Научная статья на тему 'Приёмы работы учителя по формированию читательской компетенции'

Приёмы работы учителя по формированию читательской компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАБОТА С ТЕКСТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Яна Владимировна

В настоящей работе рассматриваются особенности формирования читательской компетенции у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. В частности, приводится описание основных приёмов, которые может использовать педагог при обучении детей чтению художественной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приёмы работы учителя по формированию читательской компетенции»

ПРИЁМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Фролова Я.В.

Фролова Яна Владимировна — учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Добросельская основная общеобразовательная школа, с. Доброе, Белгородская область

Аннотация: в настоящей работе рассматриваются особенности формирования читательской компетенции у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. В частности, приводится описание основных приёмов, которые может использовать педагог при обучении детей чтению художественной литературы.

Ключевые слова: читательская компетенция, сказкотерапия, внеклассная деятельность, работа с текстом.

Современные уроки литературы - это и уроки формирования читательской грамотности, и своеобразный пропуск для ребёнка в неповторимый мир художественного слова.

В настоящее время в насыщенном информацией мире к личности подростков предъявляются особые требования и, соответственно, становится необходим совершенно новый подход к обучению подрастающего поколения в школе. Образование в новых условиях должно быть живым источником общения, где ученик является активным участником познавательного процесса.

По нашему мнению, дети, которые находятся в состоянии стресса, не могут полноценно учиться. Использование приёмов сказкотерапии позволяет ориентироваться на личность ребёнка, корректировать его эмоциональное состояние. Обучение становится живым источником общения, где ученик является не только слушателем, но и, кроме того, активным участником познавательного процесса. Вместе с детьми на уроках родной литературы мы знакомимся с поучительными «терапевтическими» сказкам и сочиняем свои, что помогает развивать творческие способности детей и наладить общий эмоциональный фон в классе. Формы и возможности работы со сказкой могут быть самыми разнообразными: индивидуально, в группе; чтение, пересказ, сочинение сказок, выполнение иллюстраций и т.д.

Заинтересовать ребёнка чтением помогает внеклассная деятельность. Нами составлен список книг, которые предлагаются детям для домашнего прочтения и последующего обсуждения в классе. Произведения, предназначенные для внеклассного чтения, можно найти в библиотеке, но дети любят собирать свою «книгу» из распечатанных на бумаге и постепенно прочитанных страниц. Кроме того, учащиеся заполняют анкету, разработанную целенаправленно для усвоения детьми содержания прочитанного. Ученик, полностью прочитавший очередную книгу, пишет на неё рецензию, совместно с учителем готовит презентацию с привлечением историко-биографического материала и представляет данное произведение на внеклассном мероприятии. Учащиеся также занимаются подбором лучшей, на их взгляд, обложки для прочитанной книги или готовят её самостоятельно по собственным представлениям. Отрывки из произведений, предложенных для внеклассного чтения, активно исполняются детьми на школьных мероприятиях и конкурсах выразительного чтения.

Помочь формированию умения ребенка грамотно и осмысленно читать позволяют различные приёмы работы с текстом:

- чтение по цепочке предложений и абзацев;

- чтение по ролям;

- чтение «про себя»;

- выборочное чтение в соответствии с выданным заданием;

- поиск значения незнакомых слов;

- нахождение в тексте заданных образных средств;

- поиск в тексте ответа на вопрос;

- поиск в тексте заданного слова;

- поиск описаний внешности героев;

- составление сравнительных характеристик героев;

- словарная работа, которая заключается в подборе по-разному стилистически окрашенных синонимов.

Работа с иллюстрациями:

- подбор к произведению нужных иллюстраций;

- создание рисунков к сказкам собственного сочинения;

- создание иллюстраций к полюбившимся книгам;

- соотнесение иллюстрации с текстом.

Работа с читательскими дневниками: все учащиеся ведут свои тетради, вносят в таблицу на каждом развороте сведения о прочитанной книге и дополняют их иллюстрацией. На лето дети получают список рекомендованной литературы по школьной программе, а также задание наклеить в читательский дневник цветные кружки по количеству прочитанных книг. Педагог выдаёт самоклеящиеся кружки, которые дети впоследствии наклеивают в виде «гусениц» или другим способом и указывают на них имя автора, название произведения и ответ на предложенный вопрос, например, «Какое событие в произведении было самым драматичным, грустным?» (или же, наоборот, весёлым), «Как выглядит главный герой?», «Чем герой похож на тебя?», «Каковы любимые занятия героя?» и т.д.

Речевые разминки:

- работа со скороговорками;

- произнесение фраз с разной интонацией (вопросительной, восклицательной, пренебрежительной; интонацией удивления, огорчения, безразличия и т.д.);

- чтение стихотворения с передачей силой голоса точного смысла текста;

- произнесение одной и той же фразы голосом разных героев, например, дети говорят голосом зайца, волка, медведя и лисы слова: «Колобок-колобок, я тебя съем!».

Формы организации занятий: урочная деятельность, внеклассная и внеаудиторная работа. Учащиеся среднего звена лучше усваивают материал в игровой форме - так интереснее и доступнее воспринимается любая информация. Знания закладываются прочнее, если есть соответствующий эмоциональный настрой. На наших занятиях активно используется наглядно-демонстрационный материал: презентации, карточки, репродукции, иллюстрации и т.д. Задания творческого характера помогают активизировать устную речь учащихся и расширить их словарный запас, не заставляя и не принуждая детей читать - дети вовлекаются в процесс общения постепенно и естественно, с пользой и интересом для всех участников.

В процессе работы по изучению произведений художественной литературы активное применение находят современные мультимедийные средства, что создаёт условия для прослушивания и просмотра необходимой информации. В свою очередь, это позволяет разнообразить содержание учебного процесса и способствует лучшему закреплению материала учащимися. В частности, педагог продумывает и готовит по темам уроков или внеклассных мероприятий мультимедийные презентации, соответствующий видеоряд, аудиозаписи.

На наш взгляд, крайне важно то, каким образом дети получают информацию. Когда ребёнок старается и добывать знания самостоятельно, и сам создаёт что-то новое, в его становлении как личности наблюдается большой прогресс. Если бы знания приобретались пассивно, движение вперёд было бы минимальным. При этом мы считаем принципиально важным не давить на ребёнка, а мотивировать его к чтению - найти правильный подход и заинтересовать.

Каждому ребёнку по силам умеренный объём информации без перегрузок. При планомерном достижении цели главное - сформировать и развить читательские компетенции учеников, сохранить систематичность определённых видов деятельности и не терять приоритетов, если даже приходится сталкиваться с трудностями.

Дети охотно узнают новое и сами тянутся к поиску информации, когда видят перед собой пример (учителя, родителя и т.д.). Демонстрация педагогом собственной познавательной активности непременно побудит к тому же и ребёнка, так как учитель докажет собственным примером, что узнавать новое очень интересно и, что очень важно, никогда не является лишним, ведь процесс самообразования личности не должен прекращаться.

Необходимо исправлять ошибки и недочёты в речи ребёнка сразу же, как только педагог их услышал. Так ученик привыкнет, что наставник всегда внимательно относится к звучащей речи и не допускает ни одной ошибки детей, и будет уверен в соответствии своих ответов орфоэпическим и грамматическим нормам языка. Одновременно повышается интерес к предмету и показатели качества знаний учащихся.

Чтобы ребёнок чувствовал свою значимость и открытое отношение к нему педагога, его доброжелательность, важно уделять внимание каждому ученику. Желание учиться непременно возрастёт, и ребёнок захочет покорять новые вершины знаний.

Необходимо, чтобы дети учились самостоятельно воспринимать и извлекать информацию, при работе с которой обязательно нужно затрагивать эмоциональную сферу личности, чтобы изучаемые факты нашли у ребёнка отклик.

Изложенные в работе стратегии способствуют выработке у учащихся познавательного интереса в отношении особенностей художественного произведения. Практика показывает, что творческий подход действительно помогает наладить контакт с учениками, повысить их мотивацию к учёбе и, в частности, к чтению.

Список литературы

1. АксёновВ.Н. Искусство художественного слова. М.: Просвещение, 2002. 163 с.

2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М.: Просвещение, 1991. 32 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006. 170 с.

4. Селевко Г.К. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование, 2004. № 4. С. 138-144.

5. Сосновская О.В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя начальных классов: Монография. М.: Прометей, 2004. 184 с.

THEORY AND METHODS OF MUSICAL EDUCATION OF CHILDREN Rahmatova M.O.1, Tosheva D.2

'Rahmatova Malohat Obidovna — Teacher, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION;

2Tosheva Durdona — Student, FACULTY OF ART CRITICISM, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the development of professional competence of the future teacher of musical education of preschool children. The method of musical education of children as an integral part of the system of pedagogical Sciences constantly comes into connection with General and preschool pedagogy, so it is important in the development of children. Keywords: music education, teaching methods, didactics, preschoolers, music director.

The study of the theory and methodology of musical education of children is given a significant place in the system of professional training of preschool specialists. The future head of a kindergarten, teacher, and music Director should understand the role of music in the formation of a child's personality, be able to organize a musical and pedagogical environment, and various forms of musical education for children to introduce their pupils to the beautiful, and form the foundations of musical culture.

The professional competence of the future teacher is greatly facilitated by the relationship of this course with " musical subjects, aesthetics, as well as methods of speech development, teaching visual activities. The main provisions of aesthetics on the formation of artistic perception, aesthetic attitude to reality, aesthetic knowledge, and General laws of artistic creativity are considered as the basis of this course.

At the same time, the method of musical education of children as an integral part of the system of pedagogical Sciences constantly comes into contact with General and pre-school pedagogy, pedagogical and child psychology, anatomy, physiology, etc.

The course is particularly closely related to preschool pedagogy and didactics. The basic principles of training (systematicity and consistency, accessibility, awareness and activity, consideration of individual differences, the principle of educational training, etc.) that underlie this course are specified depending on the musical characteristics of early and preschool children, the specifics of the organization of musical activities in kindergarten.

Traditional methods of teaching (verbal, visual, and practical) have a new meaning: in addition to transmitting the necessary information, they are constantly aimed at the cognitive activity of students, the formation of their independence and creative manifestations. In this regard, the forms of organization of education and upbringing in kindergarten are changing: more space is given to independent activities of children; the advantage is beginning to be given to classes with small groups and individual classes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.