Научная статья на тему 'ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое законодательство / нарушитель / правонарушение / проверки / меры наказания / должностные лица / tax legislation / offender / violation / checks / punishments / officials

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.С. Шадрина

Статья посвящена изучению привлечения к ответственности лиц за нарушения налогового законодательства. Ответственность может быть определена как набор обязательных мер воздействия репрессивного характера, которые применяются к правонарушителю в виде наказания в рамках и по процедурам, определенным законом. Выявление сложностей при практическом использовании налоговых норм и принимаемых мер к нарушителям. Поиск решения проблем, возникающих при применении правовых норм в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRINGING TO JUSTICE FOR VIOLATION OF TAX LEGISLATION

The article is dedicated to the study of the prosecution of persons for violations of the tax legislation. Responsibility can be defined as a set of mandatory measures of impact of a repressive nature, which are applied to the offender in the form of punishment within the framework and according to the procedures determined by law. Finding difficulties in the practical use of tax norms and measures taken by violators. Search for solutions to problems that arise when applying legal norms in this area.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

А.С. Шадрина, студент

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-5-148-151

Аннотация. Статья посвящена изучению привлечения к ответственности лиц за нарушения налогового законодательства. Ответственность может быть определена как набор обязательных мер воздействия репрессивного характера, которые применяются к правонарушителю в виде наказания в рамках и по процедурам, определенным законом. Выявление сложностей при практическом использовании налоговых норм и принимаемых мер к нарушителям. Поиск решения проблем, возникающих при применении правовых норм в этой области.

Ключевые слова: налоговое законодательство, нарушитель, правонарушение, проверки, меры наказания, должностные лица.

Нарушение законодательства о налогах и сборах - это неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательно установленных обязанностей по уплате налогов и сборов, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Опираясь на данный базовый критерий, можно выделить несколько основных характеристик, свойственных деяниям, противоречащим непосредственно законодательству нашей страны в сфере налогообложения и взимания взносов:

- поведение, которое рассматривается как неправомерное и совершенное с виной;

- действия, направленные на подрыв установленных норм в области налогового и юридического регулирования;

- присутствие обязательств перед законом в области налогов, а также перед административным и уголовным правосудием.

Конкретизация понятия «налоговое правонарушение» происходит в статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации, где оно дифференцировано от более общего термина «нарушение законодательства о налогах и сборах» [1]. В свою очередь, статья 10 того же кодекса непосредственно устанавливает особенности процесса рассмотрения инцидентов, связанных с нарушением правил в сфере налогообложения и сборов. Это включает

в себя не только административные нарушения, но и действия, имеющие признаки уголовных преступлений, влекущие за собой соответствующие последствия в рамках административного или уголовного законодательства.

Таким образом, классифицируются следующие категории проступков в сфере налогообложения и взимания платежей:

- деяния, нарушающие налоговое законодательство (упомянуты в главах 16 и 18 Налогового кодекса РФ);

- действия, противоречащие законам о налогах и сборах и имеющие характеристики административных нарушений (налоговые проступки), описанные в статьях 15.3-15.9 Налогового кодекса РФ;

- противоправные акты в сфере налогообложения и сборов, квалифицируемые как уголовные преступления (налоговые преступления), зафиксированные в статьях 198-199(2) Уголовного кодекса РФ [2]. В научных трудах по праву указывается, что все вышеуказанные действия, противоречащие законодательству о налогах и сборах, обобщаются понятием налоговые правонарушения.

Это понятие представляет собой совокупность всех запрещенных деяний, совершенных государством, отдельным регионом или городом за определенный период времени в рамках налогового законодательства. Юридическая ответственность

за действия, противоречащие нормам налогового законодательства, в первую очередь, возникает из-за незаконных действий участника процесса налогообложения, другими словами, из-за налогового правонарушения.

Ответственность за нарушения в сфере налогообложения и сборов может быть определена как набор обязательных мер воздействия репрессивного характера, которые применяются к правонарушителю в виде наказания в рамках и по процедурам, определенным законом. Некоторые авторы видят эту ответственность как долг лица, нарушившего налоговое законодательство, испытать материальные или личные убытки в результате наложения штрафных мер со стороны государственных инстанций, включая налоговые и другие регулирующие органы.

Иная группа исследователей утверждает, что ответственность за нарушения в сфере налогообложения создает защитное юридическое взаимодействие между нарушителем и государственными структурами в контексте налогового законодательства, при этом нарушителю возлагаются дополнительные обязательства, влекущие за собой потерю личных или материальных благ [3].

Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда налогоплательщики, налоговые агенты или другие участники налогового процесса совершают противозаконные действия или воздерживаются от действий вопреки положениям налогового законодательства, такие поступки квалифицируются как налоговые правонарушения. В соответствии с налоговым кодексом, за эти поступки возлагается соответствующая ответственность. Исходя непосредственно из уточнений, изложенных в 106 статье Налогового кодекса РФ, под налоговыми правонарушениями понимаются только те инциденты, которые предполагают наличие ответственности согласно положениям данного кодекса.

На глобальном уровне отсутствует непосредственно сам унифицированный метод определения деяний, связанных с налоговыми нарушениями. В зависимости

от законодательства конкретной страны, к таким преступлениям могут относиться действия, связанные исключительно с неосуществлением налоговых отчислений различных категорий. Иногда к ним также приписываются проступки, совершенные служащими налоговых и таможенных служб во время выполнения ими своих профессиональных обязательств. Тем временем, в статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации возникают вопросы относительно того, кто именно должен нести ответственность. Неясно, применимо ли это положение к сотрудникам налоговых и таможенных служб, а также к лицам, принимающим участие в рассмотрении дела, включая экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей и понятых.

Однако такое расширение субъектов налоговой ответственности встречает критику в некоторых источниках. В частности, отмечается, что привлечение к ответственности процессуальных должностных лиц за такие нарушения является обыденной практикой в большинстве правовых сфер и не представляет собой уникальную особенность налогового законодательства.

Итак, можно непосредственно заключить, что в рамках ответственности за преступления против налоговой системы и сборов выделяются три основных типа нарушений.

Во-первых, это налоговые нарушения, для которых Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные меры ответственности.

Во-вторых, административные нарушения в сфере налогообложения, для которых Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает соответствующую ответственность.

И, наконец, налоговые преступления, которые регламентируются Уголовным кодексом Российской Федерации. Кроме того, важно отметить, что статья 10 Налогового кодекса нашей страны определяет три основные процедуры рассмотрения дел касающихся нарушений в области налоговых сборов.

Все процедуры, которые используются для привлечения к ответственности также

закреплены на законодательном уровне. Данные процедуры рассматриваются и в четырнадцатой статье НК РФ. Тот порядок, который будет использован для рассмотрения дела, зависит от правонарушения, а также от тех мероприятий, которые проводятся. Некоторые говорят о том, что разделение процедур является неэффективной мерой. Свою точку зрения они объясняют тем, что в данном случае не принимается во внимание особенность организационных, а также имущественных правонарушений. На законодательном уровне предусмотрены и случаи, которые включают в себя имущественные преступления. Такие случаи не связаны с проведением налоговой проверки.

Также обратим внимание на 101 статью НК РФ. В ней говорится о том, что к административной ответственности могут привлекаться как должностные лица, так и физические лица [4]. При этом в тринадцатом пункте данной статьи не определен субъектный состав. Но если рассматривать Налоговый кодекс, то становится очевидным, что к административной ответственности могут привлекаться только должностные лица, которые ведут свою трудовую деятельность в организациях в том случае, если будет выявлен факт нарушения законодательства.

К административной ответственности нельзя привлечь организации даже в том случае, если речь идет о нарушении налогового законодательства. К административной ответственности организации могут быть привлечены в том случае, если будут выявлены другие нарушения, в качестве таких нарушений выступают:

- нарушение требований, которые относятся к распространению алкогольной продукции,

- нарушение правил использования контрольно-кассовых аппаратов,

- нарушение правил продажи табачной продукции.

Но данные нарушения не относятся к сфере налогов и сборов.

Некоторые ученые утверждают, что к административной ответственности можно привлекать индивидуальных предпринимателей. Возможно, это в том случае, если

они нарушают закон о налогах и сборах. Но если рассматривать ст. 15 (3) КоАП РФ, то в ней говорится о том, что административная ответственность может быть выбрана относительно должностных лиц [5]. Это же говорится и в других статьях. Исключения составляют только такие предприниматели, которые не образуют юридического лица. Полный перечень должностных лиц, в отношении которых может наступать административная ответственность, рассматривается в статье 2.4 КоАП РФ. В законодательстве также содержится четкое определение такого понятия как должностное лицо. Исходя из этого, можно говорить о том, что индивидуальные предприниматели к административной ответственности в случае нарушения налогового законодательства не могут быть привлечены. Актуальными и достаточно сложными на сегодняшний день остаются вопросы, которые связаны с тем порядком, который не может быть использован для взыскания штрафов. При этом стоит отметить, что данный порядок меняется довольно часто, что вызывает дополнительные трудности. На протяжении длительного времени, точнее до 2006 года, штраф могли взимать только в судебном порядке [6]. В 104 статье НК РФ говорится о том, что налоговые органы, прежде чем обратиться в суд, должны предложить налогоплательщику добровольно оплатить штраф. Если налогоплательщик этого не сделает, то только после этого можно обращаться в суд о взыскании штрафа. Порядок взыскания штрафов был изменен в 2006 году.

Некоторые ученые отмечают, что адекватно проанализировать и всесторонне каждое нарушение налоговые органы не могут. Это говорит о том, что назначить эффективную и правильную санкцию также не всегда есть возможность. Чаще всего в качестве санкции выступает такая, которая является размерной тому нарушению, которое было совершено.

Изучая и анализируя санкции, которые находятся в НК РФ, можно отметить, что некоторые из них подразумевают изучение обстоятельств, при которых совершенно правонарушение, при этом в некоторых

случаях есть необходимость установки неоднозначно решаются проблемы, возни-определенных факторов. кающие при применении правовых норм в

Таким образом, выяснили, что порядок этой области. Исходя из практического производства по делам о нарушениях использования налоговых норм и прини-налогового законодательства вызывает маемых мер к нарушителям, становится практические сложности, поскольку он очевидной необходимость доработки за-различается в зависимости от характера конодательства с целью устранения неод-правонарушения. Кроме того, в литературе нозначностей и неясностей.

Библиографический список

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.10.2023) // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023).

3. Шаталова П.В. Некоторые проблемы преступлений в сфере налогообложения / П.В. Шаталова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. -№ 10-4 (49). - С. 156-158.

4. Усенко Р.А. Юридическое лицо, как субъект налоговых преступлений / Р.А. Усенко // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2020. - № 2. - 700 с.

5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

6. Волкова С.И. Налоговые преступления / С.И. Волкова // Форум молодых ученых. -2019. - № 6 (39). -189 с.

BRINGING TO JUSTICE FOR VIOLATION OF TAX LEGISLATION

A.S. Shadrina, Student

Samara State Economic University

(Russia, Samara)

Abstract. The article is dedicated to the study of the prosecution of persons for violations of the tax legislation. Responsibility can be defined as a set of mandatory measures of impact of a repressive nature, which are applied to the offender in the form of punishment within the framework and according to the procedures determined by law. Finding difficulties in the practical use of tax norms and measures taken by violators. Search for solutions to problems that arise when applying legal norms in this area.

Keywords: tax legislation, offender, violation, checks, punishments, officials.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.