УДК 159.922.7-053.5
М.А. Лауринавичене
ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ И ОТЦУ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СЕБЕ И СВЕРСТНИКАМ
Данная статья посвящена теоретическому анализу феномена привязанности как фактора отношения детей младшего школьного возраста к себе и сверстникам. Рассматриваются основные подходы к определению понятия «привязанность», особенности становления чувства привязанности в онтогенезе. Определяется роль привязанности к родителям в формировании личности младших школьников.
Ключевые слова: привязанность, эмоциональная связь, психологическая безопасность, родительское отношение, самоотношение, отношение.
Семья в разные возрастные периоды жизни ребенка является разным по значимости (ближним или более дальним) контекстом. Привязанность к родителям выступает как одна из базовых характеристик личности, которая обеспечивает чувство безопасности, доверия, психологического комфорта.
Качество эмоциональной привязанности к родителям оказывает одно из определяющих значений на развитие чувства безопасности, доверия, способности к сепарации ребенка, которые поддерживают все дальнейшие аспекты психического развития. Привязанность базируется на внутреннем неосознаваемом опыте ребенка эмоциональной связи с матерью, дающей ощущение близости, безопасности, надежности отношений. [5]
Теория привязанности, активно развивающаяся как в теоретической, так и в практической современной психологии, экспериментально подтверждает влияние ранних эмоциональных связей в первичной диаде на многие аспекты развития личности ребенка (Р.Ж. Мухаммедрахимов и др.)
С поступлением ребенка в школу резко меняется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью становится учение, важнейшей общественной обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Младший школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. Именно в этот период происходит формирование ответственности за свои поступки, совершенствуется самооценка и уровень притязаний, формируется система самоотношений, закладываются умения и навыки общения с окружающими людьми
Недостаточность исследованности проблемы привязанности детей младшего школьного возраста к родителям, как фактора отношения младших школьников к себе и сверстникам обусловила актуальность данного исследования.
Объект исследования является отношение ребенка к себе и сверстникам. В качестве предмета выступает самооценка и отношение к сверстникам у детей с разным видом привязанности к отцу и к матери.
Цель исследования: изучить отношение к себе и сверстникам в связи с привязанностью к родителям.
Достижению поставленной цели способствует разрешение следующих задач:
1.Осуществить теоретический анализ основных подходов к проблеме привязанности ребенка к матери и отцу в научной литературе;
2.Определить особенности межличностных отношений и самоотношения в младшем школьном возрасте;
3.Изучить типы привязанности к отцу и матери;
4.Выявить характер связи между типов привязанности и отношением к сверстникам и себе.
В психологических исследованиях последних лет все большее внимание уделяется понятию «привязанность», которая рассматривается как эмоциональная связь с родителями, в первую очередь, с матерью. Понятие привязанности в психологию ввел Д. Боулби. В своих работах он исследовал феноменологию привязанности, ее развитие у различных видов живых систем, в том числе и у человека. Кроме этого он объяснил механизм формирования эмоционально - положительного отношения ребенка к матери. «Привязанность - это подвид эмоциональной связи, в которой чувство безопасности человека связано с отношениями». [2, с. 82] Привязанность основывается на внутреннем опыте ребенка и эмоциональной
© Лауринавичене М.А., 2016.
Вестник магистратуры. 2016. № 3 (54). Т. I.
ISSN 2223-4047
связи с матерью в ранние годы жизни, дающей ощущение близости, безопасности, надежности отношений.
Привязанность к родителям является одним из важнейших факторов, формирующих отношение ребенка к окружающему миру. Согласно взглядам Д. Боулби, М. Эйнсворт, качество эмоциональной связи с матерью оказывает одно из определяющих значений на развитие чувства безопасности, доверия, способности к сепарации ребенка, которые поддерживают все дальнейшие аспекты психического развития. [5] Согласно Дж. Боулби, у младенцев наблюдается т.н. поведение привязанности, к которому могут быть отнесены такие врожденные виды поведения взаимодействия, как сосание, цепляние, следование, плач, улыбка. Автор указывает, что это поведение гарантирует защиту и выживание вида. Он подчеркивает готовность новорожденного к социальному обмену и установлению аффективной связи с матерью.
М. Эйнсворт в своих работах выделила несколько типов привязанности, описывающих различное ее качество, а именно: надежный, тревожно - избегающий, симбиотический или амбивалентный. Позже был выделен еще один вид ненадежной привязанности - дезорганизованный.
Д.Н. Стерн утверждает, что привязанность - это набор видов поведения младенца, мотивационная система, отношения между матерью и младенцем, теоретический конструкт и субъективный опыт младенца в форме «рабочей модели». [9, с. 39]
В течение младенчества и раннего детства мать ориентирует ребенка в пространстве и времени, предусматривает его окружение, разрешает удовлетворение одних импульсов, ограничивает другие, «является его эго и супер-эго». Новорожденный ребенок окружен большим и разнообразным миром социальной стимуляции со стороны наиболее близких людей, в отношениях с которыми происходит его развитие. [5, с. 38]
В отечественной психологии существенный вклад в развитие понятия «привязанность» внесла М.И. Лисина, исследовавшая особенности общения младенца с родителями. Работы М.И. Лисиной оказали огромное влияние на все последующие отечественные исследования развития детей первых месяцев и лет жизни. [4]
Н.Н. Авдеева, исследовавшая особенности привязанности детей, воспитывающихся в семье и в условиях интернатных учреждений, показала, что отношение ребенка к себе зависит от степени привязанности к матери: чем больше привязанность, тем выше уровень развития образа себя. [1]
Г.Г. Филиппова, изучавшая особенности становления материнской потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе, отмечает, что чувство привязанности наиболее активно формируется у матери в послеродовый период, который характеризуется образованием у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностного принятия и интереса к внутреннему миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из возраста с характеристиками гештальта младенчества и происходит продление потребности в заботе и модификация содержания потребности в материнстве у матери. [10]
А.С. Спиваковская говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской привязанности, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать к подросшим детям. [8]
Младший школьный возраст является важным этапом в развитии личности ребенка. В это период характер отношений к себе и сверстникам определяется нормами нравственного поведения, которые ребенок активно усваивает дома и в школе. В этом возрасте формируется общественная направленность личности, сотрудничество, самостоятельность, ответственность. Ребенок учится общаться с окружающими, устанавливать контакты в группе сверстников. Большое влияние на установление норм и характера общения в этом возрасте оказывает личность учителя, который является, несомненно, авторитетом для младшего школьника.
В формировании гармонически развитой личности определяющее значение имеет общение, содержанием которого является построение взаимоотношений и действия внутри них. В.Н. Мясищев дает следующее определение этих отношений «Психологическое отношение человека в развитом виде представляет целостную систему индивидуальных, избирательных социальных связей личности с различными сторонами объектной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания».[6, с. 120]
Самоотношение рассматривается как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». Самооценка рассматривается С.Р. Пантелеевым как аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. [7] Формирование адекватной самооценки, т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений о себе и адекватных им способов построе-
ния поведения, существенно влияет на личность ребенка. Напротив, формирование негативного Я-образа может привести к деформации личности.
В.Н. Мясищев отмечает, что первоначальный период возрастающей избирательности поведения человека характеризуется предотношением, в котором отсутствует элемент сознательности. У 2-3-х летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения - к родителям, воспитателям, сверстникам. В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением. Однако, не всегда установление контактов со сверстниками происходит легко и непринужденно. Зачастую в классе происходят конфликты, может проявляться детская агрессивность, тревожность, фрустрированность.
А.И.Захаров полагает, что невротические изменения формирующейся личности ребенка могут возникнуть в результате неудачного опыта межличностных отношений, а также отсутствия возможности создания приемлемой системы отношений и самоотношения, в результате чего формируется неадекватная самооценка, болезненно-чувствительное, эмоционально-неустойчивое и тревожно-неуверенное «я». На это также указывает в своих исследованиях ДжБоулби.
В то же время, А.С.Спиваковская отмечает, что на конструктивный стиль отношения и смоотно-шения могут повлиять такие качества личности родителей, как способность к полному и живому переживанию, способность тонко, самозабвенно и бескорыстно чувствовать, умеренная тревожность, способность брать на себя ответственность, склонность к самоанализу, рефлексии [8].
Мы полагаем, что характер отношения ребенка к сверстникам и к себе зависит от типа привязанности к матери и отцу, а также определяется стилем семейного воспитания, особенностями отношения родителей к ребенку, что обуславливает важность исследования феномена привязанности для установления гармоничных отношений.
Таким образом, анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что существует связь между личностью родителя и его отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и ребенка и стилей семейного воспитания явно недостаточно.
Библиографический список
¡.Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. - М.: Смысл, 2003. - 152 с.
2.Боулби Дж. Привязанность. 2003. - 480 с.
З.Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология, патогенез. - М.:Медицина, 1988. 144 с.
4. Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М.И. Лисина // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
5.Мухамедрахимов М.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб. 2003. - 288 с.
6.Мясищев В.Н. Психология отношений. - М., 1989. - 478 с.
7.Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. -С. 208-242.
8.Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1986. -160 с.
9.Стерн Д.Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. Спб.: Восточно - Европейский институт психоанализа. 2006. 376 с.
10.Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -
240 с.
ЛАУРИНАВИЧЕНЕ МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА - магистрант, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, Республика Беларусь