КОНЦЕПТ
Тропина Л. Б. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75143. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75143.htm. -
Гос' Рег- Эл № ФС 77-49965 - ISSN 2304-120Х.
ART 75143 УДК 159.9
Тропина Лидия Булатовна,
магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск Lida [email protected]
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения
старших подростков
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей агрессивного поведения старших подростков. Раскрыта модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, подростковый возраст, психолого-педагогическая коррекция.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Актуальность работы вызвана необходимостью определения психологических причин агрессивного поведения, раскрытия механизмов и психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков. Агрессивность - это намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное поведение - враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому лицу. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состояниями гнева, враждебности, ненависти, непонимания, деструктивной психологической защиты, аддиктивного поведения (В. И. Долгова, Р. Д. Дорофеева, В. Л. Юл-дашев, А. Ф. Амиров, А. Н. Мартынов, Е. Г. Капитанец, О. А. Кондратьева [1, 2, 3, 4]).
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально провести психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения старших подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков.
Методы и методики:
Методика А. Басса-А.Дарки [5] позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности детей действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребенка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.
Для получения достоверных данных об агрессивном поведении в ходе исследования так же использовался опросник Г. Айзенка.
Опросник Г. Айзенка включает в себя описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник даёт возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности [5].
Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии,
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Тропина Л. Б. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75143. -
_ _ 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75143.htm. -
научно-методический электронный журнал Гос- Рег-Эл № фс 77"49965-"ISSN 2304-120Х.
ART 75143 УДК 159.9
интроверсии и психотизма. Методика позволяет достаточно точно выявить особенности, располагающие к суицидальному поведению.
Проективные методик это методики, направленные на исследование личности и разработанные в рамках проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. Проективный метод был осуществлен с помощью рисуночной методики «Несуществующее животное» [5].
Обсудим далее распределение результатов исследования по методике Басса-Дарки.
Индекс агрессивности - это суммарный индекс физической агрессии, косвенной агрессии, раздражения и вербальной агрессии.
Высокий уровень 72,72% (16 человек). Подростки отмечают, что испытывают желание причинить вред окружающим, а также используют физическую силу против другого человека. Подростки выражают свои негативные эмоции через ссору, крики, угрозы оппоненту. Мы наблюдаем недисциплинированность, которая проявляется как сознательное нарушение общепринятых социальных норм и правил поведения, игнорирование просьб.
Средний уровень 18,18% (4 человека). Подростки с данным уровнем агрессивности отмечают, что находят конструктивные выходы в проблемной ситуации. Они указывают, что не способны ударить человека, так как уверены, что любой спор можно решить без споров и конфликтов. В проблемных ситуациях ведут себя адекватно, могут отстоять свою точку зрения, не прибегая на насильственным методам.
Низкий уровень 9,1% (2 человека). Подростки отмечают, что не испытывают чувства раздрожения. Они не выражают свои негативные чувства через грубость. Нее способны использовать физическую силу против другого человека. Как показывают результаты диагностики, подростки с низким уровнем агресссивности обладают низкой мотивацией, что может впоследствии сказаться на межличностном общении.
У старших подростков выявлено четыре уровня агрессивности.
Высокий уровень 9,1% (2 человека). Подростки отмечают,что в разговоре часто перебивают собеседника, испытывают желание быть авторитетом для окружающих людей, предпочитают руководить, чем подчиняться, повышают голос. В споре не могут сдержать свои чувства под контролем, что приводит к повышению голоса, грубости по отношению к другим людям. Легко возбудимы и раздрожимы.
Уровень выше среднего 54,5% (12 человек). Подростки, имеющие уровень выше среднего отмечают, что иногда им трудно в споре сдержать себя, иногда бывают легко возбудимы, раздражительны.
Средний уровень 31,9% (7 человек). Подростки отмечают, что в споре ведут себя сдержанно и не испытавают чувства раздрожения к окружающим людям. В ходе решения каких-либо конфликтов ведут себя адекватно, обдумувают каждое действие и поступок.
Низкий уровень 4,5% (1 человек). Подростки с низким уровнем агрессивности отмечают, что они предпочитают подчиняться, чем руководить, не вступают в конфликты. Их трудно расстроить или разозлить. В любом деле проявляют пассивность, довольствуются малым. Считают, что не способны организовать даже маленький коллектив.
«vi О nj
КОНЦЕПТ
Тропина Л. Б. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75143. -
_ _ 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75143.htm. -
научно-методический электронный журнал Гос- Рег-Эл № фс 77"49965-"ISSN 2304-120Х.
ART 75143 УДК 159.9
Высокий уровень 54,5% (12 человек). В рисунках участников данного уровня агрессивность проявляется в прорисовке рта с зубами, это свидетельствует о том, что подростки огрызаются, задираются, грубят в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, но в большинстве случаев это идет как защитная реакция.
На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога, по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Большие глаза признак того, что подростки испытывают неуверенность, страх, боязнь по отношению к окружающим. Общая энергия рисунков обладает резкой агрессивностью, об этом свидетельствует резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки).
Высокая степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы.
Средний уровень 41% (9 человек). На среднем уровне агрессивности у подростков в их рисунках прослеживаются детали, несущие малую агрессию. Углы в рисунках не используются. Отмечаются небольшие когти, рот без зубов и клыков. Нажим изменчивый - это признак того, что подростки умеют приспосабливаться к изменяющимся условиям, пластичны в деятельности. Минимальная штриховка свидетельствует об относительном спокойствии старших подростков.
Прорисовка и затемнение нижних контуров фигуры свидетельствует о том, что подростки данного уровня используют агрессивное поведение как защиту против насмешек, непризнания у младших, боязнь осуждения.
Низкий уровень 4,5% (1 человек). В рисунках подростков данного уровня не находится никаких признаков, свидетельствующих об агрессивной тенденции. Изображают маленькие глаза - признак того, что ребенок часто уходит в себя, очень застенчив. В основном используются такие детали как изменчивые, разнообразные штрихи. Из этого можно сделать вывод, что у подростка недостаток упорства, настойчивости. Отсутствует защищенность.
После проведения проективной методики «Рисунок несуществующего животного» было выявлено, что 54,5% (12 человек) в своих рисунках отмечают большое количество деталей, указывающих на агрессивное поведение. 41% (9 человек) в своих рисунках указывают не значительное проявление агрессивного поведения. И всего лишь 4,5% (1 человек) не отмечают детали, указывающие на агрессивные тенденции, рисунки относительно спокойны.
Таким образом, подводя итоги по этой методике можно сказать о том, что в этом классе высокий уровень агрессивного поведения.
В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что 13 подростков нуждаются в психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения. С высоким уровнем агрессивности 11 человек и 1 человек с низким уровнем агрессивности. Для подростков с высоким уровнем агрессивности программа психолого-педагогической коррекции призвана снизить уровень агрессивного поведения. Для подростков с низким уровнем агрессивности психолого-педагогическая коррекция будет способствовать обретению уверенности в себе, повысить самооценку. Для коррекции агрессивного поведения старших подростков была составлена программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения.
Программа состоит из десяти занятий направленных на снятие уровня агрессивного поведения старших подростков. Данная коррекционная программа поможет
ru Q м
КОНЦЕПТ
Тропина Л. Б. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75143. -
_ _ 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75143.htm. -
научно-методический электронный журнал Гос- Рег-Эл № фс 77"49965-"ISSN 2304-120Х.
ART 75143 УДК 159.9
подросткам поверить в свои положительные качества, умение конструктивно выходить из конфликтной ситуации.
После окончания коррекционной работы мы повторно замерили уровень агрессивного поведения.
По итогам тестирования учеников мы определили уровень различных видов агрессии после проведения коррекционной программы.
У старших подростков после проведения коррекционных занятий по индексу враждебности выявлено два уровня агрессивных реакций.
Высокий уровень 46,15% (6 человек). Подростки продолжают проявлять обособленность в поведении, демонстрируют ненависть к окружающим, в их поведении чувствуется напряженность. Подростки также отмечают, что в классе их часто охватывает чувство ярости, легко раздражимы.
Средний уровень 53,85% (7 человек). Подростки продолжают отмечать, что в редких случаях испытывают ненависть и зависть к другим людям. Подростки научились не давать волю эмоциям в проблемных ситуациях, адекватно реагируют на окружающих. Нераздражительны, не имеют врагов. Способны управлять своим поведением.
У старших подростков, после проведения коррекционных занятий, по индексу агрессивности, выделено два уровня агрессивных реакций.
Высокий уровень 61,54% (8 человек). Подростки по прежнему отмечают, что испытывают желание причинить вред окружающим, а также используют физическую силу против другого человека. Подростки продолжают выражать свои негативные эмоции через ссору, крики, угрозы оппоненту.
Средний уровень 38,46% (5 человека). 38,46% подростковв классе не испытывают чувства злости, зависти и раздрожительности. Они указывают, что не способны ударить человека, так как уверены, что любой спор можно решить без споров и конфликтов. Подрости отмечают, что в проблемных ситуациях ведут себя адекватно, могут отстоять свою точку зрения, не прибегая на насильственным методам.
Выводы:
После проведения кррекционной прораммы все указывает на то, что до проведения коррекционных занятий высокий уровень имели 92,3% подростков, а после коррекции этот уровень агрессивных реакций снизился до 61,54%. Это говорит о том, что для четверых подростков коррекция агрессивного поведения имела большое значение. Так же мы можем наблюдать, что количество подростков со средним уровнем агрессивности заметно увеличилось. До коррекции изначально было 0% подростков, которые имели средний уровень агрессивности, а после коррекции количество человек увеличилось на 38,46%. Это позволяет нам судить о том, что коррекция агрессивного поведения была полезна и дала результаты. После проведения коррекционных занятий никто из учеников не занял низкий уровень агрессивности. Это говорит о том, что возможно подростки приобрели мотивацию к деятельности, в дальнейшем способны пересмотреть свои эмоции и поведение. У старших подростков после проведения коррекционных занятий выявлено два уровня агрессивных реакций.
Ссылки на источники
1. Долгова В. И. Коррекционно-развивающая работа с подростками, оставшимися без попечения родителей (монография). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. - 124 с.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 75143 УДК 159.9
Тропина Л. Б. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75143. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75143.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
2. Дорофеева Р. Д., Долгова В. И., Юлдашев В. Л., Амиров А. Ф., Мартынов А. Н. Факторы риска формирования аддиктивного поведения у учащейся молодежи по данным анонимного анкетирования // Вопросы наркологии. - 2007. - № 1. - С. 26-31.
3. Долгова В. И., Кондратьева О. А. Психологическая защита: монография. - М.: Изд-во Перо, 2014. - 160 с.
4. Долгова В. И., Капитанец Е. Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков (монография). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. - 110 с.
5. Батаршев А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. - М.: Владос-пресс, 2011. - 334 с.
ISSN 2304-120Х
772304
120159
Lydia Tropina,
graduate student in the psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk
Lida [email protected]
Psychological-pedagogical correction of aggressive behavior of older adolescents
Abstract. The article presents the analysis of the characteristics of the aggressive behavior of older adolescents. Disclosed model of psychological-pedagogical correction of aggressive behavior of older adolescents.
Key words: aggression, aggressiveness, adolescence, psychological-pedagogical correction. Рекомендовано к публикации:
Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск
PU г м
977230412015970