Научная статья на тему 'Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР'

Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13723
782
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР»

Е. В. Короткова, Д. В. Григорьев

Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР

Взаимосвязь эмоциональных и когнитивных компонентов проявляется в том, что проблемы познавательного характера, наблюдающиеся у детей с ЗПР, приводят не просто к трудностям обучения, а к значительному эмоциональному напряжению, которое нередко становится причиной поведенческих нарушений.

В соответствии с психическими особенностями и поведением выделяются несколько групп детей с ЗПР: уравновешенные, заторможенные и возбудимые.

Развитие психически неустойчивых и легковозбудимых детей имеет неблагоприятный прогноз, так как негативные проявления сохраняются до 16-17 лет и с трудом компенсируются воспитанием (Соколова О.В., 2009). Незрелость психики, инфантильность мотивации, недоразвитие механизмов регуляции зачастую становятся благоприятной почвой для развития склонности к асоциальным поступкам и нарушению влечений. В целом поведение детей с ЗПР отличается непоследовательностью, конфликтностью, непредсказуемостью, что обусловлено их психической неустойчивостью.

Вышеперечисленные особенности приводят к нарушению средств общения и способов коммуникации, обеднению социального опыта и, как следствие, затруднению социальной адаптации детей с ЗПР.

В сфере межличностного взаимодействия дети с ЗПР тяготеют к контактам с детьми более младшего возраста, которые лучше их понимают, при этом испытывая страх перед большой группой сверстников, что нередко приводит к формированию агрессивно-защитного типа поведения. В конфликтных ситуациях они стремятся к соперничеству, что свидетельствует о неразвитых навыках сотрудничества, которые являются необходимой составляющей процесса взаимодействия.

В межличностной сфере детей с ЗПР проявляются такие особенности, как: неустойчивость и эмоциональная поверхностность контактов, дезадаптивные формы взаимодействия, импульсивность поведения, слабое проявление эмпатии, неадекватные способы выхода из конфликтов, склонность к зависимости от более активных сверстников (Желудкова А.В, 2012; Защиринская О.В., 2007).

Детям с ЗПР свойственна низкая потребность в общении, недостаточная сформированность коммуникативных умений, часто проявляется личностная позиция «неуспевающего», неумение конструктивно взаимодействовать, недоверие к новым людям, неуравновешенность. Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет к

неустойчивости, ситуативности и эмоциональной поверхности контактов. Обнаруживается снижение возможностей произвольной регуляции поведения, что проявляется либо в повышенной возбудимости, либо заторможенности.

Нарушение аффективно-волевой сферы не в полной мере обеспечивает сбалансированность и волевую подконтрольность эмоций и психических состояний, произвольную саморегуляцию личности в ее взаимодействии со средой. Нарушение эмоционального компонента социально-психологической компетентности детей с ЗПР приводит к нарушению поведенческого компонента. Таким образом, психологическая база для эффективного взаимодействия детей с ЗПР дефицитно ослаблена. Низкая потребность в общении сочетается с деструктивными формами поведения.

Психологи на основании длительного наблюдения выделяют несколько групп учащихся в зависимости от их психических особенностей и поведения: уравновешенные, заторможенные и возбудимые.

К первой группе можно отнести детей, поведение которых относительно спокойно и уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении. Внутри этой группы можно выделить две подгруппы: часть детей наиболее активна, исполнительна, ответственно относится к своим обязанностям, проявляет некоторую инициативность. Они пользуются уважением товарищей, могут организовать одноклассников. Другая часть - менее активные учащиеся. В детском коллективе они не могут выполнять функции организаторов и не стремятся к этому. Несмотря на многие положительные качества этой группы детей, они в недостаточной мере обладают устойчивыми положительными навыками и привычками.

Дети второй группы обычно вялы, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. При преобладающем торможении дети характеризуются вялостью, пассивностью, медлительностью, заторможенностью моторики, познавательной деятельности и поведения в целом. Среди них встречаются во многом равнодушные к окружающему, которые отказываются принимать участие в общественных делах класса. Часть детей данной группы отличается неадекватными эмоциональными реакциями. Они обидчивы, плачут по малейшему поводу, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе.

Третью группу составляют легковозбудимые дети. В их поведении преобладают стойкая (повышенная) аффективная возбудимость, расторможенность, психическая неустойчивость.

Для этой группы детей характерно сочетание импульсивности с повышенной внушаемостью, заражаемостью. Основные мотивы по-

веденческих реакций - получение удовольствия или подражание неспособность противостоять внешнему влиянию: они легко и бездумно поддаются любому совету, примеру, образцу, быстро оказываются в подчинении у лидеров с более сильным характером.

Легковозбудимые, они еще физически неутомимы, двигательно активны, назойливы и болтливы. Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость этой группы детей с ЗПР ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крики, драки, ссоры, обиды) и неадекватных выходов из конфликта. Характерно стойкое преобладание таких психических состояний, как: импульсивность, бурные реакции, склонность к агрессии (физическая или словесная), конфликтность, драчливость грубая реакция протеста. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов. В связи с тем, что у большинства детей с ЗПР имеются недостатки развития нервной системы, аффективные вспышки нередко заканчиваются головной болью, повышением температуры, состоянием усталости.

Нередко аффективное поведение сочетается со склонностью к асоциальным поступкам. У детей с ЗПР при врожденных нарушениях аффективно-волевой сферы социализация инстинктов и влечений осуществляется менее успешно. Благоприятной почвой для патологического развития влечений являются незрелость психики, инфантилизм мотивации, дефицитность механизмов регуляции. Психическая неустойчивость большинства детей с ЗПР определяет особенности их общественного поведения: оно непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, непредсказуемо. Разные авторы отмечают ослабленность развития психофизиологической базы поведенческих механизмов детей с ЗПР. Главным образом из-за нарушений аффективно-волевой сферы личности, обеспечивающей произвольную саморегуляцию личности в ее взаимодействии со средой.

Дети с ЗПР имеют тягу к контактам с детьми более младшего возраста, которые лучше их понимают. У некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. Как правило, у детей с ЗПР наблюдаются отклонения в поведении. Младшие школьники отличаются повышенной конфликтностью, неумением вступать в контакт, налаживать позитивные отношения со сверстниками.

Исследования особенностей поведения в конфликтной ситуации показывают, что наиболее типичной стратегией поведения в конфликтной ситуации является соперничество в группе детей с ЗПР, т. е. дети с данным нарушением не владеют столь необходи-

мыми при обучении в школе адекватными способами сотрудничества, у них остаются несформированными навыки кооперации, а это, безусловно, необходимые составляющие процесса взаимодействия. Эти же особенности младших школьников с ЗПР обуславливают развитие неблагоприятных межличностных отношений в классе, способствуют развитию и закреплению негативных личностных и поведенческих тенденций.

По причине функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Глубокие, длительные и стойкие товарищеские отношения малодоступны для них, что обусловливается аффективными, конфликтными формами поведения, бедностью и ограниченностью совместных интересов. В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений и неудач в учебе у детей с ЗПР создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.

Социальные контакты младших школьников с задержками психического развития отличаются значительным своеобразием. Данные клинических и психолого-педагогических исследований свидетельствуют о замедлении у данной категории детей темпов формирования системы социальных отношений, представлений и знаний о них.

Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии у ребенка познавательных и психических функций, которые изначально формируются в процессе общения со взрослым и лишь затем становятся произвольными. Ребенок с задержанным развитием имеет ряд специфических черт, которые затрудняют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и результаты этого неэффективного общения во многом определяют его дальнейшее психическое развитие.

Список литературы

1. Буркова А. В., Чухрова М. Г. Анализ психической сферы дошкольников с задержкой психического развития, проживающих в условиях детского дома // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5.

2. Григорьев Д.В. Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития: учеб.-метод. пособие / под ред. И.А. Михаленковой. - СПб., 2012.

3. Желудкова А.В., Безина Г.О. Социальная адаптация детей с задержкой психического развития средствами физического воспитания // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). - Волгоград: ВГАФК, 2012. - С. 71-74.

4. Защиринская О.В. Психологические особенности детей с ЗПР // Специальная психология / под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2010. Гл. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.