Научная статья на тему 'Размышления о духовно-мировоззренческих константах композиторского творчества'

Размышления о духовно-мировоззренческих константах композиторского творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКА / КОМПОЗИТОР / ДУХОВНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА / ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / MUSICAL EDUCATION / MUSIC / COMPOSER / SPIRITUAL AND IDEOLOGICAL CONSTANTS OF COMPOSER CREATIVITY / TRADITION AND INNOVATION / ARTISTIC INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чернявский Владимир Андреевич, Целковников Борис Михайлович, Григорьев Анатолий Федорович

В статье обсуждаются вопросы о композиторском творчестве, стремлением постичь его тайны, понять, в чем его истоки и смысл, каковы его духовно-мировоззренческие константы? Осознавая, что эти и другие вопросы плодотворно обсуждаются в различных научных и художественных областях, мы, тем не менее, всякий раз пытались дать им свое "прочтение", что и послужило основой представленных размышлений на данную тему. Актуальность работы обусловлена обращением к одной из самых непознанных проблем художественного творчества постижению тайны композиторского мастерства, его рациональных и эмоционально-интуитивных механизмов. Значимость этой статьи заключается в том, что вопросы, волнующие миллионы слушателей, обсуждают композиторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflections about spiritual and world outlook constants of composer creativity

In article issues of composer creativity, are discussed by the aspiration to comprehend its secrets, to understand in what its sources and sense, what its spiritual and world outlook constants? Realizing that these and other issues are fruitfully discussed in various scientific and art areas, we, nevertheless, every time tried to give them "reading", as formed a basis of the presented reflections on this subject. The relevance of work is caused by the appeal to one of the most unknown problems of art creativity to comprehension of a mystery of composer skill, its rational and emotional and intuitive mechanisms. The importance of this article is that the questions concerning millions of listeners, composers discuss.

Текст научной работы на тему «Размышления о духовно-мировоззренческих константах композиторского творчества»

чения наслаждении помещают многих современных людей в своего рода матрицу, то есть иллюзорную симулируемую электронными медиа картину мира, где подлинное затеняется ложным, истинно ценное псевдозначимым, любовь, основанная на чистоте помыслов, вульгарным расчетом и исключительно животными инстинктами, забота и добро -эгоизмом и сугубо утилитарным отношением одного человека к другим, неприкрытым использованием.

Нормальность лиминального существования мы могли бы признать, если в трактовке сознания согласились с позицией упомянутого выше Д. Деннета, согласно взглядам которого никакой самости е психике человека нет, а есть лишь совокупность проявляющих активность нейронов, благодаря которой происходит переработка поступающей в организм информации и на основании чего организм действует определенным образом.

Сравнивая сознание с компьютером, Ден-нет указывает на наличие в нем трех уровней. Первый уровень - это аналог компьютерного "железа", или иными словами, жесткого оборудования, включает нейронную структуру головного мозга человека. Второй уровень-это программное обеспечение, которое и осуществляет многочисленные операции по переработке информации. Однако, в отличие от компьютера, у человека есть еще один уровень -множественных набросков, к которым относятся основанные на двух предыдущих уровнях

речевые и поведенческие акты. Именно этот уровень и оставляет надежду.

Литература:

1. А н типов М.А., Мартене Атюшев Д.С. Пророчес кое значение антиутопий Е. Замятина "Мы" и О. Хаксли "О Дивный ноеый мир" в контексте противоречий сетевого общества // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего Нэучно-мето-дическийжурнал. №2 (18).Том 1. - Пенза,2014. С. 106-110.

2. Бэкон Ф, Новая Атлантида, Опыты и наставления нравственные и политические. - 2-е изд. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. - 238 с.

3. Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания. - М. : Идея. Пресс, 2004. - 184 с.

4. Замятин Е.И. Мы.- М. : ACT, 2009, - 254 с

5. Кампанелла Т. Город Солнца. Интернет ресурс. URL: http://! ib.ru/INOOLD/KAM PAN ELLA/sffl ntown.txt

6. Мор Т. Утопия. Интернет-ре су рс. URL: http://lib.ru/ iNOOLD/MOR/utopia,txt__with big pictures,htm!

7. Ницше. Ф. Человеческое, слишком человечес кое, С. 184 II Ницще Ф. Полное собрание сочине- , ний: В 13 томах. М. : Культурная революция, 2005. ' -2011,-Т, 2.

8. Платон Государство. Интернет-ресурс. URL: http:/ /lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt_with-big pictutes.html

9. Смаджа К. Операгуарная жизнь: психоаналитические исследования - М. : Когито-Центр, 2014. -255 с

10. Фройд Поту сторону принципа удовольствия. - Т. 3, - С. 23-25.

11. Хаксли О. О дивный новый мир. Английская антиутопия: романы: пер. с англ. - М, : Прогресс, 1990.-640 с.

12. David Chalmers. The Conscious Mind: In Search of a fundamental Theory. New York: Oxford University Press, 1996,

m

T—I

о tu

-Q

X g

m cu

ел

i

283

REFLECTIONS ABOUT SPIRITUAL AND WORLD OUTLOOK CONSTANTS OF COMPOSER CREA TlViTY Chernyavsky Vladimir Andreevtch, Professor, Department of Musicology, Composition and Methods of Music Education, Krasnodar State Institute of Culture, Member of Russian Union of Composers, Krasnodar Tselkovnikov Boris MikhaHovich, DSc ofPedagogicalsciences, Professor, Corresponding member ofMANPO, Member of Union of Composers of the Russian Federation, Krasnodar State University, Krasnodar

Grigore vA natofy Fedoro vich, Dsc of Cultural science, PhD ofPedagogical science, Professor of Cultural science MA N, Academician RAP, Honored worker of arts ChR, member of the Union of composers of the Russian Federation, professor Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

in article issues of composer creativity, are discussed by the aspiration to comprehend its secrets, to understand in what its sources and sense, what its spiritual and world outlook constants? Realizing that these and other issues are fruitfully discussed in various scientific and art areas, we, nevertheless, every time tried to give them "reading" as formed a basis of the presented reflections on this subject. The relevance of work is caused by the appeal to one of the most unknown problems of art creativity - to comprehension of a mystery of composer skill, its rational and emotional and intuitive mechanisms. The importance of this a/tide is that the questions concerning millions of listeners, composers discuss.

Keywords; musical education; music; composer; spiritual and ideological constants of composer creativity; tradition and innovation; artistic information space.

УДК 781.6 ВАК РФ 09.00.11

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДУХОВНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ КОНСТАНТАХ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА

5 Чернявский В,А„ 2019 ? Целковнмков БМ„ 2019 ? Григорьев А. Ф„ 2019

В статье обсуждаются вопросы о композиторском творчестве, стремлением постичь его тайны, понять, в чем его истоки и смысл, каковы его духовно мировоззренческие константы/' Осознавав, что зги и другие вопросы плодотворно обсуждаются в различных научных и художественных областях, мы, тем не менее, всякий раз пытались дать им свое "прочтение", что и послужило основой предс тавленных размышлений на данную тему. Актуальность рабо ты обусловлена обращением к одной из самых непознанных проблем художественного творчества - постижению тайны композиторского мастерства, его рациональных и эмоционально-интуитивных механизмов. Значимость этой ста тьи заключается в том, что вопросы, волнующие миллионы слушателей, обсуждают композиторы.

Ключевые слова; музыкальное образование; музыка; композитор; духовно-мировоззренческие константы композиторского творчества; традиции и но ваторство; художественно-информационное пространство.

ЧЕРНЯВСКИЙ Владимир Андреевич, профессор кафедры Музыковедения, композиции и методики Му$ЫКаЛЬНоГО образования, Краснодарский государственный институт культуры,

член секретариата Союза композиторов РФ, Краснодар

ЦЕЛКОВНИКОВ Борис Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент МАНПО, член Союза композиторов РФ, Краснодарский гос.ударе твенный университет, Краснодар

ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор культурологии M АН (Сан-Марино), член Союза композиторов Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, профессор кафедры Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государе твенный педагогический институт, Ставрополь

В размышлениях о творчестве композитора трудно избежать сакраментального вопроса - что же такое композиторское творчество: "игра со звуками", "отражение действительности", "поиск себя и смысла своего существования"? Сюда же примыкает и другой вопрос: творить музыку-это "благо" или "наказание"? Ведь нельзя отрицать того, каких душевных (а порой и физических} мук стоят композитору несколько нотных строк, а тем более сотни партитурных страниц! Во имя чего же композитор творит музыку!? Совершенно очевидно, что большинство композиторов об этом не думают, поскольку ими движет, прежде всего, бескорыстная потребность отозваться своей душой на то или иное жизненное явление. Своеобразным "предиктом" творчества композитора, как правило, становятся "смятение чувств", эмоциональный прилив, вибрация души. Конечно, и без этих особых проявлений могут появиться мелодии и даже развернутые по форме сочинения, но в них всегда будет не хватать главного - человечности, то есть того, что составляет смысл и ценность музыки как искусства.

Принимая такое понимание сути музыки и процесса ее создания, необходимо добавить, что эмоциональное проживание различных явлений жизни вызывает в душе композитора особый духовно-энер-гитийный заряд, который сопровождается поиском определенной по характеру интонации. Этот поиск предусматривает не только готовность композитора к работе с "материалом", но и активизацию его духовно-нравственной органики. Иначе любые открытия в сфере композиции в лучшем случае могут вызвать интерес лишь у профессионалов.

В идеале композитор должен всегда исходить из единства технического и художественного, традиций и новаторства, заботиться, по словам Б.В. Асафьева, о направленности формы музыкального сочинения на слушателя, В этой связи вспомним С.С. Прокофьева, творческий путь которого всегда сопровождался поиском новой простоты, оригинальности и одновременно предельной выразительности и открытости для понимания.

Не может не поражать стойкость убеждений и принципов, которыми руководствовались, например, Г.В, Свиридов, Б.А. Чайковский. Никакие течения и тенденции в искусстве не смогли их отвлечь от избранной ими в творчестве цели: создавать музыку, которая будет волновать, трогать, нести высокий нравственный тонус и одновременно поражать высоким профессионализмом.

Действительно, поступком особой духовной силы можно считать факт создания Г.8. Свиридовым целого ряда сочинений в ту пору, когда естественность выражения чувств и мыслей в композиторском творчестве активно замещалась рациональностью, деловитостью, "технической осведомленностью" [4]. Видимо, в душе композитора был особый стержень, который всегда помогал ему творить на уровне высокой духовности.

Величайшие композиторы современности Г,В, Свиридов, Д.Д. Шостакович и другие композиторы, составляющие гордость нашего музыкального искусства, такой стержень имели: их творчество всегда протекало, говоря словами М. Цветаевой, при свете совести. Именно глубокое, по-настоящему гражданское видение мира, общества и себя в нем как раз и составляло главную духовно-нравственную константу их творчества. Следуем ли мы в своих творческих поисках этой заповеди, всегда ли соизмеряем с ней свои творческие устремления и поступки - вот в чем вопрос... Мудрый, совестливый взгляд на творчество, с высоты которого удается преодолеть прагматизм и модные соблазны, разумеется, проявляется не сразу и далеко не у каждого автора. Одной из причин этого может быть отсутствие у композитора собственных художественно-мировоз-зренческих принципов, в координатах которых творчество обретает статус духовно-нравственной деятельности, не допускающей фальши в искусстве, агрессивности и недоверия по отношению к человеку и окружающему миру.

Не будем забывать и того, что творчество -это нелегкий, но все же радостный труд, который сопровождается не только сомнениями, муками, разочарованиями, но и минутами душевной радости, поскольку озарения дарят композитору уверенность в творческом поиске, позволяют укрепить свой дух, Именно творческий процесс обостряет интуицию и художественное чутье автора, выводит его на новые рубежи в осмыслении многообразных явлений бытия.

Несомненно, композиторское творчество, являя особую модель постижения человеком окружающей действительности с помощью рациональных и эмоционально-интуитивных механизмов его сознания, способно подарить автору несравненное чувство радости, внутреннего восторга, если композитор находит музыкальную идею, отвечающую его собственным переживаниям и мыслям и, что весьмэ важно, облекает ее в адекватную художествен-

ную форму. Ведь мастерство композитора - это всегда точный расчет, совершенство структуры, ценностный выбор. Важно добавить, что душевные волнения, творческие "муки" окупаются, когда созданное композитором сочинение вызывает глубокий отклик у исполнителей и слушателей и становится фактом музыкальной действительности. Разумеется, моменты душевной радости, озарения композитору приносит и сам процесс создания музыки, в ходе которого решаются разнообразные творческие задачи. Причем, направленность, масштаб и уровень сложности этих задач могут быть самыми разными. В данной связи, примечательным является один из фактов работы А. Скрябина над одной из сонат. В письме к А. Лядову он сообщает о том, что в композиции нового сочинения "разобрался", но по-прежнему его одолевают сомнения относительно некоторых деталей, В частности, он указывает, что в построении формы сочинения у него имеется "два плана": один в логическом отношении лучше, а другой, - по словам композитора, "красивее". Чему отдать предпочтение, восклицает композитор, логике или красоте?? [5]

Приведенный пример вскрывает очень важную для композиторского творчества проблему- как достичь в нем гармоничного единства эмоционально-ценностного и рационального. По сути, этим приходится заниматься постоянно и каждый раз искать свой подход к решению данной проблемы. Известно, к примеру, моцартовское видение целого, когда композитор одномоментно слышит еще не записанное на бумаге сочинение целиком, во всех его деталях, Разумеется, такой "роскошью" в композиторском ремесле обладали и обладают немногие. Однако стремление к целостному охвату замысла должно сопровождать все стадии творческого процесса и деятельность композитора в целом, каков бы ни был его опыт.

Чтобы овладеть этим, композитору необходимо приложить все имеющиеся общие и специальные способности. Но главное - находиться в состоянии непрерывного внутреннего созерцания или, как говорил Г. Померанц, "парения в духе", быть готовым к оперативному, непринужденному и достаточно яркому духовному самопроявлению [2]. Полагаем, что этот показатель художественного дара составляет сердцевину композиторского творчества. Ведь созерцание всегда сопряжено с особой впечатлительностью духа, способностью композитора всем своим существом отзываться на самые

разные явлений окружающего мира, интуитивно переживать их, проникать в их сущность.

Безусловно, музыкальная идея обретает силу и выразительность тогда, когда рождается, условно говоря, одновременно "от ума" и "от сердца", когда художественно-творческая интуиция связывает воедино чувственное и логическое, познавательное и оценочное, неосознанное и сознательное, У настоящих художников процесс выдумывания, открытия нового, совершается не только "головным" рассудочным способом, но и на основе эмпа-тии, что и делает творческую выдумку психологически и художественно убедительной. Именно поэтому мы не можем доказать истинность характеров или образов, созданных композитором (писателем, актером), но чувствуем их правдивость. Более того, каждая музыкальная интонация является тончайшим и подлинным выражением самых трудноуловимых оттенков и изменений чувства или аффекта. Музыкальное произведение, так или иначе, фиксирует жизненный опыт автора, является летописцем самых напряженных моментов его жизни, ее подчас пограничных состояний, а также жизнь окружающей его среды

Не менее поразительно то, что вихри фантазии в композиторском творчестве простираются вне времени и пространства: композитор легко пересекает любые исторические рамки, вбирает или преодолевает "земные приметы" (достаточно вспомнить при этом Баха, Скрябина), открывает параллельные миры (как это делали Дебюсси, Чюрленис). Одновременно с этим творческое воображение помогает ему с предельной точностью и глубиной воссоздать человеческий характер, вызвать к жизни многообразные связи человека с природой. Вполне понятно, что подобные проницательные "перемещения" и "попадания" даются не без усилий, требуют накопления жизненного опыта и способов его художественного воплощения в музыке.

Каждое поколение композиторов решало и решает од ну и туже задачу - средствами своего искусства создает многоликий "портрет" человека, взаимодействующего с разнообразными явлениями окружающего мира. Причем, делает это каждый раз как бы заново, облекая собственное музыкальное высказывание и видение в индивидуально-личностные тона. Именно поэтому особую остроту обретает проблема поиска себя, своей композиторской индивидуальности. Трудно судить о том, что и как содействует решению этой сложной зада-

чи, Можно лишь предположить, что индивидуальность в творчестве композитора - это единство его своеобразного мироощущения как человека-творца и тех музыкальных способностей, которые дарованы ему Богом, Природой. Разумеется, к этому можно добавить многое, как и то, что названные координаты подлежат развитию, духовному "оформлению". Главное - чтобы сам композитор осознавал необходимость обогащения своего мировоззренческого и музыкального опыта, прилагал усилия по отстаиванию собственных художественных принципов. При том, что свою индивидуальность композитору необходимо "отстаивать", "бороться" за нее, возникает другой вопрос: с помощью чего этого можно достичь?

В определенном смысле о "борьбе", "поиске", очевидно, что эти концепты определяют суть работы, которая предстоит композитору в поиске самого себя как автора. Помочь ему в этом, на наш взгляд, могут самонаблюдение, самоанализ за творческим процессом и за его результатами. Эти действия могут осуществляться в той форме, которая более всего отвечает личностной и профессиональной природе конкретного композитора. Здесь важно определиться в поиске собственной музыкальной интонации, которая воплотит в себе не только выражаемые в музыке образы, состояния, но и личность самого композитора, его художественные предпочтения, мировоззренческие векторы. Ведь соприкасаясь с интонационным обликом произведений Моцарта, Шопена, Мусоргского, Стравинского, Хачатуряна и других композиторов нам становится понятнее и ближе сам автор, "Пусть судят меня по моей музыке", - говорил Д.Д. Шостакович и с появлением каждого нового сочинения раздвигал наши представления о нем как о Личности [6].

По этому поводу можно добавить, что композитор в процессе сочинения не только конструирует музыкальную форму, но и работает над созданием архитектоники произведения. То есть он не ограничивается только лишь формальной стороной творчества, хотя, как и в творчестве исполнителя, ее удельный вес достаточно велик. Музыкальное произведение, выходящее из-под его пера, является своеобразной летописью его повседневной жизни, дневником композитора, куда он заносит все, сколько-нибудь заметное и важное. Часто, при выражении музыкальной мысли, како-го-либо аффекта, сознание и даже личность композитора предстают нам в музыкальном

образе. По сути, музыкальное произведение всегда "автобиографично", и воплощает в себе "автопортрет" композитора, даже в тех случаях, когда мы имеем дело с программной музыкой - ведь в звуковых "изображениях" слышна авторская оценка, а в ней проявляется и сам автор.

В этом смысле "борьбу" композитора за обретение собственного "голоса" можно принять за индивидуальность композитора, которая напрямую зависит от направленности его мировосприятия. Говоря иначе, оттого, что он видит вокруг и как он к этому относится, каким по содержанию и силе духовно-энергий-ным зарядом наполняется его душа в моменты творчества.

О процессе композиторского творчества говорить сложно, как и о содержании музыки. Вербальные характеристики, конечно, возможны, но они всегда будут условными и "зыбкими", Ведь музыка, более чем какой-либо другой вид искусства, воплощает, прежде всего, эмоциональную жизнь человека, переходы настроения, сплетения противоречивых, даже взаимоисключающих чувств и идей. И вместе с тем, несмотря на всю сложность и эмоциональное богатство языка музыки в ее природе есть способность схватывать и отражать противоречия событий мира, формирующихся в той или иной культуре. В результате чего посредством музыкальных произведений мы можем получить представления об эстетических взглядах эпохи.

Если быть более точным, то здесь нужно обратиться к понятию интонационный словарь эпохи, которое, согласно Б,В. Асафьеву, выступает не как абстрактный словарь музыкальных терминов, а в виде интонируемого каждым человеком "запаса" живых, выразительных, "говорящих" музыкальных интонаций [1]. Эти конкретные, всегда "на слуху лежащие" звукообразования, в своей совокупности создают определенное художественно-информа-ционное пространство. Содержание таких феноменов, как "интонация", "интонирование" значительно шире и глубже тех узких представлений, которыми все еще пользуются даже профессиональные музыканты, Б.8, Асафьев понимал интонацию, как зерно, художественный смысл жизненного содержания произведения. Феномен интонирования он рассматривал не только как процесс звукоизвлечения, как техническую сторону композиторской или исполнительской деятельности, но и как процесс художественного оформления собствен-

ного высказывания, выражения ценностного отношения к тем или иным жизненным явлениям [1 ]. Именно поэтому мы говорим о духов-но-энергийном характере данного феномена, о человеческой природе самого музыкального искусства.

Воплощая в интонации свой художественный опыт, композитор всегда стремится быть услышанным, поскольку именно через исполнение своей музыки он хочет "достучаться" до сердца своего слушателя. Справедливости ради следует отметить, что и слушателю, безусловно, необходимо владеть музыкальной грамотностью, чтобы можно было воспринять те знаковые и смысловыесообщения, которые несет в себе произведение, чтобы войти в культурный контекст, в творческую лабораторию композитора, Ведь вступая в общение с музыкальным произведением, входя в резонанс с музыкой иличностью композитора, слушатель выходит за границу самого себя, расширяет свое бытие, включает в свою жизнь переживание чужого опыта, как собственного.

Однако нельзя не учитывать того, что музыка, как никакое другое искусство, способна воздействовать непосредственно, и поэтому художественная встреча может состояться даже тогда, когда владение языком недостаточно для "компетентного" восприятия. Здесь часто бывает важно не столько знание или понимание, сколько открытость к приятию красоты. Музыка, как заметил А, Шопенгауэр, по природе своей высказывает не само явление, а внутреннее его существо. Жизнь в музыке - это всегда настоящая чувственно-эмоциональная жизнь, связанная не столько с умозрением, сколько с нравственным строем души, которая приводит к гармонизации, согласию отношений человека с миром [7].

Поиск композитором собственного художественного "лица" всегда сопровождается решением как художественно-технических, так и духовно-нравственных задач. По сути, для обретения творческой индивидуальности композитору предстоит создать свой интонационный мир, который во многом зависит от энергии нравственного мотива. В музыке смысл передается через интонацию, наполненную определенной духов но-энергий ной, нравственной силой. Вот почему даже при теоретическом подходе к постижению музыки, человек не может не внимать своему сердцу, своим чувствам.

Таким образом, наши размышления вновь касаются духовно-нравственного облика

композитора, его мироотношения. Следует найти отыет на вопрос о том, какие ду-ховно-мировоззренческие мотивы могут и должны направлятьтворчество композитора?

Воспользовавшись мыслью М.М. Пришвина о том, что "тайну творчества надо искать в любви", важно помнить, что истинное творчество пробуждается любовью, обращенностью сознания и сердца композитора к добру, к красоте окружающего мира, именно это чувство-состояние вызывает у человека силу духа, помогает его душе раскрыться навстречу жизни, быть более проницательной, восприимчивой и активной [3].

Литература:

1. Асафьев 5.В. Музыкальная форма как процесс. -Л., 1971.-376 с.

2. Номерами Г.С. Собирание себя : курс лекций. -М., 1993.-244 с.

3.Пришвин М.М.Дневники. 1918-1919. Кн.?./Под), текста Л.А. Рязвновой, Я.З. Гришиной. - М,, 1994. -

383 с.

4. Свиридов Г.В. Музыка как судьба / сост. А.С. и B.C. Белоненко, - 2-е изд., дораб. и доп. - М., 2017. - 795 с.

5. Скрябин А,П. Письма. 189М904 гг.-М„ 2010.-815 с.

6. Шостакович Д.Д. О времени и о себе / сост. М.М. Яковлев: ред. Г.А. Прибенина. - 1980, - 376с. /. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. В 2-х т. Т.1. - М., 1993.-669 с.

ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE CONCEPT OF SOCIAL RESPONSIBILITY AND ITS DEVELOPMENT IN PHILOSOPHICAL THOUGHT

Shubina Marina Mikhaitovna, DSc of Philosophical science. Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines, institute of Service and Entrepreneurship (branch), Don State Technical University, Shakhty

The article is devoted to the analysis of mechanisms and factors that determine human behavior, determine the goals of activities and ways to achieve them, The questions of crisis of value orientations in behavior are touched upon. Attention is focused on the analysis of the formation of the concept of social responsibility in the works of Western European and domestic thinkers.

Keywords; social responsibility; civil duty; state; ethics; moral choice; philosophy of freedom; social relations.

АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ФИЛОСОФСКОЙ

МЫСЛИ

Статья посвящена анализу механизмов и факторов, которые обуславливают человеческое поведение, определяют цели деятельности и способы ихдости жения, Затронуты вопросы кризиса ценностных ориентиров в поведении, внимание направлено на анализ становления концепции социальной ответственности в работах западноевропейских и отечественных мыслителей. Ключевые слова; социальная ответственность; гражданский долг; государство; этика; нравственный выбор; философия свободы; социальные отношения.

УДК 364 ВАК РФ 09,00,11

& Шубина MM., 2Q19

ШУБИНА Марина Михайловна, доктор философских наук, профессор кафедры Социалыю-гумани тарные дисциплины, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской гос.ударе твенный технический университет, Шахты

Вторая половина XX в. - начало XXI в. ознаменовались кризисом, обусловленным широкомасштабной глобализацией практически всех сфер общественной деятельности. Парадигмальные ценности индустриального общества, основанные на прагматизме, технократизме и научной рациональности как основной форме познания и освоения мирз, показали свою несостоятельность в попытке стать основой успешного и стабильного функционирования социума. Вкупе это стало причиной кризиса ценностных ориентиров и основанных на них индивидуальных и групповых моделей поведения, в основе которых преобладало стремление к удовлетворению эгоистических потребностей и достижению личной выгоды, а также пренебрежительное отношение к другим членам общества. В связи с этим, проблема ценностных ориентаций и, соответственно, проблема социально ответственного поведения стоит в современной России достаточно остро, поскольку социальные трансформации последних нескольких десятилетий затронули не только все сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.