Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
принято, пэтчинг реализуется в соответствии с четко прописанным планом. И, наконец, пэтчинг невозможен при отсутствии соответствующей инфраструктуры: модульных организационных единиц, полных и подробных параметров деятельности каждого подразделения и эквивалентного вознаграждения во всех подразделениях корпорации.
Пэтчинг - это стратегический процесс, с помощью которого руководители корпорации постоянно преобразовывают организационные единицы в соответствии с динамикой рыночной конъюнктуры. Он может принимать форму объединения, добавления, дробления, перевода или исключения отдельных элементов бизнеса. При относительно стабильной конъюнктуре на традиционных рынках пэтчинг не столь необходим, но в условиях динамично развивающихся новых рынков он приобретает жизненно важное значение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виханский О.С, Наумов А.И. «Другой» менеджмент: время перемен. //Российский журнал менеджмента 2004.2 (3): 105-126.
2. Дракер П.Ф. Они - не наемные работники, они - люди./ П. Ф. Дракер, // Российский журнал менеджмента 2 (2). 2004. С. 155-166.
3. НонакаИ., ТакеучиX. Компания - создатель знания.. М.: Олимп-Бизнес. 2003. Мильнер Б. 3. Управление знаниями. М.: Инфра-М. 2003.
4. Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2000.
5. Пайн IIДж. Б., Гилмор Дж. X., Экономика впечатлений. М.: Из-дат. дом «Вильяме» 2005.
6. Прахалад К.К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации// Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент (3). 2003. С. 18-44.
7. Секрет фирмы, 2003, № 11, с. 37.
8. Сенге П. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации. М.: Олимп-Бизнес. 1999.
9. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та. 1997.
10. Business Week. Aug. 21-28, 2000. p. 47.
11. Eisenhardt, Kathleen M. and Shona L. Brown, Patching: Restitching Businesses to Market Opportunities, Harvard Business Review, 1999.
12. Kanter R.M. Collaborative advantage: The art of alliances.// Harvard Business Review. 1994. 72 (4). 96-108.
13. Miles R. E., Snow С. С, Miles G. TheFuture.org. Long Range Planning 33 (3): 300-321. 2000.
14. Prahalad С.К., Hamel G. Strategy as a field of study: Why search for a new paradigm?// Strategic Management №15. 1994. С. 5-16
15. Sorenson O. Informational Complexity and the Flow of Knowledge across social boundaries// Papers in Evolutionary Economic Geography (PEEG) No 511, 09 2005.
Коды классификатора JEL: K 34
ПРИВЕДЕНИЕ БАЗОВОЙ ДОХОДНОСТИ И СТАВКИ ЕНВД В СООТВЕТСТВИЕ ПОНЯТИЮ «ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД»
РЕМИЗОВ Н.П.
Ремизов Н.П. Экспертно-аналитический отдел Контрольно-счетной палаты города Ростова-на-Дону,
главный специалист, e-mail: rnprostov@mail.ru
В данной статье обосновывается несоответствие между величиной вмененного дохода, установленного налоговым законодательством, и его понятием. Произведено сравнение налоговых обязательств для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы и находящихся в сопоставимых условиях. С учетом единства объектов налогообложения «доход» и «вмененный доход», а также применения единой налоговой ставки, вычислена наиболее приближенная к фактической базовая доходность для предприятия, оказывающего услуги по перевозке пассажиров.
Ключевые слова: вмененный доход; понятие; соответствие; величина базовой доходности
Одним из важнейших направлений государственной, в том числе налоговой, политики Российской Федерации является стимулирование малого и среднего предпринимательства. Актуальность предоставления налоговых льгот для малого бизнеса определилась в конце 90-х годов [5]. Активно декларируемая на сегодняшний день позиция правительства, демонстрирующая поддержку субъектов предпринимательской
деятельности основана, прежде всего, на перманентно совершенствующейся нормативно-правовой базе: в прошлом году принят Федеральный закон от 24 июля №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» взамен устаревшего закона 1995-го года [6], вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
Основой экономической и социальной стабильности государства во все времена является средний класс. Зачастую представители среднего класса являются субъектами малого и среднего бизнеса. Все большую популярность за последние годы приобретает у субъектов налогообложения использование в своей деятельности специальных налоговых режимов, в первую очередь таких, как упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход. По данным сайта www.r61.nalog.ru Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области (УФНС по РО) за 2006г. количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по налогам, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения составило 11606 субъектов, в том числе 4789 организаций и 6817 индивидуальных предпринимателей (согласно статистической форме отчетности 5-УСН). Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход за тот же период (2006г.) составило 82635, в том числе 9025 организаций и 73610 индивидуальных предпринимателей (согласно статистической форме отчетности 5-ЕНВД). Если уплата вмененного налога является обязательной при осуществлении предприятием вида деятельности, подлежащего налогообложению единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), то упрощенная система налогообложения привлекает представителей бизнеса пониженными налоговыми ставками, упрощением процедуры исполнения налоговых обязательств и, как следствие, снижением издержек на организацию учета, отчетности, необходимых при использовании общей системы налогообложения.
Согласно статье 18 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ. К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
В общем смысле понятие «специальный налоговый режим» означает предоставление со стороны государства налогоплательщику каких-либо льготных условий по процедуре уплаты налога (исчисление, удержание и перечисление в бюджет, государственные внебюджетные фонды). Спецрежимом можно назвать и освобождение налогоплательщика от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), и осуществление его деятельности в определенных зонах с пониженными либо нулевыми налоговыми ставками и пр. Но самыми распространенными и применяемыми прежде всего представителями малого и среднего бизнеса являются такие формы единых налогов, заменяющих собой ряд прочих, как «упрощенка» и «вмененка»
Поправки налогового законодательства, прямо затрагивающие интересы малого и среднего бизнеса относятся, прежде всего, к главам 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Указанные специальные налоговые режимы являются льготными по сравнению с общей системой налогообложения и применяются, в подавляющем большинстве, именно в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Долгосрочная перспектива развития специальных налоговых режимов в нашей стране имеет два основных пути развития: либо с развитием экономики и повышением качества налогового администрирования необходимость в спецрежимах отпадет так, как это происходит в западных странах, либо с ростом популярности спецрежимы примут более приоритетное положения в бюджетном процессе, при этом произойдет приближение принципов налогообложения упрощенной системы с общей, прежде всего это касается вопросов состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.
В ближайшей перспективе специальные налоговые режимы сохранят актуальность своего применения. В связи с этим не вызывает сомнения необходимость изменения вышеназванных глав НК РФ в лучшую сторону, как для налогоплательщиков, так и в интересах государства. Но, прежде чем совершенствовать нормативно-правовые акты, представляется рациональным определиться с понятийным аппаратом, на котором данные документы основываются.
Предоставляя определенные преференции в области налогообложения для малого и среднего предпринимательства по сравнению с налогоплательщиками, применяющими общую систему налогообложения, совершенно недопустимо делать то же самое в отношении льготных режимов налогообложения, субъектами которых являются представители одной целевой группы - малого и среднего бизнеса. Проще говоря, «вмененка» не должна быть более льготная, чем «упрощенка» (и наоборот), тем более что, подчеркнем, уплата единого налога на вмененный доход является обязанностью, а не правом налогоплательщика, что относится к упрощенной системе налогообложения (УСН).
Исключение какого-либо дискриминационного характера налогов и сборов по социальным, расовым, национальным, религиозным и иным подобным критериям установлено пунктом 2 статьи 3 НК РФ. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Таким образом, суммы налоговых обязательств, определяемые при уплате единого налога на вмененный доход и при применении упрощенной системы налогообложения должны быть если не равны, то сопоставимы. Согласно статье 346.14 НК РФ объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Соответственно, ставка налога составляет 6% либо 15% (статья 346.20 НК РФ). В то же время, ставка ЕНВД составляет 15% величины вмененного дохода (статья 346.31 НК РФ).
При равных величинах налоговых ставок для получения равных сумм налога необходимо равенство налоговой базы. Учитывая то, что в соответствии со статьей 346.29 НК РФ объектом налогообложения и налоговой базой при ЕНВД является вмененный доход, его величина должна быть сопоставима с величиной доходов налогоплательщика, уменьшенных на величину расходов.
На сегодняшний день существует законодательно утвержденное понятие вмененного дохода. Как следует из статьи 346.27 НК РФ вмененный доход - это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Согласно «Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ), доходом признается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение кредиторской задолженности, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают выручку от реализации, оплату за услуги, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендную плату, а также прочие доходы (поступления от продажи основных средств; нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг, и др.).
Кроме того, в соответствие с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Таким образом, понятие вмененного дохода определяет его величину, как рассчитываемую без учета расходов налогоплательщика.
В то же время, в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ (доходы, не указанные в статье 249 НК РФ).
В свою очередь, статьей 249 НК РФ прямо определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Данное определение доходов соответствует определению, представленному в ПБУ 9/99.
В связи с вышеуказанным, ставка ЕНВД, обеспечивающая сопоставимую величину налоговых обязательств с суммами налогов, уплачиваемых при применении УСН, должна составлять 6%. При этом, в целях исключения потерь бюджета от снижения налоговых сборов, необходимо увеличение величины базовой доходности по видам деятельности.
Применение ставки ЕНВД, равной ставке налога, уплачиваемого при УСН с объектом налогообложения «доходы» обеспечивает соответствие понятия «вмененный доход» его величине, максимально приближенной к реальной. И, что важнее всего, упрощается метод определения базовой доходности, которую можно рассчитывать на основе данных о доходах налогоплательщиков, не учитывая их расходы.
В качестве примера произведем расчет ЕНВД по такому виду деятельности, как пассажирские перевозки на автобусах малой вместимости (маршрутные такси). Единым налогом на вмененный доход в городе Ростове-на-Дону облагается оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг [4].
Физический показатель - посадочное место, величина базовой доходности (в месяц) БД=1500 руб. Коэффициенты К1=1,081 [3], К2=1 [4]. Тогда сумма налога по одному посадочному месту (исходя из расчета в месяц) составит:
ЕНВД =БД К\ К2 0,\5 = 1500 ■ 1,081 -1-0,15 = 1621,5-0,15 = 243,26 руб.
В связи с тем, что стоимость проезда определена тарифом в размере 15 руб. за поездку (с 20.05.2008г.) [2], представляется возможным определить величину фактического дохода, от осуществления данного вида предпринимательской деятельности. В среднем, одно транспортное средство за смену совершает 10 рейсов, количество выходов на рейс примем равным 25 (дней) в месяц, коэффициент сменяемости пассажиров (коэффициент статического коэффициента использования вместимости подвижного состава [1, пункт 5.4]) примем равным 1,1 (среднее значение), число пассажиров, перевозимых стоя, оставим на совести не-
добросовестных водителей. Тогда сумма налога с одного посадочного места, уплачиваемая предприятием, применяющим УСН (с количеством транспортных средств более 20) со ставкой 6%, составит:
Н = 15 • 10• 25 • 1,1 • 0,06 = 4125 • 0,06 = 247,5 руб.
Как видим, при данных условиях результаты налоговых обязательств получаются вполне сопоставимыми (243,26 руб. ~ 247,5 руб.) и обеспечивающими равные условия для всех пассажироперевозчиков, независимо от количества подвижного состава.
Приводим величину базовой доходности в соответствие ее понятию:
= 243’26 = 3750,54 » 3750 руб.
0,06 1,081-1
В разных регионах, с изменением условий (протяженность маршрута, средняя скорость движения и т.д.) различными будут и факторы, влияющие на величину вмененного дохода (количество рейсов, коэффициент сменяемости пассажиров и пр.). В связи с этим, представляется рациональным определение коэффициента К2, корректирующего базовую доходность, одновременно с утверждением тарифа на пассажирские перевозки.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что реформирование системы налогообложения, направленное на положительные социально-экономические результаты, возможно лишь в случае единства законодательной базы, исключающего различные толкования положений нормативно-правовых актов. О необходимости применения максимально унифицированного понятийного аппарата говорит и статья 11 НК РФ: «Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».
ЛИТЕРАТУРА
1. Порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа, утвержденный Постановлением Администрации Ростовской области от 31.08.2006г. № 352.
2. Постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 12.05.2008г. №450 «Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров в городе Ростове-на-Дону».
3. Приказ Минэкономразвития РФ от 19.11.2007г. №401 «Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2008 год».
4. Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.08.2005г. №37 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляемых на территории города Ростова-на-Дону».
5. Синельников и др. Проблемы налоговой реформы в России: анализ, ситуации и перспективы развития. М, 1998, стр. 85-88.
6. Федеральный закон от 14.06.1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Коды классификатора JEL: M 21, M 31
ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМИ КОМПЛЕКСАМИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
ПОЛОНСКИЙ Д.Э.
Полонский Д.Э. РГУПС, к.э.н., доцент, генеральный директор ЗАО «Торговый комплекс Горизонт»
344038, г. Ростов-на-Дону, пл. им. Полка народного ополчения, 2
В статье рассматривается взаимодействие девелоперских и торговых компаний, развивающих инновационные стратегии конкурентного позиционирования на российском рынке, основанные на сбалансированной системе показателей и технологии маркетингового управления развитием бизнеса.
Ключевые слова: торговый центр, маркетинговое управление, система сбалансированных показателей, внутренние бизнес-процессы
Рост и активное развитие рынка недвижимости вынуждают участников этого рынка все активнее включаться в поиск оптимальных схем взаимодействия консультантов и инвесторов, девелоперов, архитекторов и строителей.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2