О.А.Романко
— кандидат психологических наук, доцент НГГУ, клинический психолог, судебный эксперт-психолог
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
АННОТАЦИЯ. Рассмотрена проблема психофизиологических детерминант агрессивного поведения подростков. Выявленные психофизиологические детерминанты агрессивного поведения позволят наиболее разносторонне и полно подойти к проблеме раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения, коррекции и профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте.
The article is devoted to the problem of psychophysiological determinants of the aggressive behavior in children. The revealed psychophysiological determinants of the aggressive behavior allow to approach the problem from different perspectives and to the full extent. The article deals with the main conditions, mechanisms, preventive measures, correction and prophylaxis of aggressive teenage behavior.
Разработка проблем функциональной специализации полушарий головного мозга человека и характера межполушарного взаимодействия имеет фундаментальное значение для психофизиологии. Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования посвящены роли межполушарной функциональной асимметрии мозга и особенностей ее динамики в организации сложных форм поведения (Б.Г.Бовин, 1985; Л.А.Дикая, 1996; П.Н.Ермаков, 1988; Е.Д.Хомская, 1995, и др.).
Рост проявлений агрессивного поведения подростков вызывает тревогу всего общества. На сегодняшний день чрезвычайно актуальным становится вопрос о профилактике преступлений несовершеннолетних, диагностике, психологической оценке и коррекции их агрессивного поведения.
Проблема агрессивности подростков, затрагивая общество в целом, вызывает глубокое беспокойство педагогов, родителей и острый научно-практический интерес исследователей. Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессивного поведения и агрессивности привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (С.Н.Ениколопов, 1984; Л.П.Колчина, 1976; И.А.Кудрявцев, 1999; Н.Д.Левитов, 1972; О. Ю. Михайлова, 1997; А.А.Реан, 1996; Т.Г.Румянцева, 1991), в том числе и рассматривавших особенности делинквентного поведения подростков (М.А.Алемаскин, 1968; Г.М.Минь-ковский, 1965; И.А.Невский, 1981; В.Ф.Пирожков 1995, и др.).
Несмотря на то, что подростковый возраст рассматривается в литературе как кризисный, связанный с выраженной перестройкой основных физиологических систем, специальных исследований, посвященных изучению психофизиологических механизмов формирования агрессивного поведения, в частности — роли функциональной организации головного мозга в формировании агрессивного поведения у подростков, — явно недостаточно, а имеющиеся данные зачастую противоречивы.
Необходимость определения реальных психофизиологических детерминант агрессивности подростков, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обусловливает актуальность разработки данной проблемы.
Традиционно агрессивность рассматривается как свойство личности, склонность к проявлению агрессии. Однако в таком определении имманентно содержатся два ключевых вопроса, то или иное разрешение которых приводит к расхождениям во взглядах на этот феномен. Это, во-первых, вопрос о природе и сущности самой агрессии, во-вторых, вопрос о том, является ли агрессивность врожденным или приобретенным свойством личности.
Хотя проблема агрессии привлекает неизменный интерес многочисленных исследователей, в научной литературе до сих пор не существует единой общепринятой полной теории,
объясняющей ее многообразные проявления (Р.Бэрон, Д.Ричардсон, 1997; И.А.Кудрявцев, Н.А.Ратинова, 2000; О.Ю.Михайлова, 2000; А.А.Реан, 1996; Т.Г.Румянцева, 1991; Э.Н.Чу-раев, 2002). Многообразие форм агрессивного поведения приводит к тому, что на сегодняшний день отсутствует и однозначное определение этого понятия.
Недостаточно четко разграничены в научной литературе и понятия «агрессия» и «агрессивность»: многие авторы используют их как синонимичные (Л.М.Семенюк, 1998). При этом, как совершенно справедливо указывает Э.Н.Чураев (2002), во многих работах агрессия рассматривается как результат агрессивности, а агрессивность — как свойство личности, проявляющееся в агрессивном поведении.
В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наметилась тенденция перехода к исследованию агрессивности как интегрального, сложного образования, которое включает ряд взаимосвязанных переменных и факторов (С.Н.Ениколопов, 2001; С.Л.Со-ловьева, 1996, и др.).
Необходимо рассмотрение агрессивности как сложного системного свойства личности, включающего три основных компонента: 1) степень закрепленности в поведении субъекта агрессивных способов разрешения неудовлетворяющих его ситуаций; 2) степень генерали-зованности реализуемого в агрессии отношения к другим людям; 3) степень напряженности и фрустрированности мотивационной сферы субъекта. Соотношение выделенных компонентов агрессивности может быть различным у разных субъектов, что и определяет возможность существования разных типов агрессивности.
Теории биологической природы агрессивности занимают существенное место в исследовании причин агрессивного поведения. Анализ научной литературы показал, что в проявлении агрессивного поведения и в формировании агрессивности как свойства личности субъекта несомненно играют существенную роль целый ряд биологических и психофизиологических факторов: наследственность (Хромосомные аномалии, 1985; А.ТЪеП§аагё, 1981), особенности ФМАс (Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1988; Н.Н.Данилова, 1997; В.Л.Таланов, 1990), дисфункции мозга (Б.О.Согпе11, 1989; Е.Е.Ооге^ет, 1990), особенности типа нервной системы и темперамента (Г.С.Васильева, 1976; В.С.Мерлин, 1976; В.М.Ру-салов, 1992) и т.п. Однако, как показывают многочисленные исследования, ни один из этих факторов не может рассматриваться как единственная и прямая детерминанта формирования агрессивности и проявления агрессии.
При изучении психофизиологических особенностей существенным является наличие, соотношение и выраженность факторов, участвующих в регуляции поведения субъектов.
В подростковом возрасте проблема агрессии и, в частности, криминальных ее видов, является предметом большого числа научных работ, внимание исследователей сосредоточено на ее социально-психологических и личностных аспектах (С.А.Беличева, 1993; А.И. Долгова, 1980; Л.М.Семенюк, 1998, и др.). Хотя практически каждый автор указывает на существенные физиологические изменения, характерные для подросткового возраста, однако роль психофизиологических детерминант в формировании разного типа поведенческих, эмоциональных и личностных нарушений изучена явно недостаточно.
Большинство исследований подростковой агрессивности в этом направлении преимущественно ориентировано на оценку различного уровня патологических и клинических нарушений поведения (В .В.Ковалев, 1979; В.Д.Менделевич, 2001; Ю.Б.Можгинский, 1999; Н.Б.Морозова, 1986, и др.), тогда как уровень нормальной физиологии подростка остается малоизученным. Между тем, как справедливо указывают В.Н.Кирой и П.Н.Ермаков (2001), исходно в основе агрессивности лежит индивидуальный уровень активности, определяемый свойствами нервных процессов и физиологическими кондициями особи в сравнении с себе подобными. В силу специфических особенностей подросткового возраста (недостаточной сформированности форм социального поведения, низкого уровня развития волевых качеств и способности самоконтроля и других возрастных особенностей, с одной стороны,
и характерными физиологическими изменениями — с другой) агрессивное поведение несовершеннолетних зависит, прежде всего, от психофизиологических и индивидуальнотипологических особенностей их личности.
Изучение особенностей мозговой организации представляется особенно важным, поскольку длительный процесс созревания мозговых структур и формирования их системных связей в подростковом возрасте еще не закончен.
Особенности функциональной организации мозга, в первую очередь, определяют особенности обработки информации правым и левым полушариями, а также характер их управляющих влияний на подкорковые структуры. Этой проблеме посвящены многочисленные исследования (Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1988; Л.И.Вассерман и др., 1997; Л.А.Дикая, 1996; Э.Г.Симерницкая, 1978; Е.Д.Хомская и др., 1997, и др.). В организации психической деятельности обнаруживается тесное взаимодействие обоих полушарий, причем роль каждого из них может меняться в зависимости от задачи и структуры ее организации. Изучение особенностей этого взаимодействия представляется особенно важным при исследовании процессов принятия решений в трудных, новых и психологически нагрузочных ситуациях.
В последние годы появляется все больше данных о функциональном различии между полушариями в отношении не только познавательных, но и эмоциональных процессов (РЮ.Ильюченок, 1989; В.П.Леутин, Е.И.Николаева, 1988, и т.д.). В этом плане функциональная организация мозга и характер межполушарного взаимодействия задают специфику психоэмоционального реагирования и особенности функциональных состояний субъекта, что и находит отражение, в частности, в агрессивном поведении. Таким образом, изучение психофизиологических и психологических характеристик подростков с разными проявлениями агрессивного поведения, а также изучение особенностей межполушарной функциональной асимметрии мозга и характера межполушарного взаимодействия, доминирующих стратегий восприятия и переработки информации, особенностей психоэмоционального реагирования у подростков, у которых обнаружены разные типы агрессивности, имеет на сегодняшний день неоспоримую актуальность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бовин Б.Г. Нейрофизиологическая модель многоальтернативного выбора // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М., 1985.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
3. Дикая Л. А. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека в динамике обучающего тренинга: Дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1996.
4. Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов н/Д, 1988.
5. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1.
6. Ильюченок Р.Ю. Полушарная асимметрия мозга, эмоции и селекция информации // Взаимодействие полушарий мозга у человека: установка, обработка информации, память. Новосибирск, 1988.
7. Кирой В.Н., Ермаков П.Н. Электроэнцефалограмма и функциональные состояния человека. Ростов н/Д, 1998.
8. Колчина Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессии при фрустрации // Темперамент. Пермь, 1976.
9. Левитов Н. Д. Психологическое состояние агрессии // Вопр. психологии. 1972. № 6.
10. Михайлова О.Ю. Психологические механизмы агрессивного поведения несовершеннолетних // Социально-педагогические и медико-психологические аспекты деятельности сотрудников ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: Материалы II науч.-практ. конф. УВД. Ростов н/Д, 1997.
11. Михайлова О.Ю., Потапенко О. А. Проявления криминальной агрессии у подростков // Психологический вестник РГУ. Ростов н/Д, 2000.
12. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. М., 2001.
13. Потапенко О. А. Влияние межполушарной функциональной асимметрии на тип проявления агрессии у подростков, совершивших насильственные преступления: Дис. . канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2002.
14. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 2.
15. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 1.
16. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. М., 1998.
17. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1992.
18. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
19. Theilgaard A. Aggression in men with XYY and XXY karyotypes / P.F.Brain, D.Benton (Eds.). The biology of aggression. Rockville, MD: Sythoff & Noordhoff, 1981.