Научная статья на тему 'Оказание содействия в восстановлении и укреплении социальных связей лицам, в отношении которых применяется пробация: правовые и организационные вопросы'

Оказание содействия в восстановлении и укреплении социальных связей лицам, в отношении которых применяется пробация: правовые и организационные вопросы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальные связи / семейные связи / осужденный / наказание / пробация / уголовно-исполнительная система / social ties / family ties / convict / punishment / probation / penal system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Львович Бабаян, Андрей Анатольевич Устинов

Введение: в статье рассматриваются правовые вопросы содействия в восстановлении и укреплении социальных связей лиц, в отношении которых применяется пробация, обозначены проблемы, возникающие при осуществлении указанной деятельности органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы при взаимодействии с субъектами пробации, предложены пути их решения. Цель: на основе анализа эмпирических данных органов уголовно-исполнительной системы выявить проблемы, возникающие в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при восстановлении и укреплении социальных связей лиц, в отношении которых применяется пробация, предложить способы их решения. Методы: формально-юридический, эмпирические методы описания и интерпретации, теоретические методы формальной и диалектической логики. Результаты: анализ нормативной базы, регламентирующей пробацию, и эмпирической информации по вопросам восстановления и укрепления социальных связей лиц, к которым применяется пробация, предоставленной органами уголовно-исполнительной системы, показал, что при осуществлении данной деятельности возникают проблемы правового и организационного характера, в частности необходимость учета положений федерального закона «О персональных данных» при получении и предоставлении информации о родственниках осужденного и иных разыскиваемых лицах, необходимость взаимодействия с органами государственной власти, привлечения общественных и религиозных организаций, иных институтов гражданского общества к восстановлению и укреплению социальных связей лиц, к которым применяется пробация. Выводы: для решения проблем, возникающих при восстановлении и укреплении социальных связей лиц, к которым применяется пробация, необходим учет положений федерального закона «О персональных данных», предполагающих получение и сообщение осужденному персональных данных его родственников, иных разыскиваемых лиц только с их письменного согласия. Следует расширять и совершенствовать практику заключения органами уголовно-исполнительной системы соглашений с органами государственной власти, общественными и религиозными организациями в целях постоянного взаимодействия по вопросам восстановления и укрепления социальных связей лиц, к которым применяется пробация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Львович Бабаян, Андрей Анатольевич Устинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assistance in the Restoration and Strengthening of Social Ties to Persons Subject to Probation: Legal and Organizational Issues

Introduction: the article considers legal issues of assistance in the formation and strengthening of social ties of persons subject to probation, identifies problems that arise in the implementation of these activities by bodies and institutions of the penal system when interacting with probation subjects, and proposes ways to solve them. Purpose: based on the analysis of empirical data from penitentiary bodies, to identify problems arising in their activities when restoring and strengthening social ties of persons subject to probation and propose ways for their solution. Methods: formal legal, empirical methods of description and interpretation, theoretical methods of formal and dialectical logic. Results: the analysis of the regulatory framework governing probation and empirical information on the restoration and strengthening of social ties of persons subject to probation shows the existence of organizational problems, such as the need to take into account provisions of the Federal Law “On Personal Data” when receiving and providing information about relatives of a convicted person and other wanted persons, the need to cooperate with public authorities and involve public and religious organizations, and other civil society institutions in restoring and strengthening social ties of persons subject to probation. Conclusion: in order to solve the problems arising during the restoration and strengthening of social ties of persons to whom probation is applied, it is necessary to take into account provisions of the Federal Law “On Personal Data”, which presuppose the receipt and transfer of personal data of convict’s relatives and other wanted persons to the convict only with their written consent. It is necessary to expand and improve the practice of concluding agreements between penitentiary bodies and public authorities, public and religious organizations in order to constantly interact on issues of restoring and strengthening social ties of persons subject to probation.

Текст научной работы на тему «Оказание содействия в восстановлении и укреплении социальных связей лицам, в отношении которых применяется пробация: правовые и организационные вопросы»

Научная статья УДК 343.2

doi 10.46741/2686-9764.2024.67.3.007

Оказание содействия в восстановлении и укреплении социальных связей лицам, в отношении которых применяется пробация: правовые и организационные вопросы

СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ БАБАЯН

Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия Научно-исследовательский институт ФСИН, Москва, Россия Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия bsl09@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8712-0192

АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ УСТИНОВ

Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва, Россия Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия

ustin33@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2848-8592

Реферат

Введение: в статье рассматриваются правовые вопросы содействия в восстановлении и укреплении социальных связей лиц, в отношении которых применяется пробация, обозначены проблемы, возникающие при осуществлении указанной деятельности органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы при взаимодействии с субъектами пробации, предложены пути их решения. Цель: на основе анализа эмпирических данных органов уголовно-исполнительной системы выявить проблемы, возникающие в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при восстановлении и укреплении социальных связей лиц, в отношении которых применяется пробация, предложить способы их решения. Методы: формально-юридический, эмпирические методы описания и интерпретации, теоретические методы формальной и диалектической логики. Результаты: анализ нормативной базы, регламентирующей пробацию, и эмпирической информации по вопросам восстановления и укрепления социальных связей лиц, к которым применяется пробация, предоставленной органами уголовно-исполнительной системы, показал, что при осуществлении данной деятельности возникают проблемы правового и организационного характера, в частности необходимость учета положений федерального закона «О персональных данных» при получении и предоставлении информации о родственниках осужденного и иных разыскиваемых лицах, необходимость взаимодействия с органами государственной власти, привлечения общественных и религиозных организаций, иных институтов гражданского общества к восстановлению и укреплению социальных связей лиц, к которым применяется пробация. Выводы: для решения проблем, возникающих при восстановлении и укреплении социальных связей лиц, к которым применяется пробация, необходим учет положений федерального закона «О персональных данных», предполагающих получение и сообщение осужденному персональных данных его родственников, иных разыскиваемых лиц только с их письменного согласия. Следует расширять и совершенствовать практику заключения органами уголовно-исполнительной системы соглашений с органами государственной власти, общественными и религиозными организациями в целях постоянного взаимодействия по вопросам восстановления и укрепления социальных связей лиц, к которым применяется пробация.

Ключевые слова: социальные связи; семейные связи; осужденный; наказание; пробация; уголовно-исполнительная система. 5.1.4. Уголовно-правовые науки.

© Бабаян С. Л., Устинов А. А, 2024

Для цитирования: Бабаян С. Л., Устинов А. А. Оказание содействия в восстановлении и укреплении социальных связей лицам, в отношении которых применяется пробация: правовые и организационные вопросы // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18, № 3 (67). С. 279288. doi: 10.46741/2686-9764.2024.67.3.007.

Original article

Assistance in the Restoration and Strengthening of Social Ties to Persons Subject to Probation: Legal and Organizational Issues

■ SERGEI L. BABAYAN

Russian State University of Justice, Moscow, Russia Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow, Russia Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda, Russia

bsl09@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8712-0192 ANDREI A. USTINOV

Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow, Russia Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia ustin33@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2848-8592

Abstract

Introduction: the article considers legal issues of assistance in the formation and strengthening of social ties of persons subject to probation, identifies problems that arise in the implementation of these activities by bodies and institutions of the penal system when interacting with probation subjects, and proposes ways to solve them. Purpose: based on the analysis of empirical data from penitentiary bodies, to identify problems arising in their activities when restoring and strengthening social ties of persons subject to probation and propose ways for their solution. Methods: formal legal, empirical methods of description and interpretation, theoretical methods of formal and dialectical logic. Results: the analysis of the regulatory framework governing probation and empirical information on the restoration and strengthening of social ties of persons subject to probation shows the existence of organizational problems, such as the need to take into account provisions of the Federal Law "On Personal Data" when receiving and providing information about relatives of a convicted person and other wanted persons, the need to cooperate with public authorities and involve public and religious organizations, and other civil society institutions in restoring and strengthening social ties of persons subject to probation. Conclusion: in order to solve the problems arising during the restoration and strengthening of social ties of persons to whom probation is applied, it is necessary to take into account provisions of the Federal Law "On Personal Data", which presuppose the receipt and transfer of personal data of convict's relatives and other wanted persons to the convict only with their written consent. It is necessary to expand and improve the practice of concluding agreements between penitentiary bodies and public authorities, public and religious organizations in order to constantly interact on issues of restoring and strengthening social ties of persons subject to probation.

Keywords: social ties; family ties; convict; punishment; probation; penal system.

5.1.4. Criminal law sciences.

For citation: Babayan S.L., Ustinov A.A. Assistance in the restoration and strengthening of social ties to persons subject to probation: legal and organizational issues. Penitentiary Science, 2024, vol. 18, no. 3 (67), pp. 279-288. doi: 10.46741/2686-9764.2024.67.3.007.

Введение

Сохранение, восстановление и укрепление социально полезных связей лиц, отбывающих или отбывших наказание, является одним из важных направлений деятельности, осуществляемой учреждениями уголовно-исполнительной системы. Указания на необходимость восстановления и укрепления связей осужденных с членами семьи, родственниками, другими лицами, положительным образом влияющими

на них, содержатся в актах международного права и нормах российского законодательства. Пункт 79 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными указывает, что «особое внимание следует уделять поддержанию и укреплению связей между заключенным и его семьей, которые представляются желательными и служат интересам обеих сторон». Пункт 80 данных правил устанавливает, что «с самого

начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения. Поэтому ему следует помогать поддерживать и укреплять связи с лицами или учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения».

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации не содержит специального нормативного указания на необходимость проведения мероприятий по восстановлению и укреплению социальных связей лиц, отбывающих либо отбывших наказание. Однако некоторые его нормы обязывают администрацию учреждений, исполняющих наказания, содействовать поддержанию социальных связей осужденного: получать информацию о родственниках осужденного, уведомлять их о прибытии осужденного в исправительное учреждение (ст. 17), предоставлять осужденному возможность поддерживать связи с родственниками путем свиданий (ст. 89), посылок, передач, бандеролей (ст. 90), переписки (ст. 91), телефонных переговоров (ст. 92).

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г. указывает в качестве одной из проблем отсутствие адаптированности лиц, освободившихся из исправительных учреждений, к жизни в гражданском обществе, утрату ими социальных связей и, как следствие, рост повторной преступности. Связь рецидивной преступности и утраты (ослабления) социальных связей неоднократно отмечалась различными исследователями как в России, так и за рубежом [1, с. 74; 2, с. 271; 3; 4]. Важнейшей мерой в целях решения данной проблемы является создание и развитие системы пробации в Российской Федерации.

Основная часть

6 февраля 2023 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Согласно ст. 4 данного закона целями пробации являются коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений.

Закон выделяет три вида пробации - пенитенциарную (по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, а также принудительных работ), исполнительную (при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (за исключением осужденных к штрафу, назначенному в качестве основного наказания, и принудительным работам), и иных мер уголовно-правового характера) и постпенитенциарную (по отношению к лицам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы).

Пенитенциарная пробация применяется ко всем осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, исполнительная и постпенитенциарная - по отношению только к тем лицам, которые были признаны находящимися в трудной жизненной ситуации - обстоятельствах, ко-

торые ухудшают условия жизнедеятельности данных лиц и последствия которых они не могут преодолеть самостоятельно. При этом меры исполнительной и постпенитенциарной пробации могут применяться лишь при наличии обращения лица (его законного представителя) в уголовно-исполнительную инспекцию с заявлением об оказании содействия (ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 20 федерального закона «О пробации в Российской Федерации).

Представляется важным проанализировать такое направление пробации, как социальная реабилитация осужденных и лиц, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы. Согласно ст. 5 федерального закона «О пробации в Российской Федерации» социальная реабилитация - это комплекс мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, в отношении которых применяется пробация.

Под социальными связями в широком смысле в социологии понимают совокупность осознанных и неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов от других [5, с. 958]. Исходя из характера влияния на развитие и деятельность личности осужденного в обществе, социальные связи осужденного можно подразделить на положительные (социально полезные), социально нейтральные и отрицательные (социально негативные).

Социально полезные связи осужденных, как они определяются в педагогической и социологической литературе, - это урегулированные социальными нормами многообразные связи между осужденным и различными субъектами либо социальными группами, занимающими определенное положение в обществе, имеющими различный статус и выполняющими различные социальные функции, возникающие в результате целенаправленной организации мероприятий по включению осужденного в различные сферы и процессы общественной жизни, по усвоению новых норм, ценностей, приобретению социально значимых навыков и моделей поведения в период отбывания наказания и после освобождения [6, с. 33].

Социально полезные связи появляются и совершенствуются в процессе общественно полезной деятельности, способствуют формированию социально полезных навыков, повышению социального статуса, усвоению и соблюдению социально одобряемых норм поведения. В первую очередь это связи с членами семьи, другими родственниками и иными лицами, с которыми у осужденного сложились близкие отношения и которые оказывают положительное влияние на его поведение(опекуны,попечители, приемные родители, лицо, находившееся с осужденным в фактических брачных отношениях или с которым осужденный намерен вступить в брак). Именно семья дает человеку первичные навыки социального поведения, оказывает ему поддержку на протяжении всей жизни, что предопределяет его поведение, в том числе способствует ресоциализации после отбытия наказания [7, с. 142]. По данным исследования, проведенного НИИ ФСИН России в 2021 г., 76,2 % осужденных считают, что влияние на них родственников носит положительный характер. Непосредственное

и опосредованное общение с родственниками оказывает положительное влияние на поведение по мнению 85,3 % опрошенных [8, с. 8]. Уровень повторной преступности у лиц, освободившихся от наказания и поддерживающих социальные связи с членами семьи и родственниками, существенно ниже, чем у тех, у кого данные связи утрачены, что справедливо как для Российской Федерации, так и для зарубежных стран [9, с. 244; 10]. Также к социально полезным относятся связи по месту работы, учебы, в другом коллективе или неформальной группе, придерживающейся положительных социальных ценностей и норм поведения (спортивная секция, общественное объединение, религиозная организация и т. п.).

Социально нейтральные связи явным образом не способствуют ресоциализации и социальной адаптации осужденного, но и не носят негативного характера. Как правило, это спонтанно возникающие, кратковременные социальные связи с теми или иными лицами для удовлетворения конкретных личных потребностей, общения, проведения досуга и т. п.

Социально негативные связи обусловлены совместным противоправным, антисоциальным или асоциальным поведением, под их влиянием индивид усваивает ценности, нормы, модели и навыки поведения, противоречащие интересам общества, общепринятым нормам социального взаимодействия.

Социально полезные связи осужденных должны отвечать следующим требованиям:

- быть разнообразными (семейные, родственные, образовательные, трудовые и т. д.);

- регулироваться социальными нормами, то есть опираться на устоявшиеся традиции, обычаи коммуникации;

- основываться на социально значимых навыках и присвоении новых норм для включения осужденного или освобождающегося от наказания во все необходимые для полноценной жизни сферы [11, с. 12].

Субъектами социально полезных связей могут быть лица различных категорий:

- члены семьи, другие родственники и близкие лица;

- друзья, одноклассники, лица, знакомые по работе и другим совместным занятиям;

- представители учреждений различной ведомственной подчиненности и сами эти учреждения;

- представители общественных организаций различной направленности (в том числе правозащитные и реализующие гуманитарные проекты в области ресоциализации отбывающих наказание и освободившихся) и сами эти организации;

- религиозные деятели;

- представители бизнес-структур и производственных предприятий;

- мастера своего дела, способные привлечь внимание осужденных к тем или иным сферам деятельности (спорту, искусству и т. д.);

- известные персоны и др.

Отбывание наказания в виде лишения свободы или принудительных работ может способствовать ослаблению или утрате социально полезных связей, трудовых навыков осужденного, может повлечь значительные трудности в адаптации к жизни после освобождения, в том числе трудоустройстве, владении

современными технологиями коммуникаций, электронными средствами в области финансов, получения услуг и т. п. [12, с. 195; 13; 14]. Это обусловлено нахождением осужденного в учреждении уголовно-исполнительной системы в течение достаточно длительного срока, его стигматизацией,вследствие чего члены семьи, родственники, друзья нередко прекращают с ним общение или осуществляют его эпизодически и формально. Нередко к прекращению связей с родственниками, иными лицами, оказывавшими положительное влияние, приводит поведение самого осужденного - совершение им преступлений в отношении указанных лиц, пьянство, употребление наркотиков, частая и безосновательная перемена места жительства, паразитический образ жизни до осуждения, семейные и родственные конфликты, нежелание сохранять связь с близкими или поддержание ее исключительно для получения выгоды.

Наказания, не связанные с изоляцией от общества (за исключением принудительных работ), чаще всего не приводят к утрате или ощутимому ослаблению социально полезных связей осужденного с членами семьи, родственниками, иными лицами из его социальной микросреды. Однако и здесь возможны случаи ослабления или разрушения семейных и социальных связей в связи с тяжелыми жизненными условиями или асоциальным поведением осужденного.

При отбывании наказания, связанного с направлением осужденного в исправительное учреждение, вместе с утратой или ослаблением социально полезных связей у него во многих случаях возникают социальные связи негативного характера. Это обусловлено усвоением им норм криминальной субкультуры, «обменом опытом» между осужденными по способам совершения и сокрытия преступлений, стремлением найти признание и поддержку в антисоциальной среде не только во время нахождения в исправительном учреждении, но и после освобождения [7, с. 141].

Профилактика возникновения, ослабление и разрыв имеющихся социально негативных связей осужденного связаны, прежде всего, с восстановлением и укреплением его социально полезных связей, что и является одной из основных целей пенитенциарной, исполнительной и постпенитенциарной пробации.

Под понятием «восстановление» следует понимать возобновление ранее имевшихся, но по той или иной причине прекратившихся социально полезных связей осужденного. К мерам по их восстановлению относятся содействие осужденному в розыске родственников или иных лиц, оказывающих на него положительное влияние, сообщение осужденному и разысканным лицам сведений о местонахождении, иной информации для установления связи между ними, убеждение осужденного, а также его родственников и иных лиц восстановить прекратившуюся связь.

Укрепление социально полезных связей - это деятельность по предупреждению ослабления или прекращения имеющихся и поддерживаемых социальных связей осужденного. Прежде всего, это предусмотренное уголовно-исполнительным законодательством предоставление возможности и создание условий для поддержания социально полезных связей с семьей, родственниками, иными лицами в период от-

бывания наказания в виде лишения свободы и принудительных работ (переписка, телефонные переговоры, получение посылок и бандеролей, краткосрочные и длительные свидания, предоставление права выезда за пределы исправительного центра, возможность проживания за пределами исправительного центра для осужденных к принудительным работам и т. д.).

Также к мерам по укреплению социально полезных связей относятся меры, осуществляемые в рамках воспитательной работы с осужденными: убеждение осужденного и лиц, с которыми он имеет социальную связь, в желательности и целесообразности ее взаимной поддержки, в ценности семейных, родственных и иных социально полезных связей; психологическая диагностика и коррекция поведения осужденного с целью ослабления или устранения личностных качеств, препятствующих полноценным социальным связям (склонность к насилию, корысть, эгоизм и т. д.); развитие положительных личностных качеств; меры психологического и медицинского характера по противодействию алкоголизму, наркомании, иным формам патологических зависимостей. Важное значение для укрепления социально полезных связей осужденного имеет создание условий для совместного с родственниками и иными лицами проведения культурно-массовых, досуговых мероприятий, для совместной общественно полезной деятельности [15, с. 18; 16, с. 143].

Укреплению социально полезных связей осужденных и лиц, отбывших наказание, способствует также духовно-нравственное воспитание, в том числе в рамках реализации осужденными права на свободу совести и вероисповедания. Все традиционные религии подчеркивают ценность семьи и брака, важность совместного воспитания детей, поддержки престарелых родственников, негативно относятся к супружеской неверности и расторжению брака, разрыву семейных и родственных связей. Как показывает практика, положительное значение имеет привлечение представителей традиционных конфессий к индивидуальным и групповым беседам с осужденными о важности сохранения семейных и родственных связей, проповедь на данную тему во время богослужения, проведение таинства венчания или аналогичного ему обряда с осужденными, вступающими или ранее вступившими в брак.

В соответствии со ст. 6 федерального закона «О пробации в Российской Федерации» субъекты проба-ционной деятельности можно разделить на обязательные, участие которых предусмотрено законом в виде обязывающей нормы, и факультативные, которые не обязаны, но вправе участвовать или могут привлекаться к осуществлению мероприятий в сфере пробации.

К обязательным субъектам пробации относятся: федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; учреждения уголовно-исполнительной системы; государственные учреждения службы занятости населения; учреждения социального обслуживания.

Факультативными субъектами пробации являются: органы местного самоуправления; коммерческие и некоммерческие, в том числе религиозные; социально ориентированные некоммерческие организа-

ции; организации и общественные объединения; негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги; организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные, медицинские организации; индивидуальные предприниматели; общественные наблюдательные комиссии; граждане. Правовым основанием деятельности факультативных субъектов пробации, помимо законодательных и подзаконных актов, являются соглашения, заключенные между данными субъектами и территориальными органами или учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Непосредственное исполнение мероприятий в сфере пробации осуществляется учреждениями ФСИН России. Для пенитенциарной пробации это - учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, для исполнительной и постпенитенциарной пробации - уголовно-исполнительные инспекции.

Одним из способов восстановления утраченных социальных и семейных связей лица, в отношении которого применяется пробация, является розыск (по заявлению осужденного) родственников осужденного или освободившегося из учреждения, исполняющего наказание, а также иных лиц, оказывающих на него положительное влияние.

Согласно ст. 15 федерального закона «О пробации в Российской Федерации» обязанность содействия осужденным в розыске родственников и иных лиц возлагается на учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы или принудительных работ. При осуществлении исполнительной (ст. 11) и постпенитенциарной (ст. 22) пробации также предусмотрены содействие осужденным и лицам, отбывшим наказание, в восстановлении социальных связей, социальная реабилитация указанных лиц, при этом обязанность осуществления данных мер возлагается на уголовно-исполнительные инспекции (ст. 28).

В результате проведенных мероприятий устанавливается фактическое место проживания или пребывания лиц, с которыми осужденный желает восстановить общение. Данные сообщаются осужденному либо освободившемуся из пенитенциарного учреждения.

Установление местонахождения родственников и иных лиц осуществляется посредством направления учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, а также уголовно-исполнительными инспекциями запросов в органы записи актов гражданского состояния, адресно-справочные бюро и иные органы и учреждения.

29 ноября 2023 г. Министерством юстиции Российской Федерации был издан Приказ № 350 «О ресоциа-лизации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация в соответствии с Федеральным законом от 06.02.2023 № 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации"», отдельными положениями которого были конкретизированы полномочия субъектов пробации, в том числе по восстановлению и укреплению социальных связей лиц, в отношении которых применяется пробация.

Согласно п. 7 приложения 1 к приказу № 350 организация и осуществление мероприятий в сфере пе-

нитенциарной пробации возлагаются на сотрудников подразделения воспитательной работы с осужденными исправительных учреждений, психологической лаборатории, подразделения социальной работы с осужденными, сотрудников иных отделов (служб) и медицинских организаций уголовно-исполнительной системы в пределах компетенции; на подразделения пробации, группы организации трудовой деятельности и воспитательной работы и иных сотрудников исправительных центров, сотрудников групп пробации участков при исправительных колониях, функционирующих как исправительный центр (УФИЦ). Мероприятия по исполнительной и постпенитенциарной пробации осуществляются уголовно-исполнительными инспекциями и их филиалами.

Согласно п. 70 приложения 1 мероприятия по восстановлению и формированию социальных связей лиц, в отношении которых применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация, проводятся инспекциями путем оказания им содействия в укреплении социальных связей с родственниками, лицами, оказывающими положительное влияние на их поведение, трудовыми коллективами и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, некоммерческими организациями, а также в розыске родственников и иных лиц (для лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация). К работе по восстановлению и укреплению семейных и социальных связей могут привлекаться общественные объединения и религиозные организации, добровольцы (волонтеры), родственники лиц, в отношении которых применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация, и иные лица, имеющие положительное влияние на поведение лиц, в отношении которых применяется пробация.

Аналогичные мероприятия в целях восстановления и укрепления социальных связей осужденных предусмотрены и при применении пенитенциарной пробации в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ (п. 11 приложения 2).

В марте 2024 г. сотрудниками НИИ ФСИН России в целях выявления проблем, возникающих при восстановлении и укреплении социальных связей лиц, к которым применяется пробация, был проведен опрос руководителей подразделений, осуществляющих организацию исполнения пробации в 85 территориальных органах ФСИН России. Как указали сотрудники территориальных органов в информационных материалах, запрошенных в рамках проведения данного исследования, при осуществлении мер, направленных на восстановление и укрепление социальных связей осужденных и лиц, освободившихся их пенитенциарных учреждений, в настоящее время возникает ряд вопросов правового и организационного характера. Указанные проблемы следует прогнозировать и при переходе к осуществлению пробации.

Так, нередко имеют место непредоставление осужденными актуальной информации о местонахождении, иных контактах членов семьи, родственников и иных лиц, как правило, по объективным причинам (переезд на новое место жительства, смена номера телефона и т. п.), а также нежелание данных лиц поддерживать связи с осужденным либо освобо-

дившимся из учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с его противоправным или антисоциальным поведением до осуждения, в том числе совершением им преступления в отношении членов семьи или других родственников. При решении данной проблемы следует соблюдать баланс между необходимостью социальной реабилитации осужденного и интересами других лиц.

Возникают также вопросы правового характера, связанные с особым правовым статусом информации о местонахождении (месте проживания или пребывания) лиц, которых желает разыскать осужденный, а также сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния (расторжения брака, заключения нового брака, усыновления (удочерения), изменения имени, смерти) в их отношении.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» указанная информация относится к персональным данным физического лица (субъекта персональных данных). Согласно же ст. 7 данного закона, лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять их без согласия их субъекта, если иное не предусмотрено федеральным законом. Нарушение правил обработки персональных данных (в том числе их незаконное получение, распространение и использование) влечет административную ответственность в соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ.

Правила обработки адресно-справочной информации (информации о месте проживания или пребывания лица на территории Российской Федерации), сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния конкретизируются специальными нормативными актами: законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Данная информация может быть передана без согласия лиц, к которым она относится, только установленным законом уполномоченным субъектам, к которым, согласно федеральному закону «О пробации в Российской Федерации», относятся учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, исполняющие полномочия в сфере пробации.

Передача лицу, в отношении которого применяется пробация, сведений о месте жительства (пребывания), государственной регистрации актов гражданского состояния его родственников и иных лиц, в соответствии с указанным федеральным законом, осуществляется субъектом пробации только при наличии письменного согласия указанных лиц. Требования к форме и содержанию данного согласия предусмотрены ч. 4 ст. 9 федерального закона «О персональных данных». Получив указанные персональные данные, сотрудник, осуществляющий мероприятия по пробации, получает у субъекта этих данных согласие на их передачу лицу, в отношении которого применяется пробация, и только после получения данного согласия передает их осужденному или освободившемуся из пенитенциарного учреждения. Передача персональных данных лица,

в отношении которого применяется пробация, родственникам либо иным разыскиваемым лицам также осуществляется только с его согласия.

Форма согласия лица, в отношении которого применяется пробация, на обработку персональных данных предусмотрена приложением 1 к Порядку подготовки индивидуальной программы ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, утвержденному Приказом Минюста России от 29.11.2023 № 350.

В отношении родственников и иных лиц, изъявивших согласие на передачу своих персональных данных лицу, в отношении которого применяется пробация, следует рекомендовать сотрудникам учреждений уголовно-исполнительной системы, осуществляющим полномочия в сфере пробации, получать их персональные данные не в произвольной форме, а в виде заполнения соответствующего согласия, отвечающего требованиям ч. 4 ст. 9 федерального закона «О персональных данных». Данное согласие может быть направлено в учреждение в виде письма (обычного, заверенного личной подписью, или электронного, заверенного электронной подписью) либо заполнено при посещении членом семьи, родственником, иным лицом учреждения уголовно-исполнительной системы или при встрече с сотрудником инспекции.

Также сотрудники часто сталкиваются с отсутствием ответов со стороны органов МВД и ЗАГС на направленные запросы или длительным сроком предоставления ответов. Представляется, что налаживанию эффективного информационного взаимодействия будет способствовать заключение соглашений территориальных органов ФСИН России с территориальными органами МВД, органами ЗАГС, иными органами государственной власти по вопросам межведомственного взаимодействия при осуществлении пробации, предусматривающих конкретные направления взаимодействия.

В качестве положительного примера можно привести соглашение между УФСИН России по Республике Башкортостан и МВД по Республике Башкортостан от 27.12.2023, в котором предусмотрены возможность обмена информацией как на бумажном, так и на электронном носителе; срок предоставления информации по запросам сторон (30 дней); возможность использования для обмена информацией государственной информационной системы «Единый реестр лиц, в отношении которых применяется пробация» (с момента ввода ее в эксплуатацию); алгоритм взаимодействия сторон; сроки действия соглашения (один год, при этом при отсутствии уведомления сторон о его аннулировании соглашение считается продленным на неопределенный срок).

В комплексе мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, в отношении которых применяется пробация, важную роль играет содействие в трудоустройстве, а также получении общего, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения. При этом существует проблема недостаточно эффективного, зачастую формального взаимодействия органов социальной работы с органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы,

на что ранее указывалось в научной литературе [17, с. 40; 18, с. 44].

Форма и порядок взаимодействия в указанных сферах определены приказом Минтруда России от 27.10.2023 № 779-н «Об утверждении типового соглашения о взаимодействии учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций с органами службы занятости населения при осуществлении деятельности в сфере постпенитенциарной пробации» и приказом Министерства просвещения от 09.11.2023 № 839 «Об утверждении формы и порядка заключения типового соглашения о порядке взаимодействия образовательных организаций с органами уголовно-исполнительной системы в целях содействия в получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождения профессионального обучения лицами, в отношении которых применяется пробация».

Типовыми соглашениями устанавливаются конкретные полномочия каждой из сторон при взаимодействии в сфере пробации, сроки осуществления действий по реализации данных полномочий.

Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» предусматривает привлечение к работе по восстановлению и укреплению семейных и социальных связей общественных объединений и религиозных организаций, добровольцев (волонтеров), родственников осужденных и иных лиц, имеющих положительное влияние на поведение осужденных.

Статья 23 УИК РФ предусматривает содействие общественных объединений и иных представителей гражданского общества работе учреждений и органов, исполняющих наказания, исправлению осужденных, их ресоциализации, социальной реабилитации и адаптации.

При этом конкретные формы и порядок взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с общественными объединениями и религиозными организациями, добровольцами (волонтерами), родственниками лиц, в отношении которых применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация, и иными лицами, имеющими положительное влияние на поведение лиц, в отношении которых применяется пробация, в части содействия восстановлению и укреплению их социальных связей в настоящее время в достаточной степени не разработаны. Управлением воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России совместно с НИИ ФСИН России неоднократно проводились научные исследования по темам, относящимся к деятельности исправительных учреждений по оказанию содействия осужденным к лишению свободы в восстановлении и укреплении социальных и семейных связей. Разработанные рекомендации [19; 20] могут быть использованы сотрудниками учреждений, исполняющих наказание в виде принудительных работ, при осуществлении мероприятий пенитенциарной пробации по восстановлению и укреплению социально полезных связей осужденных.

При осуществлении мероприятий по укреплению имеющихся социальных связей лиц, в отношении которых применяется пробация, могут быть исполь-

зованы также возможности общественных организаций. Для этого целесообразно организовывать проведение мероприятий с участием представителей общественных организаций, добровольцев (волонтеров) спортивных и культурно-массовых объединений с привлечением лиц, к которым применяется пробация, членов их семей, родственников и иных лиц; информационную и просветительскую работу в целях разъяснения способов восстановления и укрепления социально полезных связей; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании, иных форм зависимого поведения и т. д.

Осужденные к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, в том числе к принудительным работам, а также лица, освободившиеся из учреждений уголовно-исполнительной системы, сами могут участвовать в добровольческой (волонтерской) деятельности. Как показывает практика, это способствует формированию полезных трудовых и социальных навыков у данных лиц, препятствует их антисоциальному времяпровождению, содействует укреплению имеющихся и возникновению новых социально полезных связей. Встречаются случаи, когда указанные лица занимаются волонтерской деятельностью совместно с членами семьи или другими родственниками, что способствует укреплению их социальных связей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При заключении соглашений с добровольческими (волонтерскими) организациями целесообразно указывать конкретные формы взаимодействия по вопросам пробации, сроки (периодичность) мероприятий, а также лиц, ответственных за их проведение.

Во всех территориальных органах ФСИН России регулярно осуществляется взаимодействие с зарегистрированными на территории Российской Федерации религиозными организациями не только для обеспечения реализации права осужденных на свободу совести и вероисповедания, но и для участия в социальной реабилитации и адаптации осужденных и лиц, освободившихся из пенитенциарных учреждений. Данное взаимодействие осуществляется с Русской православной церковью Московского патриархата, духовными управлениями мусульман в субъектах Российской Федерации, Федерацией еврейских общин России, буддийскими религиозными организациями на основании соглашений, заключаемых между территориальными органами ФСИН России и подразделениями указанных религиозных организаций.

Представители религиозных организаций, помимо проведения богослужений на территории учреждений, религиозных таинств и обрядов с осужденными, принимают участие в воспитательной работе, в том числе по вопросам восстановления и укрепления семейных связей, разъясняя важность и ценность их сохранения и поддержания. С осужденными, вступающими в брак или ранее заключившими брак, по их просьбе проводятся таинство венчания или аналогичные обряды других вероисповеданий, что также содействует укреплению семейных связей осужденных.

В письме председателя Синодального отдела Русской православной церкви по тюремному служению от 17.11.2023 № 115 были указаны следующие направления участия в восстановлении и формировании со-

циально полезных связей лиц, в отношении которых применяется пробация:

- оказание помощи и поддержки лицам, в отношении которых применяется пробация, и их семьям в воссоединении;

- осуществление поддержки на новом месте жительства или реинтеграции лиц, в отношении которых применяется пробация, когда восстановление семьи провести не удалось;

- сопровождение семей после успешного воссоединения.

В связи с этим рекомендуется учитывать вышеизложенное при заключении соглашений между территориальными органами и подразделениями (митрополиями, епархиями) Русской православной церкви, а также при заключении соглашений с другими религиозными организациями по согласованию с их представителями. Обозначим некоторые проблемы, возникающие при взаимодействии с общественными организациями.

Во-первых, отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации организаций, которые могут быть привлечены к данной деятельности либо их недостаточная инициативность во взаимодействии с органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы. По имеющимся данным, в 80,9 % инициаторами взаимодействия с общественными организациями являются сотрудники территориальных органов ФСИН России [20, с. 5]. Например, сотрудники УФСИН России по Тульской области указали, что в их субъекте не имеется общественных организаций, которые могли бы осуществлять во взаимодействии с органами и учреждениями ФСИН России деятельность в области пробации.

Во-вторых, отсутствие единообразного алгоритма взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с общественными объединениями и религиозными организациями, добровольцами (волонтерами) в области пробации, на что также указывают сотрудники многих территориальных органов ФСИН России (УФСИН России по Волгоградской области, Еврейской автономной области, Республике Татарстан, Чеченской Республике и т. д.). В некоторых территориальных органах ФСИН России (УФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Красноярскому краю, УФСИН России по Курганской области и т. д.) данные алгоритмы разработаны и включены в соглашения, заключенные между учреждениями ФСИН России и указанными субъектами, однако в настоящее время пока невозможно говорить о повсеместности и единообразии данной практики.

Необходимо также иметь в виду, что при взаимодействии территориальных органов и учреждений ФСИН России с общественными объединениями и религиозными организациями существует угроза деструктивной деятельности со стороны последних (попытки содействия осужденным в нарушении требований режима и осуществлении иных незаконных действий; дискредитация уголовно-исполнительной системы путем трансляции непроверенной или ложной информации о ее деятельности; содействие распространению экстремистской идеологии в среде осужденных; склонение отдельных лиц к участию в

экстремистских сообществах и организациях и т. д). В связи с этим сотрудникам рекомендуется проведение проверочных мероприятий на предмет наличия (отсутствия) компрометирующей информации в отношении указанных организаций при взаимодействии с ними.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что деятельность по восстановлению и укреплению социальных связей лиц, по отношению к которым применяется пробация, должна осуществляться субъектами пробации на основе сочетания принципов законности, разграничения компетенции и межведомственного взаимодействия. Деятельность по содействию лицам, нуждающимся в восстановлении социальных связей,

в розыске родственников и иных лиц должна осуществляться в строгом соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», что предполагает необходимость получения субъектами пробации согласия субъектов персональных данных на их получение (сбор) и передачу другим лицам. Правовой основой взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с другими субъектами пробации являются соглашения, в которых целесообразно предусматривать формы и направления деятельности в данной области, в том числе по восстановлению и укреплению социальных связей, конкретные действия субъектов пробации во исполнение указанных направлений деятельности и сроки их осуществления.

Щ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Борсученко С. А. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы: понятие, содержание, правовое регулирование // Юридический вестник Самарского университета. 2018. Т. 1, № 2. С. 74-79.

2. Гусаров П. Н. Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России // Молодой ученый. 2018. № 22. С. 270-273.

3. Contributor Quora. How Is Life Outside After Being in Prison for Over 20 Years? URL: http://www.slate.com/blogs/ quora/2013/01/25/how_is_life_outside_after_being_in_prison_for_over_20_years.html (дата обращения: 01.02.2024).

4. Travis J., McBride E. C., Solomon A. L. Families Left Behind: The Hidden Costs of Incarceration and Reentry. URL: https:// www.researchgate.net/publication/305487992_Families_Left_Behind_The_Hidden_Costs_of_Incarceration_and_Reentry (дата обращения: 01.02.2024).

5. Социология : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов и др. Минск, 2003. 1312 с.

6. Барышева А. В. Сохранение и развитие социально полезных связей осужденных как задача педагогической деятельности исправительного учреждения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73 (2). С. 32-35.

7. Шпилев Д. А., Еремеева А. А. Социальные связи осужденных (на примере Нижегородской и Вологодской областей) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 4 (56). С. 139-146.

8. Организация психологической работы с родственниками осужденных, способными оказать на них позитивное воздействие: методические рекомендации / Э. В. Зауторова и др. М., 2022. 18 с.

9. Терешенко Е. Г. Проблема понятия и эффективности социально полезной связи осужденного // Уголовно-исполнительное право. 2023. Т. 18 (1-4). С. 242-251.

10. Timofeeva S. A. Foreigh Prison Experience Socialization of Prisoners. URL: https://www.researchgate.net/ publication/331775330_Foreign_Prison_Experience_Resocialization_of_Prisoners (дата обращения: 01.02.2024).

11. Еремеева А. А. Пенитенциарная социальная работа по восстановлению, поддержанию и укреплению социальных связей осужденных : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2022. 24 с.

12. Голодов П. В. Пробация в Российской Федерации: некоторые проблемы содержания и правовой регламентации // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, № 2 (58). С. 194-203.

13. Espiritu E. J. etc. From Extremity to Liberty: A Narratology on the Extremities of an Ex-Detainee After Incarceration // International Journal of Education Humanities and Social Science. 2024. No. 1. Vol. 7. URL: https://ijehss.com/ uploads2024/EHS_7_650.pdf (дата обращения: 01.02.2024).

14. Harrison P., Beck A. Prisoners in 2001 // Bureau of Justice Statistics Bulletin. NCJ 195189. Washington, 2002.

15. Бабаян С. Л. К вопросу о постпенитенциарной ресоциализации // Пенитенциарная наука. 2016. № 4 (36). С. 13-19.

16. Нимарицына О. Ф. О стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц, приговоренных к лишению свободы // Молодой ученый. 2018. № 51. С. 142-143.

17. Косовский В. Б. Проблемы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Теория и практика общественного развития. 2019. № 7 (37). С. 42-45.

18. Зражевская Т. Д., Антонян Е. А. Проблемы ресоциализации осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и пути их решения // Бюллетень Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 2020. № 8. С. 38-41.

19. Организация психологической работы с родственниками осужденных, способными оказать на них позитивное влияние : метод. рекомендации / Э. В. Зауторова и др. М., 2021. 18 с.

20. Лучшие практики и опыт взаимодействия с общественными объединениями, религиозными конфессиями и социально-ориентированными некоммерческими организациями в части воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными (аналитический обзор) / Ю. Е. Суслов и др. М., 2021. 38 с.

■ REFERENCES

1. Borsuchenko S.A. Resocialization and social adaptation of convicts to imprisonment: concept, content, legal regulation. Yuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta = Legal Bulletin of Samara University, 2018, vol. 1, no. 2, pp. 74-79. (In Russ.).

2. Gusarov P.N. Resocialization and adaptation of convicts: problems and prospects of the penitentiary system in Russia. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2018, no. 22, pp. 270-273. (In Russ.).

3. Contributor Quora. how is life outside after being in prison for over 20 years? Available at: http://www.slate.com/blogs/ quora/2013/01/25/how_is_life_outside_after_being_in_prison_for_over_20_years.html (accessed February 1, 2024).

4. Travis J., McBride E.C., Solomon A.L. Families left behind: the hidden costs of incarceration and reentry. Available at: https://www.researchgate.net/publication/305487992_Families_Left_Behind_The_Hidden_Costs_of_Incarceration_and_ Reentry (accessed February 1, 2024).

5. Sotsiologiya: entsiklopediya [Sociology: encyclopedia]. Minsk, 2003. 1,312 p.

6. Barysheva A.V. Preservation and development of socially useful connections of convicts as a task of pedagogical activity of correctional institution. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, 2021, no. 73 (2), pp. 32-35. (In Russ.).

7. Shpilev D.A., Eremeeva A.A. Social relations of convicts (using the example of the Nizhny Novgorod and Vologda regions). Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii = Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021, no. 4 (56), pp. 139-146. (In Russ.).

8. Zautorova E.V. et al. Organizatsiya psikhologicheskoi raboty s rodstvennikami osuzhdennykh, sposobnymi okazat' na nikh pozitivnoe vozdeistvie: metodicheskie rekomendatsii [Organization of psychological work with relatives of convicts who are able to have a positive impact on them: methodological recommendations]. Moscow, 2022. 18 p.

9. Tereshenko E.G. The problem of the concept and effectiveness of socially useful communication of a convicted person. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo = Penal Law, 2023, vol. 18 (1-4), pp. 242-251. (In Russ.).

10. Timofeeva S.A. Foreign prison experience socialization of prisoners. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/331775330_Foreign_Prison_Experience_Resocialization_of_Prisoners (accessed February 1, 2024).

11. Eremeeva A.A. Penitentsiarnaya sotsial'naya rabota po vosstanovleniyu, podderzhaniyu i ukrepleniyu sotsial'nykh svyazei osuzhdennykh:avtoref. dis.... kand. sotsiol. nauk [Penitentiary social work for the restoration, maintenance and strengthening of social ties of convicts: Candidate of Sciences (Sociology) dissertation abstract]. Nizhny Novgorod, 2022. 24 p.

12. Golodov P.V. Probation in the Russian Federation: some problems of the content and legal regulation. Penitentsiarnaya nauka = Penitentiary Science, 2022, vol. 16, no. 2 (58), pp. 194-203. (In Russ.).

13. Espiritu E.J. From extremity to liberty: a narratology on the extremities of an ex-detainee after incarceration. International Journal of Education Humanities and Social Science, 2024, no. 1, vol. 7. Available at: https://ijehss.com/uploads2024/ EHS_7_650.pdf (accessed February 1, 2024).

14. Harrison P., Beck A. Prisoners in 2001. In: Bureau of Justice Statistics Bulletin. Washington, 2002.

15. Babayan S.L. On the issue of post-penal resocialization. Penitentsiarnaya nauka = Penitentiary Science, 2016, no. 4 (36), pp. 13-19. (In Russ.).

16. Nimaritsyna O.F. On the stages of re-socialization and social adaptation of persons sentenced to imprisonment. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2018, no. 51, pp. 142-143. (In Russ.).

17. Kosovskii V.B. Problems of resocialization of persons released from prison. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2019, no. 7 (37), pp. 42-45. (In Russ.).

18. Zrazhevskaya T.D., Antonyan E.A. Problems of re-socialization of convicts and persons released from places of deprivation of liberty and ways to solve them. Byulleten' Upolnomochennogo popravam cheloveka vRossiiskoiFederatsii = Bulletin of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, 2020, no. 8, pp. 38-41. (In Russ.).

19. Zautorova E.V. et al. Organizatsiya psikhologicheskoi raboty s rodstvennikami osuzhdennykh, sposobnymi okazat' na nikh pozitivnoe vliyanie: metodicheskie rekomendatsii [Organization of psychological work with relatives of convicts who are able to have a positive impact on them: methodological recommendations]. Moscow, 2021. 18 p.

20. Suslov Yu.E. et al. Luchshie praktiki i opyt vzaimodeistviya s obshchestvennymi ob"edineniyami, religioznymi konfessiyami i sotsial'no-orientirovannymi nekommerche-skimi organizatsiyami v chasti vospitatel'noi, sotsial'noi i psikhologicheskoi ra-boty s osuzhdennymi (analiticheskii obzor) [Best practices and experience of interaction with public associations, religious denominations and socially oriented non-profit organizations in terms of educational, social and psychological work with convicts (analytical review)]. Moscow, 2021. 38 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ БАБАЯН - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия, Москва, Россия, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, Москва, Россия, профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными Вологодского института права и экономики, Вологда, Россия, bsl09@mail.ru, м^://ог^. огд/0000-0001-8712-0192

АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ УСТИНОВ - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, Москва, Россия, доцент кафедры правового регулирования бизнеса и гражданского судопроизводства Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Москва, Россия, ustin33@mail.ru, М^:// orcid.org/0000-0002-2848-8592

SERGEI L. BABAYAN - Doctor of Sciences (Law), Associate Professor, professor at the Department of Criminal Law of the Russian State University of Justice, Moscow, Russia, Leading Researcher at the Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow, Russia, professor at the Department of Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda, Russia, bsl09@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8712-0192

ANDREI A. USTINOV - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Senior Researcher at the Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow, Russia, associate professor at the Department of Legal Regulation of Business and Civil Proceedings of the Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia, ustin33@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2848-8592

Статья поступила 23.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.