Научная статья на тему 'Приёмы контаминантного маркетинга в системных исследованиях на российском рынке первичного и вторичного жилья в мегаполисах'

Приёмы контаминантного маркетинга в системных исследованиях на российском рынке первичного и вторичного жилья в мегаполисах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ЖИЛЬЯ В МЕГАПОЛИСАХ / MARKETING OF THE HOUSING MARKET IN METROPOLITAN AREAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Языджан А. З.

В статье приводится контент-анализ существующих тенденций совершенствования контаминантных маркетинговых программ на изучаемом секторе рынка, т. е. интенсивном развитии двух или нескольких направлений (панельное высокоэтажное строительство, коттеджная застройка, создание жилых поселков и т.д.) в сфере первичного строительства в российских мегаполисах. На этом фоне приводится рейтинг рыночной успешности маркетинговых программ ведущих строительных фирм России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Receptions kontaminantnogo marketing systems research in the Russian market of primary and secondary housing in metropolitan areas

The article provides a content analysis of existing trends kontaminantnyh improve marketing programs in the target market sector, i.e. intensive development of two or more directions (panel high-rise building, cottage development, the creation of housing estates, etc.) in the primary building in the Russian cities. Against this backdrop is a rating of market success of marketing efforts leading construction companies in Russia.

Текст научной работы на тему «Приёмы контаминантного маркетинга в системных исследованиях на российском рынке первичного и вторичного жилья в мегаполисах»

Литература

1. Варавская, Л. Л. Маркетинговая направленность в деятельности управления./ / Маркетинг Северной Пальмиры. - 2010. - №1. - 24-29 с,

2. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Psychol. 2010. - № 3. P. 341-358.

Языджан А.З.

Приёмы контаминантного маркетинга в системных исследованиях на российском рынке первичного и вторичного жилья в мегаполисах

За последнее пятилетие на страницах специальных профильных экономических журналов развернулась научная дискуссия о рыночной перспективности приемов контаминантного маркетинга. В этой связи Санкт-Петербургский исследователь Е.Б.Яковлева (2008) подчеркивает, что «маркетинговая контаминация есть рыночное соединение двух или нескольких сбытовых событий при их описывании и коррекции научными приемами, обеспечивающими максимальную прибыль фирме». Вместе с тем, в современной методологии маркетингового анализа для проведения системных маркетинговых исследований в части установления перспектив того или иного предприятия в среднесрочном или краткосрочном периоде его экономического развития используются (А.И. Козлов, 2008) различные методы общей теории статистики и эконометрики: абсолютные, средние и относительные величины; анализ вариационных рядов; анализ динамических рядов; классификация и группировка; индексный метод; дисперсионный анализ; компонентный анализ; факторный анализ; дискриминантный анализ; метод экспертных оценок; корреляционно-регрессионный анализ, методы графического анализа, трендовые модели, многофакторные статистические модели; прогнозирование; анализ структуры; анализ эластичности; методы ка-зуального анализа, балансовый метод и другие. Однако, как указывает А.В. Коротков (2008), «... прикладные и исследовательские виды деятельности в маркетинге различаются по характеру их отношения к

Таблица 1. Характеристика маркетинговой деятельности предприятий и фирм по отношению к методологии (аннотация исследований А.В.Короткова, 2008

М арке-™ нпэвая деятельность Элементы методологии

Цриицппы Приемы Инструменты

Прикладная - применение - применять X

Прикладная - применение, - анализ применения. - выдвижение предложений. - ана.пнз применения, - создание, - разработка, - модификация, - применение, - оценивание моделей. - анализ применения, - разработка, - модификация

методологии маркетинга, три элемента или составные части которой - принципы, приемы и инструменты - достаточно подробно рассмотрены выше. Отношение к каждому элементу характеризуется с трех позиций, расположенных в порядке возрастания степени владения методологией: 1) применение, 2) анализ применения, 3) модификация, формулировка предложения, создание, разработка.

Как указывает автор таблицы 1, «практическая деятельность по отношению к методоло-гии маркетинга состоит в применении принципов маркетинга и в практической реализации управленческих приемов, которые могут или давно находятся в арсенале приемов или могут быть разработаны специально при решении конкретной задачи в ходе проведения маркетинговых исследований. Исследовательская деятельность по отношению к методологии маркетинга в основном состоит в применении принципов и инструментов, в анализе применения принципов, управленческих приемов и инструментов, в модификации и создании новых управленческих приемов и инструментов, а также в определенной степени - в разработке концептуальных моделей, относящихся к принципам.

Можно выделить четыре последовательных этапа маркетинговой деятельности по отношению к средствам маркетинга: 1) разработка уровней параметров комплекса маркетинга, 2) разработка управленческих приемов, 3) применение управленческих приемов, 4) формирование уровней параметров комплекса маркетинга. С позиции средств маркетинга первый и четвертый этапы характеризуют отношение перечисленных видов деятельности к параметрам комплекса маркетинга, а второй и третий - к управленческим приемам. Очевидно, что первый и второй этапы относятся к маркетинговым исследованиям и могут быть названы функциональными этапами маркетинговых исследований. Третий и четвертый этапы относятся к прикладному маркетингу. Уточняя различие между маркетинговым исследованием и прикладным маркетингом, следует подчеркнуть, что в прикладном маркетинге осуществляется практическая деятельность по формированию уровней параметров комплекса маркетинга (сменить поставщика, расширить ассортимент, увеличить производство и т.д.), а также по реализации управленческих приемов, например, стратегий».

Пользуясь подобными маркетинговыми программами, ряд ведущих игроков на федеральном рынке первичного жилья осуществили за последние 2 года коренные изменения своей сбытовой политики, построенной не на краткосрочных, а на среднесрочных (т.е. рассчитанных на 2-3 года) маркетинговых мероприятиях. Это позволило изменить персональный список лидеров на рынке первичного жилья в российских мегаполисах. Как и прогнозировали год назад эксперты Я^АУ, новыми лидерами по итогам 2010 года стали представители сильных игроков федерального уровня. В частности, об этом свидетельствуют результаты опубликованного издательским домом «КоммерсантЪ» рейтинга крупных строительных компаний Москвы. Критерием оценки послужило количество сданных метров жилья в 2010 году. В списке лидеров присутствуют компании, предоставившие информацию по итогам 2010 года. Порогом попадания

в рейтинг был установлен показатель в 100 тыс. кв. метров. Следует подчеркнуть, что в 2010 году лидером рейтинга стал «Главмосстрой», который стал единственной в столице организацией, сдавшей более 1 млн. кв. метров жилья, он с прошлогодней третьей позиции переместился сразу на высшую ступень. Напомним, что в 2010 году «Главмосстрой», наряду с компанией «Моспромстройматериалы», перешел под контроль УК «Главстрой», которая управляет строительными активами холдинга «Базовый элемент».

Согласно сообщениям в средствах массовой информации, в настоящее время в интересах «Базового элемента» начата скупка акций еще одного крупного столичного строительного актива - компании «Москапстрой» (МКС). Сейчас консолидировано около 5% акций МКС. Имеющаяся открытая маркетинговая информация позволяет констатировать, что ОАО «МОСКАПСТРОЙ», созданное в 1967 году, в настоящее время является крупнейшей инжиниринговой компанией в России. Через МКС проходит большинство городских заказов, строительных проектов и программ Москвы и других крупных мегаполисов. При участии компании построены такие объекты, как Центр международной торговли на Краснопресненской набережной, гостиницы «Пульманирис» и «Балчуг-Кемпински», универмаг «Петровский пассаж», ледовый дворец в Санкт-Петербурге, здания посольств и другие. В «Москапстрой» входит более 25 дочерних предприятий, специализирующихся на строительстве жилых домов, объектов спорта, торговли, инженерных коммуникаций, уникальных сооружений и т.д.

По данным «Интерфакс-СПАРК», более 57% акций «Москапстроя» сегодня поделены между физическими лицами, 12,7% принадлежит ЗАО «Инстройсервис», оставшиеся акции - другим юридическим лицам. Доход от своей деятельности в 2010 году у «Москапстроя» составил приблизительно $23 млн. Он формируется за счет получения процента (2-2,5%) от функции заказчика.

Таким образом, компания «Базовый элемент» продолжает выстраивать в Москве интегрированный строительный холдинг. Около года назад им была куплена мощная строительная компания «Главмосстрой», которую он пообещал вывести в лидеры по объемам строительства. Сейчас ГМС готовится к 1РО, а часть его акций начинает торговаться на РТС. Кроме того, в Москве начала активно работать близкая к «Базэлу» компания «Бэл-девелопмент», специализирующаяся на гостиничном бизнесе. Как свидетельствует А.Н.Смирнов, 2011, сейчас эта строительная компания развивает сразу четыре проекта, один из которых находится на Тверской. При этом следует подчеркнуть, что московский ДСК-1 впервые (по сведениям генерального директора информационно-аналитического агентства «КМАУ» А. Крапина, 2011) за много лет уступил пальму первенства в Москве по объему сданного жилья. Но, несмотря на это, ДСК-1 остается в ряду крупнейших застройщиков Москвы. Кроме столицы, ДСК-1 активно застраивает подмосковные города Балашиху, Одинцово, Люберцы, а также Красногорский и Солнечногорский районы. За пять месяцев 2011 года комбинат смонтировал уже 550 тыс. кв. м. На 3-ем месте расположилось «СУ-155», объединяющее 120 компаний. Основную долю в объеме строительства

заняла серия индивидуального панельного дома. Статус лидера обязал СУ-155 искать новые пути развития в регионах. Руководителей компании часто можно увидеть в Санкт-Петербурге, Самаре, Тамбове, Калининграде, Иванове, Гатчине, Ульяновске, Кохме, Вологде, Жигулевске.

В последнее время особо бурную активность топ-менеджеры развили в Нижегородской области, где губернатором является Валерий Шанцев, не чужой столичному стройкомплексу человек. Вместе с ДСК-1 в Подмосковье работает еще один гигант панельного строительства - группа компаний ПИК, которая переместилась вверх на одну позицию. Наиболее масштабные проекты ГК ПИК - район Новокуркино (900 тыс. кв. м жилой площади), а также новые районы Ярославский в Мытищах (общая площадь жилья более 1 млн. кв. м) и Юбилейный в Химках (около 300 тыс. кв. м). Во всех трех случаях речь идет о районах комплексной застройки, т. е. помимо жилых домов возводятся инженерные сети, спортивные объекты, школы и т. д. Интересным фактом является то, что в Подмосковье, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Таганроге и в других регионах дома индустриальных серий застройщик сдает с полной отделкой. Группа ПИК активно осваивает и рынок элитного жилья. Один из наиболее ярких архитектурных проектов компании - клубный дом в Филипповском переулке, а также создание в центре столицы на Мытной улице «Английского квартала» -комплекса с самыми дорогими из всех проектов компании квартирами. Впервые пробилось в список лидеров АО «Моспромстройматериалы». Оно контролируется «Базовым элементом» (также как «Главмосстрой»), но позиционирует себя как независимый игрок. Компания возводит корпуса серий П-46М, ПБ-02 и МПСМ в Южном Бутове, Голицыне, Ногинске, Калуге. Особенно активно присутствие АО «Моспромстройматериалы» в Северном округе Москвы, где компанию привлекают к различным социальным программам. Например, именно ей мэрия доверила в этом году укомплектовать стройматериалами сто детсадов, из которых десять она должна будет построить своими силами. В пятерку лидеров строительного комплекса Москвы попала и Группа «Дон-строй», в которую входит около 30 компаний. В 2010 году ГК сдала в эксплуатацию в 6,5 раза больше жилья, чем в 2009 году. В числе сданных проектов два жилых комплекса: «Воробьевы горы» (299,1 тыс. кв. м) и «Триумф-палас» (311,5 тыс. кв. м). В 2011 году сдаются в эксплуатацию четыре крупных объекта: «Северная звезда», «Бирюзова, 33», «Эльсинор» и «Дом на Смоленской набережной» общей площадью 149,4 тыс. кв. м. Компании ЗАО «Мосфундаментстрой-6» (МФС-6) и ЗАО «Мосстроймеханизация-5» (МСМ-5), видимо, придерживаются принципа «стабильность - признак мастерства». Они сохранили шестое и седьмое соответственно места в списке. В 2010 году МФС-6 завершил проекты «Грандъ-парк» и «Приват-сквер», много объектов было возведено по горзаказу в Кожухове. Сейчас МФС-6 застраивает четвертую очередь Ходынского поля и продолжает работы в Кожухове. Дочерняя компания МФС-6, ЗАО «Альстрой», собирает силы для масштабной реконструкции Левобережного района на севере столицы. В планах МФС-6 значатся точечные объекты в Ховрине, Западном Дегунине и

Бескудникове. МСМ-5 в прошлом году возводила дома «под ключ» в Кожухове, Медведкове, Балашихе, в этом году пришла в Люберцы. Отметим, что МСМ-5 обладает одним из самых крупных и современных в столице парков строительных машин и техники. Впервые попала в список одна из старейших столичных компаний ЗАО СУ-83. Помимо застройки она часто привлекается к возведению нулевых циклов панельных жилых домов, а также инженерных сетей и коммуникаций. В прошлом году было введено в эксплуатацию 18 объектов серий П-44Т, П-46М, П3М и И-155. В августе компания уже перешагнула рубеж в 70 тыс. кв. м. Группа компаний «Конти» за 2010 год поднялась сразу на семь пунктов вверх и оказалась на девятой позиции списка. Самым заметным событием минувшего года для «Конти» была сдача элитного жилого комплекса переменной этажности «Покровский берег», расположенного на северо-западе Москвы в лесопарке «Покровское-Стрешнево». В конце этого года группа компаний планирует приступить к двум новым проектам в сегменте бизнес-класса, расположенным на престижных Рублево-Успенском и Ильинском шоссе. Первую пятерку покинула компания «Интеко», которая за минувший год в четыре раза сократила объем сданного жилья. При этом значительно вырос ее оборот. Связано это с изменением стратегии развития бизнеса. Замыкает список ЗАО «Трест-26», впервые вошедшее в список лидеров строительства на рынке первичного жилья российских мегаполисов. «Трест» - главный актив стройкомпании ИНА. «Трест-26» исправно получает от города выгодные заказы. Именно «Тресту-26» мэрия доверила спасать ситуацию с обманутыми дольщиками и передала ему большинство объектов скандального «Мастерка». Интересен тот факт, что в рейтинг не вошли крупные участники жилищного строительства «Капитал Групп», «Миракс», «Квартал», «Авгур Эстейт» и «Крост». Таким образом, вышеприведенный контент-анализ позволяет утверждать то, что за последние пять сложилась устойчивая тенденция совершенствования контаминантных маркетинговых программ на изучаемом секторе рынка, т.е. особый алгоритм интенсивного развития двух или нескольких направлений (панельное высокоэтажное строительство, коттеджная застройка, создание жилых поселков и т.д.) в сфере первичного строительства в российских мегаполисах.

Литература

1. Козлов, А.И. Маркетинговые программы краткосрочного и среднесрочного развития предприятий отечественной стройиндустрии. // Новый дом. - 2008. - №2. - 45-47 с.

2. Коротков, А.В. Прикладные и исследовательские виды деятельности в маркетинге.// Маркетолог России. - 2002. - №6. - 52-56 с.

3. Смирнов, А.Н. Маркетинговые программы строительных холдингов Москвы./ /Столица. - 2011. - №1. - 82-85 с.

4. Крапин, А. А. Информационно-аналитический анализ рыночной успешности маркетинга застройщиков Москвы.// Вестник компании «RWAY». - 2011. -№2. - 37-38 с.

5. Яковлева, Е.Б. К вопросу о термине «маркетинговая контаминация».// Северная Пальмира. - 2008. - №9. - 101-105 с.

Новые исследования молодых ученых

Казинец А.В.

Программы обучения персонала здравниц научным приемам фитотерапии при санаторной реабилитации больных хроническими аллергическими конъюнктивитами

Международная статистического классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-Х) среди болезней конъюнктивы отдельным подразделом выделяет хронический конъюнктивит, считая необходимым детализировать этиологию этого заболевания в ряде подпунктов. В частности, подобный акцент переносится на аллергические конъюнктивиты.

Как отмечает С.Н. Сахнов (2010), проблема аллергических конъюнктивитов за минувшее пятилетие на Кубани возросла, практически, в 2 раза в общей структуре первичной обращаемости больных с офтальмопатологией в поликлинические учреждения. В этой связи становится ясной актуализация поставленной проблемы в контексте мнения одного из ведущих офтальмологов здравниц российского Причерноморья А. А. Бессонова (2009), который указывает на недостаточность востребования приемов естественной (немедикаментозной) иммуномодуляции факторов неспецифической резистентности у названого контингента пациентов. В этой связи возрастает социальная востребованность методов фитотерапии для данного контингента пациентов (H X.1 по МКБ-Х), поскольку способы применения лекарственных трав массового произрастания на Черноморском побережье Кавказа пока еще недостаточно используются в программах обучения персонала санаториев при курортной реабилитации и оздоровлении больных хроническими аллергическими конъюнктивитами.

Предложенная в рамках настоящего исследования системная восстановительная терапия для больных с названной офтальмопатологией включала в себя мелко-дисперсный способ преобразования отваров лечебных трав в аэрозольно-капельную взвесь через небулайзер. Для этого использовался струйный небулайзер модели «Pary TurboBoy» (Германия), дающий возможность доставлять в альвеолярное древо названного контингента пациентов необходимую фитотерапевтическую дозу отваров различных лечебных трав в аэрозольной форме с различной (заданной) концентрацией. Время подобной небулайзерной терапии (НТ) варьировалось от 3-5 до 15-20 минут на 1 сеанс при температуре вдыхаемой мелкодисперсной смеси 20-25оС, через 3-4 часа,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.