ванных преимуществах полномасштабной глобализации. В данном случае под социальным партнерством понимается система институтов, механизмов и процедур, которые поддерживают баланс интересов сторон, ведущихуча-стие в переговорном процессе относительно оплаты и условий труда (между предприятиями и работниками), содействующих достижению взаимоприемлемого компромисса для реализации как корпоративных, так и общесоциальных целей. Безусловно, становление института социального партнерства требует кардинального пересмотра роли и статуса субъектов глобальныхэкономических отношений - государств, интеграционных группировок, международных организаций, МНК и т.д. Многие исследователи наделяют этот институт следующими принципами - универсальности, социальной справедливости, трипартизма, поэтапного финансирования целей развития в интересах всех участников процесса, а в качестве задач социального партнерства предлагают следующие: снижение уровня бедности, повышение качества образования, обеспечения полномасштабной системы здравоохранения, развитие партнерских отношений, осуществление контроля за выполнением соглашений.
Конечными результатами глобального социального партнерства должны стать создание и расширение потенциальных возможностей национальных институтов и социальных партнеров, разработка и реализация программ и политики, содействующих минимизации проблемы бедности на разных уровнях взаимодействия - национальном, региональном, межрегиональном, глобальном.
С нашей точки зрения, такая идея, не лишенная, впрочем, здравого смысла, сегодня не может быть реализована, поскольку разворачивается ожесточенная борьба за выживание старой элиты с нарождающимися новыми силами и участниками. Именно поэтому, чтобы хотя бы частично снять проблему бедности с повестки дня в национальном/региональном разрезе, необходимо резко уменьшить включенностью страны или региона в глобальные процессы, поддержать развитие устойчивой, пусть и недостаточно инновационной экономической системы, основывающейся на среднем и малом бизнесе, функционирующей сети национальных банковских институтов, очерченных ареалах бизнеса и наличием партнерских региональных связей.
Литература:
1. Birdsall Nancy. Population matters. Demographic change, economic growth, poverty in the developing ■ world/Nancy Birdsall. - Oxford. Oxford univ.press. -2001.-440 c.
2. Доклад о мировом развитии 2006. Справедливость и развитие / пер.с англ. - М. : Весь мир. -2006. - 298 с.
3. Кальченко Т.В. Глобальна економка: навчаль-ний поабник / Т.В.Кальченко. - Киев : КНЕУ, 2009. - 364 с.
4. Morrison Chr. Inégalités, pauvrete et mondialisation / Chr.Morrison // Commentaire. -Paris. - 2003. - №100. - P. 819-229.
5. Potts David. Development Planning and Poverty reduction/David Potts. - New York. Palgrave Nacmillan.-2003.-283 c.
6. Чёрная И.П. Геоэкономика : учебное пособие / И.П. Чёрная. - М. : Дашков и К0, 2012. - 248 с.
-О X
9
со
CU
си
s
163
TOOLS OF ATTRACTION OF FOREIGN INVESTMENTS TO REGIONAL DEVELOPMENT
Kolomyts Oksana Nikolaevna, PhD ofSociologicalsciences, Associate Professor, Department ofIndustrialManagement and Economics Industries, Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia E-mail: ksu_berimoriS>mail.ru
Permyakov Anatolii Viktorovich, PhD ofTechnical sciences, Associate Professor, Department of Physics, Electrotechnics and Electroenergetics, Institute of Service, Tourism and Design (branch), North-Caucasus Federal University, Pyatigorsk, Russia
E-mail: aperl7@yandex.ru
The article proves that the positive dynamics of socio-economic development of the region, the implementation of target, the use of effective mechanisms of attraction of foreign investments, comprehensive assistance to a potential investor contribute more actively to attract foreign capital, resulting in increasing the region's competitiveness and increase its growth.
Keywords: foreign in vestment; regional economy; in vestment activity; resource potential; national rating; in vestment climate.
УДК 332.1 ВАК РФ 08.00.05
ИНСТРУМЕНТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
© Коломыц О.Н., 2017 В статье обосновано, что положительная динамика социально-экономичес-
© Пермяков A.B., 2017 кого развития региона, реализация целевых, использование эффективных
механизмов привлечения иностранных инвестиций, всестороннее содействие потенциальному инвестору способствуют более активному привлечению иностранного капитала, результатом чего является повышение конкурентоспособности региона и увеличения темпов его экономического роста. Ключевые слова: иностранные инвестиции; региональная экономика; инвестиционная деятельность; ресурсный потенциал; национальный рейтинг; инвестиционный климат.
164
КОЛОМЫЦ Оксана Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра Производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия кви_ berimor@mail.ru
ПЕРМЯКОВ Анатолий Викторович, кандидат технических наук, доцент, кафедра Физики, электро техники и электроэнергетики, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал), Северо-Кавказский федеральный университет, Пятигорск, Россия арег! 7@yandex.ru
В сложившихся условиях особую актуальность приобретают вопросы привлечения иностранных инвестиций, выступающих как один из факторов внедрения новых технологий, увеличения количества рабочих мест, положительного развития региональной экономики.
Как показал анализ ряда исследований и публикаций [7, 8, 9,10] по данной проблеме, механизм привлечения иностранных инвестиций трансформируется в условиях меняющегося мирового хода событий и направлен на использование эффективных методов управления инвестиционной деятельностью, осуществление последующей координации и контроля действий ее участников.
К основным элементам механизма привлечения иностранных инвестиций относятся:
- качественная и прогрессивная нормативно-правовое законодательство;
- формирование и развитие специальных экономических зон;
- введение системы льготного налогообложения;
- развитая инвестиционная инфраструктура и т.д.
Ресурсный потенциал южных территорий предоставляет достаточно широкий спектр возможностей для успешных инвестиций, что наряду с последовательной инвестиционной политикой региональных администраций обуславливает ежегодный рост деловой активности и экономического интереса компаний к расширению деятельности в регионе. Лидером в данной сфере сегодня является Краснодарский край.
Инвестиционное законодательство Краснодарского края - одно из самых прогрессивных в стране. На краевом уровне осуществляется постоянная работа по его совершенствованию, предпринимаются меры по качественному улучшению условий для инвестиционной деятельности, а также привлечению иностранных инвесторов.
Инвестиционная деятельность регулируется международными договорами, заключенными РФ, Конституцией РФ, законодательством РФ, а также законодательством Краснодарского края, в том числе принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами муниципальных образований Краснодарского края. Кроме того, большую роль в регулировании данной деятельности играют двусторонние международные соглашения.
В части формирования и развития особых экономических зон следует подчеркнуть, что такой подход отражен в п.п. 4 п. 1 ст. 6 Закона [1], где в первую очередь под особыми экономическими зонами понимаются туристско-рекреационные зон - курорты Черного моря.
Международный опыт показывает, что формирование особых экономических зон, где предусматривается льготный порядок на-
логообложения резидентов и развитие инфраструктуры посредством госинвестирования, придает сильный толчок притоку иностранных капиталовложений.
Важным элементом механизма привлечения иностранных инвестиций является введение системы льготного налогообложения, например, защита от двойного налогообложения, освобождение или снижениетаможенных пошлин на импорт новейших машин и оборудования, технологий и т. д.
Кроме того, согласно ст. 20 Закона "О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае" - иностранному инвестору на территории Краснодарского края предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Следующим элементом механизма стратегии привлечения иностранных инвестиций в Краснодарский край является развитая инвестиционная инфраструктура. Отметим, что в регионе созданы и действуют такие коллегиальные органы, оказывающие влияние на инвестиционные процессы, как:
1. Консультативный совет по иностранным инвестициям при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края.
2. Комиссия по улучшению инвестиционного климата.
3. Экспертный межведомственный инвестиционный совет при администрации Краснодарского края.
Консультативный совет был создан постановлением главы администрации Краснодарского края "Об образовании консультативного совета по иностранным инвестициям при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 28.09.2004 г. № 949 (с измен, от 08.07.2015 г.) в целях привлечения иностранных инвестиций, развития и укрепления благоприятного инвестиционного климата, обеспечения регулярного информационного обмена по актуальным вопросам инвестиционной деятельности между администрацией Краснодарского края и иностранными инвесторами [2].
Главными целями Консультативного совета являются содействие формированию благоприятного инвестиционного климата, развитие инвестиционного потенциала, а также оптимизация взаимодействия администрации Краснодарского края с иностранными инвесторами.
В Краснодарском крае работает "горячая линия" для инвесторов, которая компетентно и оперативно обрабатывать обращения инвесторов, оказывать консультационно-информационное содействие по всем вопросам, затрагивающим реализацию инвестиционных проектов.
В целях повышения информированности потенциальных инвесторов об инвестиционном потенциале и возможностях региона создан инвестиционный портал Краснодарского края (http://www.investkuban.ru), действующий в двух языковых версиях.
В рейтинге инвестиционного климата российских регионов в 2015 г. журнала Эксперт-РА Краснодарский край вошел в группу регионов с "максимальным инвестиционным потенциалом - минимальными рисками", уступив место лишь Московской области и г. Санкт-Петербург [3].
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ в 2015 г., проводимый ежегодно с 2014 г. Агентством стратегических инициатив, присвоил Краснодарском краю - 7 место из 85 регионов [4].
Таблица 1 - Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ в 2015 г.
-О X
9
со си
си
Ё
165
Регион А регулятор-ная среда В институты для бизнеса в инфраструктура и ресурсы г малое предпринимательство Итоговый рейтинг
Республика Татарстан А А А В 1
Калужская область А А С А 1
Белгородская область С А А В 1
Тамбовская область В А в С 1
Ульяновская область В А С С 1
Костромская область в А С В II
Краснодарский край А С В В II
Ростовская область в в В В II
Чувашская Республика А с в в II
Тульская область в в с с II
Регион уже продолжительное время находится на первом месте среди субъектов Южного федерального округа по привлечению иностранных инвестиций (табл. 2).
Таблица 2 - Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ в 2015 г. по федеральным округам
Регион А регулятор-ная среда В институты для бизнеса в инфраструктура и ресурсы г малое предпринимательство Итоговый рейтинг
Краснодарский край А С В В II
Ростовская область В в В В II
Астраханская область в с с с III
Республика Адыгея D D в в IV
Волгоградская область в Е с Е IV
Инвестиционная активность, стабильные показатели исполнения бюджета, умеренная долговая нагрузка и диверсифицированная экономика Краснодарского края способствуют присвоению достаточно высоких кредитных рейтингов ведущими международными рейтинговыми агентствами.
Агентством "Standard & Poor's" 1201 региону присвоен международ- 100< ный инвестиционный рейтинг на
80
уровне "ВВ" (прогноз "позитивный") [12]. 60
Международное рейтинговое 40 агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги Краснодарского края: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВ" и национальный долгосрочный рейтинг "AA-(rus)" со "Стабильным" прогнозом. Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне "В". Одновременно агентство подтвердило на уровнях "ВВ" и "AA-(rus)" рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций региона, находящиеся в обращении на внутреннем рынке [6].
За последние несколько лет значительно увеличился приток иностранных инвестиций в Краснодарский край. Общая сумма иностранных инвестиций за последние 5 лет составила более 5,5 млрд долларов США. В 2014-2015 гг. в экономику Краснодарского края привлечено 888,2 и 1 070,2 млн дол. США соответственно прямых иностранных инвестиций [5].
На рисунке 1 показан объем иностранных инвестиций в экономику Краснодарского края.
Очевидно, что инвестиционный пик приходится на 2012-2013 гг. - период подготовки и проведения Олимпиады в г. Сочи. Некоторое снижение инвестиционной активности региона в начале 2015 г. обусловлено не только окончанием Олимпийских игр и завершением
формирования города Сочи как горнолыжного курорта, но и сложной экономической и геополитической обстановкой в стране в целом.
По итогам 2015 г. отмечается положительная динамика по привлечению иностранных инвестиций, что позволяет краю закрепить за собой 60 % всего объема прямых иностранных инвестиций Южного федерального округа.
Основными странами-инвесторами являются: Белоруссия, Бразилия, Германия, Индия, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Сингапур, Соединенное королевство, США, Турция, Франция, Швейцария, Швеция.
I млн долларов США
Рисунок 1 - Иностранные инвестиции в экономику Краснодарского края
Однако следует отметить, что иностранные инвестиции в крае характеризуются слабой отраслевой диверсификацией. Основная доля иностранных инвестиций поступает в обрабатывающие производства, предприятия оптовой и розничной торговли, гостиницы и рестораны, транспортные организации.
За последние четыре года в Краснодарском крае было реализовано свыше 300 крупных (стоимостью свыше 100 млн рублей). В крае успешно представлены инвестиционные проекты таких иностранных компаний как Anadolu Cam (Турция), Auchan (Франция), Bonduelle (Франция), Cargill (США), Claas (Германия), Knauf (Германия), Lafarge (Франция), Metro (Германия), Nestle (Швейцария), Philip Morris (США) и многие другие.
Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на выбор компанией площадки для реализации инвестиционного проекта, является наличие рядом крупных высших учебных заведений, способных подготовить специалистов с требуемым уровнем квалифи-
кации и знанием иностранных языков, т.к. все же значительная часть инвестиций является иностранными. Крупные компании заинтересованы в долговременном и конструктивном сотрудничестве с университетами, участии через различные специальные программы в образовательном процессе с целью повышения практической составляющей обучения, первичной адаптации и подготовки выпускников к работе.
Таким образом, на сегодняшний день Краснодарский край, обладая мощным сельскохозяйственным, производственным, природно-климатическим, курортно-санаторным и научно-техническим потенциалом является одним из наиболее привлекательных регионов для иностранных инвесторов. Положительная динамика социально-экономического развития региона, реализация целевых, использование эффективных механизмов привлечения иностранных инвестиций, всесторонние содействие потенциальному инвестору способствуют более активному привлечению иностранного капитала, результатом чего является повышение конкурентоспособности региона
и увеличения темпов его экономического роста.
Примечания:
1. Закон Краснодарского края от 02.07.2004 г. № 731-K3 "О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае" // Электронный ресурс/ режимдоступа: http://www.kubzsk.ru/ kodeksdb/law?doc&nd=921018898&nh=0
2. Постановление главы администрации Краснодарского края "Об образовании консультативного совета по иностранным инвестициям при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 28.09.2004 г. № 949 (с измен, на: 08.07.2015 г.) // Электронный ресурс / режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/424061639
3. Официальный сайт "Рейтинговое агентство Эксперт РА" // Электронный ресурс / режим доступа: http://raexpert.ru/
4. Официальный сайт "Агентство стратегических инициатив" // Электронный ресурс / режим доступа: http://asi.ru/investclimate/rating/
5. Официальный сайт "Департамент инвестиций ; и развития малого и среднего предприниматель- ■ ства Краснодарского края" // Электронный ресурс / режим доступа: http://www.kubaninvest.ru/
6. Официальный сайт "Министерство финансов Краснодарского края" // Электронный ресурс / режим доступа: http://www.minfinkubani.ru/
-О X
9
со
CU
си
S
167
RATING THE RESULTS OF CONSTRUCTION ACTIVITY OR THE PRICING POLICY JUSTIFICATION NECESSITY IN THE ORGANIZATION
Korshunova Anna Alexeevna, Postgraduate student, Department of accounting analysis and audit, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian E-mail: ann-iskar@yandex.ru
The construction industry is one of the most prone to various kinds of unscrupulous actions. This situation is possible, in particular due to the confidentiality of information about pricing, cause it is trade secret. Meanwhile, a separate category of buildings should be an available commodity in the civilized market. To this end, the author proposes the methodology of building classification which will be based on the scientific work of the Russian Guild of realtors and consumer preferences, and will be reviewed by modern researchers of this scientific thought. The author considered the hypothetical problems arising due to unified buildings classification in the real estate market, so the author proposed legislative amendments as the solution of these problems. According to the author, the publication of real estate class by the constructors is an excellent precedent for the tightening of competitive struggle and, consequently, it will be possible to reduce real estate prices.
Keywords: classification; real estate; estate market; criteria; rating; scoring; pricing; economy class.
БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬ TA TOB СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ ОБОСНОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Строительная отрасль является одной из наиболее подверженных различного рода недобросовестным действиям. Такая ситуация становится возможной, в частности из-за конфиденциальности сведений о ценообразовании, являющихся коммерческой тайной. Между тем, отдельные категории жилищных построек должны быть доступным товаром на цивилизованном рынке. С этой целью автор предлагает ввести методику классификации жилищных построек, основанную на разработках Российской гильдии риэлторов и потребительских предпочтениях, при условии ее доработки современными исследователями данной области научной мысли. В статье автор моделирует возможные проблемы, возникающие в связи с появлением единой классификации жилищных построек на рынке недвижимости, и предлагает законода-
УДК 657 ВАК РФ 08.00.05
1 Коршунова A.A., 2017
КОРШУНОВА Анна Алексеевна, аспирант, Депар та мент уче та анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия апп-!5каг@уап dex. г и