ПРАКТИКА
Владимир Соболев
советник Белорусской торгово-промышленной палаты,
член рабочей группы консультативного совета по иностранным инвестициям
Привлечение инвестиций БелТПП
Государственная политика в нашей стране направлена на создание благоприятного инвестиционного климата. Особенно энергично ведется работа в этой области в последние годы: только за 2009 г. и первую половину 2010 г. было принято более 70 нормативных правовых актов [1]. Кроме того, создание единого таможенного пространства с Россией и Казахстаном для потенциального инвестора означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику республики, он получает широкий доступ не только к белорусскому, но и к российскому и казахстанскому рынкам.
Как результат, за 2002—2009 гг. было привлечено более 30 млрд долл. инвестиций, в том числе 11,5 млрд долл. прямых иностранных (ПИИ), что значительно превысило задания Национальной программы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь до 2010 г.
Кроме того, расширению инвестиционных возможностей страны способствует улучшение отношений с международными финансовыми структурами — МВФ, Международной финансовой корпорацией (МфК) и Международным (МБРР) и Европейским банками реконструкции и развития.
В Республике Беларусь рост ПИИ продолжается и в 2010 г. — по данным Министерства статистики, за первое полугодие 2010 г. поступление прямых иностранных инвестиций превышает аналогичный показатель 2009 г. на 7,3%.
Принимаемые правительством меры не остались без внимания со стороны международных организаций, следящих за деловым климатом в различных странах мира. В частности,
№12(94)_2010 НАУКА И ИННОВАЦИИ
согласно анализу, проведенному МБРР и МФК и представленному в сборнике «Doing Business 2010», рейтинг Беларуси среди 183 государств по простоте ведения предпринимательской деятельности (открытие бизнеса, регистрация собственности, условия налогообложения и т.д.) возрос за 2007—2010 гг. на 71 пункт (табл. 1).
Проанализируем, в какие области направляются ПИИ, поступающие в страну, и рассмотрим особенности деятельности коммерческих предприятий с иностранными инвестициями (КПИИ) (табл. 2). На начало 2010 г. в Беларуси функционировало 5176 таких структур — рост более чем в 2 раза за 9 лет. Большинство (50,5%) предприятий образовано с привлечением капитала из Европейского союза и России (36%). Основными странами-инвесторами являются Российская Федерация — 338 млн долл., Кипр — 174 млн долл., Нидерланды — 151 млн долл., Германия — 118 млн долл. и Великобритания — 80 млн долл. Всего иностранными участниками на начало 2010 г. в уставные фонды КПИИ внесено 1 291 млн долл.
В отраслевом разрезе по производству товаров и услуг в КПИИ 64,5% занимает промышленность (18,4% — пищевая, 13,5% — топливная, 12,1% — машиностроение и металлообработка), 12,7% — транспорт и связь, 11,6% — торговля и общественное питание. По регионам республики предприятия с иностранным капиталом распределились следующим образом: Минск—57,7%, Минская обл. — 12,5%, Брестская обл.—8,8%, Гродненская обл. — 6,8%, Витебская обл. — 6,3%, Гомельская обл. — 4,2%, Могилевская обл. — 3,7%. Несмотря на свои не-
47
ИННОВАЦИИ
большие размеры (в среднем на одном КПИИ работают 50—60 человек), эти организации в 2009 г. сформировали 25% ВВП, пятую часть экспорта и более 40% импорта, однако при этом сальдо их внешней торговли резко отрицательное.
Практика показывает, что основными поставщиками и потребителями ПИИ являются промышленно развитые страны, а перенос технологий и новейшего оборудования осуществляют транснациональные корпорации. Однако в Беларуси они практически отсутствуют: из первых 100 ТНК мира в стране с созданием производственных мощностей работают только Coca-Cola (США), Japan Tobacco (Япония) и Lafarge (Франция). Многие ТНК имеют крупные представительства, но основная их задача — реализация продукции, что не привлекает в страну новые технологии и не дает экономического эффекта.
Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет и Белорусская торгово-промышленная палата, строящая свою работу в пяти основных направлениях.
• создание информационной базы об инвестиционных возможностях в Республике Беларусь. Во всех областных отделениях БелТПП совместно с органами управления регулярно издаются на нескольких языках каталоги конкретных инвестиционных проектов, которые распространяются на различных мероприятиях, рассылаются по загранпредстави-тельствам Республики Беларусь, направляются в зарубежные торгово-промышленные палаты;
• проведение конференций, форумов, семинаров, дней экономики и других мероприятий, на которых потенциальным инвесторам предоставляется полная информация о возможностях капиталовложений;
• организация контактно-кооперационных бирж и деловых встреч с иностранными предпринимателями — одно из наиболее важных направлений деятельности БелТПП. Только за 2009 г. состоялось 78 визитов представителей белорусских производителей в 29 стран, принято 137 делегаций из 39 государств;
• консультационные услуги. В системе Белорусской торгово-промышленной палаты регулярно проводятся семинары по составлению бизнес-планов, предоставляется информация инвесторам по условиям работы в Республике Беларусь — налогообложению, таможенным режимам и т.д;
• взаимодействие с международными организациями. БелТПП активно развивает деловые отношения c Мировой торговой палатой, странами Центрально-Европейской инициативы, Европейской ассоциацией торгово-промышленных палат. При поддержке последней ведутся переговоры о доступе к европейским системам поиска потребителей и финансирования для инвестиционных проектов. Кроме того, БелТПП участвует в программах East-Iinvest, Ганзейского парламента.
Работа, проводимая в республике, дает положительные результаты. Символом этого стала первая доброжелательная статья — «Беларусь широко открывает двери» — в журнале Business New Europe, одобряющая действия, предпринимаемые руководством страны по улучшению инвестиционного климата.
Литература
1. Тур А.В., журнал «Меркурий», №2, 2010.
2. Doing Business 2007 — 2010.
Таблица 2. Поступление ПИИ в Беларусь и показатели работы КПИИ за 2001—2009 гг. (расчеты автора по данным Министерства статистики Беларуси)
Таблица 1. Рейтинг простоты условий для ведения бизнеса в 2007—2010 гг. [2]
Страна 2007 2008 2009 2010 2007-2010 (изменение)
Латвия Литва Польша 24 16 75 22 26 74 30 25 72 27 26 72 - 3 пункта - 10 пунктов + 3 пункта
Украина 128 139 146 142 - 14 пунктов
Российская Федерация 96 106 118 121 - 25 пунктов
Австрия 30 25 26 28 - 2 пункта
Бельгия 20 19 20 22 - 2 пункта
Германия 21 20 27 25 - 4 пункта
Великобритания 6 6 6 5 + 1 пункт
Италия 82 53 74 78 + 4 пункта
Франция 35 31 31 31 + 4 пункта
Беларусь 129 110 82 58 + 71 пункт
Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Количество работающих КПИИ на 31/12 2082 2667 2957 3457 3545 3818 4218 4880 5176
Поступление ПИИ (млн долл.) 108 299 675 859 451 749 1314 2280 4821
Численность работающих, тыс. чел. 97,5 112,3 133,3 147,8 160,0 170,9 185,7 301,9 291,6
Среднее число работающих на КПИИ 46,8 42,1 45,1 42,7 45,1 44,7 44,0 61,8 56,3
% занятых в КПИИ от всех занятых в республике 2,2 2,56 3,07 3,42 3,63 3,83 4,12 6,57 6,3
Доля ВВП КПИИ в ВВП Беларуси, % 4,04 9,9 12,9 14,9 12,8 11,8 15,5 24,6 25,0
Экспорт КПИИ, млн долл. США 1019 1248 1679 2582 3334 4789 4809 10074 4734
% экспорта КПИИ в экспорте республики 13,68 15,56 16,88 18,8 20,8 24,3 19,8 30,9 22,2
Импорт КПИИ, млн долл. США 1199 1753 2284 3705 4879 7381 8682 13680 12110
% в общем импорте республики 14,47 19,28 19,76 22,67 30,2 33,1 30,2 34,7 42,4
Сальдо внешней торговли КПИИ млн долл. -180 -505 -605 -1123 -1545 -2592 -3873 -3606 -7376
Доля КПИИ в отрицательном сальдо 21,5 47,1 37,5 43,3 в 21,4 100,3 89,3 53,0 101,3
внешней торговли республики, % раза
48
НАУКА И ИННОВАЦИИ №12(94)_2010