Научная статья на тему 'Приемы скрытого управляющего воздействия в информационных материалах экстремистского толка, распространяемых в сети Интернет'

Приемы скрытого управляющего воздействия в информационных материалах экстремистского толка, распространяемых в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / АТТРАКЦИЯ / АДРЕСАТ ВОЗДЕЙСТВИЯ / АВТОР ВИДЕООБРАЩЕНИЯ / ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ / EXTREMIST ORIENTATION / MANIPULATIVE INFLUENCE / ATTRACTION / ADDRESSEE OF INFLUENCE / AUTHOR OF VIDEO MESSAGE / METHODS OF INFLUENCE / INFORMATIONAL MATERIAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сердюкова Елена Фёдоровна

В статье поднимается проблема вовлечения молодых людей в группы экстремистской направленности, созданные в социальных сетях Интернета. Статья написана на основе эмпирического материала, полученного автором в результате психологического исследования информационных материалов, предоставленных правоохранительными органами. В статье приводятся наиболее распространенные приемы и средства психологического воздействия на пользователей сети Интернет, направленные на формирование у молодых людей убеждений, оправдывающих экстремистскую деятельность; дается характеристика молодых людей, на которых потенциально рассчитаны информационные материалы экстремистского толка, распространяемые в сети Интернет. Автор раскрывает последовательность и содержание манипулятивного воздействия на сознание адресатов, анализирует цели и возможные последствия такого воздействия на некоторые категории молодых людей, указывает на слабости и нереализованные потребности адресатов воздействия, которые инициаторы воздействия используют в качестве мишеней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сердюкова Елена Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The techniques of manipulative influence in the information materials of extremist orientation, distributed on the Internet

The article raises the problem of involving young people in extremist groups created in the social networks of the Internet. The article is written on the basis of empirical material obtained by the author as a result of psychological research of information materials provided by law enforcement agencies. The article presents the most common methods and means of psychological influence on the Internet users aimed at the formation of young people's beliefs justifying extremist activity; the characteristic of young people on whom information materials of extremist sense distributed on the Internet are potentially aimed at is given. The author reveals the sequence and content of the manipulative influence on the consciousness of the addressees, analyses the goals and possible consequences of such an impact on some categories of young people, indicates the weaknesses and unrealised needs of the addressees of the impact, which the initiators use as targets.

Текст научной работы на тему «Приемы скрытого управляющего воздействия в информационных материалах экстремистского толка, распространяемых в сети Интернет»

УДК 159.923

Сердюкова Елена Федоровна

кандидат педагогических наук Чеченский государственный университет, г. Гоозный Палата судебных экспертов им. Ю.Г. Корухова, г. Москва

[email protected]

ПРИЕМЫ СКРЫТОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛАХ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ТОЛКА, РАСПРОСТРАНЯЕМЫХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В статье поднимается проблема вовлечения молодых людей в группы экстремистской направленности, созданные в социальных сетях Интернета. Статья написана на основе эмпирического материала, полученного автором в результате психологического исследования информационных материалов, предоставленных правоохранительными органами. В статье приводятся наиболее распространенные приемы и средства психологического воздействия на пользователей сети Интернет, направленные на формирование у молодых людей убеждений, оправдывающих экстремистскую деятельность; дается характеристика молодых людей, на которых потенциально рассчитаны информационные материалы экстремистского толка, распространяемые в сети Интернет. Автор раскрывает последовательность и содержание манипулятивного воздействия на сознание адресатов, анализирует цели и возможные последствия такого воздействия на некоторые категории молодых людей, указывает на слабости и нереализованные потребности адресатов воздействия, которые инициаторы воздействия используют в качестве мишеней.

Ключевые слова: экстремистская направленность, манипулятивное воздействие, аттракция, адресат воздействия, автор видеообращения, приемы воздействия, информационный материал.

Во все времена находились люди, предпринимающие попытки управлять другими людьми или группами людей. Однако нередко эти попытки встречают сопротивление последних, особенно если предпринимаются открыто и заключаются в грубом навязывании какого-либо мнения или действия. Очевидно, что для автора воздействия предпочтительнее замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызвало возражения адресата, то есть применить скрытое управление, или манипуляцию. Манипуляция рассматривается нами как навязывание коммуникатором своей воли адресату в форме скрытого психологического воздействия, в основе которого лежит эксплуатация эмоций человека.

Как отмечает С. Кара-Мурза «... природа манипуляции состоит в наличии двойного действия -вместе с открытым сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата образы, нужные манипулятору. Это скрытое действие опирается на «неявное знание», которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мысли и поведение» [1, с. 73].

Учеными гуманитарного направления, психологами и лингвистами, разрабатываются вопросы, касающиеся возможности посредством текстов оказывать на реципиента скрытое воздействие, менять не только его мнение, но и ценности, установки, убеждения, побуждать к определенным дей-

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Козьма Прутков

ствиям против его интересов, чаще без осознава-ния им самого факта воздействия [2, с. 117-124].

Анализ представляемых на исследование информационных материалов, выявленных правоохранительными органами в сети Интернет, позволил обнаружить использование некоторых приемов скрытого воздействия на сознание пользователей.

Грамотно подготовленное скрытое управляющее воздействие, как правило, начинается с достижения аттракции, то есть состояния реципиента, характеризующегося притягательностью, помогающей привлечь внимание и вызвать положительные эмоции по отношению к автору управляющего воздействия [5, с. 55].

Тихий, спокойный голос, постоянное использование слова «братья», открытый прямой взгляд авторов видеообращений способствуют установлению аттракции, то есть делают личность инициатора воздействия привлекательной для адресатов, создают атмосферу доверительности.

Манипулятивное воздействие на адресатов в информационных видеоматериалах начинается буквально с первых секунд просмотра и заключается в формировании установки, отрицающей ценности материального мира («...это всего лишь дунья, она ничего не стоит, братья...»), в постепенной подготовке к принятию альтернативного образа жизни («Аллах дал нам лучший путь, который приведет нас к Его Лику.»). При этом бессовестным образом используется имя Аллаха в качестве средства, способного привлечь внимание адресата, вызывать его интерес к «выгодной» для

© Сердюкова Е.Ф., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

65

ПСИХОЛОГИЯ

него стороне дела и одновременно отвлечь от истинной цели инициатора. Эти уловки создают соответствующий фон для открытого призыва в ряды группировки («...выходите на наш путь, братья...»). Далее дается положительное подкрепление, то есть установка на то, что адресат, последовавший призыву, выигрывает при любом конечном результате («.у нас две победы - победа или рай»).

Прямые призывы к участию в экстремисткой деятельности («...присягните нашему государству.») оправдываются ссылкой на непререкаемый авторитет Корана и Сунны («...это чистый путь, это путь Корана и Сунны.»), а использование фраз, таких как, например, «... с каждым днем наше государство расширяется.») в глазах адресатов воздействия придают значимость сообществу, к которому принадлежит говорящий.

Фактор адресата в речевом воздействии - это один из важнейших факторов коммуникации, предполагающий учет говорящим или пишущим специфических особенностей той аудитории, к которой он обращается в устной публичной речи или письменно [4, с. 3].

Инфантильному молодому человеку очень трудно признать свою личностную незрелость, он не переносит критики своих умственных способностей, его закономерной реакцией на подобную критику будет агрессия. Такие люди легко поддаются внушению, им важно доказать свою мужественность, взрослость и здравомыслие. Такие фразы как, например, «. для мусульманина, который здраво мыслит... он уже должен понять, где истина...» являются манипулятивными, акценты в них сделаны на важный для адресатов воздействия смысловой ряд «мусульманин - здраво мыслит - истина», а далее утверждается, в чем же состоит «истина» - «. а истина - это на самом деле наш путь..».

Именно на указанную категорию людей и рассчитаны подобные информационные материалы; такие люди способны озлобиться против представителей государственных органов и органов власти, успешных граждан (без учета того, что их успех - это результат систематического квалифицированного труда), а просмотр и прослушивание подобных видеоматериалов могут сформировать у них желание надеть военную форму, взять оружие и таким образом почувствовать превосходство над этими людьми.

Лица, на которых рассчитаны подобные видеообращения, не способны прогнозировать последствия своих действий, их мышление поверхностно, они малограмотны, не могут отделить существенное от несущественного, поэтому с подачи инициаторов воздействия для них становится очевидной логическая связь между военной романтикой и «...распространением слова Аллаха..» («...мы доведем слово Аллаха от Востока до Запада.»).

Авторы видеообращений, совершенно не стесняясь, бессовестным образом манипулируют именем Аллаха, оправдывая свою преступную деятельность Его именем, причем делают это так уверенно и нагло, что у адресатов воздействия не остается и тени сомнения в правдивости их слов, что в итоге способно привести к формированию у них основ религиозного фанатизма.

В информационных материалах экстремистского толка часто используется манипулятивный прием «запретный плод сладок», который стимулирует возбуждение желания у адресатов воздействия преодолеть ограничения и запреты. Причем под воздействием религиозного фанатизма, искаженного представления о канонах Ислама они убеждаются в необходимости защищать свои убеждения, в том числе и с оружием в руках.

Также часто используется манипулятивный прием «искусственное повышение ценности», то есть для адресата воздействия более важным становится не сама террористическая деятельность, а ее положительное восприятие как средство самоутверждения.

Использование приема «апеляция к страху» рассчитан на вызывание у адресатов воздействия чувства страха за то, что «...вражеская коалиция, которая объединилась сейчас вокруг нас.» выступает против их свободы исповедовать Ислам, что само по себе является искажением информации.

Также используется прием «демонстрация силы», что выражается в демонстрации оружия и подтверждается такими словами как, например, «.нас не пугают ваши самолеты, ваши бомбы, мы продолжает делать свой путь.».

Было бы неверным предполагать, что вербальная составляющая воздействия является достаточной для формирования нужных инициатору воздействия установок. Использование авторами обращений крупных жестов руками, специально подобранного музыкального сопровождения является дополнительным средством привлечения внимания к своей речи и, одновременно, создает легкое трансовое состояние у адресатов воздействия, которое способствует снижению критичности по отношению к транслируемой информации, при этом процесс внушения происходит успешнее, подаваемая информация не анализируется и воспринимается безоценочно [3, с. 166].

Таким образом, смысловой ряд манипуля-тивной информации построен так, что адресаты воздействия путем скрытого манипулятивного воздействия подготавливаются к нужному для инициатора восприятию информации - то есть, прямые призывы к осуществлению экстремистской деятельности уже воспринимаются адресатами воздействия без сопротивления, причем сама экстремистская деятельность начинает видеться им единственно верным жизненным путем.

66

Вестник КГУ 2018

Резюмируя, приходим к выводу, что меры, предпринимаемые правоохранительными органами, недостаточны в борьбе с хорошо финансируемыми разного рода и уровня вербовщиками; более эффективным средством противодействия таким пагубным явлениям как экстремизм и терроризм, закономерно является личностная и эмоциональная зрелость молодых людей, умеющих распознавать манипуляции и противостоять им, имеющих четкую систему жизненных ценностей, высокую степень мотивации к творческому позитивному преобразованию общества, умеющих взять на себя ответственность за обустройство своей жизни и жизни своих близких, а также знание, в числе прочего, механизмов вовлечения молодых людей в группировки деструктивной асоциальной направленности и приемы осуществления манипулирования сознанием, приводящие к серьезной деформации личности.

Библиографический список

1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. -М.: Эксмо, 2012. - 864 с.

2. Поварницына М.В. Манипуляция, суггестия, аттракция и фасцинация в креолизованном тексте // Известия ВГПУ - 2016. - № 2 (106). - С. 117-124.

3. Сердюкова Е.Ф. Признаки управляющего воздействия в информационных материалах экс-

тремистского толка, распространяемых в сети Интернет // International innovation research: Сб. статей XI междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. -Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. -С. 164-166.

4. Стернин И.А. Фактор адресата в речевом воздействии. - Воронеж: «Истоки», 2012. - 51 с.

5. Шейнов В.П. Психотехнологии влияния. -М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2005. - 448 с.

References

1. Kara-Murza S.G. Manipulyaciya soznaniem. -M.: EHksmo, 2012. - 864 s.

2. Povarnicyna M.V Manipulyaciya, suggestiya, attrakciya i fascinaciya v kreolizovannom tekste // Izvestiya VGPU. - 2016. - № 2 (106). - S. 117-124.

3. Serdyukova E.F. Priznaki upravlyayushchego vozdejstviya v informacionnyh materialah ehkstremistskogo tolka, rasprostranyaemyh v seti Internet // International innovation research: Sb. statej XI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. V 2-h ch. - Penza: MCNS «Nauka i Prosveshchenie». -2017. - S. 164-166.

4. Sternin I.A. Faktor adresata v rechevom vozdejstvii. - Voronezh: «Istoki», 2012. - 51 s.

5. SHejnov VP. Psihotekhnologii vliyaniya. - M.: AST: Mn.: Harvest, 2005. - 448 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.