Научная статья на тему 'Привлекательность финансовых услуг инвестиционных компаний на рынке ценных бумаг'

Привлекательность финансовых услуг инвестиционных компаний на рынке ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОМПАНИИ / ФИНАНСОВАЯ УСЛУГА / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ / ИНВЕСТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетникова Татьяна Владимировна, Решетников Алексей Иванович

Рассматриваются показатели, характеризующие привлекательность финансовых услуг и эффективность функционирования инвестиционных компаний на рынке ценных бумаг, возможность их использования инвесторами корпоративными и частными клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привлекательность финансовых услуг инвестиционных компаний на рынке ценных бумаг»

РЕШЕТНИКОВА Татьяна Владимировна

Кандидат экономических наук, профессор кафедры ценных бумаг, корпоративных финансов и инвестиций

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактные телефоны: (343) 331-29-38, (912) 641-79-29

РЕШЕТНИКОВ Алексей Иванович

Доцент кафедры ценных бумаг, корпоративных финансов и инвестиций

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактные телефоны: (343) 331-29-38, (912) 243-49-65

Привлекательность финансовых услуг инвестиционных компаний на рынке ценных бумаг

Ключевые слова: рынок ценных бумаг; профессиональные участники; инвестиционные компании; финансовая услуга; количественные и качественные критерии; инвесторы.

Аннотация. Рассматриваются показатели, характеризующие привлекательность финансовых услуг и эффективность функционирования инвестиционных компаний на рынке ценных бумаг, возможность их использования инвесторами - корпоративными и частными клиентами.

В целях исследования вопросов, обозначенных авторами для настоящей статьи, остановимся на основных понятиях, которыми будем оперировать.

Под финансовым рынком будем понимать особую, специфичную сферу деятельности традиционно существующих и вновь появившихся финансовых институтов, в совокупности составляющих его инфраструктуру. Наиболее динамично развивающимся его сегментом за последние годы стал рынок ценных бумаг, который, с одной стороны, характеризуется высокими темпами количественных изменений, позволяющих отнести его к крупным развивающимся рынкам; с другой - наличием комплексных проблем и отставанием в таких базовых качественных показателях, как ликвидность рынка, количество торгуемых компаний - эмитентов, уровень привлечения ресурсов для финансирования предприятий корпоративного сектора, доля частных лиц, инвестирующих в ценные бумаги, и др.

Вместе с тем говорить о том, что российский рынок ценных бумаг может в полной мере выполнять присущие ему функции, по нашему мнению, преждевременно. Для современной российской ситуации рынок ценных бумаг должен выполнять следующие экономические и социальные функции:

• аккумулирование средств частных инвесторов и превращение их в инвестиции;

• сохранение в условиях инфляции реальной стоимости вложенных инвесторами средств;

• содействие экономическому росту посредством снижения стоимости внешнего финансирования для фирм, обеспечения перетока капитала в наиболее эффективные проекты, продвижения инноваций;

• обеспечение макроэкономической сбалансированности деловой активности;

© Решетникова Т. В., Решетников А. И., 2009

• информационно-прогностическая функция в отношении деловой активности [1].

Нисколько не уменьшая значимость остальных функций, позволим себе более подробно остановиться на реализации первой из названных, а именно функции превращения российского фондового рынка в значимый инструмент накопления капиталов у населения, трансформации сбережений в инвестиции и привлечения инвестиционных ресурсов для хозяйствующих субъектов.

По подсчетам НАУФОР, примерно 800 тыс. чел. к 2008 г. инвестировали свои сбережения в ценные бумаги либо напрямую, либо через формы коллективного инвестирования. Много это или мало? В масштабе России с численностью экономически активного населения 75 млн чел. это составляет чуть более 1%. Тем не менее профессиональным сообществом такая доля признается как факт значительного роста. Частный инвестор может работать на рынке ценных бумаг только через профессиональных участников, имеющих лицензию на соответствующий вид профессиональной деятельности. Поэтому инвестор - частное лицо, приняв решение об инвестировании накоплений в ценные бумаги, в первую очередь встречается с финансовым посредником. Согласно российскому законодательству, которое в целом соответствует принятому на развитых рынках, к финансовому посредничеству относится брокерская деятельность, дилерская деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. С учетом того, что брокерская деятельность не предполагает учета прав клиентов на ценные бумаги, брокерским компаниям, желающим осуществлять такой учет, необходимо получить отдельную лицензию на депозитарную деятельность. Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Дилерская деятельность - совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки-продажи ценных бумаг с обязательством совершения указанных сделок по объявленным им ценам. Законодательному регулированию подвергаются именно дилерские компании, которые объявляют публичные цены, при этом компании, регулярно совершающие операции с ценными бумагами, но не объявляющие цен, от такого регулирования освобождаются. Деятельность по управлению ценными бумагами - осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для инвестирования ценными бумагами. Отметим, что доверительное управление ценными бумагами по формализованным признакам отличается от управления паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, что можно подтвердить существованием разных лицензий на эти сходные виды деятельности.

По данным ФСФР России, по состоянию на 1 января 2008 г. было выдано лицензий на брокерскую деятельность - 1 445, дилерскую деятельность - 1 422, деятельность по доверительному управлению - 1 169. При этом большинство лицензиатов совмещало все три вида деятельности или какие-либо два из них, так что общее количество лицензированных профессиональных посредников - 1 691. В настоящее время количество организаций, так или иначе занимающихся брокерской или дилерской деятельностью, в России составляет около 1 500; из них активно работают на рынке (в том числе предлагают услуги в сфере интернет-торговли) около 150 компаний [2]. По нашим подсчетам, в среднем на одну компанию, так или иначе занимающуюся брокерской или дилерской деятельностью, приходится примерно по 330 клиентов, на активно работающую

компанию - примерно по 3 330, т. е. в 10 раз больше. Однако следует сразу отметить, что цифры эти достаточно условны и могут подтвердить только фактор высокого уровня конкуренции среди российских финансовых посредников.

Если обратиться к статистике деятельности крупных брокерско-дилерских компаний Уральского региона за 2008 г., то можно увидеть, что число клиентов, находящихся на брокерском обслуживании и доверительном управлении, в большинстве случаев не «дотягивает» даже до среднероссийского уровня (см. таблицу).

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что при наступлении финансового кризиса и последующем падении фондового рынка многие инвесторы потерпели убытки, в связи с этим интерес к операциям на рынке ценных бумаг существенно упал. Тем не менее в разработанной НАУФОР «Идеальной модели фондового рынка России на долгосрочную перспективу (до 2020 г.)» говорится о том, что в российских условиях следует учитывать фактор недостаточной эффективности индустрии коллективных инвестиций. Частный инвестор, сопоставляя результаты функционирования инвестиционных фондов и динамику фондовых индексов, неизбежно приходит к выводу о низкой эффективности работы российских управляющих компаний, что способствует его выбору в пользу самостоятельного принятия инвестиционных решений, т. е. выбору варианта инвестирования сбережений посредством брокерских услуг.

Количество клиентов компаний - финансовых посредников Уральского региона

Наименование организаций Количество клиентов, всего На брокерском обслуживании На доверительном управлении

УРВБ-Финансы 41 15 26

Управляющая компания 14 - 14

Пермская фондовая компания 484 484 -

ИФК Еврогрин 394 350 44

УНИКОМ-Партнер 3 124 2 647 477

СИНАРА-ИНВЕСТ 24 20 4

Унисон Капитал 338 338 -

ИК ВИТУС 1 274 1 257 17

ГИД 191 150 41

На практике субъекты экономики чаще всего сталкиваются не с категорией «финансовый рынок», а с конкретными формами проявления финансовых отношений через оказание финансовых услуг посредством сделок с финансовыми инструментами. В этом случае можно говорить о присутствии покупателей и продавцов финансовых ресурсов на рынке финансовых услуг, сущность которого состоит в том, что он отражает конкретные формы организации движения финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования. Под рынком финансовых услуг Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» понимает сферу деятельности финансовых организаций на территории России или ее части, определяемую исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Тогда финансовая услуга выступает как экономическая категория, необходимая для трансформации денежных средств юридических и физических лиц в капитал на банковском, страховом, инвестиционном и фондовом рынках. Объектом финансовых услуг будут разнообразные финансовые инструменты и продукты, а субъектами финансовых услуг - участники финансового рынка. Их, в свою очередь, можно подразделить на потребителей (заказчики финансовых услуг) и на посредников (организации, предоставляющие финансовые услуги).

Следует отметить, что большинство экономистов не подразделяют инвестиционный и фондовый рынок, полагая, что услуги на рынке ценных бумаг тождественны инвестиционным услугам. Считаем возможным не согласиться с таким подходом, пос-

кольку инвестиции могут быть как финансовыми, так и реальными, что существенно расширяет рынок инвестиционных услуг. Более того, инвестиционные услуги могут быть оказаны и без помощи инструментов рынка ценных бумаг. Что касается последнего, то с развитием цивилизованных форм и методов его функционирования наиболее востребованными становятся финансовые услуги инвестиционных компаний. Под инвестиционной компанией понимается юридическое лицо, постоянной деятельностью которого является предоставление инвестиционных услуг третьим сторонам или осуществление инвестиционной деятельности на профессиональной основе.

Попробуем разобраться, насколько эффективно та или иная инвестиционная компания работает со своими клиентами и какие критерии будет учитывать инвестор, выбирая инвестиционную компанию в качестве партнера для работы на фондовом рынке.

С учетом кризисного состояния мирового финансового рынка перед российским рынком ценных бумаг стоит вопрос выживания, а в связи с этим серьезной задачей становится возврат инвесторов, в том числе частных, на фондовый рынок. Профессиональные участники отмечают, что этот процесс уже начался и даже пытаются определить новый тип инвестора. Мы же хотим рассмотреть обратную сторону вопроса: что нужно делать, как позиционировать себя на рыночном пространстве конкретной инвестиционной компании, чтобы быть привлекательной для инвестора. Наше внимание нацелено именно на специализированные инвестиционные компании. Из исследования исключены коммерческие банки, которые в качестве профессиональных участников фондового рынка наряду с банковскими могут иметь лицензии на профессиональные виды деятельности. Фондовый рынок является значимой составляющей финансового рынка, он взаимосвязан и взаимозависим от ситуации на других сегментах финансового рынка, которые при необходимости будем учитывать в качестве внешних факторов.

На наш взгляд, в основе выбора клиентом инвестиционной компании и предлагаемых ею продуктов лежат ожидания, стратегия и опыт инвестора. Именно на их основе формируется индивидуальная модель компании, предпочтительной для клиента, т. е. критерии выбора. Клиент готов платить за ту финансовую услугу, которая соответствует его требованиям.

Можно назвать несколько свойств финансовой услуги, которые могут повлиять на индивидуальный выбор клиента. Одновременно эти свойства можно рассматривать как показатели эффективной работы компании.

Во-первых, это базовая составляющая услуги - перечень продуктов и стратегий, которые могут обеспечить определенный уровень доходности вложений и за которые клиент был бы готов заплатить определенные денежные средства. По нашему мнению, серьезным фактором привлекательности инвестиционного продукта является тарифная политика инвестиционной компании, соответствие тарифа по оказанию услуги рыночным ожиданиям потребителя по сложности, структурированности и доходности продукта. По размерам тарифов можно определить, насколько инвестиционная компания, с одной стороны, предпочтительна для клиентов, с другой - сама дружелюбна к инвесторам. Многие крупные инвестиционные компании, чаще всего федеральные, ориентированы на работу с институциональными инвесторами, чьи крупные портфели или пакеты ценных бумаг им выгоднее обслуживать при одинаковых усилиях по оказанию финансовой услуги. Практика показывает, что не все инвестиционные компании одинаково относятся к частным инвесторам со средними или относительно небольшими оборотами и устанавливают для них достаточно высокие пороги «вхождения на рынок», например от 50 до 300 тыс. р. Такие величины для клиентов - физических лиц региональных компаний зачастую становятся непреодолимыми.

Во-вторых, такое свойство услуги, как фактор надежности оказывающей ее инвестиционной компании, который одновременно служит гарантией существования

финансовой услуги и возможности ее приобретения клиентом. Надежность инвестиционной компании косвенно подтверждается комплексностью и диверсификацией ее бизнеса. Для клиента предпочтительна инвестиционная компания, имеющая лицензии на несколько видов профессиональной деятельности, совмещающая брокерские, дилерские, депозитарные и трастовые услуги в качестве основных, а также оказывающая дополнительные услуги, например, информационные, консультационные, обучающие. В этом случае современность и нетрадиционность финансовой услуги и инновационность технологий ее оказания могут положительно повлиять на выбор клиента. Диверсификация и вариативность бизнеса инвестиционной компании создают определенную «стабилизационную страховую подушку», делая компанию менее зависимой от неблагоприятной рыночной конъюнктуры.

Следующее свойство финансовой услуги - это наличие информационной аналитической поддержки в процессе ее оказания. Брокерская компания обеспечивает клиента исходной информацией, консультациями и комментариями перед принятием решения по приобретению услуги, предоставляет систематизированные аналитические материалы и их интерпретацию специалистами компании. В большинстве инвестиционных компаний проводят обучение клиентов - физических лиц, впервые принявших решение инвестировать денежные средства на фондовом рынке. Признавая вклад профессиональных участников в повышение финансовой грамотности потенциональных инвесторов, следует заметить, что, по нашему мнению, имеется существенный недостаток в проведении данного рода обучающих семинаров. Он заключается в том, что в целях привлечения клиентов - физических лиц специалисты компаний дают слушателям начальные знания только в области технологии торговли через конкретную инвестиционную компанию, которые позволяли бы им извлекать доходы от краткосрочных спекулятивных сделок. Серьезных знаний о законах функционирования рынка, о системных рисках, сопровождающих каждую сделку, об ответственности инвестора за принятие финансовых решений в области инвестирования в ценные бумаги и финансовые инструменты, как правило, слушатели недополучают.

К свойствам собственно финансовой услуги можно отнести удобство доступа в инвестиционную компанию, минимальные требования к качеству сервиса, использование статусных технологий (например интернет-трейдинга), с присущим им набором сервисных функций и соответствующей стоимостью. На наш взгляд, сюда же можно отнести и количество бирж, на которых может работать инвестиционная компания. Доступ одновременно к нескольким биржам дает возможность клиентам расширить спектр инструментов с целью соблюдения основного правила инвестирования - оптимальной диверсификации портфеля ценных бумаг, что особенно актуально для операций на падающем фондовом рынке.

Выбор инвестиционной компании и конкретной финансовой услуги, с нашей точки зрения, во многом также обусловливается типологией инвестора, тем, насколько у его сформировалась способность к самостоятельному и четкому обоснованию набора критериев, которые он предъявляет к интересующей его финансовой услуге. Считаем необходимым подчеркнуть важность того, обладает ли клиент - физическое лицо умением ранжировать эти критерии по степени значимости.

Анализ взаимоотношений компаний и их клиентов показывает, что лучшие результаты и наиболее успешные бизнес-стратегии в области рынка ценных бумаг принадлежат, как правило, независимым инвестиционным компаниям и именно к таким компаниям проявляют интерес потенциальные частные и корпоративные клиенты.

Резюмируя вышеизложенное, можно предположить, что роль и значение инвестиционных компаний в привлечении клиентов для инвестирования финансовых ресурсов в ценные бумаги и финансовые инструменты будет только возрастать и потребует от них новых, нетрадиционных подходов к осуществлению бизнеса.

По нашему мнению, инвестиционные компании должны обеспечить большую вариативность осуществления своих бизнес-стратегий. Это предполагает:

• совершенствование основных, т. е. профессиональных видов деятельности с учетом возможного их совмещения;

• расширение спектра финансовых продуктов, в том числе и структурных инвестиционных продуктов;

• использование более гибких тарифных планов, составленных с учетом всех конкурентных факторов, имеющих наибольшее значение на территории, где функционирует данная инвестиционная компания;

• расширение своего присутствия при осуществлении сделок по слияниям и поглощениям предприятий реального бизнеса и др.

Кроме того, важнейшим направлением деятельности самих инвестиционных компаний становится популяризация финансового и фондового рынков, их составляющих, законов взаимодействия и взаимозависимости участников рынка, специфики обращения ценных бумаг и финансовых инструментов, определения целей нахождения на рынке конкретного клиента-инвестора и возможностей бизнеса в условиях выхода экономики из финансового кризиса.

Источники

1. Эффективный рынок капитала: экономический либерализм и государственное регулирование / под. ред. И. В. Костикова. М. : Наука, 2004. Т. 1. Гл. 4.

2. Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра. Идеальная модель фондового рынка России на долгосрочную перспективу (до 2020 г.). М. : НАУФОР, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.