Научная статья на тему 'Привлечение к административной ответственности осужденных к ограничению свободы в связи с нарушениями правил эксплуатации контрольных устройств системы электронного мониторинга подконтрольных лиц'

Привлечение к административной ответственности осужденных к ограничению свободы в связи с нарушениями правил эксплуатации контрольных устройств системы электронного мониторинга подконтрольных лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
306
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кривенцова С.М.

Уголовное наказание в виде ограничения свободы введено в действие Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» с 10 января 2010 года. Согласно ч. 7 ст. 16 и ч. 1 ст. 47. 1 УИК РФ исполнение наказания возложено на уголовно-исполнительные инспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привлечение к административной ответственности осужденных к ограничению свободы в связи с нарушениями правил эксплуатации контрольных устройств системы электронного мониторинга подконтрольных лиц»

Майор внутренней службы

с. м. крмвенцова,

заместитель начальника отдела по контролю за исполнением наказаний и применением иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю

привлечение к административной ответственности осужденных к ограничению свободы в связи с нарушениями правил эксплуатации контрольных устройств системы электронного мониторинга подконтрольных лиц

Уголовное наказание в виде ограничения свободы введено в действие Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» с 10 января 2010 года. Согласно ч. 7 ст. 16 и ч. 1 ст. 47. 1 УИК РФ исполнение наказания возложено на уголовно-исполнительные инспекции.

Применение системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ) к осужденным к ограничению свободы на территории Пермского края внедрено в июле 2011 года. Один из компонентов системы - электронный браслет, который надевается осужденному на ногу. Мобильное и стационарное контрольные устройства в совокупности с браслетом позволяют отслеживать нахождение осужденного дома и его передвижения вне жилья.

Однако практика применения СЭМПЛ поставила сотрудников уголовно-исполнительной инспекции перед проблемой, связанной с отсутствием нормативно-правового регулирования ответственности осужденных за несвоевременную зарядку аккумуляторных батарей, удаление от МКУ на недопустимое расстояние и другое, что, в свою очередь, существенно препятствует осуществлению надзора и практическому исполнению наказания.

В ст. 58 УИК РФ предусматривается исчерпывающий перечень нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, за которые установлена ответственность осужденного:

организация служебной деятельности

неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет;

несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений;

неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;

неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации;

нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;

неуведомление УИИ в установленные сроки об изменении места работы и (или) учебы в случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции;

отказ от использования в отношении осужденного технических средств надзора и контроля;

скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого не установлено в течение более 30 дней;

неявка в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием.

В тех случаях, когда невозможно применение уголовно-правовых мер воздействия на осужденного, допускающего несвоевременную зарядку контрольных устройств, удаление из радиуса действия МКУ и других действий, препятствующих осуществлению контроля, выход может быть найден с помощью привлечения данного лица к административной ответственности.

Так, за 9 месяцев 2012 года в уголовно-исполнительной инспекции Пермского края составлено 175 протоколов

об административных правонарушениях на осужденных к ограничению свободы, что составляет 17,99 % от общего числа протоколов. Причем 82 % протоколов составлено по фактам нарушения расписания присутствия электронного браслета, 12 % - за несвоевременную зарядку МКУ, 3 % - за ношение мобильного контрольного устройства без чехла, 3 % - за предоставление недостоверной информации.

В соответствии с положениями КоАП РФ у сотрудников УИС имеется возможность составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 и ч. 1 ст. 19.7 за неповиновение законному распоряжению сотрудника УИС и непредставление сведений (информации), что является мощным рычагом воздействия на осужденных к ограничению свободы.

Правовые основы привлечения к административной ответственности осужденных к ограничению свободы. В соответствии с приказом ФСИН России от 08.06.2009 № 246 «Об утверждении Перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», в случае обнаружения признаков административных правонарушений начальники межрайонных уголовно-исполнительных инспекций, уголовно-исполнительных инспекций, входящих в состав межрайонных уголовно-исполнительных инспекций, и их заместители составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них законодательством.

На основании ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ вышеуказанные должностные лица в пределах своей компетенции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.

Статья 19.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов Федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы. Часть 1 указанной статьи гласит: «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

УИК РФ (ст. 60) наделяет УИИ правом использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» (подпункт «л» пункта 8) также закрепляет право УИИ в установленном порядке использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические

средства надзора и контроля для обеспечения надзора за осужденными.

Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 11.10.2010 № 258, определена организация исполнения уголовно-исполнительными инспекциями наказания в виде ограничения свободы. На основании указанной инструкции решение о применении к осужденному технических средств надзора и контроля оформляется в форме постановления, которое объявляется осужденному и лицам, проживающим совместно с ним, при этом разъясняется ответственность осужденного за порчу оборудования.

Сотрудник инспекции, отвечающий за использование средств надзора и контроля, в течение трех рабочих дней с момента вынесения постановления осуществляет установку необходимого оборудования, разъясняет осужденному особенности эксплуатации технических средств надзора и контроля, вручает ему памятку по их эксплуатации под роспись.

Копия данной памятки, приобщенная к личному делу осужденного, и будет являться документальным свидетельством, подтверждающим факт объявления осужденному требований по своевременной зарядке и соблюдению радиуса действия средств электронного наблюдения.

Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении. При выявлении фактов удаления осужденного на недопустимое расстояние от МКУ, а также несвоевременной зарядки аккумуляторной батареи, повлекших воспрепятствование исполнению служебных обязанностей сотрудников УИИ по осуществлению контроля и надзора, следует рассмотреть возможность составления административного протокола.

Протокол составляется немедленно после выявления совершения адми-

нистративного правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных об осужденном, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения [1].

В протоколе об административном правонарушении указываются:

дата и место его составления, например, 18 июля 2012 года, филиал по Н-ско-му району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю, по адресу ул. Ленина, 27, г. Пермь;

должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол (начальник филиала или лицо его замещающее); в случае составления протокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным;

сведения об осужденном, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (ФИО, дата рождения, указывается, что осужден к наказанию в виде ограничения свободы, на какой срок); данные о личности приводятся на основании документов, устанавливающих личность, а при их отсутствии -по показаниям знающих его свидетелей, должностных лиц, родственников;

фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если таковые имеются;

место, время совершения и событие административного правонарушения (следует обязательно указать дату и основания применения к осужденному контрольных устройств, подробно описать факт несвоевременной зарядки МКУ, кем, когда и при каких обстоятельствах был установлен данный факт). Недопустимы чрезмерно краткие записи без указания, в чем конкретно выразилось нарушение;

статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответствен-

ность за данное административное правонарушение;

объяснение осужденного, в отношении которого возбуждено дело;

иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Если в протокол были внесены изменения (к примеру, суд вернул протокол из-за неправильного или неполного заполнения), с ними обязательно следует ознакомить осужденного под роспись.

При составлении протокола об административном правонарушении осужденному, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Знание гражданином своих прав и обязанностей в значительной степени обеспечивает соблюдение его законных интересов в предстоящем разбирательстве дела о совершенном правонарушении и способствует вынесению законного и обоснованного решения по нему.

Разъяснение осужденному его прав и обязанностей следует рассматривать как обязанность должностного лица, составляющего протокол об административном правонарушении (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ). Несмотря на это в некоторых случаях в протоколах ставится соответствующая отметка о том, что лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, были разъяснены его права и обязанности, в соответствии со ст. 24.2., 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, но фактически ничего не разъяснялось. Следовательно, его правовой статус в полном объеме фактически остается нереализованным. Указанное выше нарушение существенным образом влияет на реализацию прав и свобод осужденного к ограничению свободы, совершившего административный проступок.

Осужденному, в отношении которого составлен протокол об административ-

ном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с ним. Он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые и прилагаются к документу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, осужденным, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Осужденному, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, вручается под расписку его копия.

К протоколу об административном правонарушении должны быть приложены письменное объяснение свидетелей, копия паспорта осужденного, копия памятки и другие сопутствующие документы с перечислением их в протоколе.

Процессуальным нарушением является опрос и составление протокола об административном правонарушении в то время, когда нарушитель находится в состоянии опьянения и не может дать объяснения по существу дела, понять содержание протокола и даже подписать его. В этом случае протокол должен составляться после вытрезвления указанного лица.

Далее он направляется судье, в учреждение, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления. Протокол же об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на

рассмотрение судье немедленно после его составления.

В случае оформления протокола и других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела или неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления от судьи. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями должны быть возвращены судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

О целесообразности и эффективности применения административной ответственности в отношении осужденных к ограничению свободы свидетельствует динамика уровня повторной преступности среди этой категории лиц. Так, за 9 месяцев 2012 года, по сравнению с АППГ, данный показатель снизился на 0,9 % при возросшем количестве составленных протоколов с двух (за 9 месяцев 2011 года) до 175 (за 9 месяцев 2012 года).

Необходимость знать и применять на практике положения самых различных отраслей права обусловливает четкое соблюдение принципа законности в деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. Своевременное реагирование на неправомерные действия со стороны осужденных является эффективным профилактическим средством в целях их дальнейшего исправления, а также предупреждения повторных преступлений. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.