Научная статья на тему 'ПРИЗНАКИ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР'

ПРИЗНАКИ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ С ЗПР / ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ФОРМЫ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берзина К.А.

В статье рассматриваются вопросы профилактической работы по снижению проявлений агрессивного поведения в младшем школьном возрасте у детей с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАКИ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР»

К.А. Берзина

ПРИЗНАКИ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

В статье рассматриваются вопросы профилактической работы по снижению проявлений агрессивного поведения в младшем школьном возрасте у детей с ЗПР.

Ключевые слова: школьники с ЗПР, проявление агрессивного поведения, формы работы.

Вопросы профилактической работы по снижению проявлений агрессивного поведения в младшем школьном возрасте сегодня являются первостепенными и актуальными, требующими внимания со стороны участников общества.

Есть категория детей, у которых задержка или искажение развития могут приводить к формированию и закреплению примитивных, не всегда адекватных форм аффективного реагирования. Иными словами, у таких детей в их сознании агрессивное поведение представляется как норма поведения при контакте с другими. Дети с задержкой психического развития сегодня выделяются в отдельную группу, подверженную риску развития агрессивного поведения при коммуникации и взаимодействии с другими.

Агрессивное поведение не способствуют развитию личности ребенка с ЗПР, поэтому каждый кто, занимается воспитанием и обучением такого ребенка, понимает, как важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.

В психо лого-педагогических исследованиях «задержка психического развития (сокр. ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста» [4].

В психолого-педагогических исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой выявлено, что дети с ЗПР характеризуются наличием таких качеств как неорганизованность, не критичность, неадекватность самооценки, эмоции у них поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

Неустойчивость эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР, которая не дает возможности им сосредоточиться на целенаправленной деятельности, обуславливает вспышки агрессивного поведения по отношению не только к людям, участвующим с ними в этом действии (целенаправленной деятельности), но и к предметам. Например, выполняя задание на уроке, в ситуации неудачи, ребенок с ЗПР может проявить несдержанность - кинуть ручку, тетрадь на пол, подкрепляя действие выражением «я не могу, я не буду, я ненавижу это и т.д.

Весьма часто у детей с ЗПР именно из-за неустойчивости эмоционально-волевой сферы имеются трудности в установлении коммуникативных контактов. Они очень ярко реагируют на шутки в свой адрес, при возникающих спорах и неумении отстоять свою точку зрения обижаются, могут заплакать и иные действия.

М.А. Захарова подмечает, что «у детей с ЗПР проявление агрессивного поведения возможно при смене привычных обстоятельств, таких как смена учителя, смена школы, класса и т. д. Обычно такие дети выбирают себе для общения детей младше себя. В результате неудачи в межличностных отношениях у детей появляется отрицательное представление о самом себе, обычно у них занижена самооценка и проявляется агрессивно-защитное поведение. При этом агрессивное поведение направлено не на действия посторонней личности, а на саму личность, так как именно она является раздражителем для детей с ЗПР» [8].

В.В Кисова, И.А. Конева подмечают в своих исследованиях, что агрессивные тенденции у детей с ЗПР (желание драться, грубить) проявляются в четыре раза чаще, чем у нормально развивающихся учеников. Причиной отклонений могут являться проблемы семейного воспитания. Наряду с общими особенностями проявления агрессивного поведения детей с ЗПР и с нормальным темпом развития В.В. Кисова, И.А. Конева выделяют специфические особенности агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР (рисунок 1).

© К.А. Берзина, 2022.

Особенности агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР

Повышенная ситуативная зависимость агрессивных

проявлений б силу сниженных адаптивных возможностей детей с ЗПР

Преобладание в поведении физической

агрессии, как возможное отражение алекситимни (■затруднении в передаче, словесном описании своего состояния)

(неспособность изменить поведение)

длительность их

аффективных

состояний и

ригидность

Рис. 1. Специфические особенности агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР

Таким образом, у младших школьников с ЗПР агрессивное поведение проявляется как ответная реакция на влияние следующих факторов: защита себя от окружающих, когда их заставляют выполнять то, что им не хочется делать; знакомство с новыми людьми в уже устоявшемся коллективе - новые одноклассники, педагоги; ситуация стресса (неудовлетворительные оценки в школе, плохое высказанное мнение о себе, ссоры с родителями, одноклассниками, сверстниками).

Для детей с ЗПР присущи следующие особенности проявления психической неустойчивости: поверхностность переживаний (при конфликтных ситуациях), повышенная непосредственность, частая смена настроения, доминирование одного из фонов настроения, низкий навык самоконтроля особенно в процессе учебной деятельности. Дети с ЗПР проявляют вспыльчивость чаще, чем другие дети. В поведении детей с ЗПР доминирует речевая агрессия, которая проявляется в виде оскорблений, враждебных замечаний, насмешек, грубых требований, отказа, агрессивного протеста, угроз, упреков, жалоб.

Дети с ЗПР не поддаются убеждениям и уговорам, не умеют контролировать свои эмоции и сдерживать, слезы - средство достижения своей цели во взаимоотношении с родными и близкими. Дети со статусом ЗПР часто спорах с взрослыми, часто винят других в своих ошибках и неудачах - особенно в ошибках на уроках при выполнении заданий, стараются не подчиняться, сердятся и отказываются что-либо делать, если это не нравится, или ребенок получил неодобрение своих поступков со стороны старших.

Вспыльчивость, обидчивость, эмоциональная неустойчивость, неадекватная оценка на критику в свой адрес как со стороны учителя или сверстников обуславливают отсутствие самоконтроля в поведения детей с ЗПР.

В исследовании А.А. Лобановой было установлено, что проявлении агрессивного поведения у детей с ЗПР выражается в том, что они часто спорят с взрослыми, часто винят других в своих ошибках и неудачах - особенно в ошибках на уроках при выполнении заданий (если это дети школьники), стараются не подчиняться, сердятся и отказываются что-либо делать, если это не нравится, или ребенок получил неодобрение своих поступков со стороны старших.

Проявление агрессивного поведения у детей с ЗПР происходит более ярко и чаще, чем у детей нормы - дети с ЗПР ни в одной спорной ситуации с членами семьи не могут уступить, промолчать в ситуациях, когда они чем-то недовольны или ими не доволен родитель. Они практически в каждой ситуации спорят и психуют, сердятся и отказываются выполнять просьбы родителей, если эта просьба идет вразрез с их личными желаниями. У детей нормы проявление агрессивного поведения также выражается в спорах и обидах, но эти дети умеют принять точку зрения родителя, согласиться после убеждения взрослого. Больше всего проявление агрессивного поведения у детей нормы проявляется в том, что дети не всегда сдерживаются в высказываниях с родителями, могут ответить (иногда думая, что их ответ не слышит взрослый).

Дети с ЗПР не поддаются убеждениям и уговорам, не умеют контролировать свои эмоции и сдерживать, слезы - средство достижения своей цели во взаимоотношении с родными и близкими.

Таким образом, отмеченные особенности проявления агрессивного поведения у детей с ЗПР должны быть приняты во внимание при разработке плана коррекционной работы с детьми. Для снижения проявлений агрессии у детей с ЗПР современные педагоги-психологи практикуют разные формы работы. В числе которых нейрографика, фрактальный рисунок, экскурсии в живой уголок природы и т.д. Главное, заинтересовать ребенка. Любая коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на снижение агрес-

сивного поведения, должна быть направлена на нейтрализацию влияния указанных факторов через формирование положительных способов поведения и их сознательной мотивации, формирование положительных привычек, выработку стойкого иммунитета к негативным явлениям, стимуляцию способности руководить своими действиями и анализировать свои поступки.

Библиографический список

¡.Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации[Текст]:[федер. закон № 273: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]

2.Бреслав, Г. М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков: методическое пособие[Текст] / учебное пособие. - СПб.: Питер, 2019. - 334 с.

3.Долгова, А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция[Текст] /учебное пособие для ВУЗов. - М.: Генезис, 2018. - 244 с.

4. Дубровина, И. В. Психология [Текст] /учебное пособие для ВУЗов. - М.: Академия, 2017. - 396 с.

5.Данилина, Т. А. Социализация агрессивных детей [Текст] /учебное пособие для ВУЗов / Т. А. Данилина, Н. М Степина. - М.: Айрис - пресс, 2017. - 233 с.

6. Дик, Н .Ф. Увлекательная внеклассная работа в 1 - 4-х классах[Текст] /учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. - 315 с.

7.Еникопов, С. Н. Дети и психология агрессии [Текст] // Школа здоровья. - 2016. - № 3. - С. 7.

8.Захарова, М. А. Диагностика агрессивного поведения детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития / М. А. Захарова. // Молодой ученый. - 2020. - № 49 (339). - С. 515-517. - URL: https://moluch.ru/archive/339/76078/ (дата обращения: 12.02.2022)

9.Зимелева, З. А. Агрессивное поведение младших школьников и личность родителей [Текст] // Психологическая наука и образование. - 2019. - № 4. - С.13

БЕРЗИНА КСЕНИЯ АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Северный Арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.