровье и более надеется на других. В результате затраты на качественную медицинскую помощь они считают излишними, так как ответственность за их здоровье, по их представлениям, несут другие.

Свои варианты ответа на поставленный вопрос были предложены только одним из 100 пациентов и в основной, и в контрольной группе. Однако, предложенные пациентами варианты полностью перекликались с предложенными в закрытой части вопроса.

Выводы. Признание ответственности за собственное здоровье можно рассматривать как фактор, формирующий поведение пациента. Пациенты, возлагающие на себя первостепенную ответственность за свое здоровье, реже отказываются от права выбора врача и, в данном случае, имеют значение принципы, по которым производится этот выбор. Они более

E-ISSN 2686-6838

требовательны к профессиональным качествам врача, им более важно внимание (как проявление профессионального подхода) и доброта как проявление человеческого подхода. Однако им менее важно сочувствие со стороны врача.

Наиболее важными критериями выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях, было наличие грамотных специалистов и репутация медицинской организации, которые

имели большее значение среди пациентов, считающих в первую очередь, себя ответственными за свое здоровье. Пациентов также интересовала географическая доступность и качество организации процесса оказания медицинской помощи. Полученные данные подтверждают значимость отношения пациента к ответственности за свое здоровье как социальной характеристики субъекта в системе оказания медицинской помощи.

REFERENCES

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]. Genovese U., Del Sordo S., Pravettoni G., Akulin I.M., Zoja R., Casali M. A new paradigm on health care accountability to improve the quality of the system: four parameters to achieve individual and collective accountability // Journal of Global Health. 2017. Т. 7. № 1. Р. 010301. DOI: 10.7189/jogh.07.010301

[2]. Konovalov O.E., Uvachiev O.M., Kicha D.I. Medical activity of patients with bronchial asthma // I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2013. Vol. 3. Р. 98100.

[3]. Akulin I.M., Chesnokova E.A., Presnyakov R.A. On the investigation of iatrogenic crimes in the context of the transition to digital health care: new prospects and problems of regulatory and legal regulation // Law and modern technologies in medicine; holes ed. A.A. Mokhov, O.V. Sushkova. Moscow, 2019. Р. 300-303.

[4]. Ogul L.A., Anopko V.P., Shapovalova M.A. Planning strategies of LPU // Krasnoyarsk Science. 2012. T. 1. Vol. 5. Р. 60-68.

[5]. Yegiazaryan K.A., Lalabekova M.V., Cherkasov S.N., Attaeva L.Zh. Territorial features of planning the required amount of medical care in the profile of traumatology and orthopedics // Health care standardization problems. 2016. Vol. 11-12. Р. 23-29.

[6]. Sopova I.L., Cherkasov S.N., Polozkov I.M. Influence of the level of education on the degree of responsibility in relation to one's own health // Caspian Journal of Medicine and Pharmacy. 2020. Vol. 3-4. Р. 21-26.

[7]. Polozkov O.I., Cherkasov S.N., Meshkov D.O. Recognition of responsibility for their health as a determinant of health in older age groups // Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. 2021. Vol. 1. Р. 30-35.

[8]. Gorbunov A.L., Cherkasov S.N., Fedyaeva A.V., Moroz I.N., Martirosov A.V., Suhov A.A. Attitude to informing the doctor about the treatment process in different age and sex groups of patients // Bulletin Biomedicine and sociology. 2022. Т. 7. Vol. 1. Р. 66-75.

[1]. Библиографический список

[2]. Genovese U., Del Sordo S., Pravettoni G., Akulin I.M., Zoja R., Casali M. A new paradigm on health care accountability to improve the quality of the system: four parameters to achieve individual and collective accountability // Journal of Global Health. 2017. Т. 7. № 1. Р. 010301. DOI: 10.7189/jogh.07.010301

[3]. Коновалов О.Е., Урясьев О.М., Кича Д.И. Медицинская активность больных бронхиальной астмой // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2013. № 3. С. 98-100.

[4]. Акулин И.М. Е.А. Чеснокова, Р.А. Пресняков К вопросу о расследовании ятрогенных преступлений в контексте перехода на цифровое здравоохранение: новые перспективы и проблемы нормативно-правового регулирования // Право и современные технологии в медицине; отв. ред. А.А. Мохов, О.В. Сушкова. М., 2019. С. 300-303.

[5]. Огуль Л.А., Анопко В.П., Шаповалова М.А. Планирование стратегий ЛПУ // Наука Красноярья. 2012. Т. 1. № 5. С. 60-68.

[6]. Егиазарян К.А., Лалабекова М.В., Черкасов С.Н., Аттаева Л.Ж. Территориальные особенности планирования необходимого объема медицинской помощи по профилю травматология и ортопедия // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2016. № 11-12. С. 23-29.

[7]. Сопова И.Л., Черкасов С.Н., Полозков И.М. Влияние уровня образования на степень ответственности в отношении собственного здоровья // Прикаспийский вестник медицины и фармации. 2020. № 3-4. С. 21-26.

[8]. Полозков О.И., Черкасов С.Н., Мешков Д.О. Признание ответственности за свое здоровье как детерминанта здоровья в старших возрастных группах // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2021. № 1. С. 30-35.

[9]. Gorbunov A.L., Cherkasov S.N., Fedyaeva A.V., Moroz I.N., Martirosov A.V., Suhov A.A. Attitude to informing the doctor about the treatment process in different age and sex groups of patients // Bulletin Biomedicine and sociology. 2022. Т. 7. № 1. С. 66-75.

Author Contributions. Martirosov A. V. - collection and processing of materials, writing text; Cherkasov S.N. - the concept and design of the study; Fedyaeva A. V. - statistical data processing, literature review; Arutyunyan G.B. - material processing.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Martirosov A.V. - SPIN ID: 1500-8468; ORCID ID: 0000-0001-5240-8372

Cherkasov S.N. - SPIN ID: 5392-9889; ORCID ID: 0000-0003-1664-6802

Fedyaeva A.V. - SPIN ID: 4383-7594; ORCID ID: 0000-0002-8874-0921

Arutyunyan G.B. - SPIN ID: 5406-5431; ORCID ID: 0000-0002-9454-0854

2023. Vol. 25. № 4 Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-4 E-ISSN 2686-6838 ...........................................................................................................................................................................................— —................................................................................................................................................................................

For citation: Martirosov A.V., Cherkasov S.N., Fedyaeva A.V., Arutyunyan G.B. RECOGNITION OF RESPONSIBILITY FOR ONE'S OWN HEALTH AS A FACTOR SHAPING PATIENT BEHAVIOR. // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". -2023;25(4):32-37. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-4-32-37.

Вклад авторов. Мартиросов А.В. - сбор и обработка материалов, написание текста; Черкасов С.Н. - концепция и дизайн исследования; Федяева А.В. - статистическая обработка данных, обзор литературы; Арутюнян Г.Б. -обработка материала.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Мартиросов А.В. - SPIN ID: 1500-8468; ORCID ID: 0000-0001-5240-8372 Черкасов С.Н. - SPIN ID: 5392-9889; ORCID ID: 0000-0003-1664-6802 Федяева А.В. - SPIN ID: 4383-7594; ORCID ID: 0000-0002-8874-0921 Арутюнян Г.Б. - SPIN ID: 5406-5431; ORCID ID: 0000-0002-9454-0854

Для цитирования: Мартиросов А.В., Черкасов С.Н., Федяева А.В., Арутюнян Г.Б. ПРИЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОБСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ФАКТОР, ФОРМИРУЮЩИЙ ПОВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТА // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2023;25(4):32-37. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-4-32-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.