О некоторых особенностях института выкупа невесты по осетинскому обычному праву Бетеева М.М.1, Цховребова М.К.2
1Бетеева Мадина Майрамовна /Beteeva Madina Mairamovna - кандидат исторических наук, доцент;
2Цховребова Маргарита Константиновна / Tskhovrebova Margarita Konstantinovna - кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра теории и истории государства и права и политологии юридического факультета, Горский государственный аграрный
университет, г. Владикавказ
Аннотация: в статье акцентируется внимание на институте выкупа (как составной части семейного права) по обычному праву осетин, которое, по существу, регламентировало все стороны отношений данного народа.
Abstract: this article focuses on the institution of the redemption (as part offamily law) under customary law Ossetians, which is substantially regulated all aspects of the relationship of the people.
Ключевые слова: осетины, обычное право, семейное право, ирад, заключение брака, расторжение брака. Keywords: Ossetians, customary law, family law, Irad, marriage, divorce.
Обычное право осетин - система правил поведения, обеспечивающих воспроизводство традиционного осетинского общества, стабильность и реализация социальных ценностей которого основывается на убеждении в их правильности, а действенность подтверждается их реальным соблюдением и исполнением. Обычное право регулирует отношения, в том числе, и в сфере брачно-семейного права.
Браки у осетин заключались при помощи выкупа. Обычай уплаты выкупа возник на базе экономического фактора еще в эпоху расцвета родового строя. Женщина (как любой член общины) составляла рабочую силу в хозяйстве, и с выходом ее замуж уменьшалось количество рабочих рук, что наносило материальный ущерб роду. Поэтому отпуская ее, род (семья) требовал за нее компенсацию в виде выкупа, который у осетин получил название - ирад.
Как определяет В.И. Абаев слово «ирад» - древнеиранского происхождения. Ирад1 существовал у осетин еще с глубокой древности. Взимание ирада стало одной из норм обычного права. Выдача девушки замуж без выкупа считалась позором. Обычай платить за невесту ирад принимал иногда небывалые размеры. Разные сословия платили по-разному, по принципу: чем богаче, тем больше выкуп.
Вопрос о возмездном приобретении невесты был одним из самых обсуждаемых вопросов брачно-семейного права осетин и в более позднее время. В середине XIX в. осетины, заручившись поддержкой наместников императора на Кавказе, приступили к отмене вредных, в их глазах, обычаев, предложив одну треть ирада выделять для приобретения приданого для невесты. Позднее, в конце 70-годов XIX века, по предложению начальника Военно-Осетинского округа полковника Кундухова ирад был отменен, и эта отмена была подтверждена общественным приговором в 1879 году. (2, с.189)
Заключение брака не обходилось без значительных издержек и для родни невесты, которые обязывались принять с почестями жениха или так называемой «сиахсыцыд». Отменяя ирад, общественный приговор 1879 года также решительно высказался и против этого обычая.
Часто женитьба сына для многих осетин становилась поводом к разорению целого семейства. Именно поэтому обращались к такому способу установления брачного союза, как похищение. Надо отметить, что помимо ирада, платимому отцу невесты, жених был обязан обеспечить невесте особое имущественное обеспечение на случай развода, совершаемого по его вине.
Родители могли женить своих детей по своему усмотрению. И они должны были подчиниться воле родителей. Это касалось не только сыновей, но и дочерей. Имея такие неограниченные права на детей, родители обычно устраивали свадьбу по соображениям семейной пользы, например, породниться с каким-либо влиятельным и богатым домом, и получить большой ирад [4, с. 209]. В условиях господства патриархальных отношений в семье, выбор невесты зависел от воли родителей, в первую очередь отца (главы семьи). Мать жениха подбирала подходящую кандидатуру и сообщала о своем выборе мужу - отцу жениха, который делал выводы, заключать ли родственные отношения или нет, исходя из того, являются ли родственники девушки достаточно родовитыми или состоятельными.
Чаще всего о невесте судили по родителям, хотя не на последнем месте были и личные качества невесты. Характерно в этом отношении выражение, существующее у осетин: «Мад фарс ама чызг кур» (спрашивай о матери и женись на дочери). Если отец одобрял выбор, то сообщали об этом сыну. Сын мог быть заранее подготовлен к этому сестрой или матерью, или же это могло явиться для него неожиданностью.
В работах, посвященных обычному праву осетин, нет четкого изложения условий прекращения и расторжения брака, так как не были определены эти условия и в самих обычаях. Например, часто причинами оставления мужем своей жены служили не только ее «дурное поведение», т.е. неверность мужу, но и другие, которые в законодательстве цивилизованных стран не могли быть поводом для расторжения брака. Чаще всего одним из таких условий являлось бесплодие жены (3, с.93). Причинами для расторжения могли быть также различные телесные недостатки жены. Для осетинского суда наличие таких условий было достаточно, чтобы оправдать поведение мужа, оставившего свою жену.
В то же время оставление жены без достаточных на то оснований могло повлечь за собой некоторые негативные последствия для мужчины. Например, он терял ирад в пользу родственников жены, и, более того, обязан был платить по приговору суда определенную сумму как штраф. Такие последствия могли иметь место и для женщины, ушедшей от своего мужа без серьезных причин. Родственники жены в таком случае были обязаны вернуть мужу ирад. Кроме того, возврата определенной части ирада покинутый муж мог требовать и в случае серьезных причин для развода.
Условия развода и его порядок оставались в Осетии неизменными. Так, по осетинским обычаям жене даже при основательных причинах не предоставлялось право на развод, что было результатом ее бесправного положения. По мере изменения статуса женщины в осетинском обществе развод стал доступным, и более того, как уже было сказано, она могла при этом сохранить часть уплаченного ирада.
Условия и порядок развода в Осетии претерпели серьезные изменения после принятия частью осетин христианства, а другой частью - мусульманства. Несмотря на запрет разводов христианской церковью, они в Осетии встречались часто, в основном в тех случаях, когда обе стороны были согласны на это. Причиной развода в дооктябрьский период истории Осетии могло быть различие
1Ирад (осет.) - выкуп за невесту.
вероисповедания супругов. На практике, однако, таких разводов было немного. При разводе, как правило, возникали определенные юридические последствия для сторон. В первую очередь речь шла о судьбе уплаченного мужем ирада, который иногда составлял внушительную сумму. Судьба ирада решалась, исходя из конкретных обстоятельств. Обычаи регулировали также вопрос о детях. Как правило, при разводе дети оставались в доме отца.
Муж имел право когда угодно прогнать жену и получить от ее родственников половину уплаченного за нее ирада. В то же время муж не мог продать жену или кому-нибудь ее отдать. Определенные права и обязанности имела и жена. Например, если она не хотела жить с мужем и уходила от него, то ее отец или братья должны были заплатить оставленному мужу 45 коров. Если же она выходила замуж во второй раз, то новый муж должен заплатить прежнему также 45 коров.
Отец, обладая неограниченными правами над своими детьми, в то же время не имел права прогнать сына из дому без имущественного обеспечения, без выделения ему какой-то части семейного имущества. Этот обычай М.Ковалевский объяснял тем, что «семейное достояние не принадлежало отцу на праве собственности, и что совладельцем общего имущества наравне с отцом являлся и сын, который поэтому и должен был получить свой пай, свою определенную обычаем долю. В то же время отец не давал приданого своим дочерям, исходя из того, что часть семейного достояния не должна переходить в чужую семью. Он мог их только снабжать при выдаче замуж одеждой и утварью» [1, с. 294].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что по обычному праву осетин брак заключался как результат экономического расчета родичей, носил характер торговой сделки, выгоду от которого получали в основном родственники невесты.
Литература
1. Ковалевский. М. Современный обычай и древний закон. Владикавказ, 1995. Т.1.
2. Пфафф В.Б. Народное право осетин. Тифлис, 1871. Т. 1.
3. ЧурсинГ.Ф. Осетины (этнографический очерк). Тифлис, 1925.
4. Смирнова Я.С.Семья и быт народов Северного Кавказа. Вторая половина Х1Х-ХХ в. Москва, 1983.