164
2024. Т. 34, вып. 1
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 343.851(045) Ю.В. Шляпников
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ К ПРОБАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Проблемы пробации - это проблемы полноценного исправления лица, осуждённого за совершение преступления. Это проблемы ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. Это проблемы возвращения осужденного в общество в качестве полноценного его члена, способного своими действиями способствовать достижению социально-значимых целей, закрепленных в законе № 10-ФЗ от 06.02.2023 г. «О пробации в Российской Федерации». Анализ указанного закона позволил сделать вывод о наличии в нем отдельных недостатков, существенно препятствующих его практической реализации. К таким недостаткам следует отнести то, что негосударственные, в том числе общественные организации, не рассматриваются в качестве самостоятельного субъекта пробации. Тем самым ограничивается инициатива названных организаций в процессе пробации, что может влечь за собой последствия в виде снижения эффективности названного процесса. Данная проблема была исследована с применением общенаучного метода - диалектического материализма, логических методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, методов толкования норм права. Применение названных методов позволило выявить основные проблемы, которые встают перед пробацией и возможности субъектов этой деятельности в решении этих проблем.
Ключевые слова: пробация; субъекты пробации; ресоциализация; социальная адаптация; социальная реабилитация; общественные организации.
DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-1-164-167
Понимание необходимости обеспечения исправления осужденного стало причиной принятия Федерального закона № 10-ФЗ от 06.02.2023 г. «О пробации в Российской Федерации» [1]. Данный закон направлен на то, чтобы осуждённый не воспринимал своё осуждение как акт отторжения его обществом, чтобы он не чувствовал себя изгоем, а осознал недопустимость совершённых им преступных действий. Сформулированные в ст. 4 данного закона цели и задачи направлены на то, чтобы перевоспитать человека с определёнными антисоциальными установками в полноценного, активного гражданина, чья деятельность носит созидательный характер и соответствует всем принятым в обществе и государстве нормам [2, с. 327-333]. При этом следует отметить то, что нормы данного закона в полной мере согласовываются с действующим Уголовным кодексом РФ и Уголовно-исполнительным кодексом РФ и представляют вместе с ними единую систему, которая ориентирована на достижение поставленных целей методами и средствами, соответствующими принципам гуманизма.
Несомненно то, что принятие Федерального закона № 10-ФЗ от 06.02.2023 г. «О пробации в Российской Федерации» является существенным шагом вперёд. Он знаменует собой новый этап в системе решения задачи по исправлению лиц, совершивших преступление, направлен на адаптацию отдельных категорий осужденных к социальным условиям. Это важно, поскольку указывает на понимание государством и обществом того, что само преступление в отдельных случаях является результатом дефектов социализации соответствующей личности. В преодолении этих дефектов состоит одна из задач государства и общества. Это обеспечивает стабильность развития общества и государства. Несомненным достоинством является то, что решение стоящих задач возлагается не только на государственные органы, но и на общественность. Так, в ч. 3 ст. 6 названного закона указано на то, что к пробации привлекается широкий круг негосударственных организаций. При этом следует обратить особое внимание на то, что в названной норме акцент ставится именно на том, что перечисляемые здесь организации привлекаются к пробации, а не проявляют собственную инициативу в этом процессе в качестве самостоятельного субъекта. Примечательно и то, что круг тех, кто может быть привлечён к пробации, неопределённо широк и может, в связи с этим, рассматриваться как не ограниченный, а определяемый лишь соответствующим субъектом пробации, который исходит исключительно из складывающейся конкретной ситуации.
К пробации привлекаются не только общественные организации. Поэтому ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 10-ФЗ от 06.02.2023 г. «О пробации в Российской Федерации» нельзя рассматривать исключительно как норму, предусматривающую привлечение к пробации общественных организаций.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2024. Т. 34, вып. 1
Здесь, помимо общественных объединений, предусмотрено привлечение к пробации также и других организаций, причём не только некоммерческих. Здесь указано, что также могут привлекаться к пробации религиозные, образовательные, научные и медицинские организации [3, с. 163-165]. Помимо некоммерческих организаций могут привлекаться коммерческие, а также индивидуальные предприниматели. В каждом конкретном случае вопрос о привлечении таких организаций к пробации решает соответствующий субъект. Субъект решает и то, какая деятельность должна осуществляться соответствующими привлекаемыми к пробации организациями [4, с. 80-90]. Исходя из необходимости осуществления такой деятельности определяется выбор субъектом пробации того, кого он должен привлечь к этому процессу. Важным здесь является то, насколько такое привлечение способно обеспечить эффективность пробации.
Перечень субъектов пробации является исчерпывающим, он определён в ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 10-ФЗ от 06.02.2023 г. «О пробации в Российской Федерации». В качестве таких субъектов выступают в основном государственные органы. Исключением из этого правила является такой субъект, который обозначается как организации социального обслуживания. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» организации социального обслуживания могут быть как государственными, так и негосударственными [5]. Объединяет их всех единая цель - социальное обслуживание населения. При этом специфика задач органов социального обеспечения не предполагает решение ими всего спектра задач, которые встают перед пробацией. Поэтому особенностью деятельности этих органов является то, что они должны находиться во взаимодействии с другими субъектами ради достижения целей пробации. Особенность функциональных задач, встающих перед этими органами, не предполагает того, что они способны самостоятельно разрешать задачи пробации, а также быть организаторами проведения данной деятельности [6, с. 99-106]. К сожалению, в Федеральном законе № 10-ФЗ от 06.02.2023 г. «О пробации в Российской Федерации» нет ответа на этот вопрос, а также нет чёткого указания на формы взаимодействия этих органов с другими субъектами пробации. В ст. 10 названного закона названы лишь обязанности органов социального обслуживания в сфере пробации, среди которых не названа необходимость взаимодействовать с другими субъектами.
Участие общественности является важным элементом во всякой системе действий, ориентированных на исправление лица, совершившего преступление, на осознание им норм поведения, принятых в обществе. Это принимается во внимание и в Федеральном законе № 10-ФЗ от 06.02.2023 г. «О проба-ции в Российской Федерации», в котором ст. 35 посвящена взаимодействию субъектов пробации с институтами гражданского общества. Здесь рассматривается взаимодействие с такими институтами общества, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Несомненно, это важно для того, чтобы процесс про-бации был эффективен, выполнялся в соответствии с действующим законодательством. Однако, вполне очевидно то, что сводить всё взаимодействие с общественностью только к взаимодействию с этими институтами общества - это значит упрощать весь механизм исправления лиц, совершивших преступление. Важным для практики пробации является определение форм и способов взаимодействия не только с названными институтами общества, но и с более широким кругом организаций и объединений, которые могут привлекаться соответствующими субъектами к процессу пробации.
Особо следует отметить значение, которое может иметь привлечение к процессу пробации учреждений образования и науки. Данные учреждения способны проводить качественный мониторинг процесса пробации, который способен выявлять пробелы и недочёты, на которые следует обращать внимание ради достижения поставленных целей. Также они способны определять нестандартные, основанные на научных разработках подходы к личностным особенностям осуждённых и использовании наиболее эффективных методов и средств. Важным для пробации направлением является создание методологических подходов к личности осужденного с целью её исправления. Для этого необходимо проведение научных исследований, целью которых была бы выработка наиболее эффективных методик воздействия на личность осуждённого с целью изменения её ценностных ориентиров на те, которые приняты в обществе и государстве [7, с. 5-14]. Разработка таких основ представляется важной для научной обоснованности индивидуальных программ, избираемых в отношении лиц, к которым применяется пенитенциарная пробация. Важность привлечения учебных заведений состоит в том, чтобы подготавливать квалифицированных специалистов, способных осуществлять процесс пробации, чтобы навыки данной деятельности осваивались уже в процессе обучения по соответству-
166 Ю.В. Шляпников
2024. Т. 34, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ющим юридическим специальностям. Участие учебных заведений позволяет привлекать к пробации студентов на правах волонтёров. Это позволяет повысить качество оказания помощи в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. Кроме того, подобная волонтёрская деятельность студентов в полной мере соответствует задачам, которые ставятся перед высшими учебными заведениями. Так, среди задач, которые ставятся перед высшими учебными заведениями, в ст. 8 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [8] названо формирование у обучающегося гражданской позиции и сохранение и приумножение нравственных ценностей общества. Волонтёрская деятельность полностью соответствует этим задачам, поскольку способствует формированию у студентов гражданской позиции относительно оказания помощи лицам, испытывающим сложности в ресоциализации и социальной адаптации.
Также представлялось бы правильным создание специальных центров пробации, которые бы могли координировать деятельность по проведению постпенитенциарной пробации. Создание таких центров способствовало бы обеспечению системности в проведении ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. При этом, в работе данных центров должны принимать участие как представители органов государства, так и представители негосударственных организаций, включая общественные объединения. Эти центры должны обеспечивать координацию всей деятельности, направленной на достижение целей, поставленных законом перед пробацией. Они должны быть также консультативным органом при проведении пробации. Консультативная функция должна проявляться в оказании методической помощи как государственным, так и негосударственным организациям по вопросам пробации. Кроме того, они должны осуществлять значительный объём консультирования осужденных по вопросам социальной адаптации, ресоциализации и социальной реабилитации. На данные центры должна возлагаться работа по методологическому обеспечению проба-ции, ими должны разрабатываться методики, обеспечивающие эффективное решение задач пробации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О пробации в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ (документ не вступил в силу) // Собрание законодательства РФ. 2023. № 6. ст. 917.
2. Подольная Н.Н. Проблема радикализма в молодежной среде // Современные технологии и подходы в юридической науке и образовании. Сборник материалов международного научно-практического форума. Калининград, 2021. С. 327-333.
3. Ананьев О.Г. Отдельные вопросы применения Федерального закона от 06.02.2023 года № 10 «О пробации в Российской Федерации» // Аграрное и земельное право. 2023. № 4 (220). С. 163-165.
4. Скиба А.П., Малолеткина Н.С. Закон «О пробации в Российской Федерации» как предпосылка дальнейшего развития уголовно-исполнительного права // Вестник Кузбасского института. 2023. № 1 (54). С. 80-90.
5. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I) ст. 7007.
6. Скороходова А.С. Проект Федерального Закона «О пробации в Российской Федерации»: анализ новелл // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2022. № 2 (12). С. 99-106.
7. Подольный Н.А. Факторы радикализации молодёжи и средства упреждения её криминализации // Наука. Общество. Государство. 2021. Т. 9. № 2 (34). С. 5-14.
8. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35 ст. 4135.
Поступила в редакцию 05.12.2023
Шляпников Юрий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева 430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68 E-mail: [email protected]
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2024. Т. 34, вып. 1
Yu.V. Shlyapnikov
PUBLIC INVOLVEMENT IN PROBATION AS A MEANS OF INCREASING ITS EFFECTIVENESS
DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-1-164-167
Probation problems are the problems of full-fledged correction of a person convicted of committing a crime. These are the problems of re-socialization, social adaptation and social rehabilitation. These are the problems of returning a convict to society as a full-fledged member of it, capable of contributing by his actions to the achievement of socially significant goals enshrined in Law No. 10-FZ of 06/02/2023 "On Probation in the Russian Federation". The analysis of this law allowed us to conclude that there are certain shortcomings in it that significantly hinder its practical implementation. Such disadvantages include the fact that non-governmental organizations, including public organizations, are not considered as an independent subject of probation. This limits the initiative of these organizations in the probation process, which may entail consequences in the form of a decrease in the effectiveness of the named process. This problem was investigated using the general scientific method - dialectical materialism, as well as logical methods of analysis and synthesis, induction and deduction, methods of interpretation of legal norms. The use of these methods allowed us to identify the main problems that probation faces and the possibilities of subjects of this activity in solving these problems. At the same time, it was concluded that the most successful probation process can be carried out with the involvement of public organizations, which raises the question of the need to expand their powers to solve probation tasks, which should be reflected in the relevant norms of the law.
Keywords: probation; re-socialization; social adaptation; social rehabilitation; probation subjects; public organizations.
Received 05.12.2023
Shlyapnikov Yu.V., Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure N.P. Ogarev Mordovia State University Bolshevistskaya st., 68, Saransk, Russia, 430005 E-mail: [email protected]