Первый этап - до введения в действие Налогового кодекса - характеризуется принятием множества нормативных документов, регулирующих налоговые правоотношения, что объяснялось нестабильной экономической ситуацией в стране и отсутствием опыта налогового администрирования. Кроме того, необходимость преодоления дефицита бюджета вынуждала правительство изыскивать новые источники его пополнения. Одним из наиболее простых и эффективных решений данной проблемы, как известно, является взимание косвенных налогов, что и объясняет принятие в этот период сотен нормативных документов, регулирующих порядок взимания таможенных пошлин, акцизов и НДС. Следует отметить также, что наряду с пополнением бюджета правительство должно было решать обострившиеся в это время социальные проблемы, поэтому значительная часть постановлений правительства была о предоставлении льгот отдельным налогоплательщикам и целым отраслям промышленности. Нельзя исключить и субъективные причины столь частого изменения законодательства о таможне, акцизах и НДС, в частности, лоббирование своих интересов различными финансово-промышленными группами.
Второй этап становления современной российской налоговой системы начался с введением в действие Налогового кодекса РФ, который до определенной степени унифицировал и упорядочил правоотношения в области косвенного налогообложения.
Сегодня одной из главных проблем косвенного налогообложения является постоянный рост акцизов. Такая тенденция отмечена не только в России, но и в ряде зарубежных стран. Например, согласно решению Госдумы ставки акцизов на ряд товаров в Российской Федерации, в том числе на бензин, алкоголь и сигареты, будут повышены в период с 2014 по 2016 годы. Постоянное повышение налога связано с развитием дестимулирую-щей функции. Так, например, повышение цен на алкогольные напитки и табачные изделия входит в план
антиалкогольной и антитабачной кампаний правительства России. С 2007 по 2011 гг. ставки акциза повышались в среднем на 33% в год. Поступления в бюджет от табачного акциза за этот период выросли почти втрое - с 49 до 141 млрд рублей.
Однако постоянное повышение размера налога приведет к акцизному шоку, что создаст предпосылки для приобретения табачной и алкогольной продукции из нелегальных источников. Это вызовет колоссальные проблемы для таможенных, налоговых органов и служб правопорядка, рост государственных расходов на решение данной проблемы.
Таким образом, можно сделать вывод, что повышение ставок косвенных налогов приводит к снижению поступлений в бюджет вследствие спада легального производства. Кроме того, происходит резкое ухудшение качественной структуры потребляемых населением подакцизных товаров, что имеет, безусловно, отрицательный социальный результат.
Косвенные налоги выступают одним из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, происходящие в обществе, и реформирование их механизма - важнейшее условие улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.
1. Калинина О.В. Налоговая система Российской Федерации теория и методология развития / под ред. проф. В.Р. Окороко-ва. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2010.
2. Косов М.Е., КрамаренкоЛ.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
3. Налогообложение: теории, проблемы, решения / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.П. Вишневского. Донецк, 2006.
4. Майбуров И.А. и др. Теория и история налогообложения: учеб. пособие / И.А. Майбуров, Н.В. Ушак, М.Е. Косов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
5. Торопыгин Г.Д. Теория и история налогообложения: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Самар. гуманит. акад., 2009.
Tanyam.07@mail.ru Татьяна Виталиевна Муравлёва,
доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 336.226 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОТМЕНЫ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД В РОССИИ
Статья посвящена вопросам применения единого налога на вмененный доход в России. Это единственный налоговый режим, при котором размер налоговых платежей не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, а, следовательно, минимизирует размеры налоговых рисков для налогоплательщиков и прост в налоговом администрировании для налоговых органов. Особое внимание уделяется исследованию возможных последствий упразднения этого специального налогового режима, таких как увеличение налоговой нагрузки, рост цен и закрытие ряда предприятий малого бизнеса. В статье анализируются возможные варианты применения налогоплательщиками налоговых режимов в случае отмены единого налога на вмененный доход, однако все они имеют ряд недостатков по сравнению с исследуемым налоговым режимом. Разработаны конкретные мероприятия по реформированию единого налога на вмененный доход в качестве альтернативы его отмены. В частности, предлагается введение ограничений по финансовым оборотам и численности наемных работников, применяющих данный налоговый режим.
Ключевые слова: налог, доход, режим, реформа, патент, нагрузка, малый бизнес, предприниматель.
-♦
T.V. Muravleva
ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF ABOLISHING SINGLE TAX ON IMPUTED INCOME IN RUSSIA
The paper studies the application of the single tax on imputed income in Russia. It is the only tax regime where the amount of tax payments does not depend on the results of financial and economic activity of taxpayers, hence it minimizes tax risks for taxpayers, and it is easy to administer for tax authorities. Particular attention is paid to possible consequences of the abolition of the special tax regime, such as an increase in the tax burden, rising prices and closure of a number of small businesses. The paper analyzes tax options that taxpayers have in case of the abolition of the single tax on imputed income; however, all of them have a number of disadvantages compared to the single tax on imputed income. The author presents concrete measures and recommendations for reforming the single tax on imputed income as an alternative to its abolition. In particular, it is suggested to impose restrictions on financial turnover and number of employees of the businesses that use single tax on imputed income.
Keywords: tax, income, regime, reform, patent, tax burden, small business, entrepreneur.
Одним из специальных налоговых режимов, формируемых в России для развития малого бизнеса, является режим единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Роль ЕНВД в формировании благоприятного налогового климата весьма существенна. Сегодня в России, по официальным данным органов статистики, зарегистрировано чуть менее 2 млн микропредприятий [4]. В то же время в США в 2012 г. их было зарегистрировано более 26 млн [3].
Кроме того, по сведениям Росстата, за 1-й квартал 2013 г. коэффициент регистрации малых предприятий (количество новых предприятий на 1 тыс. существующих) составлял 22,3, что на 0,6 предприятий меньше, чем в 2012 г., а коэффициент закрытия малых предприятий (количество официально закрытых предприятий на 1 тыс. существующих) - 21,4, что на 5,1 предприятий больше, чем в 2012 году. Данная тенденция сохраняется, и если ничего не предпринимать, то скоро для малого бизнеса настанет критический момент, когда закрываться будет больше предприятий, чем открываться. Необходимость стимулирования развития малого бизнеса в России очевидна.
Наиболее действенным механизмом стимулирования развития малого бизнеса во всем мире признается создание налоговых стимулов. ЕНВД является специальным налоговым режимом, который изначально был создан с целью способствовать развитию предприятий малого бизнеса. И реальное достижение заданной цели было подтверждено многолетней практикой.
Во-первых, с введением этого налога организации и индивидуальные предприниматели попадают в более прозрачную правовую среду, так как обеспечивается простота исчисления налога, что, в свою очередь, должно исключить серьезные и неосознанные налоговые нарушения.
Во-вторых, единый налог непосредственно не связан с финансовым результатом хозяйствующего субъекта, что при прочих равных условиях позволяет легализовать коммерческую деятельность и в меньшей степени зависеть от контролирующих органов. Кроме того, организация или индивидуальный предприниматель, начинающие свое дело, заранее могут определить сумму единого налога - основную составляющую налоговых изъятий, а не рассчитывать на бухгалтера в вопросах минимизации налоговых платежей. Применение этого
режима дает фиксированную, предсказуемую и стабильную налоговую нагрузку. Но полное отсутствие информации о фактических доходах и, как следствие, об уровне их изъятия следует признать ее недостатком.
Существенная в настоящее время потребность в развитии теории и практики ЕНВД не находит соответствующего подкрепления теоретическими и методологическими разработками. В экономической литературе основное внимание уделяется изменению правового регулирования специального налогового режима в виде ЕНВД.
Специальный налоговый режим, получивший название системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, относится к субъектным налоговым режимам, поскольку установлен для определенной группы плательщиков. Он применяется с целью стимулирования развития малого предпринимательства.
В странах с рыночной экономикой, где малый бизнес производит существенную часть ВВП или где занята значительная часть населения, важно собрать с него налоги. В этих случаях часто устанавливается налоговый режим в форме вмененного налога, несмотря на отмечаемые в научной и экономической литературе недостатки. Как правило, вмененный налог устанавливают относительно низким, чтобы уменьшить его возможное неблагоприятное влияние на экономическую активность организаций и предпринимателей с относительно низкой фактической доходностью. Поэтому специальный налоговый режим выполняет не только фискальную, но и регулирующую функцию.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется наряду с общей системой налогообложения. Механизм исчисления и уплаты ЕНВД регламентируется главой 26.3 части II НК РФ. Специальные налоговые режимы относятся к местным налогам и сборам и на территории г. Саратова регламентируются решением Саратовской городской думы от 08.11.2005 г. (с изменениями на 27 ноября 2008 г.) № 64-630 «Об установлении видов деятельности, подлежащих налогообложению в виде единого налога на вмененный доход, значений корректирующих коэффициентов К2, зон осуществления предпринимательской деятельности».
В систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
включены следующие виды предпринимательской деятельности:
1) оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
2) оказание ветеринарных услуг;
3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
5) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли (признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется);
7) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
8) оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания (признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется);
9) оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
10) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
11) размещение рекламы на транспортных средствах;
12) оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
13) оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
14) оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания [1].
Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности в случае осуществления их в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, а также в случае осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ.
Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, в случае если они осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, и указанные организации и индивидуальные предприниматели реализуют через свои объекты организации торговли и (или) общественного питания произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. В случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.
Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода [1].
Законодательно предусмотрено два корректирующих коэффициента базовой доходности, т.е. базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.
К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, рассчитываемый как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (таблица).
Размер коэффициента-дефлятора
Период, на который установлен
коэффициент-дефлятор, год
2014 1,672
2013 1,569
2012 1,4942
2011 1,372
2010 2,295
2009 1,148
2008 1,081
2007 1,096
2006 1,132
2005 1,104
2004 1,333
2003 1
К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
При определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К2.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов [1].
Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. Если нормативный правовой акт представительного органа муниципального района, городского округа, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента К2 не приняты до начала следующего календарного года и (или) не вступили в силу с начала следующего календарного года, то в следующем календарном году продолжают действовать значения корректирующего коэффициента К2, действовавшие в предыдущем календарном году [1].
Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей,
уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% [1].
9 февраля 2011 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, предусматривающий исключение с 1 января 2014 г. из перечня специальных налоговых режимов единого налога на вмененный доход. Общественная оценка предложений по отмене ЕНВД неоднозначна: кто-то высказывает благодарность правящей партии за лоббирование интересов крупных торговых «сетевиков» по уничтожению небольших магазинов, кто-то расценивает отмену ЕНВД как необходимую меру, поскольку непонятно, почему организации с разными оборотами платят одинаковые суммы налога. Хотя и при патентной системе величина налогового бремени в зависимость от масштабов бизнеса не ставится.
Слухи об отмене ЕНВД ходили давно, и у большинства предпринимателей, применяющих данный режим, они радости не вызвали. Необходимо отметить, что взамен данного режима предложили введение патентной системы налогообложения. Однако патентная система значительно отличается от ЕНВД, и далеко не все смогут применять новую систему, так как ее критерии являются более жесткими. В частности, если для применения ЕНВД численность наемных работников не должна превышать 100 человек, то для патентной системы численность ограничивается всего 15 работниками. Если при применении ЕНВД по розничной торговле, осуществляемой через магазины и павильоны, а также по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, площадь торгового зала ограничивалась 150 квадратными метами, то при применении патентной системы ограничения по этим видам деятельности составят всего 50 квадратных метров. И если по численности наемных работников 15 человек для микробизнеса достаточное ограничение, то сложно представить, о каком бизнесе может идти речь на площади 50 квадратных метров.
Кроме того, юридические лица применять патентную систему вообще права не имеют. Данный специальный налоговый режим предусмотрен исключительно для индивидуальных предпринимателей.
Да и стоимость патента в большинстве случаев оказывается значительно выше налога, уплачиваемого при применении ЕНВД. Все эти факторы и вызвали значительное недовольство со стороны налогоплательщиков, некоторые из которых даже поспешили прекратить свою предпринимательскую деятельность.
Это мало согласуется с налоговыми изменениями, целью которых, исходя из пояснительной записки к законопроекту по отмене ЕНВД, являлось «стимулирование развития малого предпринимательства. Планам по отмене ЕНВД в 2014 г. не суждено было исполнится, поскольку в соответствии с принятым в июне 2013 г. Федеральным законом от 29.06.2012 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"» [2] отмена ЕНВД состоится не ранее 1 января
2018 года. Этот период времени позволит предпринимателям адаптироваться к новым правилам налогообложения. Отмена ЕНВД, или, как часто его называют, «вмененки», возможно, и приведет к увеличению численности индивидуальных предпринимателей, применяющих патент, но все же большая часть « ЕНВДшников» (как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей) будет вынуждена перейти либо на общий режим налогообложения, либо на упрощенную систему налогообложения. Но и в том, и в другом случае наиболее вероятно увеличение налогового бремени налогоплательщика.
Уже с 2013 г. этот режим стал добровольным, что дает налогоплательщикам потенциальную возможность попробовать на практике проработать различные системы налогообложения. Но, как показывает практика, наши налогоплательщики не спешат воспользоваться данным правом выбора, и количество налогоплательщиков, перешедших на уплату налога в связи с применением патентной системы налогообложения, является минимальным.
Очевидно, что отмена «вмененки» нанесет существенный удар в первую очередь по маленьким магазинчикам и кафе, что в конечном итоге отразится на сотрудниках (сокращение штата, снижение размера официальной зарплаты) и покупателях (рост цен). Вероятно, что отмена ЕНВД вызвана утратой государством контроля над финансовыми потоками «вмененщиков» и лоббированием данных новшеств со стороны крупных «сетевиков».
Что касается роста бюджетных поступлений в результате проведения данных преобразований в налоговой сфере, то это тоже весьма сомнительно. Во-первых, скорее всего отмена ЕНВД все-таки заставит ряд индивидуальных предпринимателей закрыть свой бизнес, да и переход «ЕНВДшников» на общий режим налогообложения превратит их в плательщиков НДС, и они будут ежеквартально выплачивать в бюджет России налог на добавленную стоимость. Все суммы уйдут в федераль-
ный бюджет, а поступления в местный бюджет, соответственно, уменьшатся.
Никто не говорит, что введение патентной системы -скороспелое и непродуманное решение. Это новый налоговый режим, который имеет право на существование. Он интересен ряду налогоплательщиков и прост в администрировании для налоговых органов. Но для чего так активно требовать отмены ЕНВД? Этот налоговый режим завоевал популярность у налогоплательщиков, да и у налоговых органов он не вызывает особых нареканий. Вопрос только в том, что действительно по критериям, необходимым для применения ЕНВД, этот режим могут использовать не только предприятия малого, но и зачастую весьма успешные предприятия среднего бизнеса, которые используют данный режим как способ минимизации налогообложения. Однако кто запрещает законодателям пересмотреть критерии применения ЕНВД и, например, сократить количество наемных работников со 100 до 50 человек или ввести ограничения по финансовым оборотам? До 2018 г. есть еще некоторое время для проработки законодательства по ЕНВД. Но вполне очевидно, что отмена ЕНВД в ситуации сокращения предприятий малого бизнеса является преждевременной и малопродуманной.
1. Налоговый кодекс. Гл. 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности // Официальный сайт компании «Консультант-Плюс». URL:http://www.consultant.ru/popular/nalog2/3_12.html.
2. Федеральный закон от 29.06.2012 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" п. 8 ст. 5» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70194788/.
3. Карпова Н.Н. Статистика малого бизнеса в России. 2012. URL: http://b2bzona.org/2012/07/27/%D1%81%D1%82%D0%B0 % D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0 %B0-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0.
4. Официальный сайт Федеральной государственной службы статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/ inst-preob/pmicro13.htm.
Игорь Евгеньевич Швейкин,
аспирант кафедры банковского дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ПУТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ
В статье обозначены возможные пути развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг, разработана классификационная структура рисков рынка банковских инвестиционных услуг в зависимости от сферы их возникновения. На основании проведенного исследования был сделан вывод о том, что результаты мониторинга развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг могут служить обоснованной информационной базой для определения конкретных путей дальнейшего развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.
Ключевые слова: конкуренция, рынок банковских инвестиционных услуг, риски, инвестиционная политика, мониторинг, банковская культура, индивидуальное банковское обслуживание.
ьвш mtt91@rambler.ru
УДК 336.71