Научная статья на тему 'Присяга как вид доказательства по осетинскому обычному праву'

Присяга как вид доказательства по осетинскому обычному праву Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
обычное право осетин / судопроизводство / присяга / самопосвящение / customary law Ossetians / proceedings oath / self-dedication

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бетеева Мадина Майрамовна, Цховребова Маргарита Константиновна

В статье рассматриваются особенности основного вида доказательства (присяги) по осетинскому обычному праву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oath as a kind of proof on the Ossetian customary law

Article discusses the features of the main types of evidence (oath) on the Ossetian customary law.

Текст научной работы на тему «Присяга как вид доказательства по осетинскому обычному праву»

Oath as a kind of proof on the Ossetian customary law Beteeva M. , Tskhovrebova M. (Russian Federation)

Присяга как вид доказательства по осетинскому обычному праву Бетеева М. М. , Цховребова М. К. (Российская Федерация)

]Бетеева Мадина Майрамовна /Beteeva Madina - кандидат исторических наук, доцент;

2Цховребова Маргарита Константиновна / Tskhovrebova Margarita - кандидат юридических наук, старший

преподаватель;

кафедра теории и истории государства и права и политологии юридического факультета,

Горский государственный аграрный университет, г. Владикавказ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности основного вида доказательства (присяги) по осетинскому обычному праву.

Abstract: article discusses the features of the main types of evidence (oath) on the Ossetian customary law.

Ключевые слова: обычное право осетин, судопроизводство, присяга, самопосвящение.

Keywords: customary law Ossetians, proceedings oath, self-dedication.

«В юридической жизни осетин, - пишет Д. З. Шанаев, - присяга (ард) занимает одно из самых видных мест в ряду тех действий, совокупность которых составляет собственно обычное право осетин» [4, с. 37].

Присяга в осетинском обществе была средством судебной защиты, возможностью оправдаться на суде. Присяга произносилась в присутствии двух-трех ближайших родственников, которые, в свою очередь, должны были поручиться за присягу ответчика.

«До выполнения присяги, - пишет Пфафф, - родственники, зная, какую они берут на себя ответственность за обвиняемого, в кругу семейств рода и в совете стариков тщательно и во всех подробностях исследуют все дело, если находят своего родственника невиновным; и если вообще подсудимый заслужил себе уважение в кругу своего семейства и рода, то смело берут на себя эту тяжелую присягу. Каждый опасался дать фальшивую присягу, чтобы не потерять доверие и уважение общества» [1, с. 214].

Принятие присяги ответчиком и его родственниками (присяжниками) оправдывало его по суду. В свою очередь, принятие присяги обвинителем осуждало ответчика, и он должен был удовлетворить пострадавшего по решению суда. «По принятии присяги обвиняемым, все многочисленное собрание, оставив его на месте, поспешно удалялось оттуда и расходилось по домам. На протяжении двух недель после этого они старались не встречаться с присягнувшим, ибо он, по убеждению осетин, обращает силу ложной присяги не только против себя и своих ближних, но и против каждого члена общества, который первый встретится с ним по принятии ложной присяги» [4, с. 6].

Присяги были двух видов: а) положительная присяга - произнесение клятвы именем народных божеств и святых в широком смысле слова; б) фыдкаенд - посвящение покойникам гадов и падали. Нарушитель клятвы боялся того, что дзуар может наказать его. Для замаливания брали пиво, три пирога с сыром и отправлялись в соседнюю рощу, где в тиши произносили молитву: «Недостойный раб твой не выполнил долга, который дан ему фыдаелтае (предками), и недостойными устами осквернил святое имя твое, нарушив клятву; поэтому не вмени ему это ему во грех и прими в жертву пироги и мысайнаг (нитки из шелка, которыми обвертываются деревья святой рощи)». После этой краткой молитвы приготовленное съедалось, а ответчик возвращался домой, считая себя уже свободным и неподлежащим божьему гневу.

У осетин существовала и присяга именем Бога (Хуыцау), но поскольку христианство в те времена еще не укоренилось в Осетии, присяга богам не получила столь большого распространения.

К первому роду присяги относилась и присяга убитым. Она состояла в следующем. Человек, подозреваемый в убийстве, при многочисленном стечении народа один или в сопровождении присяжников должен был явиться на могилу убитого, взяться за его памятник одной рукой и произнести: «Покойник! Если я чем-либо причастен в твоем убийстве, да буду тебе конем на том свете» [2, с. 34.]. После этого он три раза обходил могилу покойника. Клятву эту называли самопосвящение (хифаелдисаен). Чтобы сделать такую присягу более трудной, присягоприимцу надевали на шею кишку животного с кровью (которую называли красной кишкой) и, водя его вокруг могилы (прокалывали кишку кинжалами, чтобы из нее текла кровь), заставляли произносить ту же фразу.

«Важное место в судопроизводстве осетин, - пишет Г. Т. Лиахвели, - занимает проклятие (анафема, по-осетински «фаелдисын»). Оно состоит в том, что обвиняемый берет палку, втыкает ее в землю и, накрывши ее своею папахою, громко произносит: «Да буду я фаелдыст (посвящен самому позорнейшему из мертвых), если я совершил такое-то дело. Да сделаюсь конем на том свете кому-либо, если я виновен!» [3,с. 6]. Такие оправдательные приемы бывали слышны со стороны подсудимого, и его фаелдыст признавался самым достоверным средством оправдания.

Во многих местах Осетии существовала еще более страшная клятва. Подозреваемому в совершении тяжкого преступления верили при клятве: «Да сделаюсь я конем такого-то умершего» и заставляли клясться: «Да сделаюсь я цыфтаераенбаех» (конем для езды по грязи). Это самый тяжелый вид клятвы,

перейти который ни в коем случае нельзя было. Но горе нарушителю клятвы. Ему связывали руки и наливали на голову воду, торжественно предавая его проклятию (фаелдисаен) со словами: «Сделайся конем усопших родственников твоих на том свете!»

Самой страшной считалась клятва, данная в лаузгаенаен (один из праздников поминовения усопших). Этот праздник являлся таким важным, что все сомнительные (нерешенные) дела откладывали до лаузгаенаена, когда «уличаемый присягал в своей невиновности и освобождался от всякого подозрения. В лаузгаенаен собираются все жители аула для поминок на кладбище. Там, в присутствии живых и мертвых тот, кто подозревает кого-либо из присутствующих в воровстве у него чего-нибудь или убийстве своего родственника, подводит подозреваемого к могиле покойного и заставляет его поклясться в своей невиновности. Тот клянется, объявляя, что не виноват, или если виноват и солжет, то да будет он и все его семейство рабами убитого на том свете за такое клятвопреступление».

Второй род присяги - фыдкаенд, т.е. посвящение покойникам подозреваемого лица разных гадостей. Память покойников для всякого осетина была святой. Посвящение же покойникам гадостей считалось надругательством над ними. Такая присяга проходила следующим образом: потерпевший на публичном месте, при стечении народа, на вколоченный в землю кол вешал кошек или собак и расстреливал, посвящая их покойникам того, кто украл что-то. Во избежание такого посвящения вор признавался.

Для прекращения вражды и заключения перемирия врагам предлагали свои услуги в качестве посредников представители двух других сильных фамилий. В случае нарушения договора о перемирии, поручители должны были выдать лучшего из своей фамилии тем, за неприкосновенность которых они ручались, в противном случае потерпевшие имели право зарезать собаку на их фамильном склепе.

Таким образом, можно констатировать, что нарушение присяги влекло за собой восстановление всего общества против ответчика и его изгнание. Вполне понятно, что этой меры было достаточно, чтобы обеспечить исполнение приговора. В качестве судьи теперь выступала вся община в лице ее собрания -ныхаса. Поэтому, зная, что ждет ответчика, приговоренное общинным судом лицо вынуждено было подчиниться его решениям.

Литература

1. Пфаф В. Б. Народное право осетин // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Книга 7. Сост. Л. А. Чибиров. Владикавказ, 2014.

2. Гакстгаузен А. С. Закавказский край. Часть II. СПб, 1857.

3. Лиахвели Г. Т. Древний осетинский суд // Юридическое обозрение. Тифлис, 1886.

4. Шанаев Дз. Присяга по обычному праву осетин // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1873.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.