Научная статья на тему 'Приёмы повышения мотивации учащихся подросткового возраста к изучению английского языка'

Приёмы повышения мотивации учащихся подросткового возраста к изучению английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / MOTIVATION / TEENAGERS / ENGLISH TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкова Н. А.

Низкий уровень мотивации учащихся подросткового возраста к изучению иностранного языка является одной из наиболее острых проблем в обучении данному предмету в школе. Для изменения уровня мотивации необходимо использовать приёмы, направленные на её повышение. В статье представлена система приёмов повышения мотивации учащихся подросткового возраста к изучению английского языка и доказана эффективность её использования. Все описанные приёмы могут использоваться на уроках английского языка в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приёмы повышения мотивации учащихся подросткового возраста к изучению английского языка»

Гладкова Н.А.

Учитель английского языка МОУ «Общеобразовательный лицей №17», г. Северодвинск

ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Низкий уровень мотивации учащихся подросткового возраста к изучению иностранного языка является одной из наиболее острых проблем в обучении данному предмету в школе. Для изменения уровня мотивации необходимо использовать приёмы, направленные на её повышение. В статье представлена система приёмов повышения мотивации учащихся подросткового возраста к изучению английского языка и доказана эффективность её использования. Все описанные приёмы могут использоваться на уроках английского языка в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: мотивация, подростки, обучение английскому языку Keywords: motivation, teenagers, English teaching

Последние десятилетия, ознаменованные расширением культурных, политических и экономических контактов, продиктовали необходимость знания английского языка для того, чтобы иметь доступ к единому социокультурному и информационному пространству. Однако, несмотря на очевидную значимость владения английским языком в современном мире, большинство школьников слабо мотивированы к его изучению. Учитывая тот факт, что мотивация является движущей силой, стимулирующей процесс изучения иностранного языка и определяющей его результативность, низкий уровень мотивации учащихся становится главной преградой в овладении ими коммуникативной компетенцией.

Наиболее низким является уровень мотивации учащихся подросткового возраста, для большинства которых английский язык - это лишь сложный учебный предмет, не вызывающий никакого интереса. Для того чтобы изменить уровень мотивации школьников данной возрастной группы, учителю необходимо оперировать приёмами, направленными на её повышение.

Начиная работу по обучению английскому языку учащихся трёх восьмых классов физико-математического лицея № 17 г. Северодвинска мы провели анкетирование, направленное на определение уровня мотивации школьников-подростков к изучению английского языка. Следует заметить, что разработанная нами анкета, в основе которой лежат исследования М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой [1, 105-130], состоит из 15 вопросов, на каждый из которых приведены 5 вариантов ответа. Каждый вариант ответа идентифицируется с определённым количеством баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает: коммуникативный мотив - 5 баллов, познавательный мотив - 4 балла, прагматический мотив - 3 балла, игровой мотив - 2 балла, внешний социальный мотив - 1 балл. На все вопросы анкеты ученикам предлагалось выбрать 2 наиболее подходящих для них ответа для того, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Вслед за М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой мы выделили 5 уровней мотивации: очень высокий (I), высокий (II), средний (III), сниженный (IV) и очень низкий

(V).

Обработка ответов на вопросы анкеты показала, что в одном классе (8г) у учеников преобладал средний уровень мотивации (III), в двух других (8а, 8б) - сниженный уровень мотивации к изучению английского языка (IV). При этом во всех классах доминирующим мотивом стал внешний социальный мотив, в то время как коммуникативный мотив,

который, безусловно, должен быть наиболее важным в изучении иностранного языка, оказался на третьем месте по значимости для 8г класса, на четвёртом - для 8а и 8б классов.

Для того чтобы изменить уровень мотивации учащихся восьмых классов к изучению английского языка, мы проанализировали психолого-методическую литературу по данному вопросу, а также обобщили опыт учителей иностранного языка, на основании чего разработали систему приёмов повышения мотивации учащихся подросткового возраста к изучению английского языка.

Под системой приёмов повышения мотивации мы понимаем совокупность конкретных действий учителя и учащихся, направленных на усиление побуждений последних к продуктивной познавательной деятельности, к овладению коммуникативной компетенцией.

Разработанная нами система приёмов повышения мотивации состоит из пяти групп:

Приёмы целеполагания заключаются в проведении учителем мотивационных уроков, постоянном напоминании ученикам о целях изучения английского языка, которые были бы актуальными для школьников (общение с представителями страны изучаемого языка посредством сети Интернет или в заграничных поездках, изучение компьютерных программ, в которых отсутствует русификатор, понимание текстов песен на английском языке и т.д.). Кроме того, в начале каждого урока учителю следует ставить перед учащимися учебную цель, связанную с речевыми видами деятельности (говорением, чтением, аудированием), ориентированную на результат, понятую и принятую учениками. Постановка цели должна быть сопряжена с предъявлением учащимся проблемной задачи, содержащей противоречие, преодолеть которое школьникам предстоит в ходе урока.

Приёмы, связанные с применением ИКТ, делают уроки английского языка более эффективными, эмоционально и информационно насыщенными. К приёмам данной группы относятся создание мультимедийных презентаций, просмотр отрывков из художественных или документальных фильмов, телепередач на английском языке, использование компьютерных программ подготовки к ЕГЭ и мультимедийных учебников, помощь школьникам в поиске друзей из разных стран посредством Интернет сайтов.

Приёмы моделирования естественной ситуации общения на английском языке лежат в основе коммуникативного подхода к обучению иностранному языку и заключаются в ведении учителем урока на английском языке, игнорировании вопросов школьников на родном языке (Sorry, I can't understand you. Will you repeat what you've just said in English?) и помощи при этом в правильной формулировке вопроса на английском языке, проведении речевой зарядки, в ходе которой учащиеся имеют возможность высказаться о волнующих их проблемах, событиях, постановке перед учащимися такой коммуникативной задачи, которую, возможно, им необходимо будет решить, если они окажутся в стране изучаемого языка.

Приёмы, направленные на возникновение эмоционального отклика учащихся, заключаются в создании атмосферы успешности на уроке, при этом учитель должен верить в учеников, заряжать их своей энергией, внушать каждому школьнику, что он сможет выразить свои мысли на английском языке. Немаловажную роль при этом играет похвала. Хвалить учеников, как и вести урок, необходимо на английском языке, используя разнообразные лексические средства (Fabulous! Brilliant! Fantastic! и др.). К данной группе приёмов относится и учёт личностных свойств каждого ученика при подборе материала и построении урока. Обучение английскому необходимо сопрягать с контекстом внешкольной деятельности учащихся, с их личным опытом, желаниями, интересами, склонностями.

Игровые приёмы заключаются в использовании на уроках английского языка речевых игр, которые способствуют развитию коммуникативных умений (приёмы

драматизации: ролевая игра, симуляция, сценарий, репортаж, интервью, суд и т.д.) и языковых игр, которые совершенствуют языковые навыки (орфографические, фонетические, лексические, грамматические игры).

В течение полугода с начала эксперимента на каждом уроке английского языка в 8а и 8б классах (данные группы были выбраны в качестве экспериментальных) мы использовали различные приёмы повышения мотивации, сопрягая их с материалом УМК

0.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой English VI. По истечении шести месяцев учащимся вновь была представлена для заполнения анкета, на вопросы которой они отвечали в начале учебного года. Обработка ответов на вопросы анкеты показала, что у большинства учеников 8г класса (контрольная группа, в которой не применялись приёмы повышения мотивации) остался средний уровень мотивации (III), в то время как у 30% учащихся 8б и 25% - 8а уровень мотивации повысился до среднего, а у 38% учеников 8б и 34% - 8а уровень мотивации повысился до высокого (II). Согласно ответам школьников, коммуникативный мотив занял второе место по значимости после прагматического.

Таким образом, данные, полученные в ходе экспериментального исследования, доказали эффективность и необходимость использования приёмов повышения мотивации учащихся подросткового возраста к изучению английского языка.

Литература

1. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Критерии и диагностика. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 208с.

2. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287с.

3. Рыбак Г.Ф.О некоторых приёмах создания благоприятного психологического климата при обучении иностранному языку в средней школе // Иностранные языки в школе. - № 1-С.26-29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.