Научная статья на тему 'АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Феруз Алина Олеговна

В статье раскрыты понятия агрессия, агрессивное поведение. Проанализирована специальная литература особенностей формирования личности и поведения подростков с ЗПР, а также рассмотрены факторы агрессивного поведения подростков с ЗПР.The article reveals the concepts of aggression, aggressive behavior. The special literature on the peculiarities of personality formation and behavior of adolescents with ASD is analyzed, as well as the factors of aggressive behavior of adolescents with ASD are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 37.013

Педагогические науки

Феруз Алина Олеговна, студентка группы ЗС(Д)О-5-12

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия г. Симферополь

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: В статье раскрыты понятия агрессия, агрессивное поведение. Проанализирована специальная литература особенностей формирования личности и поведения подростков с ЗПР, а также рассмотрены факторы агрессивного поведения подростков с ЗПР.

Ключевые слова: подросток, агрессия, агрессивное поведения, педагогическая коррекция.

Annotation: The article reveals the concepts of aggression, aggressive behavior. The special literature on the peculiarities of personality formation and behavior of adolescents with ASD is analyzed, as well as the factors of aggressive behavior of adolescents with ASD are considered.

Keywords: teenager, aggression, aggressive behavior, pedagogical correction.

Подростки с задержкой психического развития и проявлениями агрессии составляют самую многочисленную группу среди тех, которые нуждаются в специальной помощи в процессе обучения и социально-трудовой адаптации. Они в значительной мере определяют контингент учащихся, которые стойко не успевают. Поэтому своевременная педагогическая коррекция агрессивного поведения у подростков данной категории является одновременно и решением проблем школьной неуспеваемости и правонарушений учащихся специальных образовательных учреждений.

Понятие «агрессия» охватывает множество разнообразных действий, которые «нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), причиняют материальные убытки, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или приводят к их уничтожению» [2]. Еще Э. Фромм [4] утверждал, что многозначность слова «агрессия» вызывает путаницу в научной литературе, ведь этим понятием обозначаются и характеристики сексуального поведения.

Современные исследователи подразделяют агрессивные действия на такие, которые направлены на разрушение, и используемые для защиты, т. е. связанные с конструктивной целью. Проблема, на мой взгляд, состоит в определении объективных и субъективных критериев распознавания этих действий, поскольку, с субъективной точки зрения, любой человек может при помощи защитного механизма рационализации обозначить собственное влечение к разрушению как защитное или такое, которое имеет конструктивную цель. Важно отметить, что даже внешнему, объективному наблюдателю сложно определить деструктивную тенденцию к разрушению вследствие ее маскировки защитой [7].

В научных исследованиях различаются следующие типы агрессии: открытая или замаскированная, интравраждебная или экстравраждебная, просоциальная и антисоциальная, интструментальная и враждебная.

Д. Майерс [3] выделяет социальную агрессию, которая характеризуется демонстративными взрывами злости, и молчаливую агрессию, подобную той, которую проявляет хищник, подкрадываясь к своей жертве. Истоком враждебной агрессии считается злость, поэтому такая агрессия является самоцелью, а ее основная задача — причинить вред субъекту. Инструментальная агрессия является средством достижения какой-либо позитивной цели. Враждебную агрессию еще называют «горячей», инструментальную — «холодной».

Во многих психолого-педагогических исследованиях отмечается важная роль подросткового возраста в формировании и развитии личности. Учеными

выделены задачи личностного развития для подросткового возраста, а также ряд новообразований, характерных для данного этапа онтогенеза. Согласно исследованиям Х. Хекхаузена [6] социальные нормы, связанные с характером и частотой агрессивных форм поведения, определяются особенностями культуры, в которой воспитывался человек. Интересным является факт, что маленькие дети, независимо от культуры, среды воспитания дают сходные реакции агрессии: могут кусаться, кричать, бить другого ребенка.

Социализация обусловливает изменение форм агрессии, появляется тенденция к выражению агрессии в словесной обиде и конкурентной борьбе. Завуалированное, искусное выражение агрессии часто связано именно с усвоением социальных норм и формированием личностных ценностей, которые помогают избегать прямого выражения агрессии в регрессивной форме. Усиливать или сдерживать агрессию может присутствие других людей или представление о возможной позитивной или негативной оценке агрессивного поведения окружающими. Распространение нарушений поведения подростков и их социальной дезадаптации имеет выраженную тенденцию к росту и является актуальной проблемой не только для возрастной, но и для специальной педагогики.

Анализ специальной литературы свидетельствует, что, несмотря на особенности формирования личности и поведения подростков с ЗПР, развитие учащихся этой категории подчиняется общим закономерностям формирования личности на подростковом этапе онтогенеза, однако наличие задержки психического развития, незрелость и разная степень повреждений ряда психических функций усложняют не только психофизическое и интеллектуальное, но и социальное развитие подростков с ЗПР. Дети отстают в развитии в связи с органической церебральной недостаточностью резидуального характера и более зависимы от средовых факторов. Новообразования подросткового возраста, ведущие виды деятельности, потребности, интересы также имеют специфические особенности в сравнении с теми детьми, которые развиваются нормально.

Достаточно развернуто представлены различные по объему и назначению программы практической психологической помощи детям с ЗПР (О. Васильева, Н. Компанец, Т. Лазоренко, В Назаревич). Надо отметить, что большая часть этих программ рассчитана на оказание психолого-педагогической помощи дошкольникам и младшим школьникам. Что же касается исследований, посвященных организации психологической помощи подросткам с ЗПР, то таких работ на сегодня очень мало.

На мой взгляд, это обусловлено целым рядом факторов:

- общей гуманизацией образования и науки, приоритетом личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе;

- учетом при организации психологической диагностики и коррекционно-воспитательного процесса возрастных и индивидуальных особенностей развития личности, ее структурных компонентов;

- образовательной и социальной интеграцией детей с особыми потребностями, которая предусматривает не только компенсацию интеллектуальных нарушений, но и развитие и коррекцию личностных образований, необходимых для нормальной адаптации к жизни.

Агрессия связана с условными ценностями, поскольку агрессивные тенденции чаще всего берут свое начало из детства как форма подражания поведению значимых людей. Весомую роль в этом контексте приобретают особенности воспитания в семье. Так, дети, родители которых часто используют наказание как метод воспитания, применяют похожие агрессивные формы поведения в отношениях с другими людьми и сами становятся агрессивными. Установлена взаимосвязь между отсутствием одного из родителей в семье и уровнем агрессивности, риск возникновения которой возрастает.

Поскольку условные ценности обслуживают защитную систему, которая субъективно интегрирует психику в направлении «к силе», они тесно связаны с функционированием идеализированного «Я». Если в ходе психокоррекционной работы такая идеализация развенчивается, у субъекта возникают

сопротивления в виде агрессии. Неоткорректированный субъект склонен деструктивно реагировать и действовать вместо того, чтобы пересмотреть собственное поведение в контексте жизненных ценностей. Агрессия может усиливаться чувством вины, не всегда осознаваемым, однако вынуждающим человека искать оправдание собственному поведению.

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений и неудач в обучении у детей с ЗПР создается отрицательное представление о себе: они мало верят в собственные способности и минимально оценивают свои возможности. Стойкая неуспеваемость, типичная при ЗПР, приводит к образованию определенной личностной позиции, которую обычно называют «позицией неуспевающего». Если в начале обучения ребенок еще субъективно не соглашается со своими школьными неудачами и неадекватно завышает самооценку, то потом его самооценка становится заниженной, что не способствует поискам путей изменения существующего положения [4].

В исследовании И.А. Коневой, которая изучала особенности образа «Я», отмечается, что подростки с ЗПР воспринимают себя в негативном свете и что ярлык неблагополучных оказывает на них негативное влияние. Она отмечает, что нарушения психического развития подростков приводят к появлению особенностей образа «Я», как схожих для всех подростков с ЗПР, так и специфических для учащихся из специальных школ. К чертам сходства И. А.Конева относит относительно раннее наступление кризиса самовосприятия у подростков с ЗПР, что свидетельствует о неблагополучном процессе самопознания и предпочтение конкретно-ситуативных самохарактеристик [1].

Эмоциональная незрелость детей с ЗПР приводит к неустойчивости, ситуативности и незрелости эмоциональных контактов, слабой поддержке соболезнования.

Выделенные по основному фактору в структуре дефекта две большие группы детей с задержкой психического развития имеют как различия в развитии этой сферы, так и определенные сходства.

Таким образом, агрессивное поведение подростков с ЗПР классифицируется как грубость, жестокость, вспыльчивость, враждебность, мстительность, конфликтность поведения, негативизм, агрессивные действия, сквернословие, демонстративное и провокативное поведение, лживость, невыполнение учебных заданий, уклонение от участия во внеклассных мероприятиях, несоблюдение школьного распорядка, недисциплинированное поведение, драчливость, воровство, хулиганство, асоциальное поведение, уходы из дома, прогулы занятий в школе, побеги, бродяжничество. Кроме того, перечисленные нарушения поведения являются для детей привычным способом реагирования на неблагоприятные факторы внешней среды и представляют собой своеобразную поведенческую стереотипию, которая проявляется в персистентности нарушений поведения.

Библиографический список:

1. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 3; URL: https://science-education.ru/ru/article/view? id=13674 (дата обращения: 01.05.2017).

2. Конюхов Н. И. Словарь-справочник практического психолога. -Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.

3. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 684 с.

4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. - 447 с.

5. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В. П., 1996. - 192 с.

6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковського. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - 408 с.

7. Яценко Т. С. Агрессия: психодинамическая теория и феноменология: [Монография] / Т. С. Яценко, А. В. Глузман, А. Э. Мелоян, Л. Г. Туз; Под ред. Т. С. Яценко. - К.: ВИЩА ШКОЛА-ХХ1, 2010. - 420 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.