Научная статья на тему 'Присутствие лиминальности от земной жизни к райской и от человеческого бытия к роботообразному в работах утопистов'

Присутствие лиминальности от земной жизни к райской и от человеческого бытия к роботообразному в работах утопистов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ЛИМИНАЛЬНОСТЬ / УТОПИЯ / АФФЕКТЫ / СОЗНАНИЕ / LIMITING / UTOPIA / AFFECTS / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фусу Лариса Ивановна

Статья посвящена проблеме лиминальности. Автор представляет репрезентации подобного переходного состояния личности на примере утопий Платона, Ф. Бэкона, Т. Мора, Т. Кампанеллы. В начале статьи обосновывается сложность и многоаспектность человеческой природы, что отражается в философской антропологии. Далее указывается состояние человека в реальности как стремящегося к принципу удовольствия согласно положению Фройда, снятию напряженности между желаниями и действительностью (принцип реальности Фройда) через избавление от аффективной стороны психики, не без влияния влечения к смерти. После этого рассматриваются проявления лиминальности в утопических обществах. Говорится о том, что признать нормальность такого состояния человека возможно только при условии принятия трактовки сознания Д. Деннета, согласно которой внутренний мир человека есть иллюзия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The presence of limitingness from earthly life to heavenly and from human existence to robotic in the works of utopians

The article is devoted to the problem of limiting. The author presents representations of such a transitional state of personality on the example of the utopias of Plato, F. Bacon, T. Mora, T. Campanella. At the beginning of the article, the complexity and multidimensionality of human nature is justified, which is reflected in philosophical anthropology. Further, the state of a person is indicated in reality as striving to ease tensions between desires and reality by getting rid of the affective side of the psyche. After that, manifestations of liminality in utopian societies are considered. It is said that it is possible to recognize the normality of such a state of a person only on condition of agreement with the interpretation of D. Dennett's consciousness, according to which the inner world of a person is an illusion.

Текст научной работы на тему «Присутствие лиминальности от земной жизни к райской и от человеческого бытия к роботообразному в работах утопистов»

го общества являются: мультицентральность, взаимозависимость, взаимозаменяемость, разрушение дихотомии "центр - периферия". Коммуникативная культура является средством интеграции индивидов и социальных субъектов в информационном обществе.

Таким образом, коммуникативная культу* ра личности - сложный синтез коммуникативных знаний, коммуникативных умений и навыков. Кроме того, это динамическая развивающаяся система. Она изменяется под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных {воля, темперамент, особенности восприятия, половые и возрастные свойства) и объективных (окружающие условия - информатизация общества, средства массовой коммуникации, обычаи, традиции, мода, принадлежность личности к социальным группам).

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что коммуникативная культура является базовым компонентом культуры и дает огромные возможности для формирования и нормального функционирования личности. Она - способ адаптации к условиям окружающего мира, способ формирования мировоззрения человека в ходе деятельности. Исходя из этого, коммуникативная культура личности трактуется как совокупность интеллектуальных, профессиональных и индивидуал ьно-ду-

ховных качеств, способствующих взамодей-ствию с окружающим миром.

Литература:

1. Андреева С.М., Игнатова И.Б. Формирование коммуникативной культуры как условие становления и развития "вторичной" языковой ЛИЧНОСТИ ииосграиных студентов II Межкультурная коммуникация и языковая прагматика в теории и практике обучения русскому языку как иностранному: материалы конференции. Белгород, 2006. - Ч. 2. - С. 6.

2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского, -М.,1979.

3. 6 и кул и на М.А, Смирнова Н.М. Культура общения в студенческой среде вуза : монография. Нижний Новгород, 2010.

4. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991.

5. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии, - 1988, - №4.

6. Жуков В.Ю. Основы теории культуры. - СПб,, 1997. .

7. Каган М. С. О духовном // Вопросы философии.' -1995.-№ 9.

8. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъ-ективиых отношений. M., 1998.

9. Мудрик А.8. Социальная педагогика. M., 2002. Ю.Наумпик 8.Н. Социальная педагогика ? пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистратов, аспирантов педагогических высших учебных заведений. - Мн., 2005.

11.Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М„ 1996.

ОУ

т—I

0

СИ _р

X

1

CU

ел 2

ё 279

THE PRESENCE OF UMITfNGNESS FROM EARTHLY LIFE TO HEA VENLYAND FROM HUMAN EXISTENCE TO ROBOTIC fN THE WORKS OF UTOPIANS

Fusu La risa Ivanovna, Associate Professor, PhD of Medical science, Rector, Institute of Psychology and Psychoanalysis at Chistye Prudy, Moscow

The article is devoted to the problem of limiting. The author presents representations of such a transitional state of personality on the example of the Utopias of Plato, F. Bacon, T.Mora, T. Сатрапе/la. At the beginning of the article, the complexity andmult/dimensionality of human nature isJustified, which is reflected in philosophical anthropology. Further, the state of a person is indicated in reality as striving to ease tensions between desires and reality by getting rid of the affective side of the psyche. After that, manifestations of liminality in Utopian societies are considered. It is said that it is possible to recognize the normality of such a state of a person only on condition of agreement with the interpretation of D. Dennett's consciousness, according to which the inner world of a person is an illusion.

Keywords; limiting; Utopia; affects; consciousness.

ПРИСУТСТВИЕ ЛИМИНАЛЬНОСТИ ОТ ЗЕМНОЙ жизни К РАЙСКОЙ И ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ К РОБОТООБРАЗНОМУ В РАБОТАХ УТОПИСТОВ

Статья посвящена проблеме лиминальности. Автор представляет репрезентации подобного переходного состояния личности на примере утопий Платона, Ф. Бэкона, Т. Мора, Т. Кампанеллы. В начале статьи обосновывается сложность и многоаспектность человеческой природы, что отражается в философской антропологии. Далее указывается состояние человека в реальности как стремящегося к принципу удовольствия согласно положению Фройда, снятию напряженности между желаниями и действительностью (принцип реальности Фройда) через избавление от аффективной стороны психики, не без влияния влечения к смерти. После этого рассматриваются проявления лиминальности в утопических обществах. Говорится о том, что признать нормальность такого

УДК 1

ВАК РФ 09.00.11

> Фу су Л. И„ 2019

ФУСУ Лариса Ивановна, доцент, кандидат медицинских наук, ректор, Институт ПСИХОЛОГИИ и психоанализа на Чистых прудах, Москва

состояний человека возможно только при условии принятия трактовки сознания Д. Деннета, согласно которой внутренний мир человека есть иллюзия. Ключевые слова: лиминальность; утопия; аффекты; сознание.

Человеческое бытие уникально своей многоаспектностью и широтой возможностей. Поиски ответа на вопросы о том, что есть человек, чем отличается от других существ, что объединяет всех представителей известного биологического вида и позволяет называть словом "человек", а в мышлении означать соответствующим понятием, издавна составляют область, называемую философской ант-

<£ ролологией.

Ж Человек является над-жизненной жизнью (сверх- или над-био-

111 логической жизнью), сверхъестественным (в смысле: более, чем фи-

^ зическим и более, чем биологическим} бытием, живущим в естествен-

ной среде. Человек имеет двойную сущность, он происходит из двух

О миров, "он - кентавр, полузверь, получеловек..." [7, с. 184], человек

Ф вечно недоволен своим действительным бытием, своей наличной

О сущностью, всегда стремится к иной, новой сущности, превосходит

О старого себя и создает себя нового. Уникальное человеческое свой-

О ство - это его способность к созиданию и творчеству, и, прежде все-

^ го к самосозиданию, саморазвитию и самопревышению.

Совершенно ясно, что по отношению к человеку как особенно-

" му, сингулярному бытию, невозможно, да и неправомерно пользо-

* ваться исключительно материалистическим методом, как нельзя

прибегать к его рассмотрению и с единственно и исключительно идеалистических позиций.

Кажется, что человек - сложный, разносторонний, парадоксальный, такой, каким он репрезентируется в философских категориях и художественных образах, А в реальности складывается парадоксальная ситуация, когда люди стремятся редуцировать свое существование к максимальной эффективности, рационализировать его, чтобы обеспечить максимально возможный уровень адаптирован-ности к окружающей среде, как природной, так и культурной. Подобные устремления проявляются как на уровне повседневной жизни в условиях массовой культуры, так и на уровне художественной литературы, науки и философии, где можно выделить целый пласт антропологических идей, объединенных мыслью о важности достижения такого состояния человека, когда его бы не беспокоили никакие аффекты, и он свободно проявлял бы различные виды активности, реализовывал себя, при этом ничего не чувствуя эмоционально. Такое сверхадаптированное, сверрациональное существование, опирающееся в основном на сознательную и перцептивную часть личности, на актуальные и конкретные события - существование, названное К, Смаджа оператуарной жизнью в частной патологии психической жизни отдельно взятого индивидуума получило наименование оператуарного (9], а самого индивида в таком состоянии, оператуарного, обозначают понятием "лиминальная личность", то есть находящаяся в пограничном состоянии между подлинно человеческим бытием, экзистенцией и механическим роботоподобным состоянием.

Как отметил Фройд 8 своей знаменитой работе "По ту сторону принципа удовольствия", человек стремится к принципу удовольствия, суть которого в стремлении психического аппарата к избеганию неудовольствия и к максимальному снижению напряжения между желаниями и действительностью (принцип реальности Фрой-

да). Парадоксальным образом, отмечает Фройд, принцип удовольствия находится на службе влечения к смерти, ибо только оно и приводит организм к минимальному психическому напряжению, в конечном итоге - к нулевому.

Известный современный философ Д. Ден-нет к лиминальным личностям относит всех людей, хотя и не говорит об этом напрямую. По его мнению, все то, что мы называем сознанием, сферой сознания, субъективным опытом, есть иллюзия; он полагает, что на самом деле вся психическая жизнь человека сводится к реагированию на импульсы из окружающей среды, определяющему соответствующее поведение [3]. Другой современный философ-аналитик Д. Чалмерс исходит из наличия в человеке субъективного опыта - квалиа, - сырого ощущения, восприятия в себе и само по себе, а поиск механизма его порождения мозгом человека называет трудной проблемой сознания [12].

Мы придерживаемся точки зрения Фройда, но в то же время признаем тот факт, что мечты и устремления к лиминальному состоянию проявлялись во все времена и проявляются и по сей день. В наши дни перспективной сферой научных разработок, имеющей мировоз-зренчески-идеологическую поддержку в лице трансгуманистического движения, являются бионика, киберпротезирование, внедрение электронных устройств, чипов в организм человека с целью компенсации ограничений и повышения функциональности последнего. При этом, если аффекты мешают, создают дополнительные помехи на пути достижения цели, целесообразным является "очищение" индивида от возможности их проявления путем подавления активности его психического аппарата.

Это кажется веянием наших дней, информационно-технологической эпохи, массового производства, автоматизации, но образы ли-минального безаффективного состояния создавались и намного раньше в связи стем, что идея повсеместной рационализации и превращения социума в подобие четко работающего механизма, а индивида - в аналог ремонтируемой или заменяемой детали не является новой. Лиминальность присутствует в вымышленных мирах утопий, которые, по мнению их авторов, выражают конкретно-осязаемое должное состояние общества. "Характерные черты социального строя, рисуемого в утопических произведениях - это полное общественное единомыслие, отсутствие индивидуальности" [1, с. 108].

Всех авторов утопий объединяет их нелегкая личная судьба, жизненные трагедии и драмы, спасение от которых они находили в создаваемых идеальных, по их мнению, мирах, жители которых избавлены от страданий. Например, Платон своими попытками убедить сиракузского тирана Дионисия I в необходимости построения лучшего государства, навлек на себя его подозрения в подготовке заговора и переворота, в результате чего философ был продан в рабство, откуда его выкупили. Еще один утопист, автор "Города Солнца" Томмазо Кампанелла с 1599 по 1626 года провел в заключении в темнице. Фрэнсис Бэкон на пике политической карьеры обвинен в коррупции и вынужден был устраниться с политического Олимпа, что можно рассматривать как жизненную драму философа.

Так, Платон рисует образ лиминального по сути своей человека в известном труде "Государство", изложенном в диалогической форме [8]. Государство изображается Платоном не с религиозных, как это позже будет у Блаженного Августина, а с этических позиций. В идеальном государстве воплощена справедливость, это царство настоящего и высокого счастья, все существование которого обусловлено только этой благородной целью, 8 таком государстве единственным занятием является земледелие, его граждане получают наслаждение то того, что живут в достатке, что у них отсутствуют имущественное и моральное неравенство, и действует общность средств и прав.

Частное домашнее хозяйство заменено общественным, собственнические жилища тоже не характерны для такого социума. Нет также и семьи в ее традиционном понимании: женщины в нем принадлежат всем мужчинам. О чем заботится государство, так это о воспитании в человеке гармонии души и тела.

Человек в таких общественно-государственных условиях оказывается всецело подчиненным внешне устанавливаемому регламенту, общим для всех правилам унифицированной жизни. Отсутствие семьи, занятие тем, что указывают правители, исходя из доминирующего начала души (либо разумного, либо иррационального, либо чувственного) возможно только для человека с оператуарным мышлением, то есть освобожденного от лишних аффектов, человека, чей психический аппарат напоминает скорее компъютерную программу, чем душевную жизнь. Хотя Платон и выделяет страстное начало души, он пишет о необходимости его сдерживания и о проявлении такой добродетели, как воздержанность. По нашему

мнению, в идеальном государстве Платона может существовать только лиминальная личность, находящаяся на грани между человеческим и роботообразным существованием. Только лиминалы не будут осознавать всей ограниченности такой жизни, подобно тому, как не осознают своего пребывания в плену у машин люди в культовом фильме 1999 года "Матрица", который также можно расценивать как отсылку к платонизму.

Социалистический характер государственного проекта Платона характерен и для утопий Т. Мора и Т. Камланеллы, в которых также существование человека сведено климиналь-ности, так как за построение рая на земле приходится расплачиваться весомой частью человеческой природы. И это закономерно, если вспомнить, за что Бог изгнал первых людей из Эдема: за то, что они познали, что есть добро и зло, открыли в себе чувственность,

В "Утопии" Т. Мора жизнь людей также унифицирована, нет частной собственности, практически отсутствует частная жизнь. Яиминаль-ность же жителей проявляется в том, что все они главную цель своего существования видят в удовольствиях. Исключение возможно лишь, если "кто-либо пренебрегает этими своими преимуществами ради пламенной заботы о других и об обществе, ожидая взамен этого страдания большего удовольствия от Бога" [6]. Таким образом, налицо торжество гедонистической этики на вымышленном острове, являющемся плодом фантазии английского интеллектуала эпохи Ренессанса,

Т. Кампанелла в "Городе Солнца" говорит о том, что чувства мешают людям в достижении их праведности: "Я, по крайней мере, уверен, что и братья, и монахи, и клирики наши, не соблазняйся они любовью к родным и друзьям, стали бы гораздо святее..." [5]. Если даже такое базовое для человека чувство, как любовь отрицается, как отрицаются родственные связи, а половые отношения регламентируются, деторождение напоминает выведение скота, то это указывает на дегуманизацию, лишение человека его человеческой, душевной жизни и означает его превращение в биологичекую машину. При этом, жизнь в утопическом городе предельно унифицирована, чем также напоминает функционирование автоматического устройства.

Произведение "Новая Атлантида", написанное Бэконом на закате своего творчества, посвящено красочному изображению идеального общества [2]. Оно было написано век спустя после написания Мором своей "Утопии". Со-

циальная утопия Ф. Бэкона сильно отличается от представлений Мора об идеальном будущем. Утопия Мора имеет коммунистический характер, В рисуемом им идеальном обществе царит социальное равенство, нет денег как таковых, все получают по трудовым заслугам. Идеальное общество, которое представляет Бэкон - это общество, покорившее природу с помощью науки. Строй в этом обществе, если исходить из марксисткой методологии, капиталистический, со всеми его атрибутами: социальной дифференциацией, частной собственностью, господством денег. Только обилие техники и почти сказочные условия для развития науки делают жизнь в "Новой Атлантиде" прекрасной.

Основная его идея заключается в том, что даже самые жестокие меры со стороны правителя не помогут предотвратить социальные катаклизмы в обществе, значительная часть которого испытывает нужду и голод. Бэкон рассуждал так, как вдальнейшем рассуждал К, Маркс: источник социальных потрясений имеет материальную природу, кроется в сфере материального производства. Бэкон считал, что невозможно избежать массовой бедности, если в социальной структуре общества количество представителей тех групп, которые не участвуют в процессе материального производства чрезмерно. К этим группам он относит, в первую очередь, дворян, духовенство и чиновников. Предотвратить мятежи, революции, восстания и другие социальные потрясения можно путем развития торговых связей, увеличением торгового оборота, стимулированием мануфактурного производства, введением новых аграрных технологий, разумной налоговой политикой.

Такое пограничное существование является иллюзией рая, но оно же являет собой и действенный инструмент скрытого подчинения масслюдей политической элите: когда люди похожи на роботов и не испытывают чувств, достаточно давать им нужные стимулы для подкрепления удобных нужных рациональных способов поведения, и идеальное общество готово. Только здесь от утопии один шаг до антиутопии, ибо именно такая жизнь наглядно показана в романах "Мы" Евгения Замятина, "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли [11].

Можно отметить, что данный аспект утопических мечтаний частично нашел свое воплощение в современной культуре: блага научно-технического прогресса, пропагандировзние в массовой культуре жизни только ради полу-

чения наслаждении помещают многих современных людей в своего рода матрицу, то есть иллюзорную симулируемую электронными медиа картину мира, где подлинное затеняется ложным, истинно ценное псевдозначимым, любовь, основанная на чистоте помыслов, вульгарным расчетом и исключительно животными инстинктами, забота и добро -эгоизмом и сугубо утилитарным отношением одного человека к другим, неприкрытым использованием.

Нормальность лиминального существования мы могли бы признать, если в трактовке сознания согласились с позицией упомянутого выше Д. Деннета, согласно взглядам которого никакой самости в психике человека нет, а есть лишь совокупность проявляющих активность нейронов, благодаря которой происходит переработка поступающей в организм информации и на основании чего организм действует определенным образом.

Сравнивая сознание с компьютером, Ден-нет указывает на наличие в нем трех уровней. Первый уровень - это аналог компьютерного "железа", или иными словами, жесткого оборудования, включает нейронную структуру головного мозга человека. Второй уровень-это программное обеспечение, которое и осуществляет многочисленные операции по переработке информации. Однако, в отличие от компьютера, у человека есть еще один уровень -множественных набросков, к которым относятся основанные на двух предыдущих уровнях

речевые и поведенческие акты. Именно этот уровень и оставляет надежду.

Литература:

1. А н типов М.А., Мартене Атюшев Д.С. Пророчес кое значение антиутопий Е. Замятина "Мы" и О. Хаксли "О Дивный ноеый мир" в контексте противоречий сетевого общества // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего Научно-мето-дическийжурнал. №2 (18).Том 1. - Пенза,2014. С. 106-110.

2. Бэкон Ф, Новая Атлантида, Опыты и наставления нравственные и политические. - 2-е изд. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. - 238 с.

3. Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания. - М. : Идея. Пресс, 2004. - 184 с.

4. Замятин Е.И. Мы.- М. : ACT, 2009, - 254 с

5. Кампанелла Т. Город Солнца. Интернет ресурс. URL: http://libru/INOOLD/KAM PANELLVsuntown.txt

6. Мор Т. Утопия. Интернет-ре су рс. URL: http://lib.ru/ íNOOLD/MOR/utopia,txt__with big pictures,htm!

7. Ницше. Ф. Человеческое, слишком человечес кое, С. 184 // Ницще Ф. Полное собрание сочине- , ний: В 13 томах. М. : Культурная революция, 2005. ' -2011,-Т, 2.

8. Платон Государство. Интернет-ресурс. URL: http:/ /lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt_with-big pictutes.html

9. Смаджа К. Оператуарная жизнь: психоаналитические исследования - М. : Когито-Центр, 2014. -255 с

10. Фройд Поту сторону принципа удовольствия. - Т. 3, - С. 23-25.

11. Хаксли О. О дивный новый мир. Английская антиутопия: романы: пер, с англ. - М, : Прогресс, 1990.-640 с.

12. David Chalmers. The Conscious Mind: In Search of a fundamental Theory. New York: Oxford University Press, 1996,

m

T—I

о tu

-Q

X g

m cu

ел

i

283

REFLECTIONS ABOUT SPIRITUAL AND WORLD OUTLOOK CONSTANTS OF COMPOSER CREA TlViTY Chernyavsky Vladimir Andreevtch, Professor, Department of Musicology, Composition and Methods of Music Education, Krasnodar State Institute of Culture, Member of Russian Union of Composers, Krasnodar Tselkovnikov Boris MikhaHovich, DSc ofPedagogicalsciences, Professor, Corresponding member ofMANPO, Member of Union of Composers of the Russian Federation, Krasnodar State University, Krasnodar

Grigore vA natofy Fedoro vich, Dsc of Cultural science, PhD ofPedagogical science, Professor of Cultural science MA N, Academician RAP, Honored worker of arts ChR, member of the Union of composers of the Russian Federation, professor Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

in article issues of composer creativity are discussed by the aspiration to comprehend its secrets, to understand in what its sources and sense, what its spiritual and world outlook constants? Realizing that these and other issues are fruitfully discussed in various scientific and art areas, we, nevertheless, every time tried to give them "reading" as formed a basis of the presented reflections on this subject. The relevance of work is caused by the appeal to one of the most unknown problems of art creativity - to comprehension of a mystery of composer skill, its rational and emotional and intuitive mechanisms. The importance of this a/tide is that the questions concerning millions of listeners, composers discuss.

Keywords; musical education; music; composer; spiritual and ideological constants of composer creativity; tradition and innovation; artistic information space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.