Научная статья на тему 'ПРИЗНАКИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК РАЗНОВИДНОСТИ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ'

ПРИЗНАКИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК РАЗНОВИДНОСТИ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
497
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЙСТВИЯ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Упоров И.В.

В статье раскрываются признаки естественных прав человека, которые позволяют выделить их из состава субъективных прав личности. Обосновывается вывод о том, что к основным признакам естественных прав человека следует относить: возникновение таких права с момента рождения; их неотчуждаемость (неотъемлемость); выражение этими правами наиболее существенных возможностей развития человека; непосредственный и объективный характер реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNS OF NATURAL HUMAN RIGHTS AS A KIND OF SUBJECTIVE RIGHT

The article describes the features of the natural rights of man that distinguishes them from the subjective rights of the individual. The conclusion is that the basic features of the natural rights of man should include: the emergence of such rights from the moment of birth; their inalienability (inalienable); expression of these rights the most significant opportunities for human development; direct and objective-realization of.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАКИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК РАЗНОВИДНОСТИ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ»

Использованные источники:

1. Селиверов Д. И. Светодиодные светофоры для Российских железных дорог - Челябинск: Два комсомольца, 2012.

2. Светодиодные железнодорожные светофоры. Миф или реальность. Журнал АСИ №1, 2005 год.

3. Внедрение светодиодных светофоров на сети железных дорог. Газета «Евразия вести» 2010 год.

Упоров И. В., д. и. н., к. ю. н.

профессор

кафедра конституционного и административного права Краснодарский университет МВД России

Россия, г. Краснодар ПРИЗНАКИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК РАЗНОВИДНОСТИ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ В статье раскрываются признаки естественных прав человека, которые позволяют выделить их из состава субъективных прав личности. Обосновывается вывод о том, что к основным признакам естественных прав человека следует относить: возникновение таких права с момента рождения; их неотчуждаемость (неотъемлемость); выражение этими правами наиболее существенных возможностей развития человека; непосредственный и объективный характер реализации.

Ключевые слова: естественные права человека, неотчуждаемость, возможности развития личности, поведение, действия, государство.

Uporov I. V., D.Sc., Ph.D. Professor Professor of Constitutional and Administrative Law Krasnodar University of the MOI of Russia

Russia, Krasnodar SIGNS OF NATURAL HUMAN RIGHTS AS A KIND OF SUBJECTIVE RIGHT The article describes the features of the natural rights of man that distinguishes them from the subjective rights of the individual. The conclusion is that the basic features of the natural rights of man should include: the emergence of such rights from the moment of birth; their inalienability (inalienable); expression of these rights the most significant opportunities for human development; direct and objective-realization of.

Key words: natural rights are inalienable, opportunities for the development of personality, behavior, action, state

Вопрос о признаках отнесения тех или иных субъективных прав числу естественных уже длительное время остается дискуссионным. Тезис о возникновении у человека ряда прав в момент его рождения выделяли С.Е. Вицин, В.С. Нерсесянц, Ц.Я. Ямпольская, М.Н. Малеина, Н.И. Матузов, К.Б.

Ярошенко и ряд других авторов.

Иной взгляд у Л.К. Рафиевой, которая, касаясь права на личное достоинство, пишет: «существование любого неимущественного права, в том числе право на ... достоинство, связано с определенным юридическим фактом, при отсутствии которого невозможно возникновение этого права. Другое дело, что юридический факт в данном случае обладает определенной спецификой. Не подлежит никакому сомнению, что такого рода фактом не может быть признан факт рождения». Этим автором утверждается, что юридическим фактом, порождающим право на достоинство, может быть только появление у человека способности совершать «социально значимые поступки» [1, с. 60], т. е. осознавать себя как личность; тут же, однако, указывается, что «невозможно точно указать момент времени, когда он (юридический факт) появляется» [1, с. 60].

Противоречивость данной позиции видится в следующем. Справедливо замечая, что содержание достоинства как блага непрерывно развивается и что оно не может быть одинаковым у всех людей, Л.К. Рафиева ошибается, делая вывод о невозможности соответствующего «тождества содержания права» на указанное благо. Между тем содержание права на достоинство, в отличие от блага в виде достоинства, не может быть разным; как и всякое субъективное право, оно одинаково у всех без исключения людей, что, собственно, и составляет конституционный принцип равенства перед законом (ст. 19 Конституции России). А само благо «не входит и не может входить в содержание субъективного права; последнее означает лишь возможность пользования благом» [2, с. 125].

Разумеется, достоинство осознается, понимается человеком по достижении определенного возрастного периода (как правило, подросткового). Однако данное обстоятельство отнюдь не означает, что, например, малолетний, не осознающий своего «я», или душевнобольной, не осознающий своих действий, не имеют права на человеческое достоинство. Для указанной категории лиц, как и для всякого представителя человеческого рода, «безусловным и непререкаемым должно стать право ... жить в условиях, достойных человеческой природы» [3, с. 30].

Подобная мысль выражена также в ряде правовых документов. Так, ст. 1 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах...». О достоинстве, присущем ребенку, свидетельствуют 3,4 и 9 принципы Конвенции о правах ребенка (1959 г.). В Семейном кодексе РФ прямо указывается, что ребенок имеет право на уважение его человеческого достоинства, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение. Наконец, о принадлежности неотчуждаемых прав человека с момента рождения говорится в Конституции России (ст.17), ГК РФ (ст. 150). Таким образом, можно констатировать, что здесь важен не факт осознания достоинства, а «сам факт существования человека» (К.Б. Толкачев).

На примере права на достоинство можно зафиксировать первый сущностный признак принадлежности субъективных прав к естественным, а именно: возникновение естественных прав с момента рождения человека.

Второй признак «естественности» субъективных прав - их неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека. Таковыми они являются потому, что представляют собой коренные качества, «которые имманентны человеку как жизнедеятельному существу и которые нельзя отделить от него без явной угрозы потерять в нем члена общественного союза» [4, с. 41]. Неотчуждаемый характер имеют важнейшие конституционные права, что зафиксировано в ст. 17 Конституции России. Однако при этом следует подчеркнуть, что конституционные нормы не определяют точного перечня неотчуждаемых прав. В литературе данный вопрос также не исследован. Здесь мы не ставим и не решаем задачи разграничения основных прав человека на отчуждаемые и неотчуждаемые, поскольку она достаточно сложна и требует специального рассмотрения. Заметим лишь, что, например, не может быть отнесено к неотчуждаемым право на собственность (вещное право), поскольку владелец собственности может произвести отчуждение по своей воле - передать, подарить, наследовать и т. д. Вместе с тем не вызывает никаких сомнений неотчуждаемость таких прав человека, как право на жизнь, на свободу, на достоинство, на личную неприкосновенность. Так, в основе права на жизнь лежит биологическое существование, которое не может протекать вне человека. Стремление к свободе - свойство человеческой личности[5, с. 7], свобода не существует без человека, а человек - без свободы [6, с. 146]. Наконец, права на неприкосновенность личности не лишается никто, даже человек, находящийся в местах лишения свободы.

Указанные естественные права неизменно называются в числе первых во Всеобщей декларации прав человека (ст. 3), в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (ст. 2, 3, 5) и других международных документах, в Конституции Российской Федерации (ст. 20, 21, 22), что свидетельствует об их приоритете над другими правами. В этом выражении наиболее существенных возможностей развития человека заключается третий признак естественных прав человека.

Вышеперечисленные личные неимущественные блага (жизнь, свобода, достоинство личности, личная неприкосновенность) являются правовыми категориями, объектами субъективного права (Н.И. Матузов, Ф.М. Рудинский, Н.А. Придворов, Л.С. Мамут и др.). Занимая эту же позицию, мы не можем согласиться с В.С. Толстым о том, что у лица, которому принадлежит достоинство, нет вариантов и способов поведения и это поведение бессмысленно регулировать [7, с. 43-44]. Отрицает возможность регулирования отношений достоинства и О.С. Иоффе, правда, с оговоркой, что регулирование все же происходит, но только в тех немногих случаях, когда указанные отношения охраняются от нарушений [8, с. 12]. Схожая позиция у Л.К. Рафиевой, которая не связывает с правом на достоинство

отношений, возникающих при его нарушениях [1, с. 58]. Представляется, однако, неточным определение субъективного права как возможного поведения, реализация которого целиком зависит от усмотрения управомоченного, его воли и желания [9, с. 88]. Неоднозначность здесь заключается и в том, что реализация права не «целиком» не всегда зависит от субъекта права. Например, многие права малолетних и душевнобольных осуществляются без их волевого участия. А правом на жизнь вообще любой человек не может распоряжаться по своему усмотрению, так как «призванный в мир властным зовом природы, в большинстве случаев по зову же природы и опять-таки помимо своей воли он и покидает его» [10, с. 68].

Вместе с тем следует согласиться с позицией Н.И. Матузова о структуре субъективного права, куда он включает не два-три правомочия, как большинство авторов (В.К. Бабаев, В.В. Лазарев, В.Н. Хропанюк, С.Н. Братусь и др.), а четыре, которые выражаются в возможности: 1) действовать, т. е. в праве на собственное поведение управомоченного; 2) требовать, т. е. в праве на должное поведение со стороны других лиц; 3) пользоваться определенным социальным благом, т. е. в праве удовлетворять свои материальные и духовные потребности; 4) защиты, т. е. в праве обращаться в компетентные органы государства и привести в действие механизм принуждения, если право нарушено (притязание). Применительно к рассматриваемой нами категории прав, имеющих неимущественный характер, универсальным является правомочие пользоваться определенными социальными благами. Причем реализация этого правомочия может быть постоянной, длящейся [11, с. 125].

С этих позиций все встает на свои места. Для примера возьмем право на неприкосновенность. Для обладания им и его осуществления человеку не требуется совершать каких-либо активных действий, и, на первый взгляд, оно обеспечивается автоматически. Однако, будучи абсолютным правом, т. е. «преграждающим всякому и каждому возможность вторгаться в определенную сферу» [12, с. 14], оно сочетается с обязанностью всех граждан и должностных лиц соблюдать личную неприкосновенность данного лица, а его осуществление является специфическим состоянием личности, поддерживаемым непрерывно, на протяжении всей жизни человека - «с момента рождения до смерти лица» [11, с. 125]. Как видно, тут очевидно наличие правового регулирования общественных отношений, связанных с обладанием и пользованием человеком такой социальной ценностью, как личная неприкосновенность.

То же относится и к другим высшим человеческим благам: свободе и достоинству личности. Отсюда, как представляется, вытекает ошибочность указанной выше позиции В.С. Толстого и О.С. Иоффе. В случае нарушения какого-либо естественного права могут использоваться уже другие правомочия субъективного права (требование должного поведения со стороны других лиц, обращение за защитой к государственным органам);

причем человек действует либо самостоятельно, либо, при отсутствии дееспособности и в некоторых других случаях, указанные правомочия от его лица реализуют органы опеки и попечительства и должностные лица. Возникающие при этом охранительные правоотношения осуществляются в связи с нарушением субъективного права, а не помимо него, как считает Л.К. Рафиева.

Изложенное позволяет подчеркнуть еще две особенности естественных прав человека.

Во-первых, они реализуются непосредственно, т. е. без какого бы то ни было правоприменительного акта. Правами на свободу, достоинство, личную неприкосновенность обладают все без исключения люди. Другое дело, что при определенных обстоятельствах они могут быть уменьшены в объеме, в то время как для других конституционных прав (например, на собственность, на жилище, на труд) требуется оформление юридических документов.

Во-вторых, реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей. Такой вывод основывается на следующих положениях. Человек не выбирает родителей, времени и места рождения, пола; все это он, повзрослев, воспринимает как объективную данность, совершенную помимо его желаний и интересов. Организм развивается по определенным биологическим законам, которые человек также не в состоянии изменить. В процессе жизнедеятельности человек принужден непрерывно осуществлять выбор вариантов своего поведения, поскольку это обусловлено особенностью его биологической организации, а также необходимым условием развития. Человек не в состоянии быть несвободным по своему желанию, и, таким образом, право на свободу также реализуется объективно. В процессе развития человечества установились такие общественные отношения, в соответствии с которыми достоинство личности, личная неприкосновенность приобрели качества фундаментальных социальных ценностей, что находит отражение в высших законодательных актах, в охране их государством. Поэтому права на достоинство и неприкосновенность реализуются человеком с рождения, и он не может отказаться от их реализации.

Приведенные особенности составляют четвертый признак естественных прав человека.

Таким образом, можно определить следующие основные признаки естественных прав человека: 1) возникновение с момента рождения; 2) неотчуждаемость (неотъемлемость); 3) выражение наиболее существенных возможностей развития человека; 4) непосредственный и объективный характер реализации.

Использованные источники:

1. Рафиева Л.К. Честь и достоинство как правовая категория // Правоведение. 1966. № 2. С. 56-62.

2. Матузов Н.И. Личность, права, демократия (теоретические проблемы

субъективного права). Саратов, 1972. С. 125.

3. Мальцев Г.В. Новое мышление и современная философия прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 29-34.

4. Мамут Л.С. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. - веха на пути к универсальной концепции прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 41.

5. Петрухин И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. М., 1985. С. 7.

6. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. 1994. № 2. С. 146-149.

7. Толстой В.С. Отдельные виды обязательств, не известные ГК союзных республик // Советское государство и право. 1971. № 10. С. 43-44.

8. Иоффе О.С. Советское гражданское право. М.. 1967. С. 12.

9. Бабаев В.К. Теория современного советского права. Н. Новгород, 1991. С. 88.

10. Ковалев М.И. Право на жизнь и право на смерть // Государство и право. 1992. № 7. С. 65-70.

11. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия (теоретические проблемы объективного права). Саратов, 1972. С. 125.

12. Агарков М.М. Ценность частного права // Правоведение. 1992. № 2. С. 14-17.

Филипповский А.А. студент 3 курса направление 15.03.01 Машиностроение

Сыркин С. С. преподаватель кафедра ТМиП

Казанский национальный исследовательский технологический

университет им. А.Н. Туполева Россия, г. Лениногорск ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ДЕТАЛЕЙ И МАТЕРИАЛОВ НА СООТВЕТСТВИЕ КАЧЕСТВА Статья посвящена прохождению входного контроля деталей (материалов) в организациях. Входной контроль деталей на соответствие качества является необходимым процессом. Необдуманное использование деталей (материалов), не соответствующих стандарту может привести к серьезным последствиям.

Ключевые слова: входной контроль, ГОСТ, стандарт, маршрутная карта, брак.

Начиная с 19 века, в России стало интенсивно развиваться промышленное производство - массовое, серийное, единичное. Особенно сильное развитие получило массовое и крупносерийное производство в 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.