3. Aretz K., Bartram S. M., Pope P. F. Macroeconomical risks and characteristic-based factor models //Journal of Banking & Finance. - 2010. - Vol. 34. - No. 6. - pp. 1383-1399.
4. Paisarn W. The Determinants of Thailand Bond Yield Spreads //Available at SSRN 2136979. - 2012.
5. Nkwede F. E., Uguru L. C., Nkwegu L. C. Corporate bond market development in Nigeria: does macroeconomic factors matter? //Arabian Journal of Business and Management Review (Oman Chapter). - 2016. - Vol. 6. - No. 2. - P. 25.
6. Huang J., Chang K., Tian Y. Analysis of Macroeconomical Factors Affecting the Corporate Bond Yield Spread // Engineering Letters. - 2019. - Vol. 27. - No. 1.
7. World Competitiveness Index [Electronic resource]. URL: https://worlduncertaintyindex.com (Accessed: 11/20/2022).
8. Global Competitiveness Index [Electronic resource]. URL: https://cbonds.ru (Accessed: 11/20/2022).
9. Global Competitiveness Index [Electronic resource]. URL: https:// www.oecd.org (Accessed: 11/20/2022).
EDN: VHOLUX
К.В. Криничанский - д.э.н., доцент, профессор департамента финансовых рынков и финансового инжиниринга, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
K.V. Krinichansky - doctor of economics, professor, associate professor, professor of the department of financial markets and financial engineering, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;
Е.Д. Фирсов - обучающийся финансового факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
E.D. Firsov - student of the finance faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЯ НА ФОНДОВЫЙ РЫНОК: РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ATTRACTING PUBLIC FUNDS TO THE STOCK MARKET: RUSSIAN AND FOREIGN PRACTICE
Аннотация. Статья посвящена проблемам вовлечения дополнительных финансовых и инвестиционных ресурсов в экономику Российской Федерации и проведения интенсивной политики включения доходов домохозяйств в процесс инвестирования в инструменты рынка ценных бумаг, которые являются объектами пристального внимания со стороны не только финансовой системы, но и органов банковского надзора и государственного управления, особенно в последние годы. Целью исследования является выявление эффективных механизмов, методов и инструментов привлечения сбережений населения на отечественный рынок ценных бумаг, а также определение основных направлений их развития и совершенствования, способствующих развитию экономики инновационного типа. В ходе написания работы был изучен передовой опыт из стран, оказывающих значительное влияние на интенсивность экономических процессов всего мирового фондового рынка - США и КНР.
Abstract. The article is devoted to the problems of involving additional financial and investment resources in the economy of the Russian Federation and conducting an intensive policy of including household incomes in the process of investing in securities market instruments, which are the objects of close attention from not only the financial system, but also banking supervision and public administration, especially in recent years. The purpose of the study is to identify effective mechanisms, methods and tools for attracting the savings of the population to the domestic securities market, as well as to identify the main directions of their development and improvement, contributing to the development of an innovative economy. In the course of writing the paper, best practices from countries that have a significant impact on the intensity of economic processes of the entire world stock market - the United States and China - were studied.
Ключевые слова: механизмы привлечения сбережений населения, фондовый рынок, индивидуальные инвесторы, финансовые инструменты, инвестиции, биржевые фонды, коллективное инвестирование.
Keywords: mechanisms for attracting savings of the population, stock market, individual investors, financial instruments, investments, exchange-traded funds, collective investment.
В условиях нарастания геополитических и финансовых угроз для отечественной экономики необходимо осуществить глубокие изменения в области ослабления ограниченности финансовых ресурсов и повышения эффективности их использования. Недостаточный уровень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, особенно в сравнении с более развитыми странами, выступает в качестве одной из первостепенных причин, сдерживающих развитие стратегических отраслей российского бизнеса, поддержание высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене и создание долгосрочных финансовых вложений для граждан. Многие исследования показывают, что снижение частных инвестиций населения является одной из ключевых причин падения эффективности экономик развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), что проявилось в примерно двухкратном сокращении потенциального роста производства на душу населения в конце 1990-х - начале 2020-х гг. [1]. Именно поэтому в условиях санкционных ограничений, когда банковская отрасль не способна в полной мере обеспечить уровень доходов, превышающих инфляционные издержки, фондовая биржа является наиболее пер-
спективным механизмом защиты сбережений россиян от обесценения и развития бизнес-процессов крупного капитала.
В качестве информационно-методологической базы исследования послужили нормативно-правовые акты - Федеральные законы и др., публикации периодической печати, учебные издания, статистические и информационно-аналитические данные Центрального банка, отечественных маркетинговых агентств, зарубежных коммерческих банков, масс-медиа, инвестиционных компаний и сервисов из США и КНР, а также материалы из информационной сети Интернет.
Основные принципы исследования базируются на фундаментальных положениях отечественных и зарубежных специалистов в области экономики, юриспруденции и финансового рынка. Теоретические основы исследования посвящены формированию научной концепции финансового посредничества в середине XX века, связывающей экономическое развитие государства с развитием финансовой системы, решением проблемы поиска «длинных денег» и ростом активности финансовых посредников: фондовых бирж, брокерских организаций, инвестиционных советников и др. Также в работе были рассмотрены гипотезы о влиянии в рыночной экономике законодательства и государственных институтов на развитие фондового рынка - т.н. нулевая гипотеза, гипотеза частного правоприменения и гипотеза государственного принуждения.
Вместе с тем был рассмотрен эволюционный подход к исследованию финансового рынка в Российской Федерации, который позволил выявить ряд ключевых периодов в развитии отечественного финансового рынка в 1991-2023 гг., в т.ч. особенности функционирования рынка ценных бумаг, этапы зарождения регулирующих органов и основных элементов инфраструктуры фондового рынка, а также проследить эволюцию финансовых инструментов в эти годы - от краткосрочных, высокорискованных и спекулятивных финансовых инструментов (ГКО, СДА и др.) до инструментов формирования «длинных денег» - ОФЗ, ПИФ-ов, биржевых фондов и др. Проведенный анализ также показал, что развитие рынка ценных бумаг следует скорее представлять в виде не линейной, а экспоненциальной зависимости.
В ходе написания широко применялись статистические (выявление финансовых предпочтений клиентов отечественных и зарубежных брокерских организаций), аналитические (установление причинно-следственной связи между увеличением частных инвестиций в фондовый рынок и повышением экономической субъектов финансовых отношений), а также эмпирические (интервьюрирова-ние частных инвесторов) методы исследования в процессе формировании портрета среднестатистического клиента отечественных брокерских организаций, что может быть использовано для прогнозирования инвестиционного поведения граждан Российской Федерации в последующие годы.
Одним из первых исследований, рассматривающих рынок ценных бумаг в качестве ключевого механизма привлечения временно свободных средств населения и элемента развития рыночных отношений, выступила теория финансового посредничества, разработанная в 1950-х гг. выдающимися американскими экономистами - Джоном Герли, Эдвардом Шоу и Джеймсом Тобином. Так, статистические данные США об уровне развития инструментов фондового рынка и экономическом подъеме в рассматриваемый период времени натолкнули исследователей на мысль, что между данными факторами наблюдается прямая корреляционная зависимость. Таким образом, увеличение активности американских розничных инвесторов, обусловленное интенсивной институционализацией рынка ценных бумаг, выступившего в качестве альтернативы банковскому сектору, обусловило диверсификацию каналов трансформации сбережений населения в инвестиционный капитал [2].
Более того, в рамках теории финансового посредничества был выделен трансакционный подход, определивший основные достоинства таких новых видов финансовых посредников, как инвестиционные компании, паевые фонды и др., перед кредитными организациями. Так, в начале 1970-х гг. американскими экономистами Джорджем Бенстоном и Клиффордом Смитом были выделены следующие преимущества [3]:
1) удовлетворение финансовых потребностей розничных инвесторов при минимальном уровне трансакционных издержек за счет предоставления широкого выбора финансовых инструментов;
2) обеспечение более приемлемого уровня доходности и ликвидности инвестиционных вложений на гибких условиях;
3) достижение комбинированного эффекта от экономии при производстве финансовых продуктов.
Драматическое снижение доли депозитных институтов в объеме активов американского финансового сектора в 1970-2019 гг. (с 23,7 % до 13,6 %), сопровождавшееся стремительным ростом доли инструментов коллективного инвестирования - взаимных фондов (с 0,9 % до 10,3 %) за тот же
период времени, во многом подтверждает закат традиционных банковских продуктов в качестве инструментов вложения денежных средств в развитых странах [4]. Также в 1970-х гг., под влиянием работ лауреата Нобелевской премии по экономике Джорджа Акерлофа, получил развитие информационный подход, основанный на том, что роль финансовых посредников также заключается в уменьшении асимметрии информации на финансовом рынке. Данный эффект достигается за счет информирования участников денежных отношений о качестве тех или иных инвестиционных проектов с помощью «торговых сигналов», что предопределило формирование определенного уровня кредита доверия граждан США к фондовому рынку и финансовым посредникам [5]. В целом, феномен финансового посредничества на американском рынке ценных бумаг не может быть объяснен по отдельности экономией трансакционных издержек или информационной асимметрией. Оба подхода являются в большей степени комплементарными. В связи с этим финансовые посредники возникли как производители информации в т.ч. по той причине, что информационное производство и осуществление посреднических услуг выступают в качестве естественных комплементарных видов деятельности. Кроме того, помимо института финансовых посредников, теоретики связывают и законодательный аспект с оказанием серьезного влияния на привлечение средств населения на фондовый рынок. С 1960-х гг. начали активно проводиться научные исследования, направленные на выявление зависимости между уровнем государственного регулирования и степенью развития рынка ценных бумаг. Результатом научных трудов стала разработка трех гипотез, призванных выявить связь между уровнем государственного регулирования и степенью развития рынка ценных бумаг.
В соответствии с нулевой гипотезой, предложенной американским экономистом Джорджем Стиглером в 1960 г., государственная политика должна быть основана на политике полного невмешательства в операции профессиональных участников рынка с ценными бумагами, так как лишь рыночные механизмы способны в полной мере обеспечивать эффективное функционирование фондового рынка, а рыночное законодательство лишь увеличивает трансакционные издержки инвесторов, связанные с заключением биржевых сделок, и влечет за собой вмешательство политических групп, что приводит к оттоку средств населения с фондового рынка [6].
Альтернативные гипотезы утверждают, что рыночный механизм не может служить стимулирующим фактором для привлечения сбережений граждан на рынок ценных бумаг, поэтому государственное вмешательство является неотъемлемой составляющей фондового рынка, в то время как единственное различие - степень участия государственных структур. Так, гипотеза частного правоприменения, предложенная американскими юристами Фрэнком Истербруком и Даниэлем Фишелем в 1984 г., делает заключение о том, что законодательство о ценных бумагах - необходимый и единственный способ регулирования рынка ценных бумаг, а существование единого регулирующего органа не является общеобязательным [7]. При этом роль нормативно-правовых актов сводится к снижению затрат на заключение частных контрактов за счет стандартизации, что уменьшает неопределенность при судебных разбирательствах и повышает уровень доверия со стороны инвесторов.
Последнее суждение - гипотеза государственного принуждения, которая получила распространение после трудов американского экономиста Гэри Беккера (1968 г.) и его последователей. В соответствии с ней законодательство о ценных бумагах не является достаточным стимулом для принуждения к порядку, поэтому требуется независимый государственный институт, вводящий единые правила и ограничения для участников фондового рынка - мегарегулятор [8].
Впервые проверка трех гипотез о наличии причинно-следственной связи между государственно-частными методами регулирования и степенью вовлечения средств населения в фондовый рынок была проведена в 2003 г. Так, в ходе проведения регрессионного анализа были опрошены юридические консультанты из 49 стран, обладающих рынком ценных бумаг на различных стадиях развития, и проанализированы индикаторы развития рынка ценных бумаг и экономики (количество IPO, отношение капитализации фондового рынка к ВВП, концентрация собственности и др.) за 19962000 гг. [9]. В целом, результаты регрессионного анализа продемонстрировали, что государства с развитым фондовым рынком в большей степени характеризуются элементами, связанными с политикой частного правоприменения, такими как эффективная судебная система, высокие требования к раскрытию информации для эмитентов и снижение бремени доказательства для инвесторов. В то же время методы государственного принуждения (санкции, уголовная ответственность, деятельность надзорных органов) гораздо менее эффективны. Таким образом, можно сделать вывод, что политика государственного принуждения оказывает меньшее воздействие на стимулирование спроса граждан на финансовые инструменты фондового рынка и экономики в целом, чем методы частного правоприменения, являющиеся оптимальным решением.
В настоящее время органы государственного регулирования и надзора рынка ценных бумаг в основном придерживаются политики государственного принуждения, которую проводит мегарегуля-тор в лице Центрального банка, что оказывает негативное воздействие на стимулирование спроса населения на финансовые инструменты. В то же время за годы своего существования фондовый рынок претерпел существенные положительные изменения, связанные не только с развитием биржевой инфраструктуры, мобильных инвестиционных платформ, налогового законодательства и льгот для розничных инвесторов, но и появлением новых финансовых инструментов - ОФЗ, ПИФ-ов, биржевых фондов и др.
В зависимости от момента появления новых финансовых инструментов и механизмов инвестирования периодизация становления российского рынка ценных бумаг в 1991-2023 гг. может быть представлена в следующем виде (таблица 1).
Таблица 1 - Эволюция рынка ценных бумаг и финансовых инструментов
Временной период Описание Финансовые инструменты
2 3
Первый этап (1990-1992 гг.) Создание первых акционерных обществ, основание десятков фондовых бирж, в т.ч. «Московской межбанковской валютной биржи» (ММВБ, 1992-2011 гг.), выпуск первых муниципальных облигаций Сберегательные счета, накопительные вклады в организациях государственного страхования и муниципальные облигации
Второй этап (1993-1995 гг.) Создание Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ, 1993-2004 гг.), массовая приватизация государственных предприятий («денежная приватизация»), выпуск приватизационных именных чеков («ваучеров») и депозитарных свидетельств (СДА), основание одной из ведущих российских бирж («Фондовая биржа РТС», 1995-2011 гг.), распространение деривативов, выпуск первых государственных дисконтных ценных бумаг, начало функционирования первых инвестиционных фондов - ЧИФ-ов. Акции и облигации приватизированных предприятий, ваучеры, СДА, ГКО, деривативы (фьючерсы, опционы, форварды), ЧИФ
Третий этап (1996-1999 г.) Укрепление правовой основы функционирования фондового рынка за счет издания ряда важнейших законов - 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», 136-Ф3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и др., появление первых открытых паевых инвестиционных фондов (ОПИФ) взамен ЧИФ-ов, выпуск первых государственных купонных ценных бумаг (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФ3-ФД), основание одной из ведущих российских бирж («Санкт-Петербургская биржа», 1997 г.) ОФЗ-ПК, ОФЗ-ЦД, ОФЗ-ФД, ОПИФ
Четвертый этап (2000-2007 гг.) Усовершенствование регулятивной функции фондового рынка за счет введения процедуры листинга для эмитентов, реформа законодательной базы о коллективном инвестировании - зарождение первых закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ), создание Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР, 2004-2013 гг.), обновление биржевой инфраструктуры благодаря учреждению АО «Национальный Клиринговый Центр» (НКЦ) ОФЗ-АД, ЗПИФ (на недвижимость)
Пятый этап (2008-2014 гг.) Сокращение эмитентов в результате массовых банкротств, слияний и поглощений, закрепление понятий «производные финансовые инструменты» и «центральный депозитарий» в законодательстве, возобновление выпуска ОФЗ-ПК, объединение крупнейших биржевых площадок в ММВБ-РТС (2011 г.), обновление биржевой инфраструктуры за счет присвоения присвоено АО «Национальный расчетный депозитарий» (НРД) статуса центрального депозитария, присвоение Центральному банку статуса единого мегарегулятора ОФЗ-ПК
Шестой этап (2015-2021 гг.) Создание специальные видов брокерских счетов для розничных инвесторов со льготным налогообложением (ИИС-1, ИИС-11 и др.), введение ряда налоговых льгот на долгосрочное владение ценными бумагами, массовое появление мобильных торговых сервисов от брокерских организаций, внедрение новых финансовых инструментов - структурных продуктов, ОФЗ с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН), бескупонных ОФЗ (БОФЗ) и ОФЗ для физических лиц (ОФЗ-Н), рост популярности отечественных/зарубежных биржевых фондов и криптовалют ОФЗ-ИН, БОФЗ, ОФЗ-Н, ИИС, структурные облигации, биржевые фонды, криптовалюты
Седьмой этап (с 2022 г.) Фрагментация и дедолларизация рынка ценных бумаг, введение ограничений для розничных инвесторов на торговлю ценными бумагами «недружественных эмитентов», уменьшение информационной прозрачности участников торгов, блокировка междепозитарных потоков между Еигос1еаг и НРД, переориентация на азиатские фондовые рынки Акции и облигации азиатских фондовых рынков, тематические ЕТЕ
Источник: [составлено автором]
Несмотря на макроэкономические провалы, допущенные в ходе проведения ваучерной и денежной приватизации в начале 1990 -х гг., полную зависимость российского фондового рынка от иностранного капитала, «пирамидальный» принцип обслуживания государственного долга, а также распространение высокорискованных и спекулятивных ценных бумаг, не соответствующих общепринятым мировым стандартам, в ходе первых трех этапов формирования отечественного рынка ценных бумаг были достигнуты значительные результаты:
1) созданы крупнейшие фондовые биржи на постсоветском пространстве - ММВБ (1992 г.), Фондовая биржа РТС (1995 г.) и Санкт-Петербургская биржа (1997 г.);
2) осуществлена техническая революция на российском фондовом рынке благодаря внедрению электронной системы биржевых торгов (1995 г.);
3) внедрено единое законодательство о фондовом рынке (эмиссия ценных бумаг, деятельность профессиональных участников и т.д.) благодаря Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» (1996 г.) [10];
4) заложены основы функционирования рынка коллективных инвестиций после преобразования чековых инвестиционных фондов (ЧИФ) в паевые (1998 г.);
5) основаны известные акционерные общества в сфере нефтегазового комплекса, металлургической промышленности и информационных технологий, являющиеся локомотивом развития финансового рынка и экономики государства в целом.
Тем не менее наибольшее влияние на темпы привлечения средств российских граждан на фондовый рынок оказал шестой этап (2015 -2021 гг.), который может быть хронологически разделен на два промежуточных. Первый из них, пришедшийся на 2015 -2016 гг., был ознаменован созданием механизмов льготного налогообложения брокерских счетов для индивидуальных инвесторов - ИИС-1 и ИИС-П, а также введением льгот на долгосрочное владение ценными бумагами, в т.ч. из высокотехнологичного сектора экономики [11,12]. Второй промежуточный этап (2017 -2018 гг.) был связан с появлением доступных мобильных приложений от крупных брокерских организаций («Сбербанк Инвестор», «Тинькофф Инвестиции», «ВТБ Мои Инвестиции» и др.) для проведения трейдинга и инвестирования. Что касается последнего из них (2019 -2021 гг.), то он может быть охарактеризован распространением различных инструментов коллективного инвестирования - преимущественно отечественных и зарубежных биржевых фондов («ИпЕх», «Альфа-Капитал», «АТОН» и др.), что стимулировало приток средств частных инвесторов на рынок ценных бумаг в последние годы, о чем свидетельствуют и статистические данные о величине активов, находящихся на брокерском обслуживании и на ИИС. Так, в 2019 -2021 гг. величина денежных средств на брокерских счетах увеличилась на 67,2 % - с 11,3 до 18,9 трлн руб., в то время как ИИС продемонстрировали еще более впечатляющие результаты - со 197 до 551 млрд руб. (в 2,8 раза), а само количество счетов выросло в 3 раза - с 1,6 до 4,8 млн ед. (рисунок 1, 2).
2019 2020 2021 I и. 2022 2 га. 2022 2022
Рисунок 1 - Объем активов на брокерском обслуживании в РФ (трлн руб.)
(Источник: [13])
600
551
2019 2020 2021 1 га. 2022 2 га. 2022 2022
Рисунок 2 - Объем активов на ИИС (млрд руб.)
(Источник: [13])
Тем не менее в условиях появления новых санкционных ограничений и повышения рисков инвестиционных вложений, вызванных геополитическими событиями 2022-го года, постепенно при-
ходит в упадок рынок брокерских услуг, в т.ч. специальных брокерских счетов - ИИС. За один год объем активов на брокерских счетах сократился на 32,2 %, а на ИИС - на 28,3 %. При этом вышеописанные проблемы современного рынка ценных бумаг в Российской Федерации обязаны своим происхождением не только объективным факторам, связанным с геополитической ситуацией, но и субъективным - исчерпание возможностей льготного налогообложения на ИИС-1/ИИС-И, а также отсутствие национальной системы гарантирования инвестиций, которая является неотъемлемым элементом стимулирования индивидуальной и коллективной инвестиционной активности населения не только в развитых, но и в развивающихся государствах. Кроме того, стагнирует рынок биржевых фондов, что обусловлено ограничением торгов зарубежными биржевыми фондами со стороны европейских депозитариев Еигос1еаг и Оеаге^еат. Если за 2021 г. количество биржевых ПИФ-ов, которые торгуются на российских фондовых биржах, увеличилось в 3 раза - с 41 до 125, то по итогам 2022 г. рост сильно замедлился и составил лишь 3,2 % (рисунок 3).
Рисунок 3 - Количество зарегистрированных ПИФ-ов по типам (ед.)
(Источник: [14])
Однако в силу диверсификации и относительной устойчивости к кризисным явлениям вложения частных инвесторов на рынке коллективных инвестиций продемонстрировали гораздо менее отрицательную динамику, чем подавляющее большинство российских финансовых инструментов. Так, за 12 месяцев предыдущего года доходность индивидуальных стратегий ИИС и вложений в биржевые фонды составила -10 % и -15,3 % соответственно, одновременно с этим доходность иностранных и российских акций колебалась в пределах -30,2-52,2 % [13]. При этом инструменты коллективного инвестирования вызывают крупный интерес и у зарубежных розничных инвесторов - из США и КНР. Согласно данным онлайн-опроса 2 тыс. инвесторов из США, проведенного летом 2022 г. на базе инвестиционного сервиса Public.com, американские инвесторы считают, что «exchange-traded funds» (англ. ETF, биржевые фонды) являются одним из наиболее перспективных финансовых инструментов в обозримом будущем, уступая по популярности только инвестициям в инновационные отрасли - фармацевтику, электромобили и зеленую энергетику (рисунок 4).
Рисунок 4 - Рыночные отрасли и финансовые инструменты, вызывающие интерес у американских инвесторов, %
(Источник: [15])
Кроме того, в прошлом году американская финансовая компания Brown Brothers Harriman (BBH) проанализировала статистические данные 157 брокерских организаций из континентального Китая, Гонконга и Тайваня для выявления тенденций и перспектив инвестирования населения в финансовые инструменты коллективного инвестирования - ETF. Результаты исследования свидетельствуют о том, что 96 %, 78 % и 70 % частных инвесторов из континентального Китая, Гонконга и Тайваня соответственно, будут увеличивать объем вложений в биржевые фонды в течение ближайших 12 месяцев, а примерно треть инвесторов из континентального Китая планируют нарастить долю ETF в инвестиционном портфеле до 50 % в течение 5 лет [16]. Также на фондовом рынке Китая продолжается дебют т.н. «тематических ETF», которые представляют собой секторальные фонды, ориентированные на инвестирование в быстрорастущие бизнес-направления. В наибольшей степени частные клиенты китайских брокерских организаций заинтересованы в появлении ETF, связанных с устойчивым развитием (77 %), Интернет-технологиями (67 %), робототехникой и искусственным интеллектом (66 %).
Таким образом, можно сделать вывод, что образование вакуума на рынке биржевых фондов и заморозка иностранных активов в биржевых фондах открывают широкие перспективы для внедрения перспективных механизмов восстановления инвестиционного спроса со стороны населения в экономике. Поэтому значительным потенциалом для российских инвесторов обладают именно биржевые фонды, в т.ч. тематические, в основе которых лежат ценные бумаги инновационных отраслей из «дружественных стран» - КНР (Гонконг), Индии и др.
При этом ключевые особенности российского начинающего инвестора, которые были выделены в ходе онлайн-опроса российских начинающих инвесторов со стороны маркетингового агентства «MARCS» в августе 2021 г., вновь подтверждают предложенный вектор развития фондового рынка, поскольку в условиях превалирования среди населения пассивной стратегии инвестирования и долгосрочных инвестиционных ожиданий распространение инструментов коллективного инвестирования - один из наиболее надежных и практически безальтернативных вариантов (таблица 2):
Таблица 2 - Ключевые особенности начинающего российского инвестора
Показатель Описание
Социально-демографические факторы В равной степени представители обоих полов (50 %). Самая популярная возрастная категория - 35-50 лет (46 %). Большая часть имеет высшее образование (65 %). Подавляющее большинство (85 %) имеют доходы выше среднего уровня
Оценка уровня инвестиционных знаний Собственный уровень знаний об инвестициях около 70 % опрошенных оценивают на среднем уровне и ниже, в т.ч. 10 % из них обладают лишь базовыми знаниями о фондовом рынке
Инвестиционный портфель Типичным продуктом для начинающего инвестора являются акции российских компаний (44 %), инструменты коллективного инвестирования (20 %), акции зарубежных компаний (20 %), российские государственные облигации (19 %), криптовалюта (18 %) и комбинированные продукты (18 %)
Инвестиционное поведение Около 62 % начинающих инвесторов используют мобильные приложения для приобретения первых инвестиционных продуктов, при этом их доля продолжает увеличиваться. Начинающие клиенты брокерских организаций в большинстве своем не имеют определенной стратегии инвестирования, о ее наличии заявила лишь треть (35 %) опрошенных
Стиль инвестирования Доминирует пассивная стратегия инвестирования «buy and hold» (68 %), активное инвестирование осуществляют лишь 23 % начинающих инвесторов. Каждый пятый из опрошенных не готов потерять даже часть собственных средств. Подавляющее большинство начинающих инвесторов (96 %) используют только собственные средства при приобретении финансовых продуктов.
Инвестиционные ожидания У начинающих клиентов брокерских организаций преобладает стремление инвестировать в долгосрочной перспективе в сочетании с ожиданием получить доход на среднем уровне, в то время как желание получать сверхприбыль в краткосрочной перспективе практически не распространено
Наличие статуса квалифицированного инвестора У подавляющего большинства начинающих инвесторов отсутствует статус квалифицированного инвестора (86 %), только 8% опрошенных подтвердили данный статус
Источник: [17]
В результате теоретического анализа были обоснованы приоритеты развития инфраструктуры финансовых посредников перед банковскими институтами, а также выделены преимущества частного правоприменения в области регулирования рынка ценных бумаг над методами государственного принуждения. Кроме того, в ходе изучения эволюционного подхода к развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации были описаны положительные и негативные тенденции, наблюдавшиеся в процессе формирования высокоорганизованной инфраструктуры отечественного фондового рынка, создания механизмов налогового стимулирования и долгосрочного инвестирования для розничных инвесторов. Одновременно с этим в рамках исследования были описаны индивидуальные демографические и социально-экономические черты розничных инвесторов для составления портрета среднестатистического клиента брокерских организаций из Российской Федерации, который может быть использован для того, чтобы спрогнозировать торговую активность населения в финансовой сфере.
В процессе сбора и изучения статистических данных о динамике развития механизмов участия в биржевых торгах (брокерских счетов, индивидуальных инвестиционных счетов и др.) в 2019-
2022 гг., в т.ч. инструментов коллективного инвестирования, было установлено, что биржевые фонды в наименьшей степени подвержены волатильности в период кризисных явлений, что подчеркивает перспективность их развития в качестве основного инструмента привлечения средств граждан на фондовый рынок.
В рамках данного исследования были конкретизированы меры по стимулированию спроса граждан на инструменты фондового рынка за счет развития концепции индивидуальных инвестиционных счетов третьего типа, создания национальной системы гарантирования инвестиционных вложений и распространения тематических биржевых фондов.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- Необходимо развивать рыночные механизмы функционирования рынка ценных бумаг, повышая информационную прозрачность эмитентов и снижая бремя доказательства для населения, в то время как государственные меры регулирования должны быть направлены на внедрение ИИС-III, создание национальной системы гарантирования инвестиционных вложений для индивидуальных инвесторов и создание условий для развития финансовых инструментов коллективного инвестирования, в т.ч. «тематических ETF», связанных с технологическими достижениями - Интернет-технологиями, робототехникой, искусственным интеллектом и др.;
- С 1991 г. российский фондовый рынок прошел долгий путь развития от создания единого законодательства, заложения основ рынка коллективных инвестиций, появления первых фондовых бирж и эмитентов до внедрения ряда налоговых льгот и механизмов долгосрочного инвестирования для розничных инвесторов, ставших ключевыми стимулами к притоку населения на фондовый рынок. Не меньшее влияние на рост популярности финансовых инструментов среди физических лиц оказали цифровизация инфраструктуры рынка ценных бумаг и появление персональных мобильных приложений для инвестирования и торговли на бирже;
- Как показал передовой зарубежный опыт привлечения средств населения на рынок ценных бумаг в США и КНР, возникает потребность в увеличении количества финансовых инструментов из сферы коллективных инвестиций - паевых инвестиционных фондов и биржевых фондов, особенно в условиях приверженности значительного количества начинающих инвесторов стратегии пассивного инвестирования («buy and hold»).
В целом, стимулирование спроса населения на фондовом рынке позволит создать прочную основу взаимодействия государства, населения и частного бизнеса, а также повысить эффективность функционирования экономических процессов в условиях санкционного давления.
Источники:
1. Криничанский К.В., Рубцов Б.Б. Регулирование финансового сектора в повестке реформ экономической политики // Финансы: теория и практика. 2022. №5. С. 6-21.
2. Воробьева Е.И. Привлечение сбережений населения в ценные бумаги / Е.И. Воробьева // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2019. № 2. С. 127-135.
3. Заернюк В.М. Исследование теоретических подходов банковского финансового посредничества и направлений его развития // Научный вестник. 2014. №>1. С. 29-35.
4. Современные финансовые рынки: учебник/коллектив авторов; под ред. К.В. Криничанского, Б.Б. Рубцова, А.А. Цыганова. М.: КНО-РУС, 2021. 602 с.
5. Комбаров М.А. Проявления рынка «лимонов» в современной России и способы борьбы с ним // Human Progress. 2020. №3. С. 1-21.
6. Боровкова В.А., Гурьянов П.А. К вопросу регулирования рынка ценных бумаг Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. №16. С. 2-15.
7. Лиза Яо Луи, Ширли Лу. Раскрытие информации и корпоративное гражданство // New Working Paper Series. 2021. №312. С. 1-70.
8. Говорухин Д.А. Экономическая теория преступной и правоохранительной деятельности: формы выгоды от совершения правонарушений // Вопросы российской юстиции. 2022. №20. С. 7-18.
9. Аллен Хуан, Реиарн Чжиян Ли, Хуэй Ван. Прецеденты в области законодательства о ценных бумагах, юридическая ответственность и качество финансовой отчетности // Legal Liability, and Financial Reporting Quality. 2019. №1. С. 1-60.
10. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39-ФЗ.
11. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 29.06.2015 №210-ФЗ. Статья 10.2-1. Особенности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов.
12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ. Статья 219.1. Инвестиционные налоговые вычеты.
13. Центральный банк Российской Федерации. Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг за третий квартал 2022 года. IRL: https://cbr.ru/CoUection/Collection/File/43519/review_secur_22-Q3.pdf (дата обращения: 05.03.2023).
14. Центральный банк Российской Федерации. Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за третий квартал 2022 года. URL: https://cbr.ru/CoUection/Collection/File/43474/rewiew_pif_aif_22Q3.pdf (дата обращения: 06.03.2023).
15. Исследование розничных инвесторов от инвестиционного сервиса Public.com, 2022. URL: https://public.com/research/ 2022-retail-investor-report (дата обращения: 08.03.2023).
16. Исследование инвестиций в ETF от финансовой компании Brown Brothers Harriman (BBH), 2022. URL: https://prod-www.bbh.com/us/en/insights/investor-services-insights/2022-global-china-etf-investor-survey.html (дата обращения: 10.03.2023).
17. Исследование розничных инвесторов от маркетингового агентства MARCS, 2021. URL: https://www.marcs.ru/news/2021/ cbr-invest/ (дата обращения: 13.03.2023).
References:
1. Krinichansky K.V., Rubtsov B.B. Regulation of the financial sector in the agenda of economic policy reforms // Finance: theory and practice. 2022. Vol. 5. P. 6-21.
2. Vorobyova E.I. Attracting the savings of the population into securities / E.I. Vorobyova // Scientific Bulletin: Finance, banks, investments. 2019. Vol. 2. P. 127-135.
3. Zaernyuk V.M. Research of theoretical approaches of banking financial intermediation and directions of its development // Scientific Bulletin. 2014. Vol. 1. P. 29-35.
4. Modern financial markets: textbook/collective of authors; edited by K.V. Krinichansky, B.B. Rubtsov, A.A. Tsyganov. M.: KNORUS, 2021. 602 P.
5. Kombarov M.A. Manifestation of the market of «lemons» in modern Russia and ways to combat it // Human Progress. 2020. Vol. 3. P. 1-21.
6. Borovkova V.A., Guryanov P.A. On the issue of regulation of the securities market of the Russian Federation // Financial analytics: problems and solutions. 2015. Vol. 16. P. 2-15.
7. Lisa Yao Lui, Shirley Lu. Information Exposure and Corporate Citizenship // New Working Paper Series. 2021. Vol. 312. P. 1-70.
8. Govorukhin D.A. Economic theory of criminal and law enforcement activity: forms of benefit from committing offenses // Issues of Russian justice. 2022. Vol. 20. P. 7-18.
9. Allen Huang, Reeyarn Zhiyang Li, Hui Wang. Securities Law Precedents, Legal Liability, and Financial Reporting Quality // Legal Liability, and Financial Reporting Quality. 2019. Vol. 1. P. 1-60.
10. Federal Law «On the Securities Market» No. 39-FZ dated April 22, 1996.
11. Federal Law «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation and Invalidation of Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation» No. 210-FZ dated June 29, 2015. Article 10.2-1. Features of professional activity in the securities market related to the management of individual investment accounts.
12. The Tax Code of the Russian Federation (Part Two) No. 117-FZ dated August 5, 2000. Article 219.1. Investment tax deductions.
13. The Central Bank of the Russian Federation. Overview of key indicators of professional participants of the securities market for the third quarter of2022. IRL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43519/review_secur_22-Q3.pdf (accessed: 05.03.2023).
14. The Central Bank of the Russian Federation. Overview of key indicators of mutual and equity investment funds for the third quarter of 2022. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43474/rewiew_pif_aif_22Q3.pdf (accessed: 06.03.2023).
15. Retail Investor Report from Public.com, 2022. Evolving through volatility. URL: https://public.com/research/2022-retail-investor-report (accessed: 08.03.2023).
16. ETF Investor Survey from Brown Brothers Harriman (BBH), 2022. Thematic Demand Accelerates Among Greater China Investors as ETF Adoption Ramps Up. URL: https://prod-www.bbh.com/us/en/insights/investor-services-insights/2022-global-china-etf-investor-survey.html (accessed: 10.03.2023).
17. Retail Investor Report from MARCS, 2021. Investment behavior and investment expectations of Russian novice investors in large cities. URL: https://www.marcs.ru/news/2021/cbr-invest/ (accessed: 13.03.2023).
EDN: ULUSOJ
PfrjESsi
E.O. Орлова - к,э.н., доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, [email protected],
E.O. Orlova - candidate of economics, associate professor, associate professor of the department of finance, Orenburg state university, Orenburg, Russia;
Ю.А. Федосеева - к.э.н., доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, [email protected],
Yu.A. Fedoseeva - candidate of economics, associate professor of finance, Orenburg state university, Orenburg.
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИХ ФИСКАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ TAXES ON THE PROPERTY OF INDIVIDUALS AND THEIR FISCAL SIGNIFICANCE
IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В работе исследована фискальная значимость имущественных налогов в РФ. Для этого были проанализированы динамические ряды поступления данных налогов за 2019-2021 гг. Построены зависимости поступления транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц от факторов, которые влияют на формирование итоговых значений этих показателей. Сделаны выводы о собираемости имущественных налогов в РФ в настоящее время. Предложены мероприятия направленные на совершенствование администрирования данных налогов с целью формирования бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Сделаны выводы о необходимости использования в этой сфере опыта экономически развитых зарубежных стран, связанного с повышением финансовой и налоговой грамотности населения, со стабилизацией социально-политических условий в стране, дальнейшим совершенствованием налогового контроля, в т.ч. с использованием цифровых методов налогового контроля и методик оценки имущества физических лиц.
Abstract. The paper investigated the fiscal significance of property taxes in the Russian Federation. To do this, the dynamic series of tax receipts for 2019-2021 were analyzed. The dependences of the receipts of transport, land and property tax of individuals on the factors that influence the formation of the final values of these indicators are constructed. Conclusions are drawn about the collection of property taxes in the Russian Federation at the present time. The measures aimed at improving the administration of these taxes in order to form budgets of the appropriate level of the budget system of the Russian Federation are proposed. Conclusions are drawn about the need to use in this area the experience of economically developed foreign countries associated with increasing financial and tax literacy of the population, with stable socio-political conditions in the country, further improvement of tax control, including using digital methods of tax control and methods of assessing the property of individuals.
Ключевые слова: налоги, имущество, транспорт, бюджет, Российская Федерация, налоговые органы, кадастровая стоимость, льготы, физические лица, налоговая нагрузка.
Keywords: taxes, property, transport, budget, Russian Federation, tax authorities, cadastral value, benefits, individuals, tax burden.