«По-моему, одно: осмыслить и прочувствовать можно даже и верно и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина. Вот эту-то неустанную дисциплину над собой и отвергают иные наши современные мыслители: «слишком-де много уж было деспотизму, надо свободы» [5].
Быть личностью - значит быть в состоянии, обладать способностью собственного самопреобразования в отношении к вершинным явлениям духа и всемирной истории человечества. Немного раньше первый русский митрополит Илларион написал: «Человечество больше не гнётся в Законе, а в Благодати свободно растёт...» [6].
Теория личности и теория человеческого капитала зиждятся на одном и том же историко-логическом основании. Оно есть категория «пайдейя».
Список литературы:
1. Крупнов Ю.В. Практика персонального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kroupnov.ru/pubs/2005/07/28/10259.
2. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. - М.: «Новости», 1992.
3. Крупнов Ю.В. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Почта mail.ru поиск й9_999_634.
4. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Глава VIII «Образовательный процесс как выражение внутренней самодеятельности человеческого организма» // Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - С. 351-355.
5. Достоевский Ф.М. Самозванные пророки и хромые бочары, продолжающие делать луну в Гороховой // Дневник Писателя. Ежемесячное издание. Глава первая. - Февраль, 1877.
6. Митрополит Илларион в его художественно-философском «Слове о законе и благодати» (1038 г.).
ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ МАТЕРИ НА ПРИВЯЗАННОСТЬ К НЕЙ РЕБЕНКА И ЕГО ОБРАЗ СЕБЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
© Козлова Т.А.*, Раздобарова О.А.*
Кущевский медицинский колледж, Краснодарский край, ст. Кущевская
В данной статье авторы попытались раскрыть историю изучения вопроса детско-материнской привязанности, осветили этапы проведенного ими исследования влияния самооценки матери на привязанность к
* Преподаватель высшей категории.
* Клинический медицинский психолог.
ней ребенка и его образ себя в раннем детстве. На основании полученных в ходе исследования результатов ими были сделаны обобщающие выводы, которые могут быть полезными с теоретической и практической точки зрения.
Ключевые слова материнство, привязанность, самооценка, ребенок, раннее детство, образ себя.
Изучение формирования и функционирования детско-материнской привязанности - одно из ведущих направлений экспериментальной психологии в последнее время. Боулби Дж. был первым исследователем, который связал развитие привязанности с механизмами адаптации и выживания ребенка. В рамках этологии в возникновении привязанности усматривали гормональные изменения в послеродовом периоде у матери [11]. Последующие исследования включали влияние высших потребностей, формирование определенных взаимоотношений, вытекающих в привязанность [8]. Боулби Дж. и Эйнсворт М. под привязанностью понимают интегративное образование, включающее в себя эмоциональную связь ребенка с матерью, ее образ и первое его социальное поведение, адресованное ей, дающее ребенку ощущение близости, безопасности, надежности отношений. Следовательно, феномен привязанности включает в себя аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты, что соответствует компонентам установки, а значит, мы можем говорить о привязанности как о базовой социальной установке, формирующейся в первых отношениях. Выделяют надежный и ненадежные типы привязанности, отличающиеся по степени доверия, чувству защищенности, готовности обращаться к матери за поддержкой [8]. Шеффер Х.Р. [14] обратил внимание на то, что новорожденный имеет определенные биологические механизмы, лежащие в основе потребности устанавливать эмоциональную связь с кем-либо. Основным результатом взаимодействия матери и младенца Дж. Боулби считает появление у младенца эмоциональной привязанности, заставляющей ребенка жаждать присутствия матери, ее ласки, особенно если он встревожен или испуган. Обычно первым объектом привязанности является мать [9]. Формирование такой привязанности жизненно необходимо для развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации [10]. Выбор объекта, а также сила и качество привязанности во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку [6, 8, 9].
В отечественной психологии изучение привязанностей ребенка к взрослому велось в рамках психологии общения, в русле концепции М.И. Лисиной. Большое значение для понимания природы детско-материнской привязанности имеет положение Л.С. Выготского о том, что любой контакт младенца с внешним миром опосредован значимым для ребенка взрослым окружением [3]. Избирательные привязанности ребенка к взрослому рассматривались как продукт общения, зависящий от его содержания [4]. В работе
С.Ю. Мещеряковой изучалось развитие системы аффективно-личностных связей ребенка с взрослым на первом году жизни, возникающих в ситуативно-личностном общении и являющихся основным психологическим новообразованием этого возраста [5]. Другим важнейшим продуктом общения является образ себя ребенка[1, 5].
Целью нашего исследования было установление связи между самооценкой и тревожностью матери и привязанностью к ней ребенка и его образом себя. В качестве объекта исследования выступала диада мать - ребенок. В задачи исследования входили: изучение образа себя ребенка, типа его привязанности к матери, самооценка матери.
В исследовании использовались методики, направленных на изучение: 1) образа себя ребенка; 2) типа аффективной привязанности ребенка к матери; 3) самооценки матери.
Образ себя ребенка выявлялся на основании адаптированного Н.Н. Авдеевой метода [2] с помощью регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом, в пяти различных ситуациях. В первой ситуации регистрировалось свободное поведение ребенка перед зеркалом, во второй - перед началом опыта на голову ребенка надевалась шапочка с ярким рисунком, в третьей - яркие бусы, в четвертой ситуации сзади к нему подходила мать, в пятой - позади ребенка над его плечом помещалась яркая незнакомая игрушка, видимая в зеркале. В зеркале отражались голова и туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища матери. Продолжительность одного опыта составляла 3 мин. Регистрировались различные психические проявления детей: характеристики взгляда, эмоциональные проявления, вокализации, а также поведение перед зеркалом. Все количественные данные преобразовывались в условные единицы, полученные умножением количества на длительность и интенсивность, сложением произведений, вычислением среднего арифметического по всем пробам.
Для оценки привязанности ребенка к матери была использована модифицированная Н.Н. Авдеевой методика М. Эйнсворт. В эксперименте изучалось поведение ребенка в непривычной ситуации, при разлуке с матерью, степень воздействия такой ситуации и то, насколько легко удавалось матери успокоить малыша после слабого стресса, как изменялась в этих условиях познавательная активность ребенка. Эпизоды эксперимента: 1) к матери и ребенку, находящимся в комнате, присоединяется незнакомый взрослый; 2) мать уходит из комнаты; 3) мать возвращается, а незнакомец уходит; 4) мать уходит, возвращается незнакомый взрослый с привлекательной игрушкой; 5) незнакомый взрослый уходит, в комнату возвращается мать; 6) мать уходит, в комнату возвращается незнакомый взрослый с пугающей игрушкой; 7) мать возвращается, а незнакомец выходит. На протяжении всей последовательности за ребенком наблюдают через полупрозрачное зеркало, и некоторые наблюдения записываются: уровень активности и увлеченность игрой, плач и
другие признаки расстройства, близость к матери и попытки завладеть ее вниманием, близость к незнакомке и готовность взаимодействовать с нею.
В качестве привлекательной игрушки использовалась ярко раскрашенная игрушка зайца, а в качестве пугающей - управляемый робот, говорящий команды и громко стреляющий. Ключевыми являются эпизоды № 2, 3, 6 и 7, когда мать оставляет ребенка с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и пугающей игрушкой, а затем возвращается. В качестве показателей привязанности ребенка к матери используется степень огорчения малыша после ухода матери и особенности поведения ребенка после ее возвращения. Поведенческие проявления детей оценивались аналогично оцениванию в исследовании образа себя ребенка.
Для исследования самооценки матери использовался тест «Исследование самооценки личности», проводимый в два этапа. На первом этапе - из четырех наборов слов матерям предлагалось выписать те, которые более значимы и ценны для них лично в четыре столбика идеальных качеств. На втором этапе -выписать из каждого набора те, которыми они обладают реально. Подсчитыва-лось количество реальных и идеальных качеств, а затем вычислялось их процентное отношение. Полученные данные соотносились с показателями в таблице, ранжировались по количеству баллов на пять групп, где выводился средний показатель. Таким образом: низкий уровень самооценки - 16-37, ниже среднего - 38-48, средний - 47-56, выше среднего - 57-65, высокий - 66-68.
В опытах принимали участие сто пар (мать - ребенок) из полных семей Кущевского района, возраст детей составлял от года до полутора лет.
Количественные показатели образа себя ребенка, самооценки матери посчитаны для каждой пары, далее суммированы, усреднены и разбиты на 5 групп, далее представлены в табл. 1 и на рис. 1.
Таблица 1
Суммарные показатели образа себя у ребенка и самооценки матери
Группы
1 2 3 4 5
Образ себя у ребенка 130,3 121,8 121,9 63,5 28,4
Самооценка матери 66,5 59,1 60,1 39,4 16,7
При анализе прежде все обращает на себя внимание разброс показателей образа себя ребенка от 130,3 баллов в верхнем пределе до 28,4 - в нижнем. Прослеживается видимая прямая зависимость между самооценкой матери и образом себя у ребенка. Самооценка матери варьирует от 16,7 в усредненном нижнем пределе до 66,5 - в верхнем.
Качественный анализ поведения ребенка перед зеркалом в различных ситуациях говорит о противоречивых типах поведения для детей с высокими количественными показателями образа себя и низкими, минимальными показателями в каждой из пяти групп, причем в первой и третьей группах они наи-
более противоречивы, с большим разбросом, что их разграничение во многом условно. Это «индифферентные, ненадежно привязанные» дети - они не возражают против ухода матери, продолжают играть, не отмечая ее возвращения. Во второй группе преобладают дети с «надежным» типом привязанности. Они стремятся к физическому контакту с матерью, легко успокаиваются рядом с ней. В четвертую группу вошли «аффективные, ненадежно привязанные» дети сильно огорчающиеся после ухода матери, а при ее возвращении то льнущие к ней, то потом сразу же ее отталкивающие. Пятую группу составили дети с «неориентированным» типом привязанности, которые после возвращения матери стремились убежать от нее, то пытались приблизится к ней.
150
100
50 0
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
Рис. 1. Суммарные показатели образа себя у ребенка и самооценки матери
Анализируя результаты исследования можно сказать, дети с развитым образом себя улыбаются своему отражению, красуются перед зеркалом, вокализируют, улыбаются себе, в противопоставление детям с несформиро-ванным образом себя, которые бросают на себя осторожные короткие взгляды, улыбаются лишь отражению матери.
Качественный анализ самооценки матери выявляет два полюса, на одном из которых матери с низкой самооценкой, с пятой группы, у которых наблюдается большое расхождение между «я - реальным» и «я - идеальным». У них высокая переживательность, чувствительность, повышенная заботливость, чувствительность, истощаемость. Матери с высокими показателями самооценки оценивают себя как счастливых, любвеобильных, активных, настойчивых, целеустремленных, входят в первую группу. Вторую группу составляют матери со средней самооценкой, а третью - выше среднего.
Данные об уровне развития образа себя у ребенка показали корреляционную зависимость от уровня развития самооценки матери. Соответствующие коэффициенты корреляции представлены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели корреляционной связи образа себя у ребенка с самооценкой матери
Сравниваемые результаты Самооценка матери
Р
Образ себя у ребенка 0,67 < 0,016
Анализ данных показывает, что образ себя у ребенка зависит от самооценки матери: чем выше самооценка матери, тем выше показатели образа себя у ребенка.
Количественные показатели типа аффективной привязанности ребенка к матери представлены в табл. 3.
Таблица 3
Показатели аффективной привязанности ребенка к матери (в условных единицах) в эпизодах № 2, 3, 6, 7
№ Эпизод № 2 Эпизод № 3 Эпизод № 6 Эпизод № 7
Эмоции и и а а ко РЧ Действия Эмоции и и а а ко РЧ Действия к и ц цом о Вокализации Действия Эмоции и и а а ко РЧ Действия
1 3 2 2,3 0 2 1,3 0 1 0,3 0 2 1,3
2 1 1 1,7 2 2 2 0 0 0 1 2 2,3
3 2 1 2 0 2 1,3 0 1 0,7 1 2 2,3
4 -3 0 0 1 1 1 -3 0 0 -1 1 1,3
5 -4 0 1 1 1 1,3 -4 0 0 -1 1 0,1
Примечание: знаком «-» отмечены отрицательные эмоциональные проявления.
Начнем с сопоставления поведения детей в эпизодах, когда мать уходит из комнаты и ребенок остается наедине с незнакомым взрослым (№ 2), а затем незнакомый взрослый уходит и в комнату возвращается мать (№ 3). Анализ таблицы показывает, что в эпизоде № 3 по сравнению с эпизодом № 2 снижается активность детей первой и третьей групп. При этом у них высокие показатели положительных эмоциональных проявлений в эпизодах с незнакомцем снижаются до нуля, когда он покидает комнату, а мать возвращается, они в присутствии матери ищут незнакомого человека, а при его появлении ведут себя более жизнерадостно, чем с матерью. У всех остальных детей, наоборот, активность при возвращении матери выше. Например, дети из четвертой группы, «индифферентные» и «ненадежно привязанные», проявляют ярко выраженные отрицательные эмоции в присутствии незнакомца, их активность полностью затормаживается, они громко плачут, а при возвращении матери демонстрируют слабые положительные эмоции и недостаточную активность, то есть не достигают даже среднего уровня (двух баллов).
Дети из второй группы - «индифферентные» и «надежно привязанные». Они заметно усиливают активность при возвращении матери и не проявляют отрицательных эмоций при незнакомом взрослом наедине. У детей этой группы в присутствии матери происходит усиление положительных эмоций и ориентировочно-исследовательских и игровых действий.
Дети из пятой группы - «дезорганизованные», ведут себя противоречиво, не проявляют видимых эмоций или выглядят подавленными, в присутствии матери приближаются к ней, не глядя на нее, а потом убегают.
Из табл. 3 видно, что активность всех детей в присутствии незнакомого взрослого и пугающей игрушки (эпизод № 6) существенно ниже по сравнению с той, где ребенок и пугающая игрушка находятся в присутствии матери (эпизод № 7). В ходе этих эпизодов дети проявляют легкую степень тревожности. У детей первой и третьей группы отмечается слабая активность, а все остальные дети стоят на месте, в присутствии матери дети перестают бояться незнакомой игрушки с необычными свойствами и начинают активно исследовать ее, инициируя мать к совместной игре. Только дети из пятой группы проявляют в присутствии матери отрицательные эмоции.
При анализе табл. 4 обращает на себя внимание тот факт, что более высоким показателям образа себя у ребенка соответствует индифферентный, ненадежный тип привязанности, а наиболее его низким показателям - дезорганизованный тип привязанности.
Таблица 4
Показатели образа себя у ребенка, типа его привязанности к матери
№ группы Образ себя у ребенка Тип привязанности ребенка к матери Самооценка матери
1 130,3 Индифферентный, ненадежно привязанный 66,5
2 121,8 Надежно привязанный 59,1
3 121,9 Индифферентный, ненадежно привязанный 60,1
4 63,5 Аффективный, ненадежно привязанный 39,4
5 28,4 Дезорганизованный 16,7
Таким образом, проведенное исследование показало, что между самооценкой матери и привязанностью к ней ребенка существует определенная связь, выражающаяся в том, что высокому уровню развития самооценки соответствует большая самостоятельность ребенка, меньшая зависимость его от матери, более выраженная активность в стрессовой ситуации. Детей с развитым образом себя можно условно отнести к двум группам: «индифферентные» и «надежно привязанные». Матери таких детей имеют высокую самооценку.
Дети с низкими показателями развития образа себя проявляют высокую степень зависимости от матери, что соответствует типу «аффективной, ненадежной привязанности». Матери детей этой группы имеют преимущественно заниженную самооценку.
Список литературы:
1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - С. 5-14.
2. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 3-12.
3. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - С. 40-111.
4. Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: автореф. канд. дисс. - М., 1975.
5. Мозг и поведение младенца. - М., 1993.
6. Развитие личности ребенка. - М., 1987.
7. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.
8. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An etiological approach to personality development // Amer. Psychologist. - 1991. - V 46. - P. 331-341.
9. Bowlby J. Attachment and loss: Loss, sadness and depression. - L.: Hogarth, 1980. - V 3.
10. Gassidy J. The ability to negotiate the environment: An aspect of infant competence as related to quality of attachment // Child Devel. - 1986. - V 57. -P. 331-337.
11. Klaus M., Kennel J. An infant bonding: 2-d ed. - St. Lois, 1982.
12. Scheffer H.R. The child's entry into the social world. - Orlando, FL: Acad. Press, 1984.
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИК САМООТНОШЕНИЯ, САМОРЕФЛЕКСИИ, САМОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
© Макарова Н.Г.*
Российский университет дружбы народов, г. Москва
В статье выражена проблема самоотношения, саморефлексии, самопознания, отмечены ее важные характеристики. Представлен теоретический аспект рассматриваемой проблемы. Проведена взаимосвязь между исследуемыми характеристиками личности. Выделены некоторые методики по изучению самопознания, самоотношения и саморефлексии.
Ключевые слова самоотношение, самооценка, саморефлексия, рефлекторная активность, самопознание, методики самооценки, самоотношения, рефлексии.
В последние годы все чаще возникает вопрос самоотношения, самопознания и саморефлексии, однако мало отражен в психологической литературе. Важно отметить, что именно самопознание способствует выработке определенного эмоционально-ценностного самоотношения личности к себе, а помогает определиться ей в этом - самооценка.
Самоотношение отражается в отношении человека к себе самому и частично другим людям, которые же и помогают формировать его личность. С
* Доцент кафедры Психологии и педагогики, кандидат психологических наук.