УДК 330.322
08.00.00 Экономические науки
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Коротько Татьяна Владимировна Старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления SPIN-код: 8808-9120
Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, Московская, 2
Минченко Наталья Юрьевна Магистрант кафедры Государственного и муниципального управления
Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия minchenko. ехр@щаИ гы
В современных условиях рыночной экономики на фоне глобализации, политической нестабильности и кризисных процессов вопрос привлечения иностранных инвестиций является стратегически необходимым. Краснодарский край является одним из наиболее привлекательных регионов по инвестиционному потенциалу как на территории Южного федерального округа, так и среди регионов Российской Федерации. Кроме того, эффективная инвестиционная деятельность положительно влияет на его социально-экономическое развитие, обеспечивая край не только финансовыми активами, ростом темпов ВРП (Валовой Региональный Продукт), но также способствуя внедрению новых технологий, увеличению количества рабочих мест и улучшению качества жизни населения
Ключевые слова: ИНВЕСТИЦИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ДОХОД, РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
йо1: 10.21515/1990-4665-128-016
UDС 330.322 Economics
ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS IN THE ECONOMY OF THE KRASNODAR REGION
Korotko Tatiana Vladimirovna
Senior lecturer of the Department of State and Municipal
Administration
SPIN-code: 8808-9120
Kuban State University of Technology, Krasnodar, Russia
Minchenko Natalya Yurievna
Master of Science in the Department of State and
Municipal Administration
Kuban State University of Technology, Krasnodar, Russia
minchenko. exp@mail. ru
In today's market economy, against the backdrop of globalization, political instability and crisis processes, the issue of attracting foreign investment is strategically important. The Krasnodar region is one of the most attractive regions for investment potential both in the territory of the Southern Federal District and among the regions of the Russian Federation. Moreover, effective investment activity positively influences its socioeconomic development, providing the region with not only financial assets, growth in GRP (Gross Regional Product) rates, but also contributing to the introduction of new technologies, increasing the number of jobs and improving the quality of life of the population
Keywords: INVESTMENTS, EFFICIENCY, FOREIGN CAPITAL, KRASNODAR TERRITORY, INCOME, RESOURCE POTENTIAL, INVESTMENT CLIMATE
Ресурсный потенциал южных территорий предоставляет спектр возможностей для успешных инвестиций. Это, наряду с последовательной инвестиционной политикой региональных администраций, обуславливает ежегодный рост деловой активности и экономического интереса компаний к расширению деятельности в регионе. Лидером в данной сфере сегодня является Краснодарский край.
В рейтинге инвестиционного климата российских регионов в 2016 г. журнала Эксперт-РА Краснодарский край вошел в группу регионов с «максимальным инвестиционным потенциалом - минимальными рисками (1А)», уступив место лишь Московской области и г. Санкт-Петербург [1].
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ в 2016 г., проводимый ежегодно с 2014 г. Агентством стратегических инициатив, присвоил Краснодарском краю - 7 место из 85 регионов [2].
В то время как в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ в 2016 г. по федеральным округам Краснодарский край занимает - 1 место.
Кроме того, инвестиционная активность, стабильные показатели исполнения бюджета, умеренная долговая нагрузка и диверсифицированная экономика Краснодарского края способствуют присвоению достаточно высоких кредитных рейтингов ведущими международными рейтинговыми агентствами - 81апёагё&Роог'в, БйсЬКай^в.
В целях развития экономики региона и эффективного использования привлеченных средств необходимо не только аккумулировать финансовые, материальные и не материальные активы, но и грамотно управлять процессом дальнейшего их распределения. С этими задачами может справиться оптимально выстроенная стратегия управления привлечением иностранных инвестиций.
При формировании процесса стратегического управления привлечением иностранных инвестиций, необходимо проанализировать какие из объектов управления на территории региона могут быть перспективными для вложений. В качестве объектов управления могут рассматриваться отдельные предприятия, различные сферы производства, территории и пр. Этот этап можно считать начальным. Эффективным здесь
будет активное участие органов власти, что в конечном итоге окажет влияние на повышение уровня инвестиционной привлекательности и, как результат, инвестиционной деятельности в регионе[3].
Показателями эффективности реализации инвестиционной стратегии может выступить ряд критериев, который под воздействием различных внешних и внутренних факторов может быть изменен и дополнен. Увеличение притока иностранных инвестиций, стабильный рост объемов валового регионального продукта, снижение финансового риска - некоторый пример критериев оценки успешной инвестиционной деятельности.
Основу инвестиционной стратегии должен составлять учет особенностей региона, где в первую очередь, подразумевается географический, ресурсный, финансовый и трудовой потенциалы и др.
Следующий этап процесса стратегического управления привлечением иностранных инвестиций - формирование методов воздействия на факторы управления.
По характеру управленческого воздействия следует выделить прямые и косвенные методы.
Под прямыми методами понимается такое управленческое воздействие на субъекты экономической деятельности, при котором органы государственной власти используют свой управленческий ресурс, административные полномочия. Преимуществом такого подхода является оперативность и целенаправленность в реализации приоритетов региональной стратегии инвестирования. Однако, в то же время это приводит к потере конкурентоспособности. К числу прямых методов можно отнести следующие:
1) нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в регионе;
2) государственное управление региональной собственностью; Ьйр://ед .kubagro.ru/2017/04/pdf/16.pdf
3) разработка и формирование региональных целевых инвестиционных программ[4].
Косвенные методы обладают более гибким подходом. Такой метод позволяет более сбалансировано учесть как общественные, так и частные интересы. При таком подходе негативные последствия могут возникнуть из-за отсутствия административных мер воздействия, что может привести к общему ухудшению социально-экономического состояния, образовать теневой сектор экономики и резко снизить инвестиционную привлекательность[5].
Однако, использование строго одного метода может негативно сказаться на эффективности использования ресурсного потенциала региона, что в первую очередь отразится на уровне инвестиционной привлекательности, а, соответственно, существенно ослабит реализацию стратегии по привлечению иностранных инвестиций в регион. Смешанный метод управленческого воздействия позволит обеспечить потенциальному инвестору свободу выбора и в то же время предоставит гарантии законной защиты его интересов.
В целях обеспечения максимального использования потенциала региона для привлечения иностранных инвестиций необходимо выстроить четкую систему стратегического управления привлечением иностранных инвестиций. Формирование инвестиционной стратегии является довольно сложным и творческим процессом, который требует определенных знаний и умений ее составителей.
Механизм привлечения иностранных инвестиций формируется в условиях меняющегося мирового хода событий. Он направлен на использование эффективных методов управления инвестиционной деятельностью, осуществление последующей координации и контроля действий ее участников.
На уровне Краснодарского края инвестиционная деятельность регулируется международными договорами, заключенными РФ, Конституцией РФ, законодательством РФ, а также законодательством Краснодарского края, в том числе принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами муниципальных образований Краснодарского края. Кроме того, большую роль в регулировании данной деятельности играют двусторонние международные соглашения.
Первостепенное значение имеют:
1. Федеральный закон РФ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
2. Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года».
3. Закон Краснодарского края «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» № 731-К3 от 02.07.2004 г.
4. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 июня 2016 года № 188-р «Об утверждении Инвестиционного меморандума Краснодарского края».
5. Инвестиционная стратегия Краснодарского края до 2020 г.
Так, Краевой закон «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» позволяет обеспечить в регионе соответствующую правовую базу, которая способна содействовать реализации инвестиционных проектов в условиях юга России, особенно при наличии в регионе выгодного географического и транспортного положения, уникальных для страны природно-климатических условий, способствующих развитию санаторно-гостиничного бизнеса и туризма, а также особых исторических факторов, которые вкупе требуют выработки и особого правового подхода.
Вторым элементом механизма реализации стратегии привлечения иностранных инвестиций в регион является формирование и развитие специальных экономических зон. В частности, такой подход отражен в п.п. 4 п. 1 ст. 6 Закона, где в первую очередь под особыми экономическими зонами понимаются туристско-рекреационные зон - курорты Черного моря [6].
Международный опыт показывает, что формирование особых экономических зон, где предусматривается льготный порядок налогообложения резидентов и развитие инфраструктуры посредством госинвестирования, придает сильный толчок притоку иностранных капиталовложений.
Важным элементом механизма привлечения иностранных инвестиций является введение системы льготного налогообложения, например, защита от двойного налогообложения, освобождение или снижение таможенных пошлин на импорт новейших машин и оборудования, технологий и т. д.
Кроме того, согласно ст. 20 Закона «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» - иностранному инвестору на территории Краснодарского края предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Важной составляющей механизма реализации стратегии привлечения иностранных инвестиций в Краснодарский край является развитая инвестиционная инфраструктура.
В Краснодарском крае созданы и действуют коллегиальные органы, оказывающие влияние на инвестиционные процессы:
1. Консультативный совет по иностранным инвестициям при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края.
2. Комиссия по улучшению инвестиционного климата.
3. Экспертный межведомственный инвестиционный совет при администрации Краснодарского края.
Так, Консультативный совет был создан постановлением главы администрации Краснодарского края «Об образовании консультативного совета по иностранным инвестициям при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 28.09.2004 г. № 949 (с измен.на: 08.07.2015 г.) в целях привлечения иностранных инвестиций, развития и укрепления благоприятного инвестиционного климата, обеспечения регулярного информационного обмена по актуальным вопросам инвестиционной деятельности между администрацией Краснодарского края и иностранными инвесторами [7].
Главными целями Консультативного совета являются содействие формированию благоприятного инвестиционного климата, развитие инвестиционного потенциала Краснодарского края, а также оптимизация взаимодействия администрации Краснодарского края с иностранными инвесторами.
В Краснодарском крае работает «горячая линия» для инвесторов, главная цель которой - компетентно и оперативно обрабатывать обращения инвесторов, оказывать консультационно-информационное содействие по всем вопросам, затрагивающим реализацию инвестиционных проектов.
В целях повышения информированности потенциальных инвесторов об инвестиционном потенциале и возможностях региона создан инвестиционный портал Краснодарского края (http://www.investkuban.ru), действующий в двух языковых версиях.
Таким образом, на сегодняшний день Краснодарский край с его мощным сельскохозяйственным, производственным, природно-климатическим, курортно-санаторным и научно-техническим потенциалом
является одним из наиболее привлекательных регионов для иностранных инвесторов. Положительная динамика социально-экономического развития региона, реализация целевых программ и мероприятий инвестиционной политики, использование эффективных механизмов привлечения иностранных инвестиций, всесторонние содействие потенциальному инвестору способствуют более активному привлечению иностранного капитала в регион, результатом чего является повышение конкурентоспособности региона и увеличения темпов его экономического роста.
Список использованной литературы:
1. Официальный сайт «Рейтинговое агентство Эксперт РА» // Электронный ресурс / режим доступа: http://raexpert.ru/
2. Официальный сайт «Агентство стратегических инициатив» // Электронный ресурс / режим доступа: http://asi.ru/investclimate/rating/
3. Ряховский Д.И., Акулова Н.Г., Бабанов А.В. Развитие механизма управления инвестиционной привлекательностью региона // М.: ИЭАУ, 2014. - 190 с.
4. Прохоров А.Ю. Стратегия привлечения инвестиций в регион // Российское предпринимательство. - 2012. - № 19 (217). - С. 131-134.
5. Новиков В.С. Региональная инновационная инфраструктура Краснодарского края//Репутациология. 2013. № 3-4 (25-26). С. 82-84.
6. Закон Краснодарского края от 02.07.2004 г. № 731-К3 «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» // Электронный ресурс / режим доступа: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/law?doc&nd=921018898&nh=0
7. Постановление главы администрации Краснодарского края «Об образовании консультативного совета по иностранным инвестициям при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 28.09.2004 г. № 949 (с измен.на: 08.07.2015 г.) // Электронный ресурс / режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/424061639
References:
1. Oficial'nyj sajt «Rejtingovoe agentstvo Jekspert RA» // Jelektronnyj resurs / rezhim dostupa: http://raexpert.ru/
2. Oficial'nyj sajt «Agentstvo strategicheskih iniciativ» // Jelektronnyj resurs / rezhim dostupa: http://asi.ru/investclimate/rating/
3. Rjahovskij D.I., Akulova N.G., Babanov A.V. Razvitie mehanizma upravlenija investicionnoj privlekatel'nost'ju regiona // M.: IJeAU, 2014. - 190 s.
4. Prohorov A.Ju. Strategija privlechenija investicij v region // Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2012. - № 19 (217). - S. 131-134.
5. Novikov V.S. Regional'naja innovacionnaja infrastruktura Krasnodarskogo kraja//Reputaciologija. 2013. № 3-4 (25-26). S. 82-84.
6. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 02.07.2004 g. № 731-K3 «O stimulirovanii investi ci onnoj dejatel'nosti v Krasnodarskom krae» // Jelektronnyj resurs / rezhim dostupa: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/law?doc&nd=921018898&nh=0
7. Postanovlenie glavy administracii Krasnodarskogo kraja «Ob obrazovanii konsul'tativnogo soveta po inostrannym investi cijam pri glave administracii (gubernatore) Krasnodarskogo kraja ot 28.09.2004 g. № 949 (s izmen.na: 08.07.2015 g.) // Jelektronnyj resurs / rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/424061639