Научная статья на тему 'Признаки информационного пространства в соотнесении с деятельностью журналиста'

Признаки информационного пространства в соотнесении с деятельностью журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1563
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕРНЕТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Корнеев Никита Юрьевич

В статье сделана попытка определить место журналистики и журналиста внутри современного глобального информационного пространства, обозначены основные СМИ-составляющие информационного пространства. Особое внимание уделено сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Признаки информационного пространства в соотнесении с деятельностью журналиста»

Н. Ю. Корнеев

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В СООТНЕСЕНИИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЖУРНАЛИСТА

В статье сделана попытка определить место журналистики и журналиста внутри современного глобального информационного пространства, обозначены основные СМИ-составляющие информационного пространства. Особое внимание уделено сети Интернет.

Ключевые слова: глобальное информационное пространство, журналистика, Интернет, глобализация, медиапространство.

Характерными особенностями современного глобального информационного пространства являются:

- охват всего цивилизованного человечества;

- прозрачность современного глобального информационного пространства, наличие практической возможности оказывать воздействия на любого человека и общественные группы через их информационные сферы;

- резкое расширение спектра возможных информационных воздействий и увеличение их силы;

- трудность своевременного выявления оказываемых информационных воздействий и предотвращения их негативных последствий [4].

В научной литературе выделяют ряд свойств информационного пространства. Это, прежде всего, целостность, понимаемая в качестве единства всех объектов и субъектов в экономическом пространстве. В соответствии с изложенными положениями, институты и поддерживающая их деятельность переводит множество субъектов, функционирующих в рамках экономического пространства, в определенную упорядоченную институциональную структуру, т. е. целостность проявляется как реальность, а в других случаях -существует как потенциальная возможность. Следовательно, основным фактором целостности, системности субъекта является проявление его экономической деятельности. Информационное пространство раскрывается в виде разнообразных социальноэкономических, общественных и информационных связей субъектов экономического пространства, является мерой их вовлеченности в общественные отношения.

В качестве второго свойства информационного пространства позиционируется коммуникативность, проявляющаяся как взаимосвязанные процессы интеграции и дифференциации, как внутри субъекта, так и с внешней средой.

Поскольку отмечается постоянное увеличение числа взаимодействий субъектов, происходящих в единицу времени в экономическом пространстве, а информация об этих событиях воспроизводится и тиражируется во все большем объеме в информационном пространстве, логично выделить такое свойство информационного пространства, как динамичность.

Следующими свойствами информационного пространства являются расширение границ, происходящее за счет увеличивающейся сложности экономических субъектов и их информационного отражения и повышение плотности, усиливающееся благодаря росту взаимосвязей между субъектами деятельности, ее интернационализации, кооперации и повышению числа элементарных информационных обменов в единицу времени.

К основным признакам единого информационного пространства страны можно отнести:

- действие единых принципов и общих правил для всех субъектов информационного взаимодействия при сочетании государственного регулирования и саморегулирующихся начал в формировании и развитии единого информационного пространства;

- обеспечение безопасного информационного взаимодействия государства, организаций и граждан;

- максимально полное удовлетворение информационных потребностей субъектов на всей территории;

- равнодоступность субъектов информационного взаимодействия к открытым информационным ресурсам и их правовое равенство;

- сохранение баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета [1].

Каждый объект в информационном пространстве - это информационная система, имеющая свою концептуальную модель среды, которая, в свою очередь, является информационным ресурсом. Как организована обработка информации в информационном пространстве, так и будет осуществляться взаимодействие в реальном экономическом пространстве [4].

Журналистика как отдельная сфера информационного пространства является важным механизмом воздействия на общественность и на отдельно взятого человека. Невозможно представить нашу жизнь без той информации, которую мы получаем каждый день благодаря деятельности журналистов. Отсюда постоянное возрастание значимости этого важного компонента, формирующего информационное пространство.

Сферы деятельности журналистов, по сути, не имеют не только информационных, но и пространственных пределов. Это стало возможным не только благодаря телевидению, которое приобрело глобальный характер с помощью спутникового вещания. Основное пространство, стирающее рамки и границы, - Интернет, он раскрыл двери и открыл дорогу к самому широкому доступу к печатной продукции -газетам, журналам - практически одновременно во всем мире, и этот рынок доступа все время расширяется. Больше того, появляется и развивается глобальный рынок новых информационных технологий, которые позволяют активнее включаться в обмен информационными продуктами. И, наконец, увеличивается глобальный рынок доступа к аудитории. Быстрое развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, науку и культуру общества, как в рамках национальных границ, так и в мире в целом. Одной из характеристик глобализации является становление глобального информационного пространства, которое обеспечивает осуществление любых видов деятельности в реальном масштабе времени и стирает в мировом масштабе пространственно-временные границы. Глобализация объективно способствует активизации тенденций, ведущих к созданию основ глобального информационного общества. Становление единого глобального информационного пространства основано на постоянно развивающейся сети Интернета, телевидения и радио, обеспечивающей доступность информации в реальном масштабе времени и расширяющей контингент ее потребителей во всех регионах планеты.

Необходимо понимать, что информационное пространство - это не только радио, телевидение, печатные СМИ, но еще и почта, компьютерные сети, инфраструктура. Именно поэтому проблемы развития информационного пространства исследуются комплексно, с учетом инфраструктурной и научной его составляющих [4].

Интегрирующим стержнем глобальной информационно-коммуникационной системы на основе цифровых структур печати, радио и телевидения стал Интернет. Легкий доступ к глобальной паутине и быстрое развитие ее национальных сегментов сделали интернет необходимой составляющей и международного глобального пространства, и информационных систем, и национального глобального пространства и медиаструктур.

Интернет интегрирует шесть каналов СМИ - прессу, кино, радио, телевидение, телефонию и онлайновые медиа. Это вторая ступень развития глобальной информационной системы. В Интернете развивается сложная единая глобальная и одновременно национально фрагментированная информационно-коммуникационная система, которая даже может включать индивидуальные сайты, доступные во всем мире.

Структура средств массовой информации рубежа ХХ и XXI столетий, имеющая в своей основе Интернет, открывает путь информационному обществу, где доступ ко всем видам информации упрощен в зависимости от наличия компьютера и возможности выхода в Сеть. Цифровой раскол становится барьером, преградой на пути реализации возможностей новых информационных технологий [2].

Глобальное пространство имеет такое широкое распространение еще и потому что становятся доступными различные формы восприятия: зрительное, слуховое. В просторах глобального медиапространства мы встречаем такие формы публицистических работ, которые иногда даже не требуют способности читать (например, фоторепортажи), таким образом, мы можем говорить не только о конкретной аудитории журналистских материалов, но и о потенциальных читателях, которых также можно смело включать в круг потребителей информационного пространства.

Возрастающая роль средств массовой информации в развитии информационного общества заставляет думать о необходимости ознакомления с основными аспектами их деятельности широкого круга граждан. Частью общего образования на сегодня становится понимание механизма работы журналистики. Именно поэтому родилась концепция медиаобразования, которая сегодня уже получила свое воплощение в новых программных модулях. Это образование рассчитано на обучение основам понимания журналистики школьников, студентов различных факультетов и граждан в порядке непрерывного образования. Знание механизма теле-, радиовещания и других средств массовой информации становится жизненной необходимостью для современного гражданина.

Средства массовой информации обладают огромной силой воздействия, и чтобы преодолеть возможности манипуляции общественным мнением, помочь гражданам свободно развиваться, необходимо научить их правильно понимать принципы массовой коммуникации и организации ее работы. Это позволит более осознанно воспринимать информацию о мире, будет способствовать свободному выбору людей во время различных политических кампаний и при общении их со средствами массовой информации.

В свое время английский философ Эдмонд Бэрк, обращаясь к журналистам, сказал в английском парламенте: «Вот здесь сидят представители духовенства, аристократии и общин. А вы, журналисты, - это четвертая власть».

Чтобы «четвертая власть» служила интересам общества, каждый гражданин должен понимать, как она функционирует, действует, что поможет избежать ее чрезмерного воздействия и использовать ее достижения в интересах общества и отдельной личности [2].

Список литературы

1. Гафутулин, Наиль. К единому информационному пространству. ИЯЬ: http://www.redstar.ru /2003/04/03_04 /1_05.html.

2. Засурский, Я. Н. Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского образования. иЯЬ: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ 0766bbe71d5fae64c 32571 94003 18с9Ь.

3 Самохвалова, В. И. «Массовый человек» - реальность современного информационного общества // Материалы научной конференции. Проблемы человека: мульти-дисциплинарный подход. - М., 1998. - С. 59.

4. Юсупов, Р. М., Заболотский В. П. Глобальное информационное пространство: этика и безопасность // Т ехнологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 3-6 ноября 2003 г.). - СПб.: Изд-во филологического ф-та СПбГУ, 2003.

- С. 141-146.

5. Юсупов, Р. М., Заболотский, В. П. Научно-методологические основы информатизации. - СПб. : Наука, 2000. - 455 с.

А. В. Красавина

ОБРАЗЫ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» В КОНЦЕПЦИИ Р. КАЧАНОВА («ДАУНХАУС»)

В статье рассматривается взаимодействие образов фильма и романа Достоевского. Фильм и сценарий «Даун Хаус» проливает «обратный» свет на романные образы и сообщает дополнительную информацию для их анализа.

Ключевые слова: экранизация классики, «Даун Хаус», «Идиот», Достоевский, Р. Качанов, И. Охлобыстин.

Экранизация романа Ф. М. Достоевского «Идиот» - фильм Р. Качанова «Даун Хаус» - стоит особняком в ряду других экранизаций в силу своего «неклассического» подхода. Но, по мнению киноведа О. Аронсона, «...мы вправе говорить об экранизации только в тот момент, когда само литературное произведение выходит за рамки литературы, указывая. на свою незавершённость.»1. С этой точки зрения, фильм «Даун Хаус» - это, конечно же, выход (уже на уровне сценария) за пределы первоисточника, что предоставляет зрителю гораздо большую свободу восприятия. В экранизации Р. Качанова и И. Охлобыстина литературное «произведение словно заново возрождается и продолжает жить в переводе», это кино, «.которое предлагает не просто иной язык, но .иной опыт восприятия»2.

Фильм «Даун Хаус» интересен уже на уровне оригинального сценария, который написал Иван Охлобыстин. Но многие зрители (среди которых и искусствоведы, и достоевсковеды, и священники) восприняли его в первую очередь как пародию на произведение Достоевского и попрание моральных устоев. Хотя «Даун Хаус» - скорее, пародия не на произведение, а на современное состояние событий. Из романа были взяты структура, образы, детали, сюжетные ходы, функционирующие как код, знакомый всем и поэтому максимально доступный для расшифровки, компрометирующий, прежде всего, современные реалии. Так, например, в образе Ро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.