Научная статья на тему 'Мотивация учащихся к изучению английского языка'

Мотивация учащихся к изучению английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2322
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаримова Анаида Александровна

Мотивация учащихся к обучению основа любого познавательного процесса. Когда речь идет об изучении иностранных языков в школе, стоит понимать, что осознанный подход обучающихся к образованию и индивидуальный подход учителя к способностям учеников являются ключевыми в формировании положительных ассоциаций у обучающегося к предмету. В данной статье описаны основные принципы, и виды мотивации, а также задачи и принципы преподавания, направленные на повышение мотивации у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация учащихся к изучению английского языка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Фаримова А.А.

Фаримова Анаида Александровна - педагог-филолог английского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 16, г. Краснодар

Аннотация: мотивация учащихся к обучению - основа любого познавательного процесса. Когда речь идет об изучении иностранных языков в школе, стоит понимать, что осознанный подход обучающихся к образованию и индивидуальный подход учителя к способностям учеников являются ключевыми в формировании положительных ассоциаций у обучающегося к предмету. В данной статье описаны основные принципы, и виды мотивации, а также задачи и принципы преподавания, направленные на повышение мотивации у учащихся.

Ключевые слова: мотивация, обучение, преподавание, английский язык, иностранные языки в школе.

Одним из очевидных последствий всемирной глобализации стал вопрос о поиске языка для международного общения. Такого языка, который был бы прост в изучении и максимально понятен для говорящих. Английский язык стал именно таким языком. В современном мире переоценить его значимость фактически невозможно.

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, создано на международном, понятном для большинства людей, языке. На английском языке создаются компьютерные коды и программы, многие крупные корпорации используют его как язык для ведения бизнеса, почти все мировое искусство производится или переводится на английский язык. Таким образом, мотивацией для его изучения должен становится уже сам факт его существования.

Основная сложность преподавания английского языка в школе - низкий уровень осознанности школьников. В первую очередь это связано с тем, что учащиеся плохо проинформированы о значимости иностранных языков, широком спектре их употребления.

Знание иностранных языков полезно не только для общения, но и для улучшения работоспособности мозга, для укрепления памяти и увеличения словарного запаса. Человек, который владеет двумя или более языками уже давно считается более успешным в профессиональном плане, чем тот, кто знает только один язык. В огромном количестве стран в мире, включая Россию, английский язык является обязательным для изучения в средней школе и высших учебных заведениях. Даже детям детсадовского возраста преподают английский. В наше время английский - это огромное количество возможностей: увеличение уровня дохода, возможность наслаждаться мировыми шедеврами в оригинале или путешествовать без страха остаться непонятым.

Как видно, стимулов для изучения языка более чем достаточно. Как же сделать так, чтобы в головах рассеянных школьников появилась целостная картина того, почему, зачем и как им стоит подходить к изучению иностранных языков?

Разберем, что такое мотивация? Мотивация - побуждение к действию, это готовность ученика совершать определенные действия до достижения конкретно поставленных задач. Выделяют 2 основных вида мотивации: положительную и отрицательную. Положительная мотивация основана на положительных стимулах. Отрицательная мотивация основана на отрицательных стимулах.

Пример положительной мотивации: «если я выучу неправильные глаголы, я получу пятёрку» или «меня похвалит учитель, если я буду проявлять активность на уроке». Пример отрицательной мотивации: «если я не выучу урок, то учитель пожалуется моим родителям» или «если я плохо подготовлюсь, мне поставят двойку».

Как мы уже говорили, основная цель обучения иностранным языкам в школе - развитие способностей коммуникации и развитие личности. И ключевую роль для мотивации учеников играет их заинтересованность в процессе изучения языка. Для того чтобы ученики в своей познавательной деятельности добивались успеха, необходимо использовать положительную мотивацию. Чтобы прийти к ней, преподавателю необходимо простимулировать ученика, чтобы увеличить его собственные мотивы.

Давайте рассмотрим основные принципы преподавания иностранных языков, максимально вовлекающие учеников в процесс обучения.

1. Новизна. Использование в преподавании новых форм и приёмов работы. Поддержание интереса учащихся, путём применения новых способов решения старых задач.

2. Учёт возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. Ученикам разных классов необходимо по-разному преподносить информацию, индивидуальный подход учителя к обучающимся очень важен в преподавании.

3. Доброжелательность. Довольно часто интерес учащихся к предмету спровоцирован хорошим отношением к учителю. Умение учителя расположить к себе детей, способность понять их и внести в процесс обучения толику юмора - дорогого стоят!

4. Неожиданность. Суть этого принципа в том, что преподаватель использует различные способы положительной мотивации не только по заранее обговоренной схеме « выучил урок - получил пятёрку», но и неожиданно для учеников «кто напишет самое мелодичное четверостишие о погоде на английском - получит высший балл».

Теперь пришло время рассмотреть основные способы повышения мотивации школьников к изучению английского языка:

1. Новые технологии.

Современное школьное оборудование требует эффективного его использования. В каждом классе сейчас есть мультимедийные доски, компьютеры и проигрыватели. Поэтому использование презентаций, электронных учебников, компьютерного тестирования должно стать обязательным аспектом обучения.

2. Внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность в школе должна проходить не только на русском языке. Следует ввести дни английского языка, на которых ученики смогут участвовать в сценках, петь песни или рассказывать стихи на языке. Также можно праздновать в школах западные праздники: Хеллоуин, День Святого Патрика, Ханука. Это поможет детям изучать язык, приобщаясь к культуре его носителя.

3. Олимпиады.

Участие в олимпиадах помогает ученикам раскрывать свой потенциал, указывает на пробелы в знаниях, улучшает мыслительные процессы и способность аналитически оценивать ситуацию.

4. Переписка учеников с их американскими сверстниками.

Переписка учеников - отличный вариант получения свежей информации о культуре и жизни за границей, а также великолепная практика языка. Переписка увеличивает идиоматичность речи, запас лексики, пополняя ее актуальным выражениями и оборотами.

5. Музыка.

Музыка - не только отличный способ приобщения учеников к массовой мировой культуре, но и хороший способ улучшить знания языка. Основные преимущества: увеличение и усвоение словарного запаса, простота усвоения грамматических конструкций, тренировка навыков произношения.

6. Перевод известных стихотворений.

Творческая деятельность подогревает интерес школьников к изучению языка. А так же активизирует познавательную деятельность, расширяет филологический кругозор и словарный запас.

7. Игровые методы.

Самым сильным мотивирующим фактором для учащихся является игра. Предложите ученикам угадать мелодию на английском, рассказать про себя историю, отгадать слово, составить путевую заметку, что угодно, что заставило бы их проявить энтузиазм.

Всем известные Alias и Activity есть в различных вариантах на английском языке. Суть игры проста - за ограниченный промежуток времени нужно угадать слово. Роль ведущего может быть усложнена: слово объясняется жестами, рисунками, с эмоциональным окрасом.

Англоязычные игры: Active English - игра, в которой карточки разделены по уровню сложности. Sprint: beginners - набор слов, подобранный для начинающих изучать английский. Watch Out! - к каждому слову прилагается список запрещенных слов, которые нельзя использовать во время объяснения.

Исходя из вышесказанного, главное, что нужно для мотивации учеников - умение преподавателя найти такой подход к преподаванию предмета, чтобы детям было интересно присутствие на уроке. Вовлеченность обеих сторон в процесс - наверное, один из основных факторов успеха.

Список литературы

1. Юрченкова ЛД.Мотивы и «антимотивы» при изучении иностранного языка. / Иностранные языки в школе, 2006. № 4. С. 42.

2. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер, 2003. 651 с.

3. ХекхаузенХ. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 238 с.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.

5. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. М.: Академия, 2008. 368 с.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 512 с.

7. Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.:Наука, 1988. 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.