УДК 347.78 Б01 10.52928/2070-1632-2022-62-12-124-128
ПРИЗНАКИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ К.Д. САВИЦКАЯ
(Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой) ORCID https://orcid.org/0000-0003-1642-6324
В связи со сравнительной новизной понятия «мультимедийное произведение» и отсутствием среди юристов единого подхода к его толкованию, актуальным является вопрос определения признаков, которые могли бы послужить основой для отграничения произведений такого рода от других объектов авторского права.
В статье проанализированы и систематизированы теоретические положения по теме исследования, выделены и рассмотрены следующие признаки мультимедийного произведения: интерактивность; наличие в структуре совокупности нескольких результатов интеллектуальной деятельности; сложность; цифровая форма; виртуальность; наличие в структуре компьютерной программы; предоставление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред; наличие нескольких сюжетных линий; художественный дизайн интерфейса и средств навигации; воплощение на материальных носителях; необходимость использования специальных технических устройств для работы с мультимедийным произведением. Hа основании полученных результатов исследования выделены сущностные юридически значимые признаки мультимедийного произведения.
Ключевые слова: мультимедийное произведение, сложность, виртуальность, интерактивность, цифровая форма, компьютерная программа, авторское право, интеллектуальная собственность.
Введение. В Республике Беларусь действующее законодательство не содержит легального определения понятия «мультимедийное произведение». Это приводит к тому, что на практике возникают трудности при решении вопроса о возможности отнесения тех или иных объектов к числу мультимедийных произведений. Для решения указанной проблемы, должны быть четко определены признаки мультимедийного произведения. Учет и конкретизация признаков, характеризующих мультимедийное произведение, позволит выявить его особенности по сравнению с иными результатами интеллектуальной деятельности.
Цель исследования - определить ключевые признаки мультимедийного произведения.
Основная часть. Прямого упоминания в законодательстве Республике Беларусь о мультимедийном произведении не содержится. Однако перечень произведений, охраняемых авторским правом, носит открытый характер. Законодатель ограничивается указанием признаков, при наличии которых произведение может получить авторско-правовую охрану. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. «Об авторском праве и смежных правах»1 авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения. В п. 2 рассматриваемой статьи указано, что авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. Таким образом, для признания объектом авторского права, мультимедийное произведение должно обладать двумя основными признаками: являться результатом творческой деятельности и иметь объективную форму выражения.
Обозначенные выше признаки являются достаточно общими и характерны для любого объекта авторского права. Поэтому представляется необходимым выделить юридически значимые признаки, которые позволят отделить мультимедийное произведение от других объектов, охраняемых авторским правом.
В юридической науке понятие и признаки мультимедийного произведения становились предметом рассмотрения в работах белорусских (О.В. Кондакова2, Г.Н. Москалевич [1], С.А. Судариков [2]), российских (Е.С. Ко-тенко3, В.В. Лебедь [3], Е.А. Мазур [4], С.В. Новацкий [5]) и зарубежных ученых (Т. Аплин (Австралия) [6], Ф. Годра (Франция) [7], И. Стаматуди (Великобритания) [8]). При общем подходе признаками следует считать различные показатели, стороны, характеристики, по которым тот или иной объект будет относиться к исследуемому понятию. Для целей настоящего исследования, мы изучили и систематизировали признаки мультимедийных произведений, выделенные в доктрине. В частности были проанализированы работы В.П. Беляева [9], О.В. Кондаковой4, Е.С. Котенко5, В.В. Лебедь [3], Е.А. Мазур [4], И. Стаматуди [8], С.А. Сударикова [2].
Результаты исследования представлены в таблице.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2011. - № 60, 2/1813.
2 Кондакова, О.В. Аудиовизуальное произведение как объект авторского права по законодательству Республики Беларусь : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / О.В. Кондакова. - Минск., 2012. - 132 л. - С. 62.
3 Котенко, Е.С. Мультимедийный продукт как объект авторских прав: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Е.С. Гринь. - М., 2012. - 230 с. - С. 9.
4 См. сноску № 2.
5 См. сноску № 3.
Таблица. - Признаки мультимедийного произведений
^^^^ Автор, источник Признак ^^^^ о тен о « о и В. П. Беляев [9, с.28] С. А. Судариков [2, с.189] В. В. Лебедь [3, с.76] 7а и о ад н о « т о И. Стаматуди [8, с.20] Е. А. Мазур [4, с.75] Частота наличия анализируемой смысловой единицы
Сложность + - + - + + 57,14%
Виртуальность + - + + - - - 42,85%
Интерактивность + - + + + + + 85,71%
Предоставление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред - + - - - - - 14,28%
Наличие нескольких сюжетных линий - + - - - - - 14,28%
Художественный дизайн интерфейса и средств навигации - + - - - - - 14,28%
Воплощение на материальных носителях - - + - - - - 14,28%
Наличие в структуре совокупности нескольких результатов интеллектуальной деятельности - - + + + + + 71,42%
Наличие в структуре компьютерной программы (оригинального программного кода) - - - + + - - 42,85%
Цифровая форма - - + - + + + 57,14%
Необходимость использования специальных технических устройств для работы с мультимедийным произведением + 14,28%
Проведенный анализ позволяет выделить признаки мультимедийного произведения. Сгруппируем их по частоте упоминания авторами:
1) интерактивность (Е.С. Котенко, О.В. Кондакова, С.А. Судариков, В.В. Лебедь, И. Стаматуди, Е.А. Мазур);
2) наличие в структуре совокупности нескольких результатов интеллектуальной деятельности (О.В. Кондакова, В.В. Лебедь, Е.А. Мазур, И. Стаматуди, С.А. Судариков);
3) сложность (Е.С. Котенко, С.А. Судариков, И. Стаматуди, Е.А. Мазур);
4) цифровая форма (С.А. Судариков, О.В. Кондакова, И. Стаматуди, Е.А. Мазур);
5) виртуальность (Е.С. Котенко, С.А. Судариков, И. Стаматуди, В.В. Лебедь);
6) наличие в структуре компьютерной программы (оригинального программного кода) (В.В. Лебедь, О.В. Кондакова);
7) предоставление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред (В.П. Беляев);
8) наличие нескольких сюжетных линий (В.П. Беляев);
9) художественный дизайн интерфейса и средств навигации (В.П. Беляев);
10) воплощение на материальных носителях (С.А. Судариков);
11) необходимость использования специальных технических устройств для работы с мультимедийным произведением (О.В. Кондакова).
Рассмотрим указанные признаки и определим, какие из них являются отличительными для мультимедийного произведения.
Интерактивность. Интерактивность представляет собой набор событий, определяющих взаимодействие пользователя с системой виртуальной реальности. Возвращаемое системой событие изменяет дальнейшую пространственно-временную конструкцию произведения в зависимости от поступившего события, определенного действиями пользователя [10, с. 312]. Таким образом, интерактивность означает возможность пользователя воздействовать на произведение, осуществлять взаимодействие. По нашему мнению, признак интерактивности является отличительным для мультимедийного произведения, поскольку для его воспроизведения и отображения необходимо активное участие пользователя. В данном случае, пользователь является не просто зрителем, а имеет возможность взаимодействовать с содержанием произведения множеством способов. От выбора пользователя зависит визуальный, звуковой ряд мультимедийного произведения. Признак интерактивности также позволяет отграничить мультимедийное произведение от иных произведений, для которых характерна пассивная роль пользователя (аудиовизуальные произведения, базы данных и др.).
6 Там же.
7 См. сноску № 2.
Наличие в структуре совокупности нескольких результатов интеллектуальной деятельности. В доктрине указанный признак получил широкую поддержку (В.Н. Лопатин8, С.В. Новацкий [5, с. 34]). Между тем, указание о том, какие именно результаты (однородные или разнородные) и в каком объеме они должны присутствовать в структуре мультимедийного произведения отсутствует.
Определяя мультимедийное произведение, ученые перечисляют объекты, которые могут входить в структуру мультимедийного произведения. Среди таких объектов указывают:
- программное обеспечение (Г.Н. Москалевич [1, с. 19], Е.А. Мазур [4, с. 75]);
- базы данных (Ф. Годра [7, с. 24]);
- совокупность произведений и (или) объекты смежных прав (С.А. Судариков [2, с. 187]);
- данные различного происхождения (Е.А. Мазур [1, с. 19]);
- комплекс аудио-и видео компонентов (Г.Н. Москалевич [1, с. 19]);
- текст, звук, неподвижные или движущиеся изображения, компьютерные программы и другие данные (И. Стаматуди [8, с. 20]);
- совокупность нескольких результатов интеллектуальной деятельности (Ю.М. Брумштейн, Е.С. Котенко9, В.Н. Лопатин, С.В. Новацкий [5, с. 34]).
Систематизируя представленную информацию, можно заключить, что круг объектов, которые могут входить в состав мультимедийного произведения, в доктрине не ограничивается. Полагаем, что мультимедийное произведение может содержать в своей структуре объекты авторского права, смежных прав, права промышленной собственности, неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности. По нашему мнению, данный признак не может являться отличительным для мультимедийных произведений, поскольку он характерен для других объектов (аудиовизуальных произведений, театрально-зрелищных представлений, баз данных).
Сложность. Ряд авторов (Э.И. Абдуллина [11, с. 148], А.А. Кузьмин10, Э.С. Ромашин11) относят мультимедийное произведение к числу сложных объектов. Подобный подход нашел отражение в законодательстве Российской Федерации. В п. 1 ст. 1240 ГК приведен исчерпывающий перечень сложных объектов, среди которых названы мультимедийные произведения. По установлению российского законодателя, мультимедийное произведение представляет собой- самостоятельный- объект интеллектуальной собственности, т.е. отличающийся по своим специфическим признакам от любого из видов поименованных объектов, содержащихся в ГК РФ. Поскольку мультимедийное произведение является одним из видов сложного объекта, для него будут характерны все признаки сложного объекта.
Систематизируя имеющуюся информацию, считаем возможным выделить признак сложности в качестве отличительного признака для мультимедийных произведений. Для мультимедийных произведений признак сложности означает:
1. В составе мультимедийного произведения должно быть минимум два охраняемых разнородных результата интеллектуальной деятельности (объекты одного типа правовой охраны, но разных видов и/или объекты разного типа правовой охраны), которые образуют единый объект правовой охраны [12]. В состав мультимедийного произведения могут входить: объекты авторского права; объекты смежных прав; объекты права промышленной собственности; неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности.
2. Роль связующего звена между входящими в структуру объектами интеллектуальной собственности в мультимедийном произведении выполняет компьютерная программа, позволяющая воспринимать его как цельное произведение.
3. Для создания мультимедийного произведения необходимо минимум три правообладателя, среди которых: лицо, организовавшее создание мультимедийного произведения и минимум два правообладателя результатов интеллектуальной деятельности, вошедших в состав мультимедийного произведения.
Цифровая форма. На существование мультимедийного произведения в цифровой форме указывает С.А. Судариков [2, с. 188]. Полагаем, что цифровая форма является одним из ключевых признаков мультимедийного произведения, поскольку в отличие от большинства произведений, которые могут быть созданы в одной форме, а в последующем переведены в другую, мультимедийное произведение существует исключительно в цифровой форме и не способно сменить ее на иную. Цифровая форма подразумевает не только возможность просмотра или прослушивания, но и влияние пользователя на произведение, его инициативное участие в развитии сюжета. Цифровая форма предоставляет возможность одновременного доступа к мультимедийному произведению множеству пользователей с различных устройств.
Виртуальность. Виртуальный [лат. virtualis] - возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях12; кажущийся, иллюзорный13. Полагаем, виртуальность можно охарактеризовать
8 Интеллектуальная собственность: словарь терминов и определении" / Респ. науч.-исслед. ин-т интеллектуал. собственности (РНИИИС). - М.: ИНИЦ «ПАТЕНТ», 2012. - 150 с. - С. 33.
9 См. сноску № 3.
10 Кузьмин, А.А. Проблемы правовой охраны программного обеспечения ЭВМ : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / А.А. Кузьмин. - М., 2001. - 198 л. - Л. 70.
11 Ромашин, Э.С. Особенности правовой охраны аудиовизуального произведения как сложного комплексного объекта интеллектуальной собственности : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Э.С. Ромашин. - М., 2016. - 196 л. - Л. 6.
12 Словарь иностранных слов : ок. 19 000 слов. - 16-е изд., испр. - М. : Рус. яз., 1988. - 620 с. - С. 106.
13 Большая компьютерная энциклопедия Большая компьютерная энциклопедия . - М. : Эксмо, 2007. - 480 с. - С. 52.
как свойство результата интеллектуальной деятельности, проявляющееся при создании имитации объективной реальности или отображения вымышленного автором мира с помощью компьютерных технологий.
По нашему мнению, признак виртуальности не является отличительным для мультимедийного произведения. Распространение технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности позволяют представить в виртуальном пространстве фактически любой объект интеллектуальной собственности и наделить его признаком виртуальности. Так указанный признак будет характерен для голограмм, фильмов в 3D, 3D-карт, 3D-марок и др.
Наличие в структуре компьютерной программы (оригинального программного кода). По нашему мнению, компьютерная программа (оригинальный программный код) является обязательным компонентом мультимедийного произведения, поскольку она способствуют установлению «уникальнои творческой связи между использованными элементами»14 и позволяет воспринимать мультимедийное произведение как единое целое. Так, посредством компьютерной программы (оригинального программного кода) разнородные охраняемые и неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности соединяются и образуют мультимедийное произведение.
Данный признак подчеркивает, что мультимедийные произведения не могут существовать и использоваться без программы (оригинального программного кода). Компьютерная программа отвечает за взаимодействие пользователя с мультимедийным произведением (интерактивность). По нашему мнению, наличие в структуре компьютерной программы (оригинального программного кода) является отличительным признаком для мультимедийного произведения, поскольку ее наличие не является обязательным для большинства объектов интеллектуальной собственности. Обозначенный признак отличен от выделенного признака сложности, поскольку компьютерная программа не является обязательным компонентом для сложных объектов (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, базы данных).
Предоставление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред. Полагаем, данный признак не может выступать отличительным для мультимедийного произведения, поскольку он также характерен для аудиовизуальных произведений, которые предназначены для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств15.
Наличие нескольких сюжетных линий. По нашему мнению, обозначенный признак не может выступать в качестве отличительного для мультимедийного произведения, поскольку он также характерен для других произведений (литературных, аудиовизуальных, драматических, музыкально-драматических, сценарных произведений и др.).
Художественный дизайн интерфейса и средств навигации. Считаем, данный признак не отличительным, поскольку: 1) он характеризует исследуемый объект с технической стороны, а не юридической; 2) не является уникальным для мультимедийных произведений, поскольку характерен для иных видов произведений (компьютерная программа, электронная база данных).
Воплощение на материальных носителях. С развитием информационных технологий, указанный признак утратил свою актуальность и не может являться отличительным. Для удобства доступа пользователей к своим продуктам правообладатели размещают их на электронных площадках в сети Интернет. Это сокращает себестоимость продукта и обеспечивает возможность доступа с любого соответствующего пользовательским характеристикам устройства.
Необходимость использования специальных технических устройств для работы с мультимедийным произведением. Полагаем, что данный признак не может являться отличительным для мультимедийного произведения, поскольку применение специальных технических устройств необходимо для любых произведений в цифровой форме.
Заключение. Подводя итог проведенному исследованию, можно заключить, что, помимо общих признаков, позволяющих рассматривать мультимедийное произведение как объект авторского права, оно обладает рядом специфических признаков, которые указывают на его качественное отличие от произведений, прямо указанных в законодательстве. На основании проведенного анализа, нами были сформулированы ключевые признаки мультимедийного произведения:
1) существует исключительно в цифровой форме;
2) представляет собой единый объект правовой охраны, в котором посредством компьютерной программы (оригинального программного кода) объединены выраженные в цифровой форме объекты интеллектуальной собственности (сложность);
3) воспроизведение и отображение зависит от взаимодействия с пользователем (признак интерактивности);
4) имеет в структуре компьютерную программу (оригинальный программный код), обеспечивающей целостное восприятие, существование и использование мультимедийного произведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Москалевич, Г.Н. Особенности лицензионного договора на продукт мультимедиа как охраняемый объект интеллектуальной собственности / Г.Н. Москалевич // Интеллектуальная собственность в Беларуси. - 2013. - № 2. - С. 19-22.
2. Судариков, С.А. Интеллектуальная собственность / С.А. Судариков. - М. : Изд-во дел. и учеб. лит-ры, 2007. - 800 с.
14 См. сноску № 2.
15 См. сноску № 1.
3. Лебедь, В.В. Мультимедийные продукты в условиях адаптации французских законов об авторском праве к информационным реалиям / В.В. Лебедь // Государство и право. - 2014. - № 5. - С. 72-77.
4. Мазур, Е.А. Понятие мультимедийного продукта / Е.А. Мазур // Актуальные проблемы российского законодательства : сб. ст. / Моск. ин-т экономики, менеджмента и права. - М., 2011. - Вып. 4. - С. 72-75.
5. Новацкий, С.В. Исключительное право на мультимедийное произведение / С.В. Новацкий // Авторское право и смежные права. - 2017. - № 2. - С. 33-41.
6. Aplin, T. Copyright law in the digital society: the challenges of multimedia / T. Aplin. - Bloomsbury Publishing, 2005. - 320 р.
7. Годра, Ф. Краткие заметки о правовом режиме произведений мультимедиа / Ф. Годра // Современное право. - 2001. -№. 4. - С. 24-28.
8. Stamatoudi, I. A. Copyright and multimedia products: A comparative analysis / I. A. Stamatoudi. - Cambridge University Press, 2001. - 318 р.
9. Беляев, В.П. Компьютерная графика в среде образования / В.П. Беляев // Вышэйшая школа. - 2013. - № 4. - С. 28-30.
10. Чичканов, Е.С. Интерактивность как средство художественной выразительности / Е.С. Чичканов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - № 4. - С. 309-313.
11. Абдуллина, Э.И. Правовые аспекты создания и использования сложных объектов интеллектуальных прав в виртуальной реальности / Э.И. Абдуллина // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 9(82). - С. 148-152.
12. Савицкая К.Д. Понятие и признаки сложного объекта в авторском праве [Электронный ресурс] / К.Д. Савицкая // Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики : электрон. сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Новополоцк, 28 мая 2021 г. / Полоц. гос. ун-т, Регион. учеб.-науч.-практ. юрид. центр ; редкол.: В.А. Богоненко (отв. ред.), Н.А. Бесецкая, В.П. Шарикова. - Новополоцк, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
Поступила 08.09.2022
FEATURES OF A MULTIMEDIA WORK
K. SAVITSKAYA (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)
In connection with the comparative novelty of the concept of "multimedia work" and the lack of a unified approach to its interpretation among lawyers, the issue of determining the signs that could serve as the basis for distinguishing works of this kind from other objects of copyright is relevant.
The article analyzes and systematizes the theoretical provisions on the research topic, identifies and considers the following features of a multimedia work: interactivity; the presence in the structure of the totality of several results of intellectual activity; complexity; digital form; virtuality; the presence in the structure of a computer program; providing information using a combination of many perceived by the person; the presence of several storylines; artistic design of the interface and navigation tools; embodiment on material carriers; the need to use special technical devices for working with multimedia works. Based on the results of the study, the essential legally significant features of a multimedia work are highlighted.
Keywords: multimedia work; complexity; virtuality; interactivity; digital form; computer program; Copyright; intellectual property.