Научная статья на тему 'Присяга как юридико-символическое отражение культурных традиций'

Присяга как юридико-символическое отражение культурных традиций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3834
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Присяга как юридико-символическое отражение культурных традиций»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Н.Г. Русакова

Русакова Наталья Григорьевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Нижегородская академия МВД России

Присяга как юридико-символическое отражение культурных традиций

Нравственные требования к современному полицейскому чрезвычайно высоки; он должен быть вежлив, культурен, интеллигентен, тактичен, юридически грамотным. Все эти требования входят в сферу духовно-нравственного развития личности сотрудника ОВД. Важным средством формирования духовно-нравственной культуры сотрудников полиции, юридико-символического отражения культурных традиций прошлого и настоящего является присяга.

Присяга — это юридический факт, представляющий собой принятие официальной клятвы (торжественного обещания) соблюдать и исполнять права и обязанности в соответствии с принимаемой должностью, определяющий момент изменения специального правового статуса субъектов и осуществляемый в особом ритуальном порядке на основе специализированных символических действий1.

В современной юридической литературе существует ряд подходов к определению правового символа. Полагаем, что весьма удачной является позиция В.К. Бабаева и В.М. Баранова, которые определяют правовой символ как «закрепленные законодательством условные образы (замещающие знаки), используемые для выражения определенного юридического содержания и понятные окружающим людям»2.

Правовой символ, обладая всеми признаками, присущими любому социальному символу, имеет свои специфические черты, отражающие его юридическую природу:

— это искусственный, реже— естественный знак, представляющий собой отличительную примету, художественный образ, видимое, реже — слышимое образование;

— это знак, имеющий условную (конвенциальную) природу, поскольку форма знака и выражаемое ею юридическое содержание сущностно не связаны между собой;

— это знак, который создается или санкционируется государством в особом процессуальном порядке;

— это знак, который охраняется государством;

— это знак, который применяется в порядке, установленном законом;

— он служит для закрепления и выражения социально-значимого юридического содержания3.

Присяга обладает всеми указанными признаками правового символа. Во-первых, присяга является видимым и слышимым образованием, представляющим собой образ изменения правового положения субъекта. Во-вторых, присяга условно отражает возникающую юридическую связь субъекта с государством (или окончание этой связи). В-третьих, необходимость факта принятия присяги и процедура ее осуществления регламентируется государством в создаваемых им нормативных правовых актах. В-четвертых, за нарушение присяги и за нарушение процедуры ее осуществления предусмотрена юридическая ответственность, свидетельствующая о том, что данный правовой феномен обеспечивается государственным принуждением. В-пятых, присяга принимается в случаях, прямо указанных в законодательстве. В-шестых, присяга служит закреплением момента изменения правового статуса субъекта.

Присяга известна с древних времен. Так, в Новгородских берестяных грамотах найдены упоминания о принесении присяги на верность князю. Правда, тогда она называлась «рота».

Первоначальные традиции принятия присяги начались со стороны верующих людей, дающих клятву перед Богом. В дальнейшем принятию присяги подвергались должностные лица различных уровней, церковноприходские люди, военнослужащие и полицейские, а также граждане определенных категорий. Обязательную присягу те или иные лица в России проходили в княжеские, царские, постсоветские и современные периоды.

Новая система поддержания внутреннего порядка зарождается в Московском государстве в 3050-х годах XVI века проведением «Губной реформы». По мнению Н.М. Костоусова, губная изба — это первое государственное учреждение, которое предназначалось для выполнения специфических функций, отличных от функций воинских структур и общественных организаций, а именно: ловить

1 Русакова Н.Г.Присяга как общеправовой феномен: монография. Н. Новгород, 2009. С. 46.

2 Бабаев B.K., Баранов В.М. Общая теория права: краткая энциклопедия. Н. Новгород, 1997. С. 74.

3 Никитин А.В. Правовые символы: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999. С. 101.

Русакова Н.Г. Присяга как юридико-символическое отражение культурных традиций

453

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

разбойников, вести следствие, приводить в исполнение приговоры. Присяга, крестное целование — первые ритуалы зарождающихся органов внутренних дел1.

«В Российской армии, — утверждает А. Шабуркин, — за столетия ее истории существовали различные варианты присяги... Но любовь к своему Отечеству, гордость за принадлежность к российскому воинству и славным подвигам предков пронизывали их сквозь века и поколения»2.

В России первым необходимость принятия присяги всеми лицами, пребывающими на государственной службе, установил в своем Указе от 26 апреля 1715 года Петр Первый, который отметил, что «всем как подданным, так и чужестранцам в службе нашим пребывающим, покорным и послушным быть по своей должности яко государю своему, присягу чинить»3. Петр Первый лично участвовал в подготовке текста присяги.

Особенно следует акцентировать внимание на военной присяге. В ней устанавливалась моральная и нравственная основа безусловного выполнения воинского долга, подчеркивалось, что «воинским людям лучше есть честно умерети, нежели с бесчестием жити»4. Русский воин был готов умереть на поле битвы за Родину, чем нарушить слова торжественной клятвы.

Присяга, утвержденная Императором Петром Великим, имела статус государственного закона. Она вобрала в себя опыт предыдущих поколений: торжественная клятва включала триединое наполнение — Родина, Г осударь, вера православная5.

«Я (имярек), обещаюсь Всемогущим Богом верно служить Его Величеству Петру Первому, Царю и Самодержцу Всероссийскому, и протчая, и протчая, и наследникам со всею ревностию, по крайней силе своей, не щадя живота и имения. И долженствую исполнять все указы и уставы сочиненныя, иже впредь сочиняемые от Его Величества и его Государства. И должен везде, во всяких случаях интерес Его Величества и Государства предостерегать и охранять, и извещать, что противное услышу и все вредное отвращать. А неприятелем Его Величества и его Государства везде всякий удобьвозможный вред приключать, о злодеех объявлять и их сыскивать. И все протчее, что к пользе Его Величества и его Г осударства, чинить по доброй Христианской совести, без обману и лукавства, как доброму, честному человеку надлежит, как должен ответ держать в день Судный. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий»6.

Причем, следует отметить, что порядок проведения присяги для солдат и офицеров отличался. Офицеры должны были положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх, с простертыми двумя большими пальцами. Солдаты поднимали правую руку пред лежащим Евангелием и говорили за читающим присягу, а после прочтения целовали Евангелие.

Таким образом, в данный период присяга приобретает свою определенность и устойчивость, а также регламентируется и закрепляется в соответствующих государственных законодательных актах.

Исторической датой создания существующего и поныне Министерства внутренних дел (МВД) является 8 (20) сентября 1802 года. Александр I, проводя реформу государственных структур, создает в России Министерство внутренних дел, которому поручались надзор за благоустройством и санитарным состоянием страны, функционированием путей сообщения, снабжения населения продовольствием, организацией почтового сообщения и только в последнюю очередь — чисто полицейские функции: установление и поддержание спокойствия, ведение следствия по уголовным делам, исполнение приговоров7. Присяга полицейского XIX — начала XX вв мало чем отличалась от военной присяги, так как в ней закреплялись основные нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам полиции по безупречному исполнению долга. Патриотизм сотрудников выражался в беззаветном служении Отчизне, являлся главным нравственным ориентиром в деятельности полиции.

В 1782 году издается Устав благочиния, или полицейский, по которому в городах учреждался новый полицейский орган — Управа благочиния. На Управу благочиния возлагались и административнохозяйственные функции: надзор за исправностью городских сооружений, чистотой улиц, контроль соблюдения паспортного режима, наблюдение за деятельностью общественных организаций. В городах, где дислоцировался гарнизон, полицейские функции исполняли военнослужащие, во главе с комендантом. Уже сформировавшаяся структура воинских ритуалов, четко исполнявшая возложенные на нее задачи, служила примером для вновь создаваемых полицейских ритуалов. За основу полицей-

1 Костоусов Н. М. История России в традициях, праздниках, обычаях и ритуалах (на примере Министерства внутренних дел): монография. М., 2000. С. 75.

2 Шабуркин А. Не щадя живота своего. URL: http://nvo.ng.ru/notes/2000-02-11/8_selfdisdain.html

3 См. Васильев. Ф.П., Бережкова, Н.Ф. Становление и развитие процесса принятия присяги в системе государственных органов в России // Г осударственная власть и местное самоуправление. 2005. № 3. С. 24—25.

4Лобов В.Н. О долге и чести воинской в Российской армии. М., 1991. С. 10.

5 Морозов В. История русской присяги // Адмирал ФСБ. Документальный роман. URL: http://www.voskres.ru/army/ spirit/ugrumov.htm

6 Устав воинский. 1716 год // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. V. 1830. № 3006.

7 Костоусов Н. С., Петухов А.С., Иванов В.Е. Предпрофессиональная подготовка кадетов Лицея милиции. Екатеринбург, 2002. С. 14—15.

Юридическая техника. 2016. М 10

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

ских ритуалов были приняты воинские ритуалы. Полиция становится все более военизированным формированием несмотря на то, что, по сути, она решает задачи, связанные с обеспечением гражданской деятельности1.

В начале XIX века помимо целования креста, основной клятвы, присяжная система органов внутренних дел стала включать в себя и «присягу на каждый чин». Сам же текст присяги ничем не отличался от текста, утвержденного вместе с уставом 1716 года. Серьезные изменения в ритуале связаны с периодом правления Павла I. Касались они, прежде всего, статуса знамени. В приказе Императора от 30 апреля 1797 года предписывалось «...приводить к присяге, всякий раз не иначе как под знаменами, наблюдая при этом, чтобы приводимый к присяге распростертую руку вверх имея, другой бы держался за знамя»2.

Ритуал принятия присяги занимал особое место в системе как воинских ритуалов, так и ритуалов органов внутренних дел в XIX веке. Присяга, или Торжественный обет, давалась каждый раз при вступлении на престол нового государя. Присягая, офицеры, солдаты, государственные служащие органов внутренних дел клялись в верности новому монарху и Отечеству в беспрекословном повиновении начальству3.

Классическая форма триединства — Государь, Отечество, Вера — сохранилась в воинской присяге до конца XIX века, хотя текст ее не раз менялся. В «Клятвенном обещании» времен Императора Александра III воин клялся «не щадить живота своего до последней капли крови» и ставил свою подпись на специальном «присяжном листе». Здесь уже, помимо единоначалия, говорилось об иерархии: «А предпоставленным надо мною начальникам во всем, что к пользе и службе государственной касаться будет, надлежащим образом чинить послушание». Последние слова этой присяги — «И во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному воину надлежит, — в чем да поможет мне Г осподь Бог Всемогущий»4.

В Своде военных постановлений за 1869 год записано: «Присяга есть клятва, которую солдат дает перед лицом Божьим на кресте Спасителя и на святом его Евангелии: служить Богу и Государю верою и правдою <...>, смело и весело идти в бой за Царя, Русь Святую и Веру Православную. Изменнику же присяги не будет пощады ни на белом свете, ни на Страшном Суде Божьем»5.

Немалый интерес представляет текст присяги полицейского чиновника начала XIX века, в которой полицейский клянется «служить и повиноваться не щадя живота своего», выполняя служебные обязанности, вести себя «благопристойно», по совести.

По данным Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, в России к 19 веку по действующему законодательству сформировались три основания принятия присяги:

1. На верность подданства воцарившемуся императору и его законному наследнику.

2. Присяга по законам Российской Империи — одно из доказательств.

3. На верность службы при первоначальном определении чиновников на службу6.

Таким образом, как показывает анализ исторических данных, в России становление процесса принятия присяги в государственной системе проходило достаточно длительный период и первоначальные традиции принятия присяги возникли в процессе развития клятвы, которую давали перед Богом. Учитывая эти обстоятельства, Ф.П. Васильев и Н.Ф. Бережкова предлагают выделять две разновидности клятвы: религиозную и государственно-правовую. Религиозная клятва — торжественное обещание, подкрепленное целованием Библии, креста, давать правдивое показание либо хранить тайну или не нарушать взятые на себя обязательства.

Государственно-правовая клятва приносилась на основе установленных нормативно-правовых актов конкретными определенными лицами в интересах проводимой государственной политики7. Содержанием присяги выступает обязательство выполнить определенное обещание. Лицо, дающее клятву, должно проявлять свои действия осознанно, оно берет на себя ответственность и клянется в исполнении соответствующих обязательств8. Причем присяга всегда содержит обязательство перед государством или государственным органом.

В настоящее время сохранилась государственно-правовая присяга, которая является, по сути, юридическим фактом, представляющим собой принятие официальной клятвы (торжественного обе-

1 См. Образовательная политика МВД России: проблемы и перспективы // Материалы межвузовской научнопрактической конференции / под ред. В.А. Демина, В.И. Брылева, С.В. Кодан, Л.Я. Драпкина, Ю.К. Саранчина. Екатеринбург, 1998. С. 26.

2КерсновскийА.А. История Русской Армии: в 4 т. М., 1992. Т. 1. С. 171 —182.

3 СерыхВ.Д. Воинские ритуалы. М., 1986. С. 18.

4 См.: Морозов В. История русской присяги // Адмирал ФСБ. Документальный роман. URL: http://www.voskres.ru/ army/spirit/ugrumov.htm

5 См. там же.

6 Энциклопедический словарь. СПб.: Издание Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона,1882. Т. 25. С. 450.

7 Васильев. Ф.П., Бережкова, Н.Ф. Становление и развитие процесса принятия присяги в системе государственных органов в России // Г осударственная власть и местное самоуправление. 2005. № 3. С. 24—25.

8 Там же.

Русакова Н.Г. Присяга как юридико-символическое отражение культурных традиций

455

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

щания) соблюдать и исполнять права и обязанности в соответствии с принимаемой должностью, определяющий момент изменения специального правового статуса субъектов и осуществляемый в особом ритуальном порядке на основе специализированных символических действий. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, впервые поступивший на службу в органы внутренних дел, приводится к Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Принятие Присяги осуществляется в торжественной обстановке перед Государственным флагом Российской Федерации: «клянусь при осуществлении полномочий сотрудника органов внутренних дел:

— уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы;

— быть мужественным, честным и бдительным, не щадить своих сил в борьбе с преступностью;

— достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на меня обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, хранить государственную и служебную тайну.

Служу России, служу Закону!»

Сравнивая тексты присяги полицейского прошлого и настоящего, убеждаемся в преемственности традиций, ритуалов ОВД, закреплении в тексте присяги требования служебного долга и беззаветной любви к Родине.

Необходимость присяги в современном мире очевидна: она способствует формированию патриотических взглядов и убеждений у сотрудников полиции, норм и принципов нравственного поведения в служебной деятельности, духовно-нравственной культуры в целом. Присяга является эффективным средством формирования патриотизма у сотрудников полиции, прививает чувства уважения, гордости, почитания по отношению к государственным символам (Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации), способствует формированию позитивного имиджа профессии сотрудника ОВД.

Воспитательное воздействие Присяги усиливается эмоциональностью, торжественностью проведения, что убеждает сотрудников полиции в необходимости бережного хранения и приумножения профессиональных традиций, вдохновляет их на добросовестное отношение к исполнению служебного долга, поддерживает их в стремлении брать пример со старших поколений солдат правопорядка в верности Родине, своему народу.

Таким образом, можно сделать вывод, что и в прошлом, и в настоящем присяга является неотъемлемой и необходимой составляющей духовно-нравственной культуры сотрудников полиции, верных профессиональному долгу и службе.

456

Юридическая техника. 2016. № 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.