Научная статья на тему 'Признаки скрытого управления в информационных материалах экстремистского толка, распространяемых в сети Интернет'

Признаки скрытого управления в информационных материалах экстремистского толка, распространяемых в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ / INFORMATION MATERIAL / АДРЕСАТ ВОЗДЕЙСТВИЯ / RECIPIENT INFLUENCE / CONTROLLING INFLUENCE / СКРЫТОЕ ПОБУЖДЕНИЕ / HIDDEN MOTIVE / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / SPECIAL TOOL / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сердюкова Е. Ф.

Статья написана на основе анализа эмпирического материала, полученного автором в результате экспертных исследований информационных материалов. В статье рассматриваются признаки скрытого управления, рассчитанного на определенные категории молодых людей с целью формирования у них отношения, оправдывающего терроризм; приводится психологический портрет молодых людей, являющихся потенциальными адресатами воздействия для распространителей информационных материалов экстремистского толка. Целью воздействия на описанную в статье категорию молодых людей является формирование установок на обесценивание земной жизни, что является одним из звеньев в цепи последовательности формирования готовности к террористическим действиям. Также в статье приводятся специальные средства психологического воздействия, направленные на формирование готовности к вооруженной защите преступных убеждений и преступного сообщества ценой своей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сердюкова Е. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNS OF THE HIDDEN CONTROL IN THE INFORMATION MATERIALS OF EXTREMIST ORIENTATION, DISTRIBUTED IN THE INTERNET

The article is based on the analysis of empirical material obtained by the author as a result of expert research of information materials. The article deals with the signs of the hidden management, designed for certain categories of young people, in order to form a relationship that justifies terrorism. The researcher composes a psychological portrait of young people, who are potential recipients of the influence for distributors of information materials with extremist power. The purpose of the impact on the category of young people described in the article is the formation of attitudes to reduce the value of earthly life, this is one of the links in the chain of sequence of formation of readiness for terrorist actions. The article also describes the special means of psychological influence aimed at the formation of readiness for armed protection of their criminal worldview and criminal community at the cost of their lives.

Текст научной работы на тему «Признаки скрытого управления в информационных материалах экстремистского толка, распространяемых в сети Интернет»

помощи и морально-психологическому сопровождению сотрудников, уволенных со службы в органах внутренних дел. Так как сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с рядом трудностей объективного и субъективного характера.

Трудности объективного характера: сводятся к проблеме переноса профессиональной подготовки ОВД в условия гражданского общества. Практика показывает, что зачастую отсутствует прямое соответствие между специальностями ОВД и профессиями гражданского профиля.

Трудности субъективного характера: сводятся к тому, что современные условия рынка требуют от бывшего полицейского исключительно высокой социально-психологической адаптации: способности гибко менять стиль взаимоотношений с окружающим миром, менять привычные установки и поведенческие стереотипы [2].

Сокращение, увольнение с работы или уход на пенсию - это кризисная ситуация для человека, требующая новых адаптационных ресурсов. А все новое приводит к изменениям в эмоциональной сфере человека, вызывая тревожность, неуверенность, стресс. Сотрудник, испытывающий сильное стрессовое напряжение, сложно осознает данную ситуацию, так как запускаются защитные реакции: ступор или агрессия. Поэтому психологи советуют разговоры с работником об увольнении проводить очень быстро [3].

Некоторые сотрудники считают, что их уволили несправедливо, так как они были квалифицированными хорошими специалистами и знают свою работу лучше тех, кого оставили на службе. В связи с этим растет обида и разочарование и как результат -потеря контакта с коллегами. В период сокращения дефицит информации порождает высокое количество слухов, информация искажается, что неизбежно вызывает в коллективах напряжение, панику и межличностные конфликты. Также страдает качество работы, дела не находят своего логического завершения, так как сотрудники находятся в ситуации неопределенного будущего или поиском новой работы.

Чтобы не поддаться панике и не дать шанс тревоге завладеть разумом, важно в такой ситуации сохранить контроль и критичность мышления. Сосредоточиться на работе, привести

Библиографический список

все дела в порядок и начать действовать, тем более процесс увольнения из органов внутренних дел небыстрый, необходимо соблюсти массу различных формальностей. Пользуясь этим временем и направив энергию в позитивное русло, например на поиски другой работы, у сотрудника не будет времени жалеть себя и пускать в голову негативные мысли [4].

Переполняющим эмоциям найти конструктивный выход -обсудить ситуацию с близкими, друзьями, съездить с семьей в долгожданный отпуск, переключить внимание на приятные мысли, вспомнить любимые занятия, увлечения, на которые не хватало времени. Можно заняться делами, которые регулярно откладывались на потом, да и просто выспаться. Такая разрядка поможет сотруднику спокойнее взглянуть на ситуацию, проанализировать её и наметить план действий.

Если у сотрудников есть непогашенные кредиты, необходимо обратиться в банк и обсудить ситуацию с консультантом, ведь любой банк заинтересован в том, чтобы получить от Вас, хоть какие-то деньги, и потому может согласиться на уступки, например, временно снизить кредитные выплаты или даже на какой-то срок их заморозить [2].

Как помочь близкому человеку пережить трудную ситуацию? Не впадать вместе с ним в панику, проявлять терпение, помочь по-другому взглянуть на эту проблему, взвесить плюсы и минусы увольнения. Главное - это поддержка и демонстрация уверенности и веры в близкого человека.

Тем более что служба в органах внутренних дел формирует у сотрудников ряд положительных качеств, которые ценятся на рынке труда: профессионализм, способность работать, не считаясь с личным временем; высокая стрессоустойчивость; мобильность; коммуникабельность; дисциплинированность; исполнительность; высокая организованность и ответственность [5].

Таким образом, сокращение - это не только стрессор для правоохранителей, но и сигнал, который дает возможность понять себя, переоценить свое отношение к работе и своей жизни, заняться любимыми делами, получить дополнительное профессиональное образование, расширить границы своих возможностей.

1. Указ Президента РФ от 31.12.2017 № 652 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»».

2. Попов Б. Психология увольнения: тонкости поиска будущего. Москва, 2013.

3. Василенко Е.В. Психологические особенности экстремальных ситуаций в деятельности полиции. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 227 - 229.

4. Жикривецкая Ю.В., Василенко Е.В. Тайм-менеджмент как способ повышения эффективности служебной деятельности сотрудников полиции. Мир науки, культуры и образования. 2017; 5 (66): 256 - 258.

5. Крыжевская Н.Н. Профессиональное правовое сознание как стержневое личностное образование, препятствующее формированию профессиональной деформации. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016; 1-4: 131 - 134.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2017 № 652 «O vnesenii izmeneniya v Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 5 maya 2014 g. № 300 «O nekotoryh voprosah Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii»».

2. Popov B. Psihologiya uvol'neniya: tonkostipoiska buduschego. Moskva, 2013.

3. Vasilenko E.V. Psihologicheskie osobennosti 'ekstremal'nyh situacij v deyatel'nosti policii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 227 - 229.

4. Zhikriveckaya Yu.V., Vasilenko E.V. Tajm-menedzhment kak sposob povysheniya 'effektivnosti sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov policii. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2017; 5 (66): 256 - 258.

5. Kryzhevskaya N.N. Professional'noe pravovoe soznanie kak sterzhnevoe lichnostnoe obrazovanie, prepyatstvuyuschee formirovaniyu professional'noj deformacii. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016; 1-4: 131 - 134.

Статья поступила в редакцию 15.06.18

УДК 159.9

Serdyukova E.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Chechen State University (Grozny, Russia);

member of the chamber of judicial experts named J.G. Korukhov (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

SIGNS OF THE HIDDEN CONTROL IN THE INFORMATION MATERIALS OF EXTREMIST ORIENTATION, DISTRIBUTED IN THE INTERNET. The article is based on the analysis of empirical material obtained by the author as a result of expert research of information materials. The article deals with the signs of the hidden management, designed for certain categories of young people, in order to form a relationship that justifies terrorism. The researcher composes a psychological portrait of young people, who are potential recipients of the influence for distributors of information materials with extremist power. The purpose of the impact on the category of young people described in the article is the formation of attitudes to reduce the value of earthly life, this is one of the links in the chain of sequence of formation of readiness for terrorist actions. The article also describes the special means of psychological influence aimed at the formation of readiness for armed protection of their criminal worldview and criminal community at the cost of their lives.

Key words: information material, recipient influence, controlling influence, hidden motive, special tool, Internet, terrorism.

Е.Ф. Сердюкова, канд. пед. наук, ст. преп., Чеченский государственный университет, г. Гоозный;

член Палаты судебных экспертов им. Ю.Г. Корухова, г. Москва, Е-таИ: heШ[email protected]

ПРИЗНАКИ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛАХ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ТОЛКА, РАСПРОСТРАНЯЕМЫХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Статья написана на основе анализа эмпирического материала, полученного автором в результате экспертных исследований информационных материалов. В статье рассматриваются признаки скрытого управления, рассчитанного на определенные категории молодых людей с целью формирования у них отношения, оправдывающего терроризм; приводится психологический портрет молодых людей, являющихся потенциальными адресатами воздействия для распространителей информационных материалов экстремистского толка. Целью воздействия на описанную в статье категорию молодых людей является формирование установок на обесценивание земной жизни, что является одним из звеньев в цепи последовательности формирования готовности к террористическим действиям. Также в статье приводятся специальные средства психологического воздействия, направленные на формирование готовности к вооруженной защите преступных убеждений и преступного сообщества ценой своей жизни.

Ключевые слова: информационный материал, адресат воздействия, управляющее воздействие, скрытое побуждение, специальные средства, сеть Интернет, терроризм.

В современных условиях эффективная молодёжная политика становится одним из ведущих драйверов в развитии Чеченской Республики, способствующих повышению эффективности в различных сферах деятельности, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества, определяющих пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан.

Именно молодёжь является наиболее мобильным участником социально-экономических процессов, происходящих в регионе. Стратегические приоритеты социально-экономического развития страны со всей остротой выдвигают на повестку дня воспитание свободного, образованного, энергичного, инициативного молодого человека.

Однако потенциал, которым обладает молодёжь - мобильность, инициативность, восприимчивость к изменениям, новым технологиям - на государственном уровне используется не в полной мере. В профессиональной среде утеряны традиции наставничества и преемственности поколений. Сама же молодёжь, как особая социальная категория, не способна самостоятельно использовать свой большой личностный потенциал и высокую исследовательско-творческую активность из-за недостаточной информированности о способах применять свои возможности в силу своей личностной незрелости [1, с. 175 - 177].

Информация разного рода и качества становится общедоступной, молодые люди получают возможность устанавливать контакты независимо от места нахождения партнера по общению. Поэтому особенно велико в настоящее время влияние на молодёжь стихийной социализации, а проблема изменений, происходящих в сознании современной молодёжи, приобретает сегодня особую остроту еще и потому, что социальная активность молодёжи может реализовываться как в приемлемых (или адекватных), так и в асоциальных, вычурных, извращенных формах, в числе которых можно назвать крайнюю выраженность радикальных взглядов (радикализм, фанатизм, экстремизм и терроризм) [2, с. 241 - 251].

Объектом исследования эксперта является психическая деятельность инициатора воздействия и продукты его психической деятельности, в частности, тексты, видео-, аудиозаписи в ситуациях, имеющих юридическое значение. Эксперт-психолог исследует материальные источники, отражающие информацию о личности автора, его мотивах и намерениях.

Информационные материалы, предоставляемые на исследование, как правило, являются креолизованными текстами, то есть в них сочетается вербальная, визуальная и аудиальная информация, поэтому средства и методы исследования выбираются комплексные, позволяющие рассматривать весь кластер исследуемых признаков во взаимосвязи всех компонентов подачи информационного материала. К числу таких средств и методов исследования относятся: лингвистический анализ семантических пространств [3, с. 385-411]; метод структурной редукции означающих [4, с. 61-83]; интент-анализ [5, с. 34.]; анализ поведения и деятельности [6].

Неоконченная сформированность личностных принципов, поиск смысла и своего пути в жизни, отсутствие жизненного опыта на фоне профессиональной и материальной неустроенности делают молодых людей уязвимыми перед достаточно интенсивным и профессионально смоделированным воздействием при помощи информационных материалов экстремистского толка, распространяемых преимущественно через сеть Интернет.

Адресатами воздействия данных информационных материалов (например, страницы в социальных сетях, видеообращения) являются разные категории молодых людей, для каждой из которых используются свои скрытые приемы и средства влияния, детерминированные вполне конкретными целями инициаторов воздействия. В зависимости от целевой направленности такие информационные материалы Н.С. Громова предлагает разделить на пропагандистские и агитационные [7, с. 154]. Можем отметить вслед за Н.С. Громовой, что пропагандистская направленность в основном носит идеологический характер и может не привести к осуществлению конкретных противоправных действий. Материалы, имеющие агитационную направленность, ориентированы на получение конкретного результата в виде осуществления адресатом воздействия экстремистских действий. Очевидно, чтобы побудить адресата к выполнению конкретных действий экстремистской направленности, необходимо сформировать у него определенную идеологию, наделяющую эти действия особым значением и смыслом.

Эмоционально, интеллектуально и личностно незрелые люди, подверженные идеям религиозного фанатизма, являются в данном случае наиболее подходящим объектом воздействия. Как правило, они не самодостаточны, не социализированы, не имеют эмоционально-теплых доверительных отношений в своей семье либо с друзьями, у них не сформированы навыки систематического труда, их жизнь пуста и бесцельна.

Они располагают свободным временем и техническими средствами для просмотра данных информационных материалов, которые могут сформировать у них желание надеть военную форму, взять оружие и таким образом почувствовать превосходство над успешными людьми, свое значение, ценность, а также обрести, с их точки зрения, значимую цель - «выступить в поход на пути Аллаха».

Опасными для данной категории молодых людей могут стать установки на обесценивание земной жизни («Эй, дунья... слов не хватит, чтобы описать, как сильно ты мне надоела... ты обманчива, жестока, безжалостна...»; «... неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью?...»), которые способны стимулировать у адресатов воздействия желание проститься с этой земной (да к тому же ничем полезным не заполненной) жизнью во имя «великой цели» - «священной», с их точки зрения, мести тем, кто противодействует распространению идей религиозного фанатизма, то есть, обычным гражданам (живущим, с их точки зрения, не по «закону Всевышнего»), обществу (живущему по светским законам), государственным органам и представителям органов власти (которые охраняют граждан и общество и противодействуют распространению идей религиозного фанатизма). При этом также имплицитно делается акцент на признание адресатов воздействия мужественными и готовыми откликнуться на защиту «высшей цели» («...Аллах зовет тебя... именно тебя!...»; «...это милость Аллаха, что мы можем мстить им.»; «... вы сами увидите, как эти кафиры побегут со слезами ...»).

Информационный материал страниц в социальных сетях, как правило, представляет собой последовательное представление постов (публикаций) на религиозную тему с направленностью на обесценивание земной жизни, при этом авторы страниц демонстрируют свою приверженность идеям радикализма, религиозного фанатизма и терроризма при помощи фото, содержащих атрибуты террористической символики (черное знамя, бо-

евое оружие, военная форма), призывая «. выступить в поход на пути Аллаха.». На молодых женщин, как отдельную категорию адресатов воздействия, рассчитаны приемы героизации женщин в никабах с оружием в руках.

Адресаты воздействия легко поддаются управляющему воздействию, так как им важно доказать свою мужественность, взрослость, наличие силы и бесстрашия. Учитывая то, что данные видеоматериалы размещены в сети Интернет в свободном доступе, а практически все молодые люди в настоящее время владеют техникой использования мобильных телефонов и имеют доступ в сеть Интернет, они могут быть доступными неограниченному числу лиц.

Информационный материал исследуемых страниц, как правило, содержит специальные средства внушения, которые выражаются в использовании аффирмаций, способных при многократном повторении сформировать нужное инициатору воздействия отношение у адресата; средства убеждения, выражающиеся в использовании текстов в форме монологов-обращений и даже в форме стихотворений, а также в форме коротких фраз-напоминаний («... однажды нас не станет.»).

Внутренне состояние адресатов воздействия, обесценивающее земную жизнь, вызывается скрытым манипулятивным воздействием, направленным на формирование готовности жертвовать собой во имя высокой цели и своих «единомышленников» и закрепляется негативным подкреплением, указанием на страшную кару, которая постигнет на Страшном суде тех, кто не последует за инициаторами воздействия («... если вы не выступите в поход, Он подвергнет вас мучительным страданиям.»).

А поскольку адресаты воздействия, как правило, малограмотны, инфантильны, имеют искаженные религиозные представления, при этом слабо адаптированы к современной общественной жизни, им трудно адекватно оценивать «прогнозы» инициаторов воздействия, трудно признаться себе в том, что они чего-то не понимают, им трудно сомневаться в словах людей, которые, по их представлению, соответствуют образу религиозного человека, при этом они, как правило, не имеют образования и возможности, а главное, желания, зарабатывать средства для жизни своим трудом, то данное воздействие способно достигать основной цели инициаторов воздействия -скрыто побуждать адресатов воздействия к осуществлению террористической деятельности. Для них авторами обращений рисуется возможность самоутвердиться, почувствовать себя значимым в глазах «единомышленников» и в своих собственных глазах.

Так постепенно формируется готовность к вооруженной защите преступных убеждений и преступного сообщества ценой своей жизни. Эта готовность закрепляется постоянным упоминанием имени Аллаха, ссылкой на авторитетные имена («... сказал имам Аш-Шафии..»; «... приводит в своем «Тасфире» имам Ибн Джарир ат-Табари...», «...сказал имам АбдуЛлах ибн Уахбу...»),

Библиографический список

обесцениванием земной жизни, истинные цели инициаторов воздействия при этом скрываются.

Когнитивной составляющей формирования готовности к террористической деятельности является ряд наглядных образов, сопровождающих и дополняющих высказывания (военная форма, оружие). Совершенно очевидно, что рассматривая высказывания отдельно от видеоизображений, мы теряем целостность анализа и оценки передаваемой в информационном материале манипулятивной информации.

Использование авторами обращений крупных жестов руками является дополнительным средством привлечения внимания к своей речи и, одновременно, создает легкое трансовое состояние у адресатов воздействия, которое способствует снижению критичности по отношению к транслируемой информации, при этом процесс внушения происходит успешнее, подаваемая информация не анализируется и воспринимается безоценочно.

Лингвистическим признаками прямых призывов является наличие в высказываниях вербального императива (просыпайтесь!, приезжайте!, отпустите эту жизнь, стремитесь ...!); однако образ способа совершения действия, содержащийся в высказываниях, имеет практически нулевую степень конкретности, если рассматривать высказывания обособленно от сюжетного видеоряда. В этом случае большую роль играет контекст - наличие невербальных стимулов, детерминирующих ассоциативную деятельность адресата (изображений, фоновых событий), способно дозаполнить базовый фрейм, «дорисовывая» образ способа совершения действия и образ объекта действия, то есть лексического репрезентанта предмета/существа/ явления, на который может быть направлено действие [8, с. 65].

Меры, предпринимаемые правоохранительными органами, недостаточны в борьбе с хорошо финансируемыми разного рода и уровня вербовщиками; более эффективным средством противодействия таким пагубным явлениям как экстремизм и терроризм, закономерно является личностная и эмоциональная зрелость молодых людей, умеющих распознавать манипуляции и противостоять им, имеющих четкую систему жизненных ценностей, высокую степень мотивации к творческому позитивному преобразованию общества, умеющих взять на себя ответственность за обустройство своей жизни и жизни своих близких.

Психологическое исследование информационных материалов является сравнительно молодым направлением экспертной деятельности. На сегодняшний день психологический инструментарий, предназначенный для оценки качественно-количественных параметров информационно-психологического воздействия, оказываемого средствами массовой коммуникации на население, не определен. Также остается открытым вопрос о том, какие именно категории молодых людей представляют наибольший интерес для инициаторов информационно-психологического воздействия через сеть Интернет в зависимости от цели и конечного результата воздействия.

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Сфера, 2001.

2. Voronkina L.B., Serdyukova E.F., Khrebina S.V., Yundin R.N., Shapovalova M.L. Research on the Chechen Republic youth value orientations as a factor of preventing the propensity for extremism. Man in India. 2017; Т. 9: 241 - 251.

3. Динсмор Дж. Ментальные пространства с функциональной точки зрения. Язык и интеллект. Москва, Прогресс. 1996: 385 - 411.

4. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Метод структурной редукции означающих в психотерапии. Журнал практикующего психолога. Под редакцией Бондаренко А.Ф. 2001; 7: 61 - 83.

5. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. Под редакцией Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Павловой. Санкт-Петербург, 2000.

6. Шейнов В.П. Психотехнологии влияния. Москва: АСТ: Мн.: Харвест, 2005.

7. Громова Н.С. Свобода слова и вербальный экстремизм в России: лингво-правовой аспект: монография. Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2015.

8. Осадчий М.А. Судебно-лингвистическая параметризация экстремистского призыва. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012; 11 (19): 65.

References

1. Kulagina I.Yu., Kolyuckij V.N. Vozrastnaya psihologiya: Polnyjzhiznennyj ciklrazvitiya cheloveka: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Sfera, 2001.

2. Voronkina L.B., Serdyukova E.F., Khrebina S.V., Yundin R.N., Shapovalova M.L. Research on the Chechen Republic youth value orientations as a factor of preventing the propensity for extremism. Man in India. 2017; T. 9: 241 - 251.

3. Dinsmor Dzh. Mental'nye prostranstva s funkcional'noj tochki zreniya. Yazyk iintellekt. Moskva, Progress. 1996: 385 - 411.

4. Kejsel'man (Dorozhkin) V.R. Metod strukturnoj redukcii oznachayuschih v psihoterapii. Zhurnalpraktikuyuschego psihologa. Pod redakciej Bondarenko A.F. 2001; 7: 61 - 83.

5. Slovo v dejstvii. Intent-analiz politicheskogo diskursa. Pod redakciej T.N. Ushakovoj, N.D. Pavlovoj. Sankt-Peterburg, 2000.

6. Shejnov V.P. Psihotehnologii vliyaniya. Moskva: AST: Mn.: Harvest, 2005.

7. Gromova N.S. Svoboda slova i verbal'nyj 'ekstremizm vRossii: lingvo-pravovojaspekt: monografiya. Ekaterinburg: Ural'skij institut kommercii i prava, 2015.

8. Osadchij M.A. Sudebno-lingvisticheskaya parametrizaciya 'ekstremistskogo prizyva. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem ('elektronnyj nauchnyjzhurnal). 2012; 11 (19): 65.

Статья поступила в редакцию 17.06.18

УДК 159.928.22

Tochilina T.V., senior lecturer, Department of Applied Psychology, Technological University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

TO THE PROBLEM OF MEANINGFUL RELATIONSHIP OF BOYS AND GIRLS. The article suggests the analysis of interpersonal relations of young men and women with parents, brothers, sisters and friends. This topic is one of the key in the age psychology: it is important for a young man, for the relationships can change this worldview and opinions. Thus, the article considers significant relationships as a conduit to the inner world of a young man.

Key words: significant people, significant relationships, young men, girls.

Т.В. Точилина, доц. каф. прикладной психологии, ГОУ ВО «Технологический университет», г. Москва,

Е-mail: [email protected].

К ПРОБЛЕМЕ ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

В статье предлагается анализ межличностных отношений юношей и девушек со значимыми другими: родителями, братьями, сестрами, друзьями. Данная тема является одной из ключевых в возрастной психологии: важные для молодого человека отношения способны изменить его мировоззрение, поменять взгляды. Таким образом, в статье рассматриваются значимые отношения как проводник к внутреннему миру молодого человека.

Ключевые слова: значимый другой, значимые отношения, юноши, девушки.

Проблема изучения особенностей общения юношей и девушек обладает высокой социальной и научной актуальностью. Практические психологи и педагоги неоднократно отмечали, что юношеский возраст связан с изменениями системы ценностей, социального окружения. У юношей и девушек меняются отношения со взрослыми и сверстниками, появляются приоритеты в отборе круга общения.

Проблема «значимых отношений» является одной из наиболее обсуждаемых в социальной психологии [1; 2; 3,]. По убеждению М.Ю. Кондратьева начало истории ее развития приравнивается к периоду зарождения данной науки [4]. Роль социального окружения и его влияние на психологию человека несмотря на длительную история вопроса, продолжает до сих пор привлекать внимание как отечественных (И.С. Кон, А.А. Кроник, Е.А. Кроник, Н.Б. Шкопоров и др.), так и зарубежных ученых (У. Хайтман, В. Шутц) [5 - 8 и др.]. Этот интерес не случаен - человек может всесторонне развиваться только в социальном пространстве, в процессе межличностного общения. Общение с другими формирует межличностные отношения, которые впоследствии могут стать значимыми. Известно, что к молодому человеку или девушке предъявляются различные требования со стороны социума, что отражается на их значимых отношениях. Таким образом, значимые отношения юношей и девушки обладают особым своеобразием.

Для исследования особенностей значимых отношений юношей и девушек в работе применялись методики: опросник для диагностики значимых отношений А. Баклушинского, методика «значимый человек» Н. Куницына, методика «Цветовой тест отношений» Д. Эткинда.

В результате диагностики значимых отношений юношей и девушек можно отметить, что у девушек на первом месте в качестве «значимого другого» выступает мать (35%), второе место занимает друг (молодой человек) (26%), сестра и подруга занимают соответственно третье и четвертое места (16% и 12%). Следовательно, у девушек 17-19 лет присутствует тесная эмоциональная связь с матерью, её «фигура» является для них самой важной и значимой в жизни. У юношей 17-19 лет самым главным становится друг, его выбрали 32% респондентов. Отец как значимое лицо выступает для 27% юношей, 16 % юношей в качестве «значимого другого» выбрали брата. Примечательно, что подруга для молодых людей менее значима, чем для девушек данного возраста, что можно интерпретировать с одной стороны, более ранним биологическим созреванием девушек, а с другой - социальными установками и стереотипами: супружеская роль более значима для девушек и женщин, в отличие от юношей и мужчин. В результате проведения математического анализа путем расчета х2 Пирсона было установлено, что существуют различия в предпочтениях «значимого другого»: девушки выбирают чаще мать (ф*эпм=2,627 при р<0,01) юноши - отца (ф*э-пм=2,27 при р<0,05), в отношении других претендентов различий выявлено не было. Таким образом, мы можем утверждать, что для девушек характерны близкие отношения с матерью, а также становятся значимыми романтические отношения, в отличие от юношей, для которых отношения с другом и отцом более предпочтительны, чем с другими.

Было установлено, что для юношей примером для подражания чаще выступает отец, а также (но в меньшей степени) брат и педагог, но в отношении эмоциональной связи позиции отца и брата не сохраняются. Чаще всех в качестве эмоционально-значимого лица выступает мать или же подруга. Возможно, такие данные можно объяснить выводами психоаналитических исследований - о роли родителя противоположного пола для ребёнка: эмоциональная близость выше у ребёнка и родителя разного пола. Однако, несмотря на эмоциональную связь с матерью, юноши чаще от них испытывают психологической давление.

Примером для подражания для девушек является мать, в меньше степени - сестра и педагог. Она же является чаще всего источником благополучия. Мать для девушек выступает одним из доверительных лиц и, с точки зрения девушек, именно мать чаще всего является человеком, который её понимает.

Было установлено, что юноши в отличие от девушек, чаще считают отца образцом для примера, следуют его советам, они чувствуют, что отец чаще понимает их (х2 =19,67 при р<0,05), девушки значимые отношения с отцом считают такими, потому что чувствуют защиту, поддержку от него, получают обеспечение и зависимость (х2 =19,67 при р<0,05). Значимые отношения с братом у юношей состоят в том, что они чаще прислушиваются к советам брата, их мнение влияет на поведение и решения юношей (Х2 =20,13 при р<0,05). Девушки чаще, чем юноши заявляют о зависимости от братьев, которые также влияют на их благополучие (Х2 =20,13 при р<0,05). Статистически значимые различия были обнаружены в отношениях девушек и юношей со «значимым другим» - другом (молодым человеком). Так, девушки, в отличие от юношей чаще характеризуют их отношения как психологически близкие, они ощущают давление и зависимость со стороны друга, они очень часто думают о нем, и чаще принимают решения под влиянием друга (х2 =19,71 при р<0,05). Статистически значимых различий значимых отношений с другими важными людьми у девушек и юношей выявлено не было.

В результате применения методики «Цветовой тест отношений» Д. Эткинда было подсчитано количество выборов цветов в отношении «значимого другого для юношей и девушек. Девушки для характеристики отношений со значимым другим чаще выбирают желтый цвет (38%), таким образом, они рассматривают данные отношения как открытые, динамичные. На втором месте выбор красного цвета у девушек (27%), примечательно, что данный цвет также чаще всего выбирается юношами (37%) как самый предпочитаемый для характеристики значимых отношений со значимым человеком. Следовательно, юноши характеризуют значимые отношения как энергичные, активные, яркие. Синий цвет у девушек занял третье место - его выбрали 19% респонденток и второе у юношей (26%). Можно отметить, что испытуемые считают свои отношения со «значимым другим» справедливыми, честными, искренними, откровенными. На четвертом месте у респондентов оказался коричневый цвет (юноши - 11%) и зеленый цвет (девушки - 12%). Фиолетовый цвет был выбран 5% юношами и 4% девушками. Он символизирует неискренние, фальшивые отношения со «значимым другим» (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.