Научная статья на тему 'ПРИЗНАКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В СЛУЖЕБНОМ РАДИООБМЕНЕ'

ПРИЗНАКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В СЛУЖЕБНОМ РАДИООБМЕНЕ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
149
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА СТАНДАРТОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА / СЛУЖЕБНЫЙ РАДИООБМЕН / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СИЛЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / БЛОК НАТО / SI SYSTEM / NATIONAL MEASURING SYSTEM / STANDARDS SYSTEM / PHYSICAL QUANTITY / OFFICIAL RADIO EXCHANGE / GEOPOLITICAL REGION / GEOSTRATEGIC CENTER OF POWER / GLOBALIZATION / NATO BLOC

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Агеев Павел Александрович, Заика Павел Валентинович, Кудрявцев Александр Михайлович

В статье рассматриваются основные признаковые характеристики международной и национальных измерительных систем в служебном радиообмене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNAL CHARACTERISTICS OF NATIONAL MEASURING SYSTEMS IN OFFICIAL RADIO EXCHANGE

The article is main characteristic characteristics of international and national measuring systems in official radio communication.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В СЛУЖЕБНОМ РАДИООБМЕНЕ»

Prokhortsov Alexey Vyacheslavovich, candidate of technical sciences, docent, head of department, _ proxa varam bler. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Smirnov Vladimir Aleksandrovich, candidate of technical sciences, docent, veldO 7larambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Saveliev Valeriy Viktorovich, doctor of technical sciences, professor, pbs. tuls@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Soloviev Alexander Eduardovich, doctor of technical sciences, docent, head of the department, soaledayandex. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 621.396

ПРИЗНАКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В СЛУЖЕБНОМ РАДИООБМЕНЕ

П.А. Агеев, П. А. Заика, А.М. Кудрявцев

В статье рассматриваются основные признаковые характеристики международной и национальных измерительных систем в служебном радиообмене.

Ключевые слова: система СИ, национальная измерительная система, система стандартов, физическая величина, служебный радиообмен, геополитический регион, геостратегический центр силы, глобализация, блок НАТО.

Современный мир в своей взаимосвязанности является единым силовым политическим полем. Распределение и баланс сил в одном регионе неизбежно влияет на распределение и баланс сил в других регионах. Любой геополитический регион мира не настолько отдален и изолирован, чтобы обладать стратегической независимостью, не иметь силовых узлов, оставаться вне силовых оценок и давлений.

Международные отношения в основном выстраиваются в определенной иерархической системе, в том смысле, что более сильные государства теми или иными способами навязывают свои предложения, оказывают свое влияние на менее сильные страны. В современном мире сложилось четыре глобальных геостратегических центра силы, и лидирующим из них является Атлантический, в состав которого входят США, Великобритания и Канада.

Тенденции глобализации при подавляющем доминировании Атлантического центра сил (англо-американского мира) нашли свое отражениеи в порядке применения мер (единиц) физических величин в самых различных сферах жизнедеятельности мирового сообщества. Выражается это в том, что фактически происходит игнорирование Международной системы единиц измерений (система СИ - Système Internationald'Unités, SI), разработанной с задачей создания единой когерентной (согласованной) системы измерений единиц физических величин для всего мира [1].

126

Международная система единиц измерений берет свое начало от десятичной метрической системы, разработанной после Французской революции в период правления Наполеона Бонапарта. Первоначально она основывалась на двух величинах - метре и килограмме. Со временем эта система единиц развивалась и сейчас она включает семь основных единиц.

Следует отметить исторический фактор значимости Франции, которая являлась и является не только географическим и культурным центром Европы, но и источником научных и технических инноваций. Начинаяс конца XV века, правления Карла VIII, Франция была и до нашего времени остается не только самой крупной и густонаселенной страной Европы, но и самостоятельным центром силы.

Явное противопоставление Атлантического центра силы Объединенной Европе отражается буквально во всех сферах развития стран мира: в политике, в экономике, в культуре, в вооруженных силах и др.

Наглядным примером стремления к доминированию является применение в системах управления войсками, в организации связи, в служебном и оперативном радиообмене, в управлении международным воздушным и морским движением и т. п. национальных (англо-американских) систем измерения физических величин, а немеждународной системы единиц измерений СИ. К этому же сводится доктрина перевода всех вооруженных сил стран блока НАТО, их сателлитов на систему стандартов США -STANAG (Standardization Agreement - соглашение по стандартизации). Данная система стандартов устанавливает и определяет терминологию, условия, способы, порядок действий и прочее для унификации (приведения к единообразию) в рамках ОВС НАТО вооружения и военной техники, средств материального обеспечения и т. д. при планировании и проведении военных операций [2-3]. В число соглашений по стандартизации, которых насчитывается чуть менее 1300, входят стандарты по калибрам стрелкового оружия и боеприпасов, по способам и видам радиосвязи, по картографическим обозначениям и классификации мостов и сооружений и многое другое. Например, STANAG 4512 Infantry Weapons Standardization - соглашение по «Стандартизации пехотного оружия».

В статье предлагается в систематизированном виде рассмотрение признаковых особенностей радиообмена ВС США и Великобритании, проявляющиеся в применении национальных систем единиц измерений различных физических величин.

Используемые в служебном радиообмене ВС США и ОВС НАТО, ВС Великобритании национальные единицы измерения и их условные сокращения приведены в табл. 1. Исключительность взглядов США и Великобритании, в том числе на применение значений национальных единиц измерений физических величин, например, миля, фут, галлон и пр., вызывает определенные трудности при интерпретации получаемой в ходе ведения мониторинга информации. Поскольку многообразие информации включает в себя сведения о потенциальном противнике, оперативно-технические, технико-экономические, военно-политические описания объ-

127

ектов, описания их назначения и характера деятельности, а также характеристик и параметров радиоэлектронных средств самых различных сфер деятельности, то необходимо знать и уметь работать с национальными системами измерений физических величин США и Великобритании.

Таблица 1

Используемые в служебном радиообмене ВС США (ОВС НАТО)

и ВС Великобритании национальные единицы измерения _ и их условные сокращения__

Служебная фраза радиообмена (оригинал) Служебная фраза радиообмена (перевод) Единица измерения, используемая в радиообмене Единица измерения СИ

СВ

beforepurpose 12 miles (ml) до цели 12 миль миля (уставная) =5280 футов 1609,34 м

theradius ... 20 yards радиус ... 20 ярдов ярд = 3 фута 0,9 м

longprojectile 8 foots длина снаряда 8 футов фут = 12 дюймов 0,3 м

the diameter ... 12 inches диаметр ... 12 дюймов дюйм 2,54 см

provision by fuel ... 4000 tons обеспечениетопливом ... 4000 тонн тона (малая) =2000 фунтов 907,2 кг

has delivered 65000 pound (pn, lb) of fuel доставил 65000 фунтов топлива фунт 410 г

we've taken 40000 lbs (pound) of fuel мы приняли 40000 фунтов топлива фунт 410 г

we have taken 80000 barrels (ba) to crude oil мы приняли 80000 баррелей сырой нефти баррель = 42,2 галлона 158,97 л

cargo by weight 24 tons (tn) груз весом 24 тонны тонна = 2204,6 фунтов 1000 кг

ВВС

the lifting mass ... 16 tons (tn) подъемная масса ... 16 тонн тонна (малая) =2000 фунтов 907,2 кг

leading-in ... 200 barrels (ba) fuel заправка ... 200 баррелей топлива баррель (для жидкости) =31,5 галлонов 119,2 л / 0,16 м3

leading-in ... 700 gallon (gl) fuel заправка ... 700 галлонов топлива галлон 4,55 л

velocity of the flight 0,9 Mach скорость полета 0,9 Маха Мах 1198,8 км/ч /333 м/с

theheighton ... 28 foots высота над ... 28 футов фут 0,3 м

height of the flight 340 hfs высота полета 340 гек-тофутов гектофут = 100 футов 30 м

ВМС

beforepoint ... 24 mls (miles) до пункта ... 24 мили миля (морская) =10 кабельтов 1,852 км

purposein ... 40 cables цель в ... 40 кабельтов кабельтов 185,325 м

thevelocity ... 40 knotes (kn) скорость ... 40 узлов узел 1,85 км/ч

onboard 4000 bas (barrels) на борту 4000 баррелей баррель (для жидкости) =31,5 галлонов 119,2 л / 0,16 м3

delivery ... 8000 gallons(gl) доставка ... 8000 галлонов галлон 4,4 л

Поскольку многообразие информации включает в себя сведения о потенциальном противнике, оперативно-технические, технико-экономические, военно-политические описания объектов, описанияих назначения и характера деятельности, а также характеристик и параметров радиоэлектронных средств самых различных сфер деятельности, то необходимо знать и уметь работать с национальными системами измерений физических величин США и Великобритании.

Прямые и косвенные признаки радиообмена, связанные с единицами измерений физических величин, дают возможность установления национальной принадлежности объектов, вида и рода войск, назначения и т. п.

При работе с материалами радиообмена все американские и английские меры длины, веса, площади и объема, а также калибры требуется переводить в метрические. Исключения могут составлять дюймы, футы и мили в сообщениях военно-морской тематики.

Перевод основных мер национальных физических величин США и Великобритании приведены в табл. 2.

Таблица 2

Перевод основных мер национальных физических величин

СШ НА и i Великобритании

Мера(ипИ) яак я ° 5 Мм яан я Я 5 тм см У & е s о л и К яан а ьн аб лд К яа ь ак н О <D Л % оа Мс р т <u д ft t* т Еу © м « 2 Д р т е м S т н а С

Морская миля (nautical mile) 1 УО (N m ич 00, оо" m" O, ci m" ич 00, 00 VO <N O, <N <N о 00 o, VO m VD <N ич <N со XT4 00

Уставная миля (statute mile) ^ 00 VO 00, о" 1 m с^ о VO m m m о 00 00 m cK о VO о VD Г-, о 00 C1 vf О VO со m" VD 1

Километр (kilometer) УО с^ m Т о" ^ (N VO о" 1 ич "t 00, VO ^ ич о o о о, VO m" c^ o, 00 C1 to" О m стТ m о о о, о" о

Кабельная длина (cable length) ^ 00 о" ^ VO m о" <N о" 1 о <N T стТ <N о <N о <N о ^ VO oo" (N

Морская сажень (fathom) 1 1 1 1 1 <N 00, <N УО <N 00 00, <N 00

Метр (meter) 1 1 1 1 00 VO ^ o" 1 УО m c^ o, 00 C1 m" со стТ m о о

Ярд (yard) 1 1 1 1 о о о XT, о" o" 1 m УО m ^ с^

Фут (foot) 1 1 1 1 VD VD o" 00 ^ о m o" m m m m o" 1 <N 00 о" ел

Дюйм (inch) 1 1 1 1 1 1 1 m m 00 o, o" 1 о ^ <N

Сантиметр (centimeter) 1 1 1 1 1 1 1 00 <N m o, o" m c^ cn o" 1

Рассмотрим некоторые особенности применения значений национальных единиц измерений физических величин США и Великобритании.

Время. Время в радиообмене передается арабскими цифрами по 24-часовому циферблату формата Н:шш^с указанием административного часового пояса (timezones), например, UTC+07:00 16:45:20, UTC-04:3003:20:45 (UTC, Coordinated Universal Time - всемирное координированное время, введенное взамен Гринвичского гражданского времени -Greenwich Civil Time, GCT). Под административным часовым поясом (в РФ с 2011 года - часовая зона) принят участок земной поверхности, на котором в соответствии с некоторым административным законом установлено определенное официальное время. Поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса. Часовые пояса относительно нулевого меридиана обозначают положительное (к востоку) и отрицательное (к западу) смещение от UTC. Нулевым является тот меридиан, который проходит через Гринвичскую обсерваторию в пригороде Лондона.

Территория США административно входит в шесть часовых поясов. Континентальная часть США разделена на четыре часовых пояса: восточный (EST, Eastern Standard Zone, UTC-05) с центральным меридианом 75°з.д., центральный (CST, Central Standar dZone, uTC-06) - 90° з.д., горный (MST, MountainStandardZone, UTC-07) - 105° з.д., тихоокеанский (PST, Pacific Standard Zone, UTC-08) - 120° з.д. На Аляске установлен Аляскинский часовой пояс (AKST, UTC-09), на Гавайских и Алеутских островах - Гавайско-алеутский часовой пояс (HAST, UTC-10). Различают также Атлантический часовой пояс (AST, UTC-04), часовые пояса Самоа (SST, UTC-11) и Чаморро (ChST, UTC-10).

Для обозначения часового пояса применяют и буквенные обозначения: Z - для нулевого пояса, A-M - для восточных поясов, N-Y- для западных поясов и J - для обозначения местного солнечного времени. Сокращения типа: АМ (Ante Meridiem - до полудня, утром, с 00:00 до 12:00 часов), РМ (Post Meridiem - после полудня, с 12:00 до 24:00 часов), BMNT (Begin-ningof Morning Nautical Twilight - начало навигационного рассвета), EENT (Endof Evening Nautical Twilight - конец вечерних навигационных сумерек), как и светлое время (daylight) или сумерки (dusk) в радиообмене не употребляются.

Даты указываются с обозначением числа, месяца и года, например, 06 August 2015. Если числа месяца указываются через тире, это означает «в ночь с ... на ...». Например, night 04-05 August - в ночь с 4 на 5августа.

Для одновременного обозначения времени и даты (DTG, date-time-group) в радиообмене используется 6-значная цифровая группа. Первые две цифры обозначают число месяца, две следующие - часы, две последние - минуты. За цифровой группой следуют название месяца и год. Например, группа 010509 z August 2015 означает 01 августа 2015 года в 05 часов 09 минут по Гринвичу.

При действии войск в различных часовых поясах время может обозначаться по общемировому времени (UTC, или GCT), либо по часовому поясу, в пределах которого географически находятся соединения (части, подразделения) сухопутных войск.

Для обеспечения безопасности полетов гражданской авиации и движения морских судов используют только всемирное координированное время, по значениям которого функционируют спутниковые системы навигации ГЛОНАС и GPS (Global Positioning System - система глобального позиционирования).

Артиллерия. Калибром орудия называется диаметр канала ствола по полям нарезов свыше 23 мм. В вооруженных силах США и стран-участниц блока НАТО для его обозначения используют миллиметры, или дюймы (caliber 155-mm, или 6-inch) [4].

Длину ствола орудия принято обозначать количеством его калибров, реже в сантиметрах. Например, 34-calibergun - орудие с длиной ство-ла34-и калибра.

В обозначении параметров ствола артиллерийских орудий используется соотношение калибров с длиной ствола, при этом первое число -калибр ствола - обозначается в миллиметрах, втрое число - длина ствола -обозначается в калибрах. Например, самоходная гаубица «Палладин» - параметры орудия155/39. Современные артиллерийские орудия имеют длину ствола 40-50 калибров. Условной границей между гаубичным и пушечным стволом считается его длина в 40 калибров.

Дальности (расстояния) до цели измеряют в милях. Например, target 4 miles - до цели 4 мили.

В радиообмене ВС США направления на объект (цель) указываются в углах по дирекционному, магнитному или истинному азимуту в градусах, или тысячных. Тысячная может быть артиллерийской (artillerymil) или пехотной (infantrymil). Артиллерийская тысячная равна 1/6400 части окружности (угол, образуемый дугой длиной 1 ярд на расстоянии 1000 ярдов). Пехотная тысячная по своей абсолютной величине больше артиллерийской: 100 пехотных тысячных равны 101,8 артиллерийской тысячной, или 5,7°, а 100 артиллерийских тысячных равны 98,2 пехотной тысячной, или 5,6°. при переводе следует помнить, что тысячная, принятая в ВС РФ, равна 1/6000 части окружности.

Стрелковое оружие. Калибром стрелкового оружия называется диаметр канала ствола между противоположными полями нарезов до 23 мм, а также диаметр пули. Калибры нарезного стрелкового оружия измеряются в целых, десятых и сотых долях миллиметра, например, 7.62 мм. Линейная система - дань старой традиции, когда калибр нарезного огнестрельного оружия измерялся в "линиях", т. е. в долях дюйма (1 дюйм = 25,4 мм = 10 линиям = 100 точкам). Отсюда калибр винтовки И. С. Мосина образца 1881 года (так называемая "трехлинейка") составляет 3 линии, или 7.62 мм.

Кроме метрической системы в некоторых странах, и прежде всего в США и Великобритании, используется имперская, или дюймовая система счисления. В дюймовой системе калибры обозначаются в сотых (в США) или тысячных (в Великобритании) долях дюйма, но без ведущего ноля, т. е. калибр .50 обозначает 0.5 дюйма или 12.7 мм, а.30 обозначает 0.3 дюйма или 7.62 мм.

Следует иметь в виду, что обозначение калибра патрона может быть условным. Например, револьверные патроны .38 S&W Special и .357 Magnum фактически имеют один калибр (фактический диаметр пули 0.355 - 0.357 дюйма), но различаются размером гильзы. Аналогично пистолетные патроны .38 Super (9 х 23SR) и .357SIG (9 х 22) имеют одинаковый диаметр пуль 0.355 дюйма, но различаются формой и размером гильз.

Наиболее распространенные соотношения калибров в дюймовой и метрической системе приведены в табл. 3.

Таблица 3

Соотношение калибров в дюймовой и метрической системе

Калибр в дюймовой системе Номинальный калибр, мм Фактический калибр, мм

.22 5.6 5.42-5.6

.30, .32 7.62, 7.63, 7.65 7.6-7.85

.357, .38, .380 9.0 8.70-9.25

.40, .41 10.0 10.0-10.2

.45 11.43 11.26-11.35

Управление воздушным движением. В начале 70-х годов XX века в связи с плотностью и интенсивностью воздушного движения в стране гражданских и военных воздушных судов в едином воздушном пространстве, и с целью соблюдения безопасности полетов, органы управления воздушным движением (УВД) гражданских и военных ведомств были объединены в Единую систему.

В действующей на текущий момент системе управления согласно Воздушному кодексу РФ управление воздушным движением возложено на органы Единой системы управления воздушным движением и ведомственные управления в пределах зон ответственности. А именно: организация использования воздушного пространства для полетов гражданских и военных воздушных судов и других видов деятельности, связанной с использованием воздушного пространства; определение воздушных трасс, местных воздушных линий, районов аэродромов и других элементов структуры воздушного пространства; обеспечение единой политики УВД; внедрения автоматизированных систем УВД и пр.

В США управление воздушным движением осуществляется Федеральным управлением гражданской авиации (FAA, FederalAviationAdmin-istration), которое является отделением министерства транспорта.

Используемые в радиообмене международной организацией гражданской авиации ИКАО (ICAO, InternationalCivilAviationOrganization) единицы измерения и условные сокращения приведены в табл. 4.

Неотъемлемым элементом Единой системы управления воздушным движением является служба автоматической передачи информации в районе аэродрома (АТИС - ATIS, Automatic Terminal Information Service). Служба АТИС обеспечивает прием, обработку и вещание метеорологической, аэродромной, орнитологической (картографические данные о видах птиц, опасных для самолетов, интенсивности их перелетов, направлений, высот и т. п.) информации для аэродрома с международными и российскими стандартами для сводок АТИС.

Таблица 4

Используемые в радиообмене^ ИКАО единицы измерения

Служебная фраза радиообмена (оригинал) Служебная фраза радиообмена (перевод) Единица измерения, используемая в радиообмене Единица измерения СИ

490 / F310, или N0494 / F0310 скорость 490 узлов / высота 310 гектофутов узел гектофут = 100 футов 1,85 км/ч 30 м

M074 / F370 скорость 0,74 Маха / высота 370 гектофутов Мах гектофут = 100 футов 1198,8 км/ч / 333 м/с 30 м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При формировании сводки каждому новому сообщению присваивается буквенный индекс (код). Этот код передается в виде буквы латинского алфавита в начале и в конце сообщения. Тем самым диспетчер наземной службы определяет степень необходимости предоставления экипажу новой информации. Например: Information Lima, 17.30, Runway 23 left, humid, traction 023, in région before land in gdirect possible become birds, wind beside the land 6, visibility 80, ... , report reception a Lima (информация Лима, 17.30, ВВП 23 левая, влажная, сцепление 023, в районе предпосадочной прямой возможны стаи птиц, ветер у земли 6, видимость 80, . , сообщите получение Лима).

Аэродромные знаки (указатели), используемые при оборудовании аэродромов и взлетно-посадочных полос (ВВП), совместно со светосигнальным оборудованием, обеспечивают возможность пилотам выполнять требуемые маневры (взлет, посадка и др.). Аэродромные знаки представляют собой, в основном, буквы белого цвета, нанесенные на красном фоне, и предписывают строгое им следование (выполнение).

Управление морским движением. В мире с целью обеспечения безопасного движения гражданских и военных морских судов действует Автоматизированная идентификационная система (АИС - AIS, Automatic Identification System).

Система АИС служит для повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судовождения и эксплуатации Центра управления движением судов и позволяет отслеживать местонахождение судна на морских порталах Internet. Сообщение АИС содержит: идентификационную информацию о судне и его состоянии, данные о географических координатах и времени, дополнительную информацию, вводимую вручную, связанную с безопасностью движения судна. Аппаратно система АИС включает в себя устройства передачи уникального идентификационного номера IMO (International Maritime Organisation) и идентификатора морской подвижной службы MMSI, которые присваиваются морскому судну на основе Регистра судоходства Ллойда в соответствии с требованиями Международной морской организации (ММО). Например, IMO: 8434324 иMMSI: 338842000 принадлежат военному вспомогательному судну «USS GRASP», или IMO: 8523137 - ролкер-контейнеровозу «USNS LCPL Roy M. Wheat»(изначально гордость Черноморского морского пароходства СССР «Владимир Васляев») Командования морских перевозок военно-морских сил США. Номер IMO сохраняется на протяжении всего срока

службы судна и не подлежит изменению ни при каких условиях. Присвоение номера IMO для новых судов осуществляется при регистрации судна, а зачастую еще на стадии закладки и в процессе строительства.

Военные корабли стран мира оснащаются приемо-передатчиками системы АИС. Однако включение передатчиков АИС на боевых кораблях военно-морских сил США происходит крайне редко, что, по существу, противоречит требованиям ММО по обеспечению безопасности морского судоходства. Последнее время участились инциденты входа различных судов без опознавания в порты Черного моря, что угрожает безопасности международного морского движения в акватории Черного моря.

Таким образом, результатами глобализации информационных процессов в мире со стороны США и Великобритании в радиообмене военных и коммерческих воздушных и морских судов стало превалирование служебных фраз и сокращений национальных - американских и английских -систем измерения, и в меньшей степени - международной системы измерений (системы СИ) [4].

Список литературы

1. Стоцкий Л.Р. Физические величины и их единицы. М.: Просвещение, 1984. 239 с.

2. Челышев В. Д., Якимовец В.В. Зарубежные радиоэлектронные системы наземного и спутникового мобильного радиосервиса. Спб.: ВАС, 2012. 388 с.

3. Советская военная энциклопедия (в 8 томах). М.: Воениздат,

1976.

4. Сидорин А.Н., Прищепов В.М., Акуленко В.П. Вооружённые силы США в XXI веке. М.: Кучково поле. Военная книга, 2013. 800 с.

Агеев Павел Александрович, преподаватель, pol18deligne@rambler.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного,

Заика Павел Валентинович, преподаватель, pashasever@,mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного,

Кудрявцев Александр Михайлович, д-р воен. наук, профессор, pol18deligne@rambler. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного

SIGNAL CHARACTERISTICS OF NA TIONAL MEASURING SYSTEMS IN OFFICIAL

RADIO EXCHANGE

P.A. Ageev, P. V. Zaika, A.M. Kudrüyvcev

The article is main characteristic characteristics of international and national measuring systems in official radio communication.

Key words: SI system, national measuring system, standards system, physical quantity, official radio exchange, geopolitical region, geostrategic center of power, globalization, NATO bloc.

Ageev Pavel Aleksandrovich, lecturer, pol18deligne@rambler.ru, Russia, Sankt-Petersburg, Military academy of telecommunications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Bydyonny,

Zaika Pavel Valentinovich, lecturer, _pashasever@mail. ru, Russia, Sankt-Petersburg, Military academy of telecommunications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Bydyonny,

Kudrayvcev Aleksandr Mikhailovich, doctor of military sciences, professor, pol18deligne@rambler. ru, Russia, Sankt-Petersburg, Military academy of telecommunications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Bydyonny

УДК 621.391

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ И ПУСКА РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕСТРУКТИВНЫХ ВНЕШНИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

А. Л. Копейка, И.В. Дорожко, А.Б. Кузнецов

В статье представлена имитационная модель оценивания комплексного показателя надежности (коэффициента готовности) с учетом показателей качества контроля технического состояния и диагностирования автоматизированных систем подготовки и пуска ракет космического назначения в условиях деструктивных внешних воздействий, разработанная с помощью среды моделирования Stateflow программного продукта Matlab. Адекватность разработанной имитационной модели подтверждается аналитическими расчетами.

Ключевые слова: надежность, контроль, диагностирование, коэффициент готовности, достоверность, ошибки, марковский процесс, имитационная модель деструктивные внешние воздействия.

Выявление зависимостей между показателями надежности и качеством контроля технического состояния (ТС) является весьма актуальной задачей в настоящее время. Современные автоматизированные системы подготовки и пуска ракет космического назначения (АСПП РКН) предназначены для управления технологическими процессами (ТП) подготовки и пуска на стартовом и техническом комплексах (СК и ТК), имеют в своем составе встроенные средства аппаратного и программного контроля и диагностирования. Вопросы обеспечения требуемой надежности и достоверного, оперативного контроля рассматриваются, начиная с этапа проектирования объекта, и указываются в общих технических требованиях (ОТТ) и технических заданиях (ТЗ). Так, в ТЗ присутствуют разделы «Требования к диагностическому обеспечению» и «Требования надежности», в которых приводятся:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.