Шовхалов Ш. А.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ НА УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОГО ПАРТНЕРСТВА СОГЛАСНО ИСЛАМСКИМ ПРАВИЛАМ
3.3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ НА УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОГО ПАРТНЕРСТВА СОГЛАСНО ИСЛАМСКИМ ПРАВИЛАМ
Шовхалов Шамиль Ахьядович, канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита,
Место работы: Сибирский федеральный университет
shovkhalov.shamil@gmail. com
Аннотация: Задача. Высокая доля населения России, исповедующая Ислам, обуславливает необходимость комплексного и системного исследования вопросов их жизнедеятельности, в т. ч. экономической составляющей.
Модель. Данная статья посвящена исследованию сущности и видов мушараки, как одного из способов исламского финансирования коммерческой деятельности. В работе будут рассмотрена позиция Ислама в отношении привлечения заемных средств на условиях совместного партнерства в рамках российского законодательства.
Выводы и практическое применение. Сделанные выводы позволят расширить теоретическую основу функционирования предприятий в лоне Шариата, а также помогут в практической жизни привлекать в бизнес финансовые ресурсы и предоставлять кредитным организациям соответствующие услуги, не нарушая исламские законы.
Социальные последствия и ценность. Решение данного рода задач позволит бизнесменам-мусульманам решить проблему нехватки финансовых ресурсов, что создаст предпосылки роста рынка сферы услуг
Ключевые слова: мушарака, банк, экономика, организация, финансовые ресурсы, Ислам
ATTRACTION OF BORROWED FUNDS ON THE TERMS OF JOINT PARTNERSHIP ACCORDING TO ISLAMIC RULES
Shovkhalov Shamil Akhyadovich, Ph.D. in Economics, senior lecturer of accounting, analysis and audit department,
Work place: Siberian Federal University
shovkhalov.shamil@gmail. com
Annotation: Task. The high share of the population of Russia, practising Islam, causes need of complex and system research of questions of their activity, including an economic component.
Model. This article is devoted to research of essence and types musharakah, as one of ways of islamic financing of commercial activity. Islam position concerning attraction of borrowed funds on the terms of joint partnership within the russian legislation is considered in this work.
Conclusions and practical application. The drawn conclusions will allow to expand a theoretical basis of functioning of the enterprises in sharia bosom, and also will help to attract financial resources in business and to provide to the credit organizations the corresponding services, without breaking Islamic laws in practical life.
Social consequences and value. The solution of this kind of tasks will allow muslim businessmen to solve a problem of shortage of financial resources that will create prerequisites of growth of the market of a services sector
Keywords: musharakah, bank, economy, organization, financial resources, Islam
Ислам в России - это неотъемлемая часть российской истории и культуры, в то же время это не только предмет академической науки, но и важный фактор общественно-политической жизни [5]. Особенно это ощущается на современном этапе нашего государства, где мусульмане - это вторая по численности конфессия в России. Такие обстоятельства обуславливают необходимость комплексного исследования вопросов, связанных с Исламом. Несмотря на тот факт, что даже в советское время публиковались работы, касающиеся мусульман, сегодня остается масса пробелов в этом направлении. Так, аспекты, связанные с деятельностью коммерческих организаций в рамках Ислама, практически не изучены в русскоязычной среде. Однако известно, что функционирование хозяйствующих субъектов в значительной мере определяет социально-экономическую стабильность в стране, возможность реализации интересов вовлеченных в нее социальных групп, а также уровень и качество жизни отдельного человека. Важнейшим вопросом в данном отношении является проблема привлечения финансовых ресурсов для создания и развития бизнеса, соответствующему исламским законам. Общей чертой заемных средств, привлекаемых физическим или юридическим лицами на территории РФ, является платность данных источников путем начисления установленной процентной ставки на основную сумму долга, которые требуется выплатить в определенные периоды, установленные в договоре. Общеизвестным фактом является наличие в Шариате коранического запрета на любые сделки, которые предполагают такую схему, т. е. ростовщичество (2:275) [8]. Наиболее известными и обсуждаемыми исламскими финансовыми инструментами в части привлечения капитала в коммерческие предприятия являются мушарака (полное партнерство) и мудараба (доверительное партнерство) [10]. Цель данной статьи - исследовать вопросы, связанные с мушаракой на территории России, а также определить возможность применения в практике кредитных организаций.
Мушарака - это исламский финансовый инструмент, предполагающий привлечение заемных средств на условиях совместного партнерства.
В российском законодательстве существует множество аналогий с такого рода инструментом исламского финансирования бизнеса, например, с совместной деятельностью. Согласно ПБУ 20/03 партнерство возможно «в случаях совместного осуществления операций, совместного использования активов и совместного осуществления деятельности» [4].
Под совместно осуществляемыми операциями в российском законодательстве понимается выполнение каждым участником договора определенного этапа производства продукции (выполнение работы, оказание услуги) с использованием собственных активов. Такое понимание соответствует исламскому термину в области фикха «ширкат аль-амаль». Что касается совместного пользования активами, то это исламский «ширкат аль-мульк».
В контексте исследования вопроса финансирования коммерческого предприятия нас интересует именно совместная деятельность, или «ширкат аль-амваль» в шариатской терминологии, получившей в современных условиях название «мушарака».
55
Бизнес в законе
2’2014
По сути мушарака предполагает привлечение финансовых ресурсов в качестве софинансирования второй стороны, которая в последующем участвует при желании как в самом бизнес-проекте, так и в обязательном порядке в пропорциональном распределении положительного или отрицательного финансового результата. В исламском праве не существует определенной формы мушараки, что делает его гибким инструментом при соблюдении требований Шариата.
Предположим, что три партнера решили организовать коммерческое предприятие. Данная форма исламского финансирования в России, например, может осуществляться в форме:
- совместной деятельности;
- пополнения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, учреждаемого одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделён на доли;
- акционерного общества.
Законы России позволяют применять мушарака в таком варианте с учетом существующих шариатских условий.
Взяв за основу один из вариантов, введем условия, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение долей уставного капитала при создании юридического лица между тремя вкладчиками Безусловно, что при мушарака предполагается, что существуют правила вложений капитала в компанию. Представим позицию четырех мазхабов [7] (правовых школ) в отношении данного вопроса в таблице 1.
Таблица 1
Природа капитала и форма распределения финансового
результата при договоре мушарака
При- знак Ханафитский мазхаб Шафиит-ский мазхаб Маликит-ский мазхаб Ханба- литский мазхаб
1. При- рода капи- тала В форме денежных средств или активов, которые не являются единичным видом, а могут быть замещены, а также смешаны с активами других партнеров. Например, автомобиль вкладывать нельзя, а цемент можно В форме денежных средств или активов, которые не являются единичным видом, а могут быть замещены В форме денежных средств или активов по рыночной стоимости В форме денежных средств или активов по рыночной стоимости
Составлено по книге «An Introduction to Islamic Finance» [11]
Из таблицы 1 становится ясным, что существуют мнения, которыми можно пользоваться в сложных условиях развития исламских финансов, дозволяющие делать вклады в уставный капитал или иную форму совместного капитала в форме активов, оцениваемых по рыночной стоимости. Такое обстоятельство есть следствие принципа выбора наилучшего в сложной ситуации [9]. Так, например, будет наиболее рациональным следовать маликитскому мазхабу, позволяющему инвестору вкладывать финансовые ресурсы как в виде денежных средств, так и в виде любых активов по рыночной стоимости.
При выяснении ключевых аспектов коммерческой деятельности важнейшим вопросом является распределение финансовых результатов.
Так, в обществах с ограниченной ответственностью согласно ст. 28 уставом может быть установлен любой порядок распределения прибыли между участниками
[2]. При совместной деятельности финансовый результат также может распределяться между участниками договора в соответствии с договором [4]. Исламский взгляд на данный вопрос следует изучить сквозь призму правовых школ (мазхабов), существующих в суннитской доктрине, что представлено в таблице 2.
Таблица 2
Природа капитала и форма распределения финансового
результата при договоре мушарака
Признак Ханафитский мазхаб Шафи- итский мазхаб Мали- китский мазхаб Ханба- литский мазхаб
1. Распределение прибыли По согласованной схеме, прописанной в договоре, кроме случаев, когда вкладчик включает в договор условие, что не будет влиять на решения компании, тогда его прибыль ограничивается долей инвестиций Исключительно пропорционально инвестированному капиталу По согласованной схеме, прописанной в договоре
2. Распределение убытка Исключительно пропорционально инвестированному капиталу
Составлено по книге «An Introduction to Islamic Finance» [11]
В условиях слабой развитости исламских финансов дозволяется выбрать те формы распределения финансового результата, которые наиболее удобны для ведения бизнеса. Так, например, будет наиболее рациональным следовать в этом вопросе ханбалитскому мазхабу, дающему право распределять прибыль согласно договоренности.
Установив данные правила для своей организации, собственники могут задаться вопросом привлечения финансовых ресурсов коммерческой организации.
В России же так и не создано исламских финансовых институтов, способных удовлетворить существующую потребность в ресурсах. Однако существуют и позитивные тенденции. Например, довольно перспективной представляется деятельность финансового дома «Амаль» и ИД «ЛяРиба», предоставляющих услуги как физическим, так и юридическим лицам, в т. ч. по вопросам финансирования. При этом стоит отметить, что в практике западных и американских банков встречаются отдельные услуги, которые предоставляются мусульманам в рамках традиционных банковских систем. В США работают более 20-ти исламских финансовых институтов, предлагающих услуги депонирования, финансирования и управления фондами. Наряду с этим существуют учебные заведения, позволяющие пройти курсы и семинары по исламским финансам. Например, Гарвардский университет проводит ежегодные форумы по исламскому финансированию [6, стр. 51-52].
Так как предметом статьи является мушарка, то рассмотри ситуации, когда компания нуждается в привлечении дополнительных средств. Автор в обобщенном виде выделяет следующие формы вливания:
1. Увеличение уставного капитала;
2. Совместное приобретение активов.
Предположим, что компании нужно 500 условных единиц от банка (рисунок 2).
Рисунок 2. Финансирование исламского банка коммерче-
ской организации
56
Шовхалов Ш. А.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ НА УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОГО ПАРТНЕРСТВА СОГЛАСНО ИСЛАМСКИМ ПРАВИЛАМ
Рассмотрим первый вариант, когда исламский банк вступает в качестве партнера. Финансовые ресурсы анализируемой организации возрастут до 1 500 условных единиц, исходя из примера в начале статьи, а доли в собственном капитале распределятся в соответствии с рисунком 3.
Рисунок 3. Распределение долей уставного капитала после
финансирования юридического лица исламским банком
Исламские банки зачастую ограничиваются вкладом, не вмешиваясь в дела коммерческой организации. В таком случае такой вклад будет мушаракой, смешанной с мударабой.
Вторым исламским финансовым инструментом является мудараба, которая в традиционном понимании предполагает привлечение финансовых ресурсов без включения в аппарат управления бизнес-проектом второй стороны. При этом прибыль распределяется пропорционально между сторонами, а в случае убытка его покрывает инвестирующая сторона.
В отличие от мушарака, мудараба не предполагает участия в ведении дел самого инвестора, что означает невозможность использования данного инструмента в виде вклада в уставный капитал. При этом фиксированных выплат или заработной платы распоряжающемуся капиталом партнеру не полагается за исключением некоторых оговорок, которые в современном бизнесе значения не имеют. С точки зрения коммерческой организации это может выглядеть как доверительное управление активами, а в данном случае -денежными средствами. Согласно же российскому законодательству, в ст. 1013 ГК РФ прописано, что объектом доверительного управления не могут выступать денежные средства [1], кроме случаев, предусмотренных законом. Например, в федеральном законе «О рынке ценных бумаг» в ст. 5 определено: «Деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами» [3]. Автор данной работы не ставит целью рассмотрение всех таковых случаев, главное - указать на возможность доверительного управления денежными средствами с точки зрения законодательства РФ. При этом каждый договор мударабы должен рассматриваться индивидуально.
Вливания в форме мудараба предполагают и целевое вложение вплоть до одной сделки. Соответственно, если данная сделка осуществляется исключительно за счет инвестора, то это попадает под понимание мударабы, но если данные средства пополняют финансовые ресурсы для функционирования организации в целом, а сам инвестор не имеет прав для управления компанией, то такая форма представляет собой симбиоз мушараки и мударабы. В таком случае прибыль будет распределяться в любом соотношении, но при этом прибыль инвестора не должна превышать
его долю вложений в общей величине финансовых ресурсов. Инвестор же разделяет убытки, понесенные в бизнесе в объеме его финансирования, а партнер, как было отмечено выше, пропорционально своему вкладу. Важно отметить, что уменьшение активов компании будет предполагать пропорциональное уменьшение доли вклада инвестора, когда договор партнерства завершится. Увеличение же капитала повлечет за собой обязательство выплатить всю сумму инвестору, которую он вложил, а также сумму активов, пропорциональную доле прибыли в мушараке, которая появилась после заключения контракта.
На данной основе, а также исходя из существующих реалий, исламские богословы дозволили выпускать ценные бумаги, обеспеченные активами компании. По сути это те же акции. Однако Шариат устанавливает важное требование, заключающееся в том, что дебиторская задолженность и денежные средства не должны занимать более 50% в активах компании. В результате продажа данных ценных бумаг, основанная на мударабе и мушараке, может решить проблему привлечения финансовых ресурсов в бизнес. Стоит отметить, что это одна из точек зрения, которую в своей статье «Principles of Shariah Governing Islamic Investment Funds» М. Таки Усмани раскрывает полностью [12]. Автор разделяет данную точку зрения по двум аспектам:
- она наиболее распространена, хотя это не гарантирует выбора наиболее правильного варианта;
- в финансовом анализе в ходе оценки финансовой устойчивости организации используют коэффициент вложений в торгово-производственный потенциал, рассчитываемый как отношение активов за минусом дебиторской задолженности и денежных средств к общей величине активов (валюте баланса), который имеет оптимальное значение 50% для промышленности и 70 % для торговых организаций, подтверждая с экономической точки зрения доводы Шариата в этом отношении.
Итак, это был первый вариант решения финансовых проблем компании с помощью увеличения уставного капитала.
Совместное управление активами также вписывается в рамки исламских норм при соблюдении некоторых правил. В книгах по исламскому финансированию такой метод получил название убывающая мушарака.
Предположим, что в нашем теоретическом примере компании нужно 700 условных единиц. Предположим, что на эти средства организация желает приобрести технику для сбора урожая. Ранее было отмечено, что в организации есть собственные денежные средства, внесенные одним из участников в размере 400 условных единиц. Часть данных активов компания направляет на коммерческие расходы, что дает в остатке, согласно теоретическому примеру 200 условны единиц. В результате, техника будет закуплена с помощью средств компании в размере 200 условных единиц и банка - 500. Доля банка в данной собственности составит 71%, а коммерческой организации - 29%. Исламское право дозволяет совместное владение собственностью, названное ширкат аль-мульк, о чем свидетельствуют все правовые школы.
После начала функционирования организации полученный доход должен распределяться согласно правилам, указанным выше. Важно отметить, что если исламский банк будет выступать лишь в качестве инвестора, не вмешиваясь в саму деятельность, то его доля прибыли не должна превышать вклада в заку-
57
Бизнес в законе
2’2014
паемую технику, что в нашем примере составляет 71%, хотя на меньший процент партнеры вправе договориться.
Такой договор, как правило, носит срочный характер, что предполагает погашение основного долга в течении установленного срока. В нашем примере ограничим его одним годом, распределив сумму погашения основного долга в 125 условных единиц (500 : 4) по кварталам. Важно отметить, что после первой же выплаты доля банка в приобретенных активах уменьшится до 375 условных единиц, что повлечет за собой уменьшение извлекаемой прибыли исламского банка в соответствующей пропорции. В нашем примере максимум инвестора составит 65% (375 : (375+200)). Через следующий квартал сумма вложения будет равна 250 условных единиц, а доля в прибыли упадет до 56% (250 : (250+200)) и так далее в течение одного года, пока вся техника не будет принадлежать компании. Становится очевидным, что прибыль банка - это доля от финансового результата коммерческой организации. В данной ситуации каждая из сторон несет риск, в отличие от ситуаций с традиционными банками, когда они получают фиксированную долю от инвестиций.
При упомянутой выше схеме важным вопросом является юридическая составляющая, так как возможны ситуации, когда сделка будет недозволенной. Одним из важных обстоятельств, которые нужно помнить -это тот факт, что если все эти сделки были бы объединены так, что каждая из них была бы условием для совершения другой, то это не дозволяется в Шариате, потому что в исламской правовой системе твердо установлено, что одна сделка не может быть предварительным условием для другой [11]. То есть банк может и не продавать свою долю компании, так как нет договора обязывающего сделать это, кроме возможного обещания.
Также важным обстоятельством является тот факт, что техника амортизируется, что должно быть учтено при определении стоимости различных единиц доли банка.
В итоге нами были исследованы вопросы привлечения финансовых ресурсов для функционирования и развития коммерческих организаций на основе муша-раки с выделением двух форм: вклады в уставный капитал и совместное владение активами.
В результате, автор предлагает классифицировать инвестиции на основе мушарака по четырем признакам, что представлено на рисунке 4.
Рисунок 4. Классификация инвестиций в коммерческую организацию в форме мушарака
Таким образом, в данной статье было проведено исследование сущности и видов мушараки, возможности финансирования коммерческих организаций на его основе, а также предложена соответствующая классификация. Серьезной проблемой в существующих условиях является то обстоятельство, что российские предприниматели мало знают о таких инструментах и вообще о шариатском ведении коммерческой деятельности. Это самое главное препятствие, а потом уже - отсутствие каких-либо финансовых институтов. Безусловно, исламская финансовая деятельность лишь начала свое развитие на территории России, однако опыт зарубежных стран и повышающийся интерес к исламскому финансированию внутри страны как со стороны ученых, так и со стороны потребителей позволяют дать положительный прогноз развитию подобного рода исламских институтов.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ в ред. от 14.06.2012 // Доверительное управление имуществом [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об обществах с ограниченной отвественностью : федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ в ред. от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О рынке ценных бумаг: федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ в ред. от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 : утв. Приказом М-ва финансов РФ от 24 ноября 2003 г. N 105н.
5. Прозоров С. М. Научное исламоведение в России (1980—2005) // Иран сегодня. — 1(6)/2006. — С. 20-24.
6. Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика. Казань: Линова-Медиа, 2012. - 536 стр.
58
Шовхалов Ш. А.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ НА УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОГО ПАРТНЕРСТВА СОГЛАСНО ИСЛАМСКИМ ПРАВИЛАМ
7. Шовхалов Ш. А. Источники регулирования экономических вопросов в шариате. Теория экономики и управления народным хозяйством. № 4 (24). Ставрополь: ИДНК, 2012 г. С. 167-174.
8. Шовхалов Ш. А. Ограничения в деятельности коммерческих организаций с позиции Ислама. Актуальные проблемы социально-экономического развития России. № 4. М.: Нау-ка-Бизнес-Паритет, 2012 г. С. 106-110.
9. Шовхалов Ш. А. Принципы ведения коммерческой деятельности c позиции Ислама. Экономика и предпринимательство, № 6. М.: Экономика и предпринимательство, 2013 г. С. 603-605.
10. Шовхалов Ш. А. Финансовые ресурсы коммерческой организации: шариатский взгляд. Финансы и кредит. № 8 (536). М.: Финансы и кредит, 2013 г. С. 58-61.
11. Usmani M. Т. An Introduction to Islamic Finance [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.muftitaqiusmani.com/index.php?option=com_content &view=category &layout=blog&id=4&Itemid=8.
12. Usmani Т. Principles of Shariah Governing Islamic Investment Funds [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.albalagh.net/Islamic_economics/finance.shtml.
Reference list:
1. Civil code of the Russian Federation [Electronic resource]: part second of 26.01.1996 № 14-FL in an edition of 14.06.2012//Trust management by property [An electronic resource]. Access from ConsultantPlus system.
2. About societies with limited responsibility: the federal law of 08.02.1998 № 14-FL in an edition of 29.12.2012 [An electronic resource]. Access from ConsultantPlus system.
3. About securities market: the federal law of 22.04.1996 № 39-FL in an edition of 29.12.2012 [An electronic resource]. Access from ConsultantPlus system.
4. Accounting regulation «Information on Participation in Joint Activity» of PBU 20/03 : The order ministry of finance of the Russian Federation of November 24 2003 of N105n.
5. Prozorov S. M. Scientific Islam research in Russia (1980 — 2005)//Iran today. — 1(6)/2006. — Page 20-24.
6. Sudin Charon, Van Nursofiza Van Azmi. Islamic financial and banking system: Philosophy, principles and practice. Kazan: Li-nova-media, 2012. - 536 p.
7. Shovkhalov Sh. A. Sources of regulation of economic problems in Sharia. Theory of economy and management of a national economy. № 4 (24). Stavropol: IDNK, 2012. P. 167-174.
8. Shovkhalov Sh. A. Restrictions in activity of the commercial organizations from Islam position. Actual problems of social and economic development of Russia. № 4. M.: Science - Business Parity, 2012. P. 106-110.
9. Shovkhalov Sh. A. The principles of conducting commercial activity from Islam position. Economy and business, № 6. M.: Economy and business, 2013. P. 603-605.
10. Shovkhalov Sh. A. Financial resources of the commercial organization: sharia look. Finance and credit. № 8 (536). M.: Finance and credit, 2013. P. 58-61.
11. Usmani M. T. An Introduction to Islamic Finance [Electronic
resource]. Access mode: http://www.muftitaqiusmani.
com/index.php? option=com_content&view=category & layout=blog&id=4&Itemid=8.
12. Usmani T. Principles of Shariah Governing Islamic Investment Funds [Electronic resource] - an access Mode: http://www.albalagh.net/Islamic_economics/finance.shtml.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Шовхалова Ш.А. «Привлечение заемных средств на условиях совместного партнерства согласно Исламским правилам»
Актуальность темы обусловлена существующим дефицитом исламских финансовых институтов, готовых предоставить займы на условиях, отвечающих нормам Ислама в рамках законов России, на фоне большого числа мусульман в нашей стране.
Научная новизна и практическая значимость. В статье разъясняется сущность мушараки, как формы привлечения заемных средств на основе совместного партнерства, указаны ее виды и обозначены основные условия применения. Автор соотнес нормы использования исследуемого исламского инструмента с законодательством Российской Федерации, указав на его сходство с совместной деятельностью, пополнением уставного капитала и участием в акционерном обществе. Практическая значимость работы заключается в использовании полученных данных для привлечения финансовых ресурсов, не прибегая к традиционным формам, запрещенным в Исламе.
Заключение: рецензируемая статья отвечает требованиям, предъявляемым к научным публикациям, и может быть рекомендована к опубликованию.
Рецензент:
заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита торгово-экономического института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», доктор экономических наук, профессор
Петрова Аида Талятовна
59