исследования
10Г11Я №1 2019
Привлекательность сельских территорий для современной молодежи
ПоповаМ.В.
В статье анализируются условия формирования привлекательности сельских территорий для молодежи. На основе проведенного исследования прослеживаются такие критерии социального самочувствия как индекс удовлетворенности местом проживания и комфортностью жизни, индекс удовлетворенности профессиональной и социальной реализацией, индекс материального положения и на основе этого выявляются основные приоритеты формировании привлекательности сельских территорий.
Ключевые слова: социальное самочувствие, социальная идентичность, сельская молодежь, перспективы развития
Popova M.V.
The attractiveness of rural areas for modern youth
The article analyzes the conditions for the formation of attractiveness of
rural areas for young people. On the basis of the conducted research,
such criteria of social well-being as the index of satisfaction with the
place of residence and comfort of life, the index of satisfaction with
professional and social realization, the index of material condition are
traced and on this basis, the main priorities for the formation of
attractiveness of rural areas are identified.
Key words: social well-being, social identity, rural youth, development
prospects
Учитывая поручения Президента и Правительства РФ по выработке нового подхода к решению вопросов комплексного развития сельских территорий, в Иркутской области определена система дальнейшей работы по реализации программных мероприятий. Все эти составляющие станут залогом успешной реализации поручений Президента РФ и создания благоприятных условий для проживания на селе -создания сельских поселений нового формата, населенных пунктов с развитой инфраструктурой, активно работающим производственным и социальным потенциалом.
Уже несколько лет идет работа над выстраиванием системы. Создано региональное Агентство по развитию сельских территорий, учрежден институт сельских старост, сформированы планы развития сельских населенных пунктов до 2020 года. Учитывая поручения Президента и Правительства РФ по выработке нового подхода к решению вопросов комплексного развития сельских территорий, в Иркутской области определена система дальнейшей работы по реализации программных мероприятий. Все эти составляющие станут залогом успешной реализации поручений Президента РФ и создания благоприятных условий для проживания на селе - создания сельских поселений нового формата, населенных пунктов с развитой инфраструктурой, активно работающим производственным и социальным потенциалом.
Также для разработки молодежной и социальной политики для жителей села необходимо изучать их социальное самочувствие. Особенно остро это касается молодежи, которая далеко не всегда может и хочет оставаться в сельской местности. Уже более тридцати лет мы наблюдаем отток молодежи из сел и деревень, это приводит к социально-демографичес-
Социол
огия №1 2019
Эмпирические
кому и экономическому перекосу в обществе в целом. Чтобы данная тенденция начала манят-ся, необходимы реальные меры по изменению социального самочувствия и социальной идентичности сельской молодежи.
В самом общем виде, социально самочувствие - это эмоционально-оценочное отношение человека к той социальной реальности, к тому миру, в котором он живет, месту проживания (территориальной идентичности), людям, которые его окружают (восприятие «своих» и «чужих»). В более узком смысле, социальное самочувствие - это субъективная оценка своей жизни. Такие широкие параметры и трактовки социального самочувствия позволяют говорить о множестве социальных индикаторов, которые позволяют судить о том или ином аспекте социального самочувствия различных социальных групп.
Например, в целом аспекты социального самочувствия россиян прослеживаются в работах Л.И. Михайловой [9], Г.Л. Воронина [1]; М.М. Красильниковой [8] и других; вопросы территориальной идентичности и социального самочувствия жителей определенной территории представлены в работах автора и О.А. Полюшкевич; темы идентификации «своих» и «чужих» и связанные с этим внутренние и внешние условия социального благополучия прослеживаются в работах А.В. Завьялова [2,3,4], Р.В. Иванова [5,6,7], О.А. Полюшкевич [11,12,13]; перспективы экономических притязаний и социального самочувствия отражены в исследованиях В.А. Скуденкова [14,15,16]; вопросы адаптации и социальной реализации сельской молодежи затронуты в ряде работ А.А. Пашкова [10], Ш.Ф. Фарахутдинова [17, 19, 20] и др.
Несмотря на обилие индикаторов социального самочувствия, подавляющее большинство российских исследовательских компаний (например, ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ) проводят социологические измерения социального самочувствия населения России, применяя упрощенные методики, включающие оценку материального положения семьи на момент исследования, оценку уровня жизни семьи через один-два года, уровень адаптированности к происходящим в стране переменам. Применить подобные методики к измерению социального самочувствия сельской молодежи не представляется возможным, поскольку перечисленные индикаторы затрагивают только степень доступности
тех или иных социальных благ, но не профессиональные характеристики, цели и достижения проживания и социальной и профессиональной реализации в современном российском селе. Для преодоления этих несоответствий предложена авторская методика.
Несмотря на обилие индикаторов социального самочувствия, подавляющее большинство российских исследовательских компаний (например, ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ) проводят социологические измерения социального самочувствия населения России, применяя упрощенные методики, включающие оценку материального положения семьи на момент исследования, оценку уровня жизни семьи через один-два года, уровень адаптированности к происходящим в стране переменам. Применить подобные методики к измерению социального самочувствия сельской молодежи не представляется возможным, поскольку перечисленные индикаторы затрагивают только степень доступности тех или иных социальных благ, но не профессиональные характеристики, цели и достижения проживания и социальной и профессиональной реализации в современном российском селе. Для преодоления этих несоответствий предложена авторская методика.
Мы предлагаем изучать социальное самочувствие сельской молодежи через следующие индексы: удовлетворенностью местом проживания; комфортность жизни; удовлетворенность профессиональной и социальной реализацией; материальное положение.
Индекс удовлетворенности местом проживания и комфортностью жизни раскрывается через перечень вопросов о том, насколько удовлетворены молодые люди тем как, где и с кем они живут.
Индекс удовлетворенности профессиональной и социальной реализацией раскрывается через возможности профессионального признания и карьерного роста, перспективы создания семьи и получения социального уважения.
Индекс материального положения раскрывается через уровень удовлетворенности имеющимися материальными благами и оценкой своих возможностей на приращение материального ресурса, экономических притязаний и представлений.
Указанные индексы позволяют выявить общие критерии социального самочувствия сель-
исследования
Социо
логия №1 2019
Таблица 1
Оценка престижа и комфортности места проживания среди сельской молодежи (в %)
Девушки Юноши
Престиж
Высокая 18 10
Средняя 30 33
Низкая 52 57
Камфортност ь
Высокая 60 65
Средняя 30 30
Низкая 10 5
Таблица 2
Социальная и территориальная идентичность сельской молодежи (в %)
| Девушки | Юноши
Социальная идентичность
Челонек 30 20
Мужчина / женщина 25 40
Профессиональная идентичность 25 25
Семейный статус (замужем/женат, не замужем/ холост) 10 10
Другое 10 5
Территориальная идентичность
Россиянин 1 ка 20 55
Житель своего региона / области 30 25
Житель своего села 60 20
ской молодежи, выявить основные проблемы и обозначить специфику социального положения сельской молодежи.
Данная методика была апробирована зимой 2019 года, в выборке приняли участие 450 жителей сел Иркутской области в возрасте от 18 до 30 лет.
Составляющей привлекательности территории является комфортность жизни, которая отражает степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Комфортность можно измерять, используя набор объективных показателей, с учетом особенностей собственного городского образа жизни. В целом потребителя интересует не сама территория, а ее ценность, которая определяется основными характеристиками[12]:
1) набором материальных благ, которые может приобрести потребитель, получая определенный размер дохода. По сути это стоимость условий жизнедеятельности в данном городе. Для жителя города важными экономическими показателями будут уровень доходов и расходов, которые определяются средней заработ-
ной платой и средней стоимостью основных товаров и услуг для населения, включая налоги. Расходы жителей определяют стоимость товара. Следовательно, в первую очередь, города конкурируют в области стоимости жизни (расходов на проживание). Для населения важны также доступность медицинских, образовательных, юридических, транспортных, развлекательных и других видов услуг, и их качество;
2) набором нематериальных характеристик, которые связаны с возможностью получения профессиональных услуг во всех сферах жизнедеятельности человека, комфортом проживания, возможностью профессионального и личностного роста. Кроме этого для потребителя важны: атмосфера города его, исторические традиции, культура, веротерпимость, социальное настроение в городе, уровень социальной напряженности, связанный с дифференциацией доходов населения;
3) уникальностью территории, которая определяется местоположением города, его ландшафтом, а также особенностями налогообложения, привлекательностью территории с точ-
Эмпирические
Девушки Юноши
Профессион апьная реализация
Высокая 5 10
Средняя 15 10
Низкая 80 80
Социальная реализация
Высокая 50 30
Средняя 40 45
Низкая 10 25
Таблица 4
Оценка имеющихся материальных и социальных благ и экономических притязаний в сельской местности (в %)
Девушки Юноши
Имеющиеся материальные и социальные блага
Высокая 10 10
Средняя 25 35
Низкая 65 55
Экономы чес кие притязания
Высокая 15 15
Средняя 55 60
Низкая 30 25
ки зрения ведения бизнеса, наличием уникальных учебных заведений или особенностей архитектуры. Экология территории может также рассматриваться как ее уникальность;
4) адаптивностью территории - это ее способность к изменениям для удовлетворения меняющихся требований потребителя. Она может выражаться в гибкости реагирования местной администрации на требования населения или предпринимательства в обеспечении гражданских прав и инициатив жителей, в улучшении условий жизнедеятельности или ведения бизнеса, в учете интересов различных групп населения.
Оценка престижа места проживания показала интересную картину. Около половины 52% девушек считают, что они живут не престижно, но при этом достаточно комфортно (60%), те же тенденции и у молодых людей 57% и 65% -соответственно. Средняя оценка престижу у 30% девушек и 33: юношей. Высокая у 18% девушек и 10% юношей (см. табл. 1).
Критерии социальной и территориальной идентичности с тем местом, где проживают молодые юноши и девушки также неоднородны. Социальная идентичность у девушек в 30%, а юношей 20% связана с категорией - человек
(в самом широком смысле от контекста космополит до биологического вида). Гендерная принадлежность более важна для юношей - 40%, для девушек в два раза меньше - 25%. Профессиональная идентичность одинакова и для девушек и для юношей и составляет 25%, также как и равнозначим семейный статус - по 10%.
Для девушек в большей степени важна локальная идентичность (60%), для юношей общегосударственная (55%). Житель своего региона примерно одинаково важно: для 30% девушек и 25% юношей (см. табл. 2).
Достаточно удручающая картина в оценке профессиональной и социальной реализацией в сельской местности. У 80% молодых людей профессиональная реализация на низком уровне. Социальная реализация более положительно оценивается девушками (50%), в силу высокой оценки значимости создания семьи, рождения ребенка, тогда как для юношей эти показатель в меньшей степени выступают социально значимыми (30%), хотя также имеют высокую важность. Низкая оценка возможностей социальной реализации прослеживается у 10% девушек и 25% юношей (см. табл. 3).
Материальные и социальные блага показывают уровень и положение социальной удов-
исследования
оциология №1 2019
летворенности молодежи. Чем больше недовольства, тем больше тяга к изменению места жительства, социального статуса, недовольства властью и обществом, соседями и собой. Тем самым это один из самых ключевых показателей, который может стать либо консолидирующим, либо разрушающим общество.
Оценка имеющихся материальных и социальных благ, а также экономических притязаний в целом также достаточно печальна. Высокий уровень притязаний у 10% молодых людей, средний у 25% девушек и 35% юношей, низкий у 65% девушек и 55% юношей. Высокие экономические притязания имеют 15% сельской молодежи, средние - 55% девушек и 60% юношей, низкие - 30 и 25% соответственно (см. табл. 4).
Таким образом, показатели социального самочувствия сельской молодежи показывает неоднозначную картину. С одной стороны, молодые люди ценят и свою малую родину и Россию в целом, но с другой стороны комфорт жизни и оценка своих социальных и профессиональных перспектив далека от идеала. Именно это может стать преградой для того, чтобы остаться в селе.
Социальная идентичность становится все больше подчиненной внешним социальным процессам, где теряется значимость локальных условий и задач жизни. Социальное самочувствие определяется все большими надеждами и мечтами о другой жизни, а не о том, что сделать сегодня и сейчас, чтобы изменить свою жизнь здесь - в конкретном селе.
Социальная привлекательность сельских территорий - это символический образ стабильности развития страны. Пока данные тенденции не изменятся - трудно говорить о социальной солидарности населения России. Социальная идентичность и социальное самочувствие молодежи - это как лакмусовый показатель - тех социальных процессов, что проходят в обществе в любом регионе. Создавая условия для того, что бы молодежь оставалась в сельской местности - мы создаем опоры для социальной консолидации страны в будущем.
Современный мир строится на множестве переменчивых условий и форм, но только желание остаться на малой Родине - может служить основанием стабильного развития страны в целом. Село - это основа социального и цен-
ностно-мировоззренческого возрождения России.
Литература
1. Воронин Г. Л. Социальное самочувствие россиян (1994-1996-1998 гг.). «Мерцающая» стратификация // Социологические исследования. 2001. № 6. С. 53-66
2. Завьялов А.В. Адаптация мигрантов в городской среде: новые условия жизни в старых городах // Урбанистика. 2018. № 3. С. 1-11.
3. Завьялов А.В. Мигранты в общественном мнении жителей Иркутской области // Социология. 2018. № 2. С. 104-107.
4. Завьялов А.В. Сочетание естественного и социального в адаптации мигрантов // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2017. № 8. С. 129135.
5. Иванов Р.В. Источники формирования идеологического пространства в России // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2018. № 9. С. 239245.
6. Иванов Р.В. Толерантность молодежи -миф или реальность // Вестник Московского института государственного управления и права. 2017. № 4 (20). С.32-36
7. Иванов Р.В. Толерантность, патриотизм и социальное неравенство //Социология. 2018. № 4. С. 20-22.
8. Красильникова М.М. Интегральные показатели социального самочувствия // Вестник общественного мнения. 2011. № 1 (107). С. 109117.
9. Михайлова Л. И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 45-50
10. Пашков А.А., Фарахутдинов Ш.Ф. Актуальные проблемы современной сельской молодёжи // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1-3 (55). С. 149-151.
11. Полюшкевич О.А. «Свои» и «чужие»: социокультурные маркеры // Дискуссия. 2011. № 5. С. 84-89.
12. Полюшкевич О.А. Территориально-пространственные символы социокультурной солидарности Сибири // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 4 (47). С. 293-300.
Социол
огия №1 2019
Эмпирические
13. Полюшкевич О.А., Попова М.В. Влияние топонимики на идентичность жителей города (по материалам Иркутска) // Социодинамика. 2018. № 9. С. 86-97.
14. Скуденков В.А. Трансформация экономических притязаний студенческой молодежи / / Общество и социология в современной России материалы Всероссийской научно-практической конференции. Вологда. 2015. С. 81-83.
15. Скуденков В.А. Экономические притязания в структуре патриотизма студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 82-84.
16. Скуденков В.А. Экономический патриотизм и социальные притязания молодежи // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск. 2018. С. 48-53.
17. Фарахутдинов Ш.Ф. Исследование готовности к инновациям сельских территорий
Тюменской области // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2016. № 4 (48). С. 357-365.
18. Фарахутдинов Ш.Ф. Коммуникационное пространство сельских территорий как фактор аттрактивности экономически активной молодёжи // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск. 2018. С. 10-17.
19. Фарахутдинов Ш.Ф. Сельская миграция: состояние и особенности // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 13 (55). С. 159-162.
20. Фарахутдинов Ш.Ф. Современная сельская молодежь: в поисках исследовательских подходов // Биосферное хозяйство и устойчивое развитие сельских территорий Сборник материалов VI международной научно-практической конференции. 2016. С. 38-42.