Научная статья на тему 'Привлечение к юридической ответственности за воздушное пиратство'

Привлечение к юридической ответственности за воздушное пиратство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИРАТСТВО / PIRACY / ВОЗДУШНОЕ ПИРАТСТВО / AIR PIRACY / ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1970 / THE HAGUE CONFERENCE IN 1970 / НАКАЗАНИЕ ЗА ВОЗДУШНОЕ ПИРАТСТВО / THE PENALTY FOR AIR PIRACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исайкин В.Е., Сафронов В.В.

Рассматривается воздушное пиратство. Предлагается по-новому взглянуть на данную проблему, оценить ее актуальность и общественную опасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal responsibility for air piracy

In the present report we will focus on air piracy. The listener is invited to take a fresh look at the problem, assess its relevance and social danger.

Текст научной работы на тему «Привлечение к юридической ответственности за воздушное пиратство»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

УДК 341.96

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОЗДУШНОЕ ПИРАТСТВО

В. Е. Исайкин Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский институт бизнеса, управления и психологии Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, ул. Московская, 7а E-mail: vlad.isaykin.95@mail.ru

Рассматривается воздушное пиратство. Предлагается по-новому взглянуть на данную проблему, оценить ее актуальность и общественную опасность.

Ключевые слова: пиратство, воздушное пиратство, Гаагская конвенция 1970, наказание за воздушное пиратство.

LEGAL RESPONSIBILITY FOR AIR PIRACY

V. E. Isaykin Scientific supervisor - V. V. Safronov

Siberian Institute of Business, Management and Psychology 7а, Moskovskaya str., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vlad.isaykin.95@mail.ru

In the present report we will focus on air piracy. The listener is invited to take a fresh look at the problem, assess its relevance and social danger.

Keywords: piracy, air piracy, the Hague conference in 1970, the penalty for air piracy.

Пиратство как преступление международного характера, издавна было признано мировым сообществом в качестве обычной нормы международного уголовного права в силу его особой опасности для международного морского судоходства. Пиратство в современном международном праве -грабеж или иные насильственные действия, осуществляемые с частных кораблей в международных водах либо с частных воздушных судов в воздушном пространстве над международными водами [3].

Воздушное пиратство - захват воздушных судов - преследуется государствами согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970), которая устанавливает, что любое лицо на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль, совершает преступление (ст. 1).

Каждое государство взяло на себя обязательство применять в отношении такого преступления суровые меры наказания (ст. 2). В Конвенции говорится о возможности выдачи преступника соответствующему государству и устанавливается, что каждое государство может рассматривать данную Конвенцию как основание для выдачи (ст. 8).

Недостатком Конвенции является то, что в ней не предусмотрена обязательная выдача лиц, совершивших незаконный захват воздушного судна. Если государство, на территории которого находится преступник, не выдает его, это государство обязано сурово его наказать в соответствии со своим национальным законодательством (ст. 7).

Основная цель Конвенции - обеспечить неотвратимость наказания лиц, виновных в незаконном захвате воздушных судов. Мотивы совершения таких действий не считаются обстоятельством, освобождающим преступника от ответственности. Конвенцией предусматривается также, что органы государства, на территории которого совершил посадку угнанный самолет, должны без задержки возвратить соответствующему государству воздушное судно, груз, пассажиров и экипаж. Нормы Конвенции должны применяться ко всем случаям незаконного захвата воздушных судов, как при международных перевозках, так и при полетах по внутренним авиалиниям.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971), ст. 1 которой устанавливает, что любое лицо совершает преступное деяние, если незаконно и преднамеренно совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, и если такой акт может угрожать безопасности этого судна; разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, или причиняет этому воздушному судну повреждение, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете; помещает на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, устройство или вещество, которое может разрушить такое судно или причинить ему серьезное повреждение; разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию, если такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете; сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете [2].

В соответствии со ст. 15 Конвенции 1958 года и ст. 101 Конвенции 1982 года пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершенный с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого летательного аппарата.

Государства - участники настоящей Конвенции,

Считая, что акты незаконного захвата или осуществления контроля над воздушным судном, находящимся в полете, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации,

Считая, что наличие таких актов вызывает серьезную озабоченность,

Считая, что в целях предотвращения таких актов имеется настоятельная необходимость обеспечить принятие соответствующих мер для наказания преступников,

Согласились о нижеследующем:

Статья 1

Любое лицо на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое:

а) незаконно, путем насилия или угрозы применением насилия, или путем любой другой формы запугивания, захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль, либо пытается совершить любое такое действие, или

б) является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое такое действие, совершает преступление.

Статья 2

Каждое Договаривающееся Государство обязуется применять в отношении такого преступления суровые меры наказания:

Каждое государство обязано принять в отношении названных преступлений суровые меры наказания. Исходя из этого, государство принимает необходимые меры для заключения преступника под стражу и для производства предварительного расследования. Конвенции предусматривают либо выдачу преступника заинтересованному государству, либо его уголовное преследование компетентными органами того государства, на территории которого оказался преступник. Существование многосторонних конвенций по борьбе с незаконным захватом воздушных судов не исключает заключения двусторонних соглашений между государствами [1].

Библиографические ссылки

1. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292-296.

2. Международное право : учебник для бакалавров / ред. А. Я. Капустин ; Росс. ун-т Дружбы народов, Росс. ассоц. межд. права. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2014. 723 с.

3. Хатам-заде Ф. Э. Международно-правовая квалификация преступления пиратства как разновидности международного терроризм [Электронный ресурс] // Евразийский юридический журнал. 2009. № 1(8). URL: http://www.eurasialaw.ru/index (дата обращения: 08.03.2015).

© Исайкин В. Е., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.