Научная статья на тему 'Психологические ресурсы и барьеры включения личности в современный жизненный мир'

Психологические ресурсы и барьеры включения личности в современный жизненный мир Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
310
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / СОВРЕМЕННЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ЖИЗНИ / ГОТОВНОСТЬ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СОЦИУМОМ / PERSONAL LIFE WORLD / SOCIAL LIFE CONTEXT / READINESS TO INVOLVEMENT IN SOCIAL LIFE CONTEXT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горская Галина Борисовна, Компаниец Валерия Игоревна

В статье представлены результаты двух исследований включения молодых людей в социальный контекст реализации жизненных планов с целью выявления личностно значимых параметров жизненного контекста, а также личностных ресурсов и ограничений принятия особенностей собственного жизненного мира и готовности активно включаться во взаимодействие с ним. В одном случае это исследование готовности студентов-художников к включению в социальный контекст творческой самореализации. В другом исследовании это изучение восприятия молодыми людьми юношеского возраста социального контекста выбора траектории образования, личностных ресурсов и ограничителей существования в нем. Результаты исследований показали, что стихийно формирующаяся готовность молодых людей к включению в социальный контекст собственной жизни не может в полной мере обеспечить их социально-психологическую адаптацию. Это требует целенаправленной работы по поддержке становления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Resources and Barriers of Personality Involvement in Contemporary Life World

The article contains results of two investigations that are devoted to young people involvement in social context of personal plans realization. The aim of investigations is revealing of personally significant life context parameters, personal resources and barriers of personal life world acceptance, readiness to involve in active contacts in life world. First investigation is devoted to student-artists readiness to involve in creative self-realization social context. The purpose of second investigation is revealing how adolescents percept social context of education trajectory choice. Investigations results show that spontaneous development of young people personal readiness to involvement in social life context does not provide required level of social psychological adaptation. Its acquisition requires purposeful psychological support.

Текст научной работы на тему «Психологические ресурсы и барьеры включения личности в современный жизненный мир»

ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 2. С. 4-10. УДК 159.9.072.43

DOI 10.25513/2410-6364.2018.2.4-10

Г. Б. Горская В. И. Компанией

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И БАРЬЕРЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР

В статье представлены результаты двух исследований включения молодых людей в социальный контекст реализации жизненных планов с целью выявления личностно значимых параметров жизненного контекста, а также личностных ресурсов и ограничений принятия особенностей собственного жизненного мира и готовности активно включаться во взаимодействие с ним. В одном случае это исследование готовности студентов-художников к включению в социальный контекст творческой самореализации. В другом исследовании это изучение восприятия молодыми людьми юношеского возраста социального контекста выбора траектории образования, личностных ресурсов и ограничителей существования в нем. Результаты исследований показали, что стихийно формирующаяся готовность молодых людей к включению в социальный контекст собственной жизни не может в полной мере обеспечить их социально-психологическую адаптацию. Это требует целенаправленной работы по поддержке становления личности.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; современный жизненный мир личности; социальный контекст жизни; готовность к взаимодействию с социумом.

G. B. Gorskaya V. I. Kompaniecz

PSYCHOLOGICAL RESOURCES AND BARRIERS OF PERSONALITY INVOLVEMENT IN CONTEMPORARY LIFE WORLD

The article contains results of two investigations that are devoted to young people involvement in social context of personal plans realization. The aim of investigations is revealing of personally significant life context parameters, personal resources and barriers of personal life world acceptance, readiness to involve in active contacts in life world. First investigation is devoted to student-artists readiness to involve in creative self-realization social context. The purpose of second investigation is revealing how adolescents percept social context of education trajectory choice. Investigations results show that spontaneous development of young people personal readiness to involvement in social life context does not provide required level of social psychological adaptation. Its acquisition requires purposeful psychological support.

Key words: social psychological adaptation; personal life world; social life context; readiness to involvement in social life context.

Современная социокультурная ситуация выявила значимость «человеческого капитала» как ресурса благополучия общества и его успешного развития. В то же время перед психологической наукой встал вопрос о факторах раскрытия человеческого капитала. А это, в свою очередь, побудило обратиться к средовым факторам самореализации личности.

Внимание к средовым факторам, выступающим и как ресурс, и барьер раскрытия личностью своего потенциала, не является случайным. Оно стало следствием осознания психологами радикальных и стремительных по историческим меркам изменений жизненного мира современных людей [1, с. 21]. Понимание значимости изменений жизненного мира для становления личности и успешности ее

© Горская Г. Б., Компаниец В. И., 2018 4

включения во взаимодействие с окружающим миром прослеживается в высказывании А. Маслоу [2, с. 61] о том, что как никогда стремительное движение человеческой жизни, проявляющееся в быстром накоплении новых фактов, изменении технологий, существенно изменяет взаимодействие человека с миром. Это изменение настолько радикально, что требует появления нового человека. Его главными отличительными чертами, по мнению А. Маслоу, являются готовность и способность комфортно чувствовать себя в условиях постоянных перемен, при решении новых, не встречавшихся в предшествующем опыте задач. На значимость радикальных и стремительных перемен жизненного мира как фактора самореализации личности достаточно давно обратили внимание В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов [1], подчеркивая, что для происходящих изменений характерны не только высокие темпы, но и резкие переструктурирования окружающего мира, к которым большинство людей может быть не готовым. Признаком понимания значимости средовых факторов для накопления и приумножения человеческого капитала является оформление макропсихологии как области психологии, предметом которой является преломление в сознании отдельных людей макросоциальных явлений, которые длительное время рассматривались скорее как сфера социологии [3; 4].

Важным для анализа средовых регуляторов деятельности человека является точное понимание того, какова структура социальной среды, что именно в ней воспринимается как важное и значимое. С этой точки зрения представляется целесообразным принять во внимание характеристику психологического пространства личности, данную А. Л. Журавлевым и А. Б. Купрейченко [5]. Они рассматривают психологическое пространство личности как сформированную субъектом систему позитивно, нейтрально или негативно значимых объектов или явлений. Эти объекты и явления находятся во взаимосвязях друг с другом, выполняют определенные функции в соответствии с принятыми в социальной среде нормами и правилами. Представление о сложной структуре психологического пространства личности вызывает необходимость в концептуальных основаниях для выделения компонентов психологического пространства и взаимосвязей между ними. Наиболее очевидным представляется в связи

с этим обращение к экологическим концепциям психического развития, наиболее авторитетной из которых является концепция У. Бронфенбреннера [6]. Сделанное У. Брон-фенбреннером разделение компонентов жизненной среды человека на микро-, мезо-, эко-и макросреду дает возможность обосновать направления исследования средовых факторов благополучного и конструктивного включения личности в социум. Именно с таких позиций были проведены два исследования средовых факторов раскрытия личностью своих возможностей. Целью этих исследований было установление значимых средовых факторов включения личности в современный жизненный мир и выявление необходимых для этого личностных ресурсов.

Первое исследование было посвящено становлению готовности художников к творческой реализации в присущем данной сфере деятельности социальном контексте. Целью второго исследования было установление личностных ресурсов готовности к включению в самостоятельную жизнь молодых людей юношеского возраста, избравших различные траектории получения образования. Основанием для рассмотрения в рамках одной статьи результатов двух исследований является то, что в обоих случаях речь идет о молодых людях, переживающих период жизненного и профессионального становления, находящихся в процессе обретения личностных ресурсов, необходимых для эффективного взаимодействия с социумом. В то же время условия включения во взаимодействие с социумом в каждом из исследований имеют свои особенности, что позволяет уточнить возможную роль средовых факторов в обретении личностью готовности к взаимодействию с ним.

Исходными для исследования готовности студентов - будущих художников к включению в социальный контекст творческой самореализации были следующие положения. Во-первых, профессиональная деятельность художника не связана с нормативно задаваемыми способами и критериями успешности деятельности, как в большинстве трудовых профессий [7], во-вторых, неотъемлемой чертой деятельности художника является противоречие между значимостью творческой индивидуальности и необходимостью принимать во внимание сложившиеся в обществе критерии профессиональной успешности [8]. В-треть-

их, свойственное художникам стремление к персонализации порождает противоречие между стремлением обрести понимающую аудиторию и опасением негативных мнений и оценок со стороны окружающих [8], которое является причиной трудностей социально-психологической адаптации. В-четвертых, приобретение молодыми людьми творческой профессии часто не одобряется родителями, рассматривающими ее как ненадежную, не обещающую жизненного благополучия. Наконец, для современного социального контекста художественного творчества характерно сочетание снижения ограничений свободы творчества с низким уровнем социальной поддержки художников, со стремительными изменениями конъюнктуры художественного рынка. Таким образом, в особенностях социального контекста творческой самореализации художника просматриваются влияния всех компонентов жизненного мира современного человека, выделенных У. Бронфен-бреннером, от микросреды до макросреды, что подтверждается данными многих исследований [9]. В связи перечисленными особенностями социального контекста художественного творчества возникает вопрос о том, какие его особенности существенно значимы для начинающих художников и какими личностными ресурсами они располагают для включения в современный социальный контекст творческой самореализации. На значимость нахождения ответов на перечисленные вопросы указывают исследователи подготовки будущих художников к профессиональной деятельности [10; 11].

Второе исследование посвящено выявлению личностных ресурсов включения в жизнь социума молодых людей, избравших различные траектории образования: либо обучение в старших классах средней школы, либо переход из школы в профессиональный техникум для получения рабочей профессии. Сравнение указанных двух групп юношей и девушек позволяет установить, в какой мере факторами их жизненного и профессионального самоопределения становятся такие явления, как социальное расслоение общества, зависимость доступа к образованию от материальных возможностей родителей, престижность в глазах социума тех или иных направлений профессионального развития.

Исследования последних лет показывают, что отношение к образованию, определению

жизненных перспектив различается у молодых людей из разных социальных слоев, из семей с различным уровнем материального достатка [12; 13]. Заслуживающим внимания фактом является отмеченное у молодых людей из социально незащищенных групп населения признание ограниченности своих возможностей, снижающее интерес к образованию и саморазвитию. Отмечаемое во взглядах молодых людей внимание к социальной престижности профессий приводит к пониманию, что оценка доступности престижной профессии становится для молодежи фактором становления самоотношения, которое сказывается на активности в постановке и реализации жизненных планов [14; 15].

Оба исследования проводились по одной и той же схеме. Исследуемая группа сравнивалась с другой, отличающейся по рассматриваемым средовым факторам включения в жизнь социума. В первом исследовании особенности включения в социальный контекст студентов-художников сопоставлялись с аналогичными параметрами студентов-экономистов. Их профессия отличается от профессии художников наличием социально заданных образцов и критериев профессиональной деятельности, признанием ценности профессии как ресурса материального благополучия, одобрительным отношением родителей к профессиональному выбору детей. В исследовании приняли участие студенты Краснодарского художественного училища (57 женщин и 60 мужчин) и студенты автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента» (33 женщины и 45 мужчин). Возраст участников исследования составлял от 17 до 22 лет.

Во втором исследовании сопоставлялись параметры готовности к включению в жизнь социума старшеклассников общеобразовательной школы и их ровесников, обучающихся в профессиональном техникуме рабочим профессиям. В исследовании принимали участие юноши и девушки от 15 до 17 лет, обучающиеся на старшей ступени школы (50 девушек и 50 юношей), студенты профессионального техникума (50 девушек и 50 юношей). Выборка школьников состояла из представителей благополучных семей, заинтересованных в образовании детей. Среди студентов техникума преобладали юноши и девуш-

ки из неблагополучных семей, которые заинтересованы в скорейшем приобретении самостоятельности и не имеют необходимой им поддержки со стороны родителей.

В обоих исследованиях основным индикатором особенностей включения молодых людей во взаимодействие с социумом были показатели социально-психологической адаптации, которые устанавливались по методике Роджерса и Даймонда в адаптации А. К. Ос-ницкого [16]. Значимыми для проводимых исследований особенностями этой методики являются широкий спектр параметров, характеризующих социально-психологическую адаптацию, а также возможность определить показатели конструктивного и деструктивного взаимодействия с социумом. В обоих исследованиях для оценки взаимоотношений с ближайшим социальным окружением применялась методика Н. В. Кузьминой, позволяющая выявить значимость для обследуемых лиц их ближайшего социального окружения и определить предпочитаемые отношения с ним [17]. В качестве возможных личностных ресурсов включения в жизнь социума рассматривались параметры мотивации, устанавливаемые по методике Валлеранда [18], ответственности, определяемой по методике Прядеина [19], параметры самоотношения как осознаваемые, так и имплицитные [20; 21]. Во втором исследовании как параметр личностных ресурсов социально-психологической адаптации рассматривалась психосоциальная зрелость [22].

Результаты первого исследования подтвердили предположение о том, что специфика социально-психологических условий включения художников в контекст творческой самореализации отражается на восприятии ими социального окружения и параметрах социально-психологической адаптации. Согласно данным исследования, студенты-художники достоверно уступают студентам-экономистам по всем параметрам социально-психологической адаптации, хотя и у тех, и у других показатели социально-психологической адаптации находятся в пределах нормы. Причем заслуживает внимания тот факт, что у студентов-экономистов достоверно выше чем у художников показатели как адаптивных, так и дезадаптивных проявлений социально-психологической адаптации. Такое соотношение показателей говорит о большей активности взаимодействия с социумом студентов-

экономистов, которое становится для них источником и позитивного, и негативного опыта.

Для студентов-художников характерна меньшая активность контактов с социумом при несомненной ориентации на него. Основанием для такой характеристики отношения художников к взаимодействию с социумом являются многочисленные положительные корреляционные связи показателей социально-психологической адаптации с показателем социоцентрической мотивации - с одной стороны, и положительные корреляционные связи эгоцентрической мотивации с дезадаптив-ными параметрами адаптации к социуму - с другой. Еще одним аргументом в пользу противоречивого отношения художников к взаимодействию с социумом является демонстрируемая художниками невысокая значимость ближайшего социального окружения, особенно семейного, при многочисленных положительных корреляционных связях показателей значимости родителей и других членов социального окружения с параметрами мотивации учебной деятельности.

Противоречивость отношения художников к социальному окружению и взаимодействию с ним сочетается у них с критичным отношением к себе, которое накладывает отпечаток на взаимодействие с социальным окружением. Его примером являются многочисленные корреляционные связи показателя непринятия себя с параметрами деструктивных проявлений ответственности. Похожие явления отмечены и в других исследованиях [23].

В группе студентов-художников прослеживаются более ярко выраженные гендерные различия по параметрам социально-пси-хологическо адаптации по сравнению с группой студентов-экономистов. По показателям социально-психологической адаптации мужчины-художники уступают девушкам. Такое соотношение показателей является отражением давления гендерного стереотипа мужественности, предполагающего успешность как его наиболее существенный признак. Культ успеха, как показывают исследования, становится источником тревоги и депрессии, снижения самооценки [24].

Полученные в исследовании данные анализировались с точки зрения того, какими ресурсами располагают будущие художники для принятия, осознания ситуации включения в процесс творческой самореализации. Согласно результатом исследования, основным

ресурсом оказывается устойчивая внутренняя мотивация приобретения профессии художника. По показателям внутренней мотивации учебной деятельности художники достоверно превосходят студентов-экономистов. Следовательно, выбор профессии является осознанным личным решением художников, что обусловлено ранним включением в ее освоение. Ограничителями включения в профессиональную деятельность являются для художников чрезмерная критичность самоотношения и амбивалентное отношение к социальному окружению.

Результаты второго исследования, как и первого, анализировались с точки зрения того, как воспринимается молодыми людьми ситуация включения во взаимодействия с социумом, какие личностные свойства выступают как ресурс либо ограничитель успешной социально-психологической адаптации. Прежде всего необходимо было выяснить, каковы психологические индикаторы влияния выбора определенной образовательной траектории. Для решения этой задачи применялся дисперсионный анализ. Однофакторный дисперсионный анализ показал, что выбор траектории образования достоверно предопределяет самопринятие молодых людей, показатель которого достоверно выше в группе школьников. Многофакторный дисперсионный анализ показал, что отношение молодых людей к себе и социальному окружению обусловлено их имплицитными представлениями об окружающем мире и самих себе. У девушек они, прежде всего, предопределяют самопринятие, а у юношей - принятие других. Результаты дисперсионного анализа позволили с большей определенностью интерпретировать данные о социально-психологической адаптации школьников и студентов.

Группы школьников и студентов достоверно различаются по таким параметрам социально-психологической адаптации, как принятие себя, эмоциональный комфорт, ин-тернальность. Причем первые два показателя достоверно выше в группе школьников, и третий достоверно выше в группе студентов. Следовательно, студенты профессионального техникума не рассчитывают на поддержку социального окружения и осознают необходимость полагаться на собственные силы. Это делает более критичным их самоотношение вследствие сложности стоящих перед ними жизненных задач. Параметры отношения к

собственным возможностям становятся ресурсом социально-психологической адаптации. У девушек отмечены многочисленные положительные корреляционные связи показателя имплицитных представлений о способности контролировать события собственной жизни, а у юношей зарегистрированы многочисленные положительные корреляционные показателя позитивных имплицитных представлений о собственной личности с показателями социально-психологической адаптации.

Индикатором оценки молодыми людьми сложности ситуации включения в жизнь социума являются корреляционные связи показателей психосоциальной зрелости и самоотношения с показателем социально-психологической адаптации «эскапизм», представленные в таблице.

Достоверные корреляционные связи показателей психосоциальной зрелости

имплицитных и осознаваемых представлений о собственной личности у юношей и девушек, избравших различные траектории образования

Группа Показатели Эскапизм

Юноши- Самодетерминация

школьники 0,39

(П = 50)

Девушки-школьницы (П = 50) Имплицитное представление о собственной удачливости 0,33

Юноши- Отраженное самоотношение 0,35

студенты (П = 50) Самопринятие 0,37

Девушки- Самодетерминация 0,51

студентки (П = 50) Психологическая защита (неизбегание негативной обратной связи) 0,36

Имплицитное представление о собственной удачливости 0,30

Примечание: жирным шрифтом выделены коэффициенты корреляции, достоверные при р < 0,01.

Из приведенных в таблице данных следует, что молодые люди склонны рассматривать свою удачливость как возможность переложить на других решение собственных задач, воспринимать как одну из жизненных целей перекладывание решения своих проблем на других, расценивать позитивное отношение окружающих как дополнительную возможность избавиться от решения жизненных проблем. Данная тенденция выражена в большей степени у студентов профессионального техникума, для которых характерно понимание

ограниченности поддержки со стороны социального окружения.

Результаты исследования показывают, что личностные качества, характеризующие личностную зрелость молодых людей, могут быть не только ресурсом, но и ограничителем активного включения молодых людей во взаимодействие с социумом в условиях, когда это взаимодействие рассматривается как превышающее по сложности имеющиеся у них возможности. Одним из существенных индикаторов оценки ситуаций взаимодействия с социумом как чрезмерно сложным является снижение самопринятия и настороженное отношение к социальному окружению, а также выраженное стремление переложить решение своих проблем на окружающих, особенно, если социальное окружение рассматривается как демонстрирующее позитивное отношение и готовность к поддержке.

Полученные данные приводят к пониманию того, что стихийно формирующаяся у молодых людей готовность к взаимодействию с социумом недостаточна для активного включения в социальный контекст жизни и самореализации, что приводит к необходимости целенаправленной работы по поддержке ее становления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М. : Тивола, 1994. - 304 с.

2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М. : Смысл, 1999. - 425 с.

3. Юревич А. В. Психология в современном обществе // Психологический журнал. -2008. - Т. 29. - № 6. - С. 5-14.

4. Макропсихология современного российского общества / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 352 с.

5. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды // Вестник практической психологии образования. - 2007. -№ 2 (11). - С. 7-13.

6. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. - Cambridge. MA. : 1979, Harvard university press. - 352 p.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. - 308 с.

8. Кулагина И. В. Влияние творческой самореализации на социально-психологическую адаптацию студентов: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 235 с.

9. Горская Г. Б., Егорова В. С. Социально-сре-довые ресурсы включения художника в процесс творческой самореализации // Человек. Сообщество. Управление. - 2014. -№ 4. - С. 103-117.

10. Грибкова О. В., Ушакова О. Б. Значение научно-инновационной подготовки в профессиональном становлении будущих специалистов в вузе // Искусство и образование. - 2017. - № 3. - С. 44-51.

11. Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-художников в процессе освоения образовательной программы / Л. А. Буровкина [и др.] // Искусство и образование. - 2017. - № 6. -С. 131-141.

12. Башманова Е. Л. Риски социального неравенства в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. - Вып. 3. - URL: http://LLL21.petsu.ru (дата обращения: 10.10.2017).

13. Задорожная О. В., Мисиров Д. Н. Влияние социокультурных различий семей на выбор профессии // Общество и право. - 2005. -№ 3 (9). - С. 25-36.

14. Собкин В. С., Мкртычан А. А. Профессии в контексте социальных стереотипов: оценки старшеклассников двадцать лет спустя // Социология образования. - 2011. - Ч. 2. -С. 146-159.

15. Абрамов К. В. Социально-психологические ресурсные возможности молодежи // Мониторинг общественного мнения. - 2010. -№ 6. - С. 143-150.

16. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога. - 1998. - № 1. - С. 54-64.

17. Кузьмина Н. В. Научно-практические методы анализа педагогической ситуации // Психология - производству и воспитанию. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1997. - С. 211-224.

18. Скачкова С. О. Адаптация опросников по определению мотивации самодетерминации в образовательной и спортивной деятельности // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - Краснодар, 2008. -Т. 10. - С. 157-164.

19. Прядеин В. П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты: практикум. - Сургут: Сургут. гос. пед. ун-т, 2014. - 215 с.

20. Падун М. А. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 4. - С. 98-106.

21. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. - М. : Смысл, 1993. - 32 с.

22. Пашнев Б. К. Психодиагностика: практикум школьного психолога. - Ростов н/Д, 2010. -С. 233-238.

23. Дементий Л. И., Карловская Н. И. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с различным уровнем прокрастинации // Психология обучения. -2013. - № 7. - С. 4-19.

24. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 61-74.

Информация о статье Дата поступления 17 марта 2018 Дата принятия в печать 4 мая 2018

Сведения об авторах

Горская Галина Борисовна - д-р психол. наук, проф. кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (Краснодар, Россия). E-mail: gorskayagalina@mail.ru.

Компаниец Валерия Игоревна - соискатель кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (Краснодар, Россия). E-mail: Valeriya.kompaniecz@mail. ru.

Для цитирования

Горская Г. Б., Компаниец В. И. Психологические ресурсы и барьеры включения личности в современный жизненный мир // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 2. С. 4-10. DOI 10.25513/2410-6364. 2018.2.4-10.

Article info

Received March 17, 2018 Accepted May 4, 2018

About authors

Gorskaya Galina Borisovna - Doctor of Psychological sciences, Professor, Department of Psychology, Kuban State University of Education, Sport and Tourism (Krasnodar, Russia). E-mail: gorskayagalina@mail.ru.

Kompaniecz Valeriya Igorevna - applicant, Department of Psychology, Kuban State University of Education, Sport and Tourism (Krasnodar, Russia). E-mail: Valeriya.kompaniecz@mail.ru.

For citations

Gorskaya G. B., Kompaniecz V. I. Psychological Resources and Barriers of Personality Involvement in Contemporary Life World Herald of Omsk University. Series «Psychology», 2018, no. 2, pp. 4-10. DOI 10.25513/2410-6364.2018. 2.4-10. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.