Научная статья на тему 'Классификация услуг, оказываемых брокерскими компаниями'

Классификация услуг, оказываемых брокерскими компаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1653
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БРОКЕР / БРОКЕРСКИЕ УСЛУГИ / ДОХОДЫ БРОКЕРСКИХ КОМПАНИЙ / ДИЛЕРСКИЕ УСЛУГИ / ИНТЕРНЕТ-ТРЕЙДИНГ / МАРЖИНАЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / BROKER / BROKERAGE SERVICES / INCOME BROKER COMPANIES / DEALER SERVICES / INTERNET TRADING / MARGIN TRADING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чижик Вера Павловна, Елкин Станислав Евгеньевич, Калинина Наталья Михайловна

Развитие рынка брокерских услуг в России началось не так давно, однако брокерские компании предлагают уже очень широкий спектр услуг. Как следствие, тарифные планы брокерских компаний стали настолько сложны и разнообразны, что непрофессиональным участникам разобраться в них подчас достаточно сложно. Анализ подходов авторов и сайтов брокерских компаний позволил разработать авторскую классификацию их услуг. Классификация, представленная в данной работе, позволяет исследователям сориентироваться в многообразии услуг, оказываемых брокерскими компаниями. Кроме того, основанная на функциональном признаке разделения, она важна для понимания источника и экономической природы тех или иных доходов брокерских компаний с целью формирования оптимальной системы финансового учета и налогообложения их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of services of brokerage companies

The market of brokerage services in Russia started not so long ago, however, the broker companies already offer a very wide range of services. As a consequence tariff plans of broker firms have become so complex and diverse that non-professional participants have difficulty understanding them. The analysis of approaches of the authors and sites of broker companies allowed the development of the author's classification of services broker companies. The classification presented in this work allows researchers to understand the variety of services provided by broker companies. In addition, the classification based on functional grounds of separation is important to understand the source and the economic nature of certain income broker companies with the aim of forming of optimum system of financial accounting and taxation of their activities.

Текст научной работы на тему «Классификация услуг, оказываемых брокерскими компаниями»

УДК 336.7

В. П. ЧИЖИК С. Е. ЕЛКИН Н. М. КАЛИНИНА

Омский государственный институт сервиса

КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ БРОКЕРСКИМИ КОМПАНИЯМИ_

Развитие рынка брокерских услуг в России началось не так давно, однако брокерские компании предлагают уже очень широкий спектр услуг. Как следствие, тарифные планы брокерских компаний стали настолько сложны и разнообразны, что непрофессиональным участникам разобраться в них подчас достаточно сложно. Анализ подходов авторов и сайтов брокерских компаний позволил разработать авторскую классификацию их услуг. Классификация, представленная в данной работе, позволяет исследователям сориентироваться в многообразии услуг, оказываемых брокерскими компаниями. Кроме того, основанная на функциональном признаке разделения, она важна для понимания источника и экономической природы тех или иных доходов брокерских компаний с целью формирования оптимальной системы финансового учета и налогообложения их деятельности.

Ключевые слова: брокер, брокерские услуги, доходы брокерских компаний, дилерские услуги, Интернет-трейдинг, маржинальное кредитование.

Развитие рынка брокерских услуг в России началось не так давно, однако брокерские компании предлагают уже очень широкий спектр услуг. Брокерские компании чаще всего получают лицензию на осуществление нескольких видов деятельности на рынке ценных бумаг и совмещают свою деятельность с дилерской деятельностью, деятельностью по доверительному управлению, депозитарной деятельностью, деятельностью финансового консультанта, с функциями кредитной организации и андеррайтера. Как следствие, тарифные планы брокерских компаний стали настолько сложны и разнообразны, что непрофессиональным участникам разобраться в них подчас достаточно сложно. Принципы осуществления учета и налогообложения указанных видов деятельности существенно различаются между собой. В связи с этим формирование четкой классификации брокерских услуг представляется нам актуальной задачей, обладающей как теоретической, так и практической значимостью.

Исследование вопроса о брокерских услугах целесообразно начать с вопроса о том, кто такой брокер. В соответствии с ФЗ о «Рынке ценных бумаг» (ст. 3) брокер — это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность. При этом брокерской деятельностью признается: «деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом» [1].

Закон РФ №2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» выделяет следующие формы брокерских сделок:

а) от имени и за счет клиента;

б) от имени клиента, но за свой счет;

в) от своего имени и за счет клиента [2].

Таким образом, в соответствии с нормативными

актами, брокер — это посредник, содействующий совершению сделок, осуществляющий покупку или продажу ценных бумаг по поручению и в интересах клиента. Классическая брокерская услуг представляет собой услугу по приобретению или реализации ценных бумаг на основании распоряжения инвестора и за комиссионное вознаграждение.

Анализ подходов исследователей к классификации доходов и услуг брокерских компаний [3 — 5], а также информации, представленной на официальных сайтах указанных организаций, позволил разработать авторскую классификацию услуг брокерских компаний, представленную на рис. 1.

Представленная авторская классификация услуг, оказываемых брокерскими компаниями, основанная на функциональном признаке разделения, важна для понимания источника и экономической природы тех или иных доходов брокерских компаний с целью формирования оптимальной системы финансового учета и налогообложения их деятельности.

Так, по мнению авторов статьи, к доходам от основной деятельности целесообразно отнести доходы от оказания услуг, непосредственно связанных с осуществлением брокерской деятельности, к которым относятся: посреднические услуги по заключению и оформлению сделок с ценными бумагами; услуги по организации и предоставлению доступа к торгам; аналитические и информационно-консультационные услуги. К доходам от основной деятельности целесообразно отнести и услуги по доверительному управлению; услуги финансового консультанта; прочие услуги связанные с основной деятельностью.

Отдельно необходимо учитывать доходы от дилерских операций, в том числе спекулятивные доходы от купли продажи ценных бумаг, процентные

Рис. 1. Классификация услуг, оказываемых брокерскими компаниями

и дивидендные доходы по ценным бумагам, доходы от оказания услуги по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов, а также доходы от осуществления деятельности в качестве уполномоченного агента паевого биржевого фонда.

Дополнительными услугами, не связанными с основной деятельностью, а относящимися к прочим услугам, в брокерских компаниях целесообразно признать услуги, оказываемые в рамках депозитарной деятельности, доходы от оказания услуг по маржинальному кредитованию услуги, услуги по организации обучения и др.

Рассмотрим содержание перечисленных услуг подробнее.

Посреднические услуги брокера по заключению и оформлению сделок с ценными бумагами включают в себя услуги по поиску контрагента по сделке. При этом тип ценных бумаг, цену, время покупки или продажи и прочие условия сделки определяет сам клиент. В этом случае брокер выступает как посредник между продавцом и покупателем, как технический исполнитель, не имеющий своих личных интересов в данной сделке.

В рамках данной услуги к правам и обязанностям брокера можно отнести:

— заключение сделок с ценными бумагами клиента;

— осуществление контроля за состоянием клиентских счетов;

— оформление документов по сделке, в том числе подготовка необходимых первичных документов;

— исполнение сделки, в том числе осуществление и организация перерегистрации ценных бумаг и их оплаты;

— контроль за исполнением сделки и учет этапов ее проведения;

— формирование внутренней отчетности организации;

— формирование отчетности клиентам и контролирующим органам.

Вознаграждение за такие услуги (комиссионное вознаграждение) определяется как процент от суммы сделки. Размер комиссионных зависит от выбранного тарифа.

Тарифные планы брокерских компаний отличаются объемом предоставляемых услуг и стоимостью. Размер вознаграждения зависит от суммы инвестиру-

емых средств и дополнительных услуг, включающих в себя информационное обеспечение и консультационное обслуживание. Выбор плана зависит от объема инвестируемых средств и частоты операций, совершаемых клиентов.

Кроме того, тарифный план может содержать фиксированное комиссионное вознаграждение, которое взимается вне зависимости от количества и объема сделок, заключенных клиентом и прочих параметров (плата за обслуживание брокерского счета и др.).

В том случае, если брокерская компания совмещает свою деятельность с депозитарной, то соответственно она может предложить своими клиентам и целый комплекс услуг по депозитарному обслуживанию, в том числе:

— открытие и ведение счета депо для хранения и/или учета прав собственности на ценные бумаги;

— учет и удостоверение прав собственности на ценные бумаги;

— регистрация фактов обременения ценных бумаг обязательствами;

— отражение корпоративных действий эмитентов;

— предоставление клиентам информации об эмитентах, в том числе сведений о состоянии эмитента, информацию, предоставленную эмитентами;

— получение доходов по ценным бумагам, хранящимся в депозитарии, и выплата их клиентам;

— предоставление по поручению клиента его интересов на общих собраниях акционеров.

— услуги по формированию и предоставлению отчетов (их копий) по запросу клиентов.

Услуги по организации и предоставлению доступа к торгам принято именовать «Интернет-трейдингом». В отличие от предыдущей ситуации клиент самостоятельно заключает сделки на фондовом рынке, сам выставляет заявки на куплю-продажу ценных бумаг, а брокер обеспечивает технические и организационные вопросы, в том числе: предоставление необходимого программного обеспечения, консультирование по техническим вопросам и др.

Оказание данной услуги может осуществляться в двух вариантах:

а) удаленно от места нахождения брокерской компании (дома или офисе клиента) с использованием

соответственно оборудования клиента и программного обеспечения предоставленного брокерской компанией;

б) непосредственно в офисе брокера, в специальном оборудованном помещении — дилинговом зале. В этом случае клиент использует не только программное обеспечение, но и оборудование брокерской компании.

Оказание данной услуги предполагает, в том числе, обязательное оказание клиентам следующих услуг:

— техническая поддержка, в том числе консультационные услуги по установке и отладке программного обеспечения;

— услуги по обеспечению доступа к сети Интернет (в случае работы в дилинговом зале);

— консультационные услуги по применению соответствующего программного обеспечения.

Маржинальное кредитование или, иначе, предоставление заемных средств для совершения маржинальных сделок.

Маржинальное кредитование представляет собой отдельную (отдельно оплачиваемую), но сопутствующую услугу, так как кредит может быть предоставлен только клиентам, уже заключившим договор с компанией на брокерское обслуживание. В рамках данной услуги брокер предоставляет клиенту кредит, который может быть при необходимости предоставлен как в форме денежных средств, так и в форме ценных бумаг. Так, если на счете инвестора нет необходимого количества денежных средств на приобретение желаемых ценных бумаг, брокер может предоставить их в долг, на условиях возврата и с уплатой соответствующих процентов за пользование деньгами.

Маржинальное кредитование осуществляется путем выставления клиенту «кредитного плеча», за счет которого он может совершать операции покупки ценных бумаг при отсутствии на своем инвестиционном счете денежных средств или продажи определенных бумаг при их отсутствии.

Таким образом, маржинальное кредитование — это разновидность залогового кредита, для которого, как и для любых долговых отношений характерно:

— платность (денежные средства или ценные бумаги (активы) предоставляются в займы на время при условии выплаты процентов за пользование указанными активами);

— срочность (денежные средства или ценные бумаги (активы) предоставляются в пользование на оговоренный в условиях срок);

— возвратность (денежные средства или ценные бумаги (активы) по окончании срока должны быть возвращены).

Кредит в форме ценных бумаг так же является процентным, и необходимость в таком виде кредитования может возникнуть у инвестора, когда у него есть обязанность предоставить указанные ценные бумаги контрагентам по сделке, или если инвестор считает выгодным продавать их в данную минуту. Кредит в форме ценных бумаг и предоставляется, и гасится путем снятия и зачисления соответствующих ценных бумаг со счета клиента.

При расчете стоимости ценных бумаг, предоставленных клиенту в кредит, используется цена лучшей заявки на продажу на момент закрытия торгов, при этом процентная ставка по такому кредиту зависит от тарифа, установленного для клиента и уровня риска ценных бумаг, предоставляемых в кредит.

Вознаграждение брокера за данную услугу, как правило, определяется как процент от суммы сделки и может включать в себя:

— плату за пользование заемными средствами;

— плату за совершение сделок повышенного риска;

— плату за ведение учета кредитных обязательств клиента.

Услуга по доверительному управлению (при наличии соответствующих лицензий) может включать в себя:

— услуги по формированию и управлению фондовым портфелем частного инвестора;

— услуги по управлению активами инвестиционного фонда.

Услуга по управлению активами является наиболее привлекательной для тех частных инвесторов, которые в силу временных и прочих ограничений не имеют возможности или желания изучать и анализировать рынок, заключать сделки, но при этом располагают достаточно внушительной суммой временно свободных денежных средств. Так, достаточно распространенным лимитом брокерских компаний является ограничение на сумму средств, передаваемых в управление. Минимальная сумма средств, передаваемая в доверительное управление, как правило, должна быть не меньше 1 млн рублей.

При заключении договора о доверительном управлении клиент и управляющий оговаривают сумму, сроки, стратегию инвестирования, вознаграждение управляющего и др.

Клиенты получают от брокеров информацию о сделках, совершенных в рамках договора доверительного управления имуществом не чаще одного раза в месяц и финансовый результат по операциям доверительного управления не реже одного раза в квартал.

Вознаграждение доверительного управляющего состоит из двух частей: «гарантированный минимум» и «премия за успех».

Вознаграждение в форме «гарантированного минимума» рассчитывается как процент от средней стоимости активов, находящихся в управлении (или процент от оборота) и, как правило составляет 2 — 3 % годовых от суммы переданных активов (при внесении минимальной суммы в управление). При увеличении суммы средств инвестирования комиссия банка снижается.

Вознаграждение в виде «премии за успех» определяется как процент от прироста стоимости активов и может составлять от 5 до 20 %.

Как уже указывалось ранее, рынок ценных бумаг требует наличия соответствующих специфических знаний. Выбор инвестиций предусматривает необходимость проведения глубокого анализа, изучения большого объема информации о рынке в целом, отрасли или конкретных эмитентах. Информацию о ценных бумагах и рынке брокеры предоставляют в рамках информационно-консультационного обслуживания. Указанные услуги включают в себя:

— информационные — предоставление актуальной информации о ценных бумагах и эмитентах, в том числе информации о ценах и иных условиях, на которых брокер принимает обязательства совершать сделки с ценными бумагами и др.;

— аналитические — проведение аналитических исследований и предоставление аналитических отчетов;

— консультационные — оказание консультационной помощи при выборе инвестиций, в том числе формирование инвестиционных стратегий, выработка рекомендации для клиентов компании по инвестициям в ценные бумаги.

Прочие брокерские услуги:

— услуги финансового консультанта, в том числе услуги эмитентам по организации эмиссии и размещения ценных бумаг, в вопросах раскрытия информации на рынке ценных бумаг, проведения реорганизаций и др.;

— услуги по предоставлению торговых идей, в том числе в виде соответствующих программных комплексов («торговые роботы»);

— услуги по признанию лица квалифицированным инвестором.

Отдельно выделяются услуги по обучению брокерскими компаниями потенциальных клиентов. Данные услуги могут быть как платными, так и бесплатными и организуются, как правило, в форме курсов и семинаров. Брокерские компании не обладают лицензиями на осуществление образовательной деятельности и не выдают дипломов по окончании курсов, однако знания финансового рынка и большой практический опыт позволяют им организовать бесплатные курсы различных ступеней сложности, индивидуальные программы, мастер-классы, семинары и пр.

Обучение может быть организовано в форме дистанционной комплексной поддержки клиентов, в том числе: вебинары, видеоуроки, выступления аналитиков.

Для брокерских компаний это один из наиболее эффективных способов организации собственной рекламы и привлечения потенциальных клиентов. Поэтому тематика курсов включает в себя такие направления, как основы программы и инструменты трейдера, Интернет-трейдинг, основы фондового рынка и операции на рынке ценных бумаг; финансовые инструменты фондового рынка; виды и способы анализа на финансовом рынке, услуги брокера и др.

Рассмотренная информация позволяет сделать вывод о том, что доходы от оказания классических брокерских услуг не являются единственными, а иногда и основными в структуре доходов брокерской организации.

Классификация, представленная в данной работе, позволит исследователям сориентироваться в многообразии услуг, оказываемых брокерскими компа-

ниями, определить виды и источники доходов брокерской компании. Достоинством данной классификации является то, что она основана на функциональном признаке разделения и, как следствие, позволяет глубже понять источник и экономическую природу тех или иных доходов брокерских компаний с целью формирования оптимальной системы финансового учета и налогообложения их деятельности.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. О рынке ценных бумаг : федер. закон от 22.04.199, № 39-ФЗ : по состоянию на 25.10.2013 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

2. Российская Федерация. Законы. О товарных биржах и биржевой торговле : федер. закон от 20.02.1992, № 2383-1 : по состоянию на 25.10.2013 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

3. Горловская, И. Г. Особенности и классификация брокерских услуг на российском рынке ценных бумаг [Текст] / И. Г. Горловская, Я. В. Марченко // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. — 2008.— № 4. — С. 22 — 25.

4. Ситникова, А. Ю. Разработка модели принятия решений брокерской компанией [ Текст] / А. Ю. Ситникова // Экономические науки. - 2010. - № 2. - С. 279-284.

5. Тогузова, М. Б. Особенности заключения брокерского договора [Текст] / М. Б. Тогузова // Общество и право. -2011. - № 1. - С. 77-79.

ЧИЖИК Вера Павловна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Экономика и организация производства».

ЕЛКИН Станислав Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Экономика и организация производства». КАЛИНИНА Наталья Михайловна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Экономика и организация производства». Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.05.2014 г. © В. П. Чижик, С. Е. Елкин, Н. М. Калинина

Книжная полка

Андреев, Р. П. Методы и средства научных исследований : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / Р. П. Андреев. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-8149-1151-3.

Издание содержит общепринятые методы и методики проведения научных исследований. Рассматриваются вопросы метрологии, последовательность выполнения научной работы, правила оформления отчета и заявки на предлагаемое изобретение. Предназначено для студентов специальностей 261202.65 «Технология полиграфического производства», 150407 «Полиграфические машины и автоматизированные комплексы» очной и заочной форм обучения с целью изучения дисциплины «Методы и средства научных исследований».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственная итоговая аттестация выпускников-бакалавров направления 080100.62 «Экономика»: преддипломная практика, государственный экзамен, выпускная квалификационная работа : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / В. Ф. Потуданская [и др.]. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 5-8149-0520-4.

Рассмотрены необходимые вопросы по организации выпуска бакалавров направления 080100.62 «Экономика»: преддипломная практика, госэкзамен, выпускная квалификационная работа. Предназначено для студентов направления бакалавриата 080100.62 «Экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.