УДК 343.8
https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/1(54)/71-79
Н. В. Ольховик
ПРЕДМЕТ, МЕХАНИЗМЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОБАЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Определяются предмет, механизмы и правовые основы взаимодействия субъектов пробации с институтами гражданского общества.
Отмечается, что Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» не относит к субъектам пробации органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие, в том числе религиозные, социально ориентированные некоммерческие организации, организации и общественные объединения, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги, организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные, медицинские организации, индивидуальных предпринимателей, общественные наблюдательные комиссии, а также граждан, которые относятся к институтам гражданского общества. Институты гражданского общества могут только привлекаться для осуществления мероприятий ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация.
Конкретизируется предмет взаимодействия субъектов пробации с институтами гражданского общества с точки зрения перечня лиц, в отношении которых применяется пробация, а также содержания понятий ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация. Обосновывается необходимость унификации этих понятий в Федеральном законе от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» и Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и сформулированы предложения по внесению в эти законы изменений и дополнений.
Отмечается, что закон о пробации не предусматривает механизма взаимодействия субъектов пробации с институтами гражданского общества. Предлагается на уровне постановления Правительства Российской Федерации определить общие требования к порядку взаимодействия федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций и граждан по вопросам пробации. Эти «Общие требования» должны включать порядок взаимодействия, перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления он утверждается, меры поддержки различных институтов гражданского общества.
Ключевые слова: пробация; исправление; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация.
© Ольховик Н. В., 2023 © Olkhovik N. V. , 2023
Для цитирования: Ольховик Н. В. Предмет, механизмы и правовые основы взаимодействия субъектов пробации с институтами гражданского общества // Вестник Кузбасского института. 2023. № 1 (54). С. 71-79. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/1(54)/71-79.
N. V. Olkhovik
SUBJECT, MECHANISMS AND LEGAL BASES OF INTERACTION OF PROBATION SUBJECTS WITH CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS
The article defines the subject, mechanisms and legal framework for the interaction of probation subjects with civil society institutions.
The author notes that the Federal Law of February 6, 2023 No. 10-FZ "On Probation in the Russian Federation" does not include local self-government bodies, commercial and non-profit, including religious, socially oriented non-profit organizations, organizations and public associations, non-governmental (commercial and non-commercial) social service organizations providing social services, organizations engaged in educational activities, scientific, medical organizations, individual entrepreneurs, public monitoring commissions, as well as citizens who belong to civil society institutions. Civil society institutions can only be involved in the implementation of measures of resocialization, social adaptation and social rehabilitation of persons in respect of whom probation is applied.
The article specifies the subject of interaction between probation subjects and civil society institutions in terms of the list of persons subject to probation, as well as the content of the concepts of resocialization, social adaptation and social rehabilitation. The necessity of unifying these concepts in the Federal Law of 06.02.2023 No. 10-FZ "On Probation in the Russian Federation " and the Federal Law of 06.23.2016 N182-FZ "On the Fundamentals of the Crime Prevention System in the Russian Federation" is substantiated and proposals are formulated for amendments and additions to these laws.
The author notes that the probation law does not provide for a mechanism for the interaction of probation subjects with civil society institutions. The author proposes, at the level of a decree of the Government of the Russian Federation, to determine the general requirements for the procedure for interaction between federal, regional and local executive authorities, state and municipal institutions subordinate to them, other organizations and citizens on probation issues. These General Requirements should include the procedure for interaction, a list of activities in respect of which federal executive authorities, executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation, local governments approve it, measures to support various civil society institutions.
Keywords: probation; correction; social adaptation; resocialization; social rehabilitation.
For citation: Olkhovik N. V. Subject, mechanisms and legal bases of interaction of probation subjects with civil society institutions. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 1 (54), p. 71-79. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/1(54)/71-79.
Федеральный закон от 06.02.2023 определил довольно много субъектов № 10-ФЗ «О пробации в Российской Фе- пробации: федеральные органы испол-дерации» (далее — Закон о пробации) нительной власти; органы государствен-
ной власти субъектов Российской Федерации; учреждения уголовно-исполнительной системы; государственные учреждения службы занятости населения; организации социального обслуживания. Ст. 6 анализируемого закона не относит к субъектам пробации органы местного самоуправления, указывая на то, что они также вправе участвовать в процедурах пробации во взаимодействии с субъектами пробации. Не являются субъектами пробации и коммерческие и некоммерческие, в том числе религиозные, социально ориентированные некоммерческие организации, организации и общественные объединения, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги, организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные, медицинские организации, индивидуальные предприниматели, общественные наблюдательные комиссии, а также граждане, которые только могут привлекаться для осуществления мероприятий ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация.
Ст. 35 Закона о пробации называется «Взаимодействие органов, учреждений и организаций, являющихся субъектами пробации, с институтами гражданского общества». В то же время из смысла рассматриваемого закона непонятно, кого следует относить к институтам гражданского общества. По крайней мере, буквальное толкование ст. 35 Закона о пробации не позволяет рассматривать общественные организации, средства массовой информации, религиозные объединения, граждан в качестве институтов гражданского общества.
В научной литературе также отсутствует единое определение понятия гражданского общества и его институтов
[1, с. 11; 2, с. 3; 4, с. 186; 5, с. 83-93; 6, с. 101-103; 3, с. 49-51; 7, с. 294-298]. Учитывая многообразие определений гражданского общества, а также предписания ст. 6 и 35 Закона о пробации, можно сделать вывод, что субъекты пробации могут взаимодействовать с коммерческими и некоммерческими, в том числе религиозными, социально ориентированными некоммерческими организациями, организациями и общественными объединениями, негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, научными, медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, общественными наблюдательными комиссиями, а также гражданами.
Взаимодействие субъектов проба-ции с институтами гражданского общества преследует три цели: 1) информирование общественности о деятельности в сфере пробации, 2) привлечение общественности к процессу ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация, 3) привлечение общественности к иным направлениям деятельности в сфере пробации.
Определение целей взаимодействия субъектов пробации позволяет определить и предмет этого взаимодействия, который образует деятельность субъектов пробации по ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация, а также иные направления деятельности в сфере про-бации. Для понимания предмета взаимодействия субъектов пробации с институтами гражданского общества следует определить, кто относится к лицам, в отношении которых применяется проба-ция, а также какое содержание вклады-
вает законодатель в понятия ресоциали-зации, социальной адаптации и социальной реабилитации этих лиц.
Совокупность мер, предусмотренных Федеральным законом «О пробации в Российской Федерации», должны применяться в отношении осужденных, отбывающих принудительные работы, лишение свободы, осужденных без изоляции от общества (осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания), а также освобожденных из мест лишения свободы и исправительных центров, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Мер этих достаточно много, и в Федеральном законе «О пробации в Российской Федерации» они объединены в три группы мероприятий — ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация. В ст. 5 рассматриваемого закона предусмотрены определения этих понятий. При этом ресоци-ализация, социальная адаптация и социальная реабилитация уже были определены в Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», но эти определения не совпадают с их дефиницией в Федеральном законе «О пробации в Российской Федерации» ни с точки зрения содержания мероприятий, ни с точки зрения лиц, в отношении которых данные мероприятия осуществляются. В Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (ст. 24) закрепляется, что социальная адаптация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содей-
ствия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве. Меры по социальной адаптации применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе в отношении лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы. Социальная адаптация в понимании Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» предполагает комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, в отношении которых применяется пробация, содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также иной помощи в целях стимулирования правопослушного поведения. При этом к лицам, в отношении которых применяется пробация, относятся осужденные, лица, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лица, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Таким образом, Федеральный закон «О пробации в РФ» не распространяет мероприятия по социальной адаптации на лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, а также отдельно не предусматривает «содействия в реализации конституционных прав и свобод», используя более общее понятие — оказание «иной помощи в целях стимулирования право-послушного поведения».
Адресаты оказания социальной помощи не совпадают и при сопоставлении определений понятия ресоциализация в сравниваемых законах. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» ресоциализация касается только лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и
(или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера. Закон о про-бации распространяет мероприятия по ресоциализации также и на освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде принудительных работ.
Более того, возникает вопрос о необходимости «реинтеграции в общество» всех лиц, которым «назначены» (правильнее использовать термин «применены») иные меры уголовно-правового характера, к которым относятся не только условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и отсрочка отбывания наказания, которые применяется к осужденным, отбывающим принудительные работы и лишение свободы, но и условное осуждение, а также отсрочку отбывания наказания, применяемую к лицам на стадии рассмотрения уголовного дела судом. Условно осужденных и осужденных с отсрочкой отбывания наказания на стадии рассмотрения уголовного дела судом, как представляется, не нужно реин-тегрировать в общество, поскольку они от этого общества и не изолировались.
Что касается социальной реабилитации, то Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» включает в это понятие комплекс мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, в отношении которых применяется пробация. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» конкретизирует адресатов социальной реабилитации, выделяя лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, а также определяет содержание этих мероприятий, включая в них: разъяснение существующего порядка оказания социальной, профессиональной и правовой помощи; оказание психологической помощи; содействие в восста-
новлении утраченных документов, социально полезных связей.
Как представляется, использование в законодательстве понятий социальной адаптации, ресоциализации и социальной реабилитации не вполне соответствует требованиям законодательной техники о сбалансированности, внутренней взаимосвязи и взаимозависимости норм, усложняет понимание закона и, как следствие, будет вызывать проблемы его применения. В связи с этим следует использовать для обозначения всех мероприятий пробации термин «ре-социализация», учитывая то, что ресо-циализация может происходить только в обществе при отбывании наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных лишением свободы. При исполнении лишения свободы должна происходить подготовка осужденного к ресоциализации, а после его освобождения из исправительного учреждения — социальная адаптация к жизни в обществе. Термин «социальная реабилитация» вообще не применим к осужденным, поскольку предполагает восстановление несправедливо ущемленного правового статуса, доброго имени, репутации [8, с. 75]. Если же оставить в законодательстве понятия «ресоциализация», «социальная адаптация», то их определения следует унифицировать в Федеральном законе от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» и Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» как с точки зрения содержания мероприятий, так лиц, в отношении которых данные мероприятия осуществляются. Учитывая то, что общий массив осужденных и освобожденных из исправительных центров и мест лишения свободы неоднороден по своим социально-демографическим, социально-ролевым, нравственно-психологическим,
уголовно-правовым, и уголовно-исполнительным признакам, а процесс детерминации преступности и других социально опасных форм поведения людей обусловлен множеством взаимосвязанных факторов, следует внести следующие изменения и дополнения в анализируемые законы. Во-первых, мероприятия по социальной адаптации следует осуществлять в отношении освобожденных из исправительных центров и мест лишения свободы. Социальная адаптация должна предусматривать содействие в трудовом и бытовом устройстве, в реализации других конституционных прав и свобод, оказание иной помощи в целях стимулирования правопослушного поведения. Во-вторых, мероприятия по ресо-циализации следует осуществлять в отношении осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества. В-третьих, при отбывании лишения свободы должен осуществляться процесс исправления (подготовка к ресоциализации).
Закон о пробации не предусматривает механизма взаимодействия субъектов пробации с институтами гражданского общества, без чего он вряд ли будет исполним. Пролонгированное время начала действия закона, как представляется, и предполагает, что такой механизм должен быть создан. Механизм взаимодействия субъектов пробации с институтами гражданского общества должен опираться прежде всего на правовую основу, которую, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О пробации в Российской Федерации», составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, данный федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федера-
ции, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере реализации прав осужденных и лиц, отбывших уголовные наказания.
Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» закрепляет полномочия субъектов пробации по организации их взаимодействия с институтами гражданского общества. Ст. 7 Закона о пробации относит организацию взаимодействия территориальных органов ФСИН России с общественными объединениями и религиозными организациями, гражданами к полномочиям ФСИН России. Исходя из этого, как представляется, Федеральной службой исполнения наказаний должен быть разработан соответствующий регламент. На Министерство просвещения Российской Федерации возлагается обязанность утвердить по согласованию с ФСИН России формы и порядок заключения типового соглашения о порядке взаимодействия образовательных организаций с учреждениями уголовно-исполнительной системы в целях содействия в получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения лицами, в отношении которых применяется пробация. Министерство здравоохранения Российской Федерации должно утвердить по согласованию с ФСИН России формы и порядок заключения типового соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учреждениями уголовно-исполнительной системы по вопросам применения пробации. Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 8 Закона о пробации, вправе принимать нормативные правовые акты в области содействия занятости населения, ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы; разрабатывать и реализовывать меры по содействию их занятости; осуществлять организацию предоставления социальных услуг тем из них, которые оказались в трудной жизненной ситуации; разрабатывать и принимать государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации; разрабатывать и реализовывать меры по экономическому стимулированию работодателей, трудоустраивающих осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы.
Однако, учитывая разную ведомственную принадлежность субъектов пробации, разграничение компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, принятие соответствующих нормативных правовых актов субъектами пробации и их согласование происходило бы быстрее, если бы постановлением Правительства Российской Федерации были определены общие требования к порядку взаимодействия федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций и граждан по вопросам пробации. В качестве примера могут служить Общие требования к по-
рядку взаимодействия федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с субъектами добровольческой (волонтерской) деятельности, которые определены Правительством Российской Федерации в постановлении от 28.11.2018 № 1425. В Общих требованиях к порядку взаимодействия федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций и граждан по вопросам пробации можно достаточно подробно описать порядок взаимодействия, определить перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления он утверждается, предусмотреть меры поддержки коммерческим и некоммерческим, в том числе религиозным, социально ориентированным некоммерческим организациям, организациям и общественным объединениям, негосударственным (коммерческим и некоммерческим) организациям социального обслуживания, предоставляющим социальные услуги, организациям, осуществляющим образовательную деятельность, научным, медицинским организациям, индивидуальным предпринимателям, общественным наблюдательным комиссиям, а также гражданам, которые привлекаются для осуществления мероприятий ресо-циализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация.
Литература
1. Грачев, В. С. Институты гражданского общества и их роль в обеспечении конституционно-правовых отношений в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Москва, 2011. — 25 с.
2. Грудцына, Л. Ю. Государственно-правовые механизмы формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: монография / под ред. д. ю. н., проф. Н. А. Михалевой. — Москва: Манускрипт, 2008. — 400 с.
3. Егоров, А. Н. Гражданское общество как главный инструмент противодействия коррупции // Противодействие коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 112-летию Юридического института Томского государственного университета и необходимости разработки программы противодействия коррупции на муниципальном уровне (Томск, 21-24 декабря 2010 г.) — Томск, 2010. — С. 49-51.
4. Кальной, И. И., Лопушанский, И. Н., Овчинникова, Г. В., Колесников, В. В. Гражданское общество: истоки и современность: монография. — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2006. — 492 с.
5. Матузов, Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. — 1995. — № 3. — С. 83-93.
6. Нудненко, Л. А. Гражданское общество и демократия в России // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей / под ред. В. Ф. Воловича. — Томск, 2001. — Ч. 7. — С. 101-103.
7. Постол, В. И. Гражданское общество в России: исторический дискурс // Документ: история, теория, практика: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Томск, 27-28 октября 2011 г.). — Томск, 2012. — С. 294-298.
8. Уткин, В. А. Ресоциализация освобожденных от наказания: история и современность // Уголовная юстиция. — 2014. — № 1 (3). — С. 75-80.
References
1. Grachev V. S. Instituty grazhdanskogo obshhestva i ih rol' v obespechenii konstituci-onno-pravovyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii [Institutions of civil society and their role in ensuring constitutional and legal relations in the Russian Federation]. Abstract of candidate of law thesis. Moscow, 2011. 25 p.
2. Grudtsina L. Yu. Gosudarstvenno-pravovye mehanizmy formirovanija i podderzhki in-stitutov grazhdanskogo obshhestva v Rossii [State-legal mechanisms for the formation and support of civil society institutions in Russia]. Monograph. Ed. by doctor of law, prof. N. A. Mikhaleva. Moscow, Manuscript, 2008. 400 p.
3. Egorov A. N. Grazhdanskoe obshhestvo kak glavnyj instrument protivodejstvija kor-rupcii [Civil society as the main tool for combating corruption]. Protivodejstvie korrup-cii na federal'nom, regional'nom i municipal'nom urovnjah [Combating corruption at the federal, regional and municipal levels]. Materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 112th anniversary of the Law Institute of Tomsk State University and the need to develop a program to combat corruption at the municipal level (Tomsk, December 21-24, 2010). Tomsk, 2010. P. 49-51.
4. Kalnoy I. I., Lopushansky I. N., Ovchinnikova G. V., Kolesnikov V. V. Grazhdanskoe obshhestvo: istoki i sovremennost' [Civil Society: Origins and Modernity]. Monograph.
rd
3 ed., revised. and additional. St. Petersburg, Law Center Press, 2006. 492 p.
5. Matuzov N. I. Grazhdanskoe obshhestvo: sushhnost' i osnovnye principy [Civil society: essence and basic principles]. Pravovedenie [Jurisprudence], . 1995, no. 3, p. 83-93.
6. Nudnenko L. A. Grazhdanskoe obshhestvo i demokratija v Rossii [Civil society and democracy in Russia]. In: Pravovye problemy ukreplenija rossijskoj gosudarstvennosti [Legal problems of strengthening Russian statehood]. Collection of articles. Ed. by V. F. Volovich. Tomsk, 2001. Pt. 7. P. 101-103.
7. Postol V. I. Grazhdanskoe obshhestvo v Rossii: istoricheskij diskurs [Civil Society in Russia: Historical Discourse]. In: Dokument: istorija, teorija, praktika [Document: history, theory, practice]. Collection of materials of the V All-Russian scientific and practical conference with international participation (Tomsk, October 27-28, 2011). Tomsk, 2012. P. 294-298.
8. Utkin V. A. Resocializacija osvobozhdennyh ot nakazanija: istorija i sovremennost' [Resocialization of those released from punishment: history and modernity]. Ugolovna-ja justicija [Criminal Justice], 2014, no. 1 (3), p. 75-80.
Сведения об авторе
Николай Владимирович Ольховик: Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск, Российская Федерация), заведующий кафедрой уголовного права Юридического института, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Nikolay V. Olkhovik: National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia), chief of the Chair of Criminal Law of the Law Institute, candidate of law, associate professor. E-mail: [email protected]