УДК 78
М. В. Красилова, Н. В. Санникова
КЛАСС КОМПОЗИЦИИ ОЛИВЬЕ МЕССИАНА (к юбилею мастера)
2018 г. исполняется 110 лет со дня рождения французского композитора Оливье Мессиана (1908-1992) - одного из самых значительных авторов в музыке XX в. Диапазон его творческой деятельности очень широк: помимо композиции Мессиан занимался исполнительством и прославился как органист, импровизатор, а также как музыкальный теоретик, педагог и даже орнитолог.
В списке сочинений Мессиана-компози-тора опусы в самых различных жанрах: опера, вокально-симфонические произведения, симфоническая и камерно-инструмен-тальная музыка, сочинения для органа, фортепиано, хора, для голоса с сопровождением. Музыкальная эстетика Мессиана нашла отражение в манифесте творческой группы «Молодая Франция»1, участники которой призывали вернуть музыке непосредственность выражения чувств. В числе стилевых истоков своего творчества сам композитор называет, помимо французских мастеров от первых известных истории музыки авторов до К. Дебюсси, григорианский хорал, русские песни, восточную (в частности, индийскую) музыку, пение птиц.
С конца XIX в. и чуть ли не до середины XX в. роль лидера в музыкальном искусстве Западной Европы приняла на себя Франция, отразив в своей культуре многие течения европейского художественного творчества. Одними из важнейших среди них могут быть названы подъем духовной музыки, связанный с именами Ш. Гуно» Ш. Борда, Т. Дюбуа, В. д'Энди, А. Капле, М. Дюпре и увенчанный творчеством О. Мессиана; освоение неевропейских, экзотических культур в опытах К. Дебюсси, Д. Мийо, А. Жоливе, Р. Лушера и вновь этот список завершает Мессиан; наконец, пантеизм, столь ярко представленный произведениями Дебюсси -автора «Моря» и «Облаков», а затем оригинально и своеобразно продолживший свое звучание у самого Мессиана - автора «Каталога птиц» и «Из ущелий к звездам».
© М. В. Красилова, Н. В. Санникова, 2018
Примечательно, что на «гребне» этих ярких музыкальных явлений XX в. неизменно оказывался мэтр французской музыки. Мессиан претворял их в своем творчестве в различные периоды: религия была основным художественным импульсом для его ранних опусов, экзотика манила композитора в послевоенные годы, следующее десятилетие Мессиан провел под влиянием пантеистических настроений. Но что особенно характерно, и это заметно отличает творческий облик композитора от его современников, - с 1960 г. постепенно реализуется синтез всех этих элементов. Эволюция мессиановского творчества складывается по принципу накопления и «переплавки» воедино различных образных сфер, стилей, техник, их воплощения в одновременности. И «тогда возникли изощренные, экзотические, порою пара-доксально-чудовищные сплавы, и музыкальная ткань произведений Мессиана в различных ее интонациях и слоях звучала токами, шедшими от страшно далеких друг другу сфер бытия, эпох и цивилизаций» [3, с. 114].
Техника композиции и отдельные средства музыкального языка, не менее чем художественная тематика и образность, подверглись разработке в творчестве Мессиана. В русле буквально всеобщих поисков новых организующих систем композитор также выступает со своей собственной технологической концепцией. В 1944 г. он выпускает в свет «Технику моего музыкального языка» , в которой обосновывает принципы своего композиторского письма. В отличие от разработок других авторов, мессиановская концепция не является руководством по композиции, не претендует на всеобщность и практически не имеет последователей. Система Мессиана стала обобщенным отражением его практического опыта, опирающегося, по признанию композитора, на интуицию. Очевидно, эта же интуиция подтолкнула музыкальную фантазию Мессиана к последующим поискам и находкам, где он «угадывает», а иной раз и предвосхи-
В
щает основные стилистические и технологические направления музыки будущего.
«Ритмическими этюдами» (1950), в которых все основные музыкальные элементы - звуковысотность, ритм, динамика, артикуляция - имеют свои закрепленные условия, Мессиан прокладывает дорогу поствебернианской сериальности. «Полифония X», первое тотально-сериальное произведение его ученика Пьера Булеза, появилось годом позже.
Среди пионеров Мессиан оказывается и в области конкретной музыки, а в «Пробуждении птиц» вплотную подошел к мобильной технике алеаторических «квадратов», применив принцип наложений неодинаковых по длительности ритмических и интонационно различных мелодических педалей. Сонористику Мессиан опробовал в «И чаю воскрешения» параллельно с первыми опытами К. Пендерецкого в этом направлении, также относящимися к началу 1960-х гг.
Примечательно, что многие течения середины XX в., которые превращались в инерцию схемы у их апологетов и последователей, для Мессиана оставались преходящими моментами, из которых он выносил лишь наиболее ценные «материалы» для строительства своего музыкального «храма». Мессиан явил собою тот редкий тип художника, который в расцвете творчества пришел к плодотворной идее синтеза, ассимиляции всевозможных музыкальных средств и технологических принципов, в изобилии предлагаемых искусством нашего времени.
Не менее обширной и значительной областью деятельности Оливье Мессиана была педагогика. «Из класса Мессиана вышло несколько поколений композиторов, составивших костяк новейшей европейской и мировой музыки, а также крупных исполнителей и исследователей. В этом смысле, по масштабу педагогической результативности, Мессиан уникален» [2, с. 192]. Однако в то время как значение и место Мессиана-композитора в истории музыки XX в. в общем определено, особую роль Мессиана-педагога еще предстоит оценить исследователям.
Впервые композитор начинает преподавать в 1936 г. сразу в двух учебных заведениях - Ecole normale и Shola cantorum. С 1942 г. он уже в статусе профессора читал курс гармонии в Парижской консервато-
рии. Параллельно Мессиан вел частный курс анализа: узнав об этом, директор консерватории Клод Дельвинкур сделал все, чтобы организовать такой класс в стенах вверенного ему заведения. Это удалось сделать в 1947 г., класс просуществовал вплоть до 1966 г., когда после ухода Д. Мийо Мессиан продолжил его курс композиции. Но содержание занятий у Мессиана всегда было шире наименования дисциплины. В 1978 г., достигнув возраста 70 лет, по консерваторским правилам О. Мессиан был вынужден оставить свой пост, однако до самого конца жизни он читал лекции, проводил курсы и семинары по всему миру.
На своих уроках Мессиан глубоко и тщательно анализировал сочинения прошлого, от Г. де Машо через партитуры классиков и лучших представителей французской музыки - К. Дебюсси, М. Равеля, -вплоть до самых свежих новинок, едва выпущенных в свет. Также он рассказывал своим ученикам и о музыкальных системах других культур и эпох. Вообще, прививка нестандартного музыкального мышления, полученная им еще от своих учителей (М. Эмманюэль, П. Дюка и М. Дюпре), была едва ли не главным из всего того, что определяло творческое своеобразие его учеников. Необъятная широта интересов молодого композитора во время обучения в Парижской консерватории по возможности регулировалась М. Эмманюэлем, с удивлением разгадывавшим его самые необычайные склонности и увлечения; большой практический опыт и интуиция профессора подсказывали темы занятий с пытливым учеником. К Эмманюэлю Мессиан относился благоговейно не только как к преподавателю и исследователю, но и как к композитору. Большое влияние оказала на него «Сонатина в индийских ладах», сочиненная Эмманюэлем в 1920 г., а его «Тридцать бургундских песен» Мессиан ценил очень высоко: «Мой энтузиазм по отношению к этим песням не ослабел, что и является лишним доказательством их вечной свежести» [3, с. 16].
Марсель Дюпре, главный органист собора Парижской богоматери, посвятил своего ученика в искусство импровизации, ориентируя на возрождение вековых традиций некогда столь широко распространенного, но ныне почти преданного забвению жанра. Внимательно прислушивался Мессиан и к советам Дюпре-органного композитора: тщательно продуманная и изобретательная
регистровка в дальнейшем становится выразительнейшей чертой органного почерка Мессиана; прием быстрого движения многосоставных аккордов («не гармонии, но гармонического впечатления» по Дюпре) филигранно отшлифован и отражен на многих страницах мессиановского «Рождества».
Дюка направил молодого Мессиана на Колониальную выставку в Венсенский лес, чтобы он открыл для себя краски дотоле неведомых экзотических культур (танцы острова Бали). Затем, обратив особое внимание на чуткость ученика к тембровой выразительности, он вплотную подвел его к проблемам связи звука и цвета, и все тот же учитель осторожно советовал: «Слушайте птиц - они великие мастера».
Впитав опыт своих педагогов, Мессиан, в свою очередь, стал передавать ученикам личный многогранный опыт и знания уже на новом витке времени, в целом продолжая идеи своих наставников. По воспоминаниям и свидетельствам учеников, в преподавании Оливье Мессиан отличался широтой взглядов, междисциплинарной универсальностью вкупе с планомерным подходом, кропотливостью. Уникальный сплав композиторского таланта, ораторского мастерства, умения донести свое восхищение музыкальными шедеврами прошлого - все это было свойственно Мессиа-ну-педагогу. В классе Мессиана ТЕК Ж6 обсуждались и вопросы литературы, истории, живописи, архитектуры, философии, теологии. Музыка рассматривалась в необычайно широких контекстах — физических, физиологических, психологических... «Как педагог Мессиан придавал большое значение развитию индивидуальности студента, он не хотел, чтобы его ученики целиком и полностью подвергались влиянию его музыки и творческих идей. Все его ученики - разные, и все шли самостоятельным путем», - это высказывание Михаила Дубова [2, с. 192] прекрасно характеризует Мастера.
Первое поколение ярких учеников Оливье Мессиана пришлось на 1940-е гг. В их числе был и Пьер Булез, которому от учителя передался особый интерес к проблемам ритма и инструментального колорита, к неевропейским музыкальным культурам, а также к идее формы, составленной из отдельных фрагментов и не предполагающей последовательного развития. Еще одна заметная фигура в классе Мессиана тех лет -
это Ивонн Лорио. Пианистка, ставшая позже женой композитора, была лучшей, по его мнению, исполнительницей произведений Мессиана.
После войны появляется новое поколение учеников: Пьер Анри, Мишель Фано, Жак Шарпантье, Мариус Констан, Жан Барраке. Пьер Анри - один из пионеров и видных представителей конкретной музыки, которой композитор занимался вместе с Пьером Шеффером. Янис Ксенакис посещал курс Мессиана в 1951-1954 гг., у него обнаруживаются своеобразные преломления некоторых идей учителя (например - о постижении Бога посредством музыки, о величии природы). В 1952 г. специально за уроками Мессиана из Германии приезжает Карлхайнц Штокхаузен (1928-2007), как и Мессиан - юбиляр 2018 г. Под влиянием мастера вскоре разворачиваются его исследования различных музыкальных феноменов - таких, как феномен времени, концепции групп и момент-формы, а также формируется сериальное мышление молодого композитора.
Важно подчеркнуть: несмотря на непродолжительность общения, влияние, которое Оливье Мессиан оказал на формирование художественного амплуа молодого немца-авангардиста, распространялось по двум направлениям деятельности Штокхаузена. Речь идет, во-первых, о музыкально-техно-логическом аспекте его творчества, а во-вто-рых, об очаровании особой аурой мессиановского религиозного мистицизма, заметно определившего судьбу творческих поисков Штокхаузена, которые были увенчаны созданием супермистерии «Свет». Первое характеризует композитора как крайнего авангардиста, выразившего в своих сочинениях намерение модернистов радикально порвать с многовековой традицией создания, исполнения музыки, коммуникации посредством ее. Называя 1950 г. «часом нуль» культуры, «Штокхаузен недвусмысленно декларировал известное отграничение от всей предшествующей истории культуры, полагая возможным дальнейшее развитие «с нуля», с самого начала и на других основаниях» [4, с. 72]. Это направление связано с усвоением и дальнейшим развитием сугубо рационалистических техник музыкального письма и сложных технологий создания и воспроизведения звука.
♦Однако роль Штокхаузена в панорамировании музыкального искусства рубежа
ХХ-ХХ1 вв. не ограничивается определением его (искусства) музыкально-технологи-ческих ракурсов. Другой аспект штокхау-зеновского творчества, в котором заметно влияние идей Мессиана, напротив, уводит в область иррационального - как в сферу крайне субъективистских (интуитивных) концепций творчества, так и актуализирует проблему веры, требует от Штокхаузена серьезного выстраивания собственного отношения к религиозной традиции» [7, с. 22]. Рассмотрим два обозначенных аспекта влияния опыта Мессиана на творчество Штокхаузена более пристально.
XX в. в музыкальном искусстве - это эпоха радикальных перемен, плотно сжатых по времени и ознаменованных выдвижением целого ряда ярких художественных концепций. Многие из них (прежде всего в отношении музыкальной материи) были теоретически обоснованы Штокхаузеном в его многочисленных текстах о музыке, статьях, предисловиях к партитурам и т. п. Это и собственное понимание концепции тотального сериализма, а также авторские концептуальные идеи, например, момент-формы, композиции групп и др. Между тем основания этих идей были обнаружены некоторыми исследователями в творчестве Мессиана довоенного периода. Например, Т. Царег-радская пишет о том, что «Концепция "момент формы", впервые провозглашенная К. Штокхаузеном, находит свое отражение во французской музыке задолго до него» [Там же, с. 220]. Автор упоминает имя американского исследователя Кремера, который «приходит к выводу об утверждении к концу 50-х годов в музыке Мессиана "мо-мент-формы", признаки которой появились в его сочинениях 30-х годов и со временем усилились» [Там же]. Следует также вспомнить указание Л. Акопяна на предвосхищение штокхаузеновской идеи еще Клодом Дебюсси в формальном облике «Ароматов ночи...». К слову, заметим, что Мессиан, по убеждению Штокхаузена, был прямым продолжателем традиций французской музыки, непосредственным художественным потомком Дебюсси, которого композитор называл гениальным.
Знакомство Штокхаузена с техникой письма Мессиана состоялось одновременно с открытием для будущего лидера авангарда музыки А. Веберна. В 1950 г. в Кельне Штокхаузен познакомился с веберновски-ми «Пятью движениями для струнного
квартета», ор. 5 (1909) и был сильно впечатлен этим произведением: «Почти невозможно передать глубочайшее волнение, сопровождавшее обретение этого музыкального опыта. Я только знаю, что с тех пор я испытывал глубокое желание услышать большее количество этой музыки, узнать, как она создавалась и проникнуться стилем ее автора» [8 (перевод. - Н. С.)].
По свидетельству Вернера, на гребне этого интереса состоялось общение Штокхаузена с Карелом Гойвартсом, учеником Мессиана. Во время бесед на дармштадских курсах 1951 г. поднимался вопрос самобытности творчества А. Веберна, которое Гойвартс сравнивал с опытом А. Шенберга и А. Берга. Гойвартс изучал веберновские партитуры в классе музыкального анализа у Мессиана. В те годы композитор занимался их исследованием на предмет подчинения композиционной логики некоему абстрактному принципу. Его исторические корни и Веберн, и Мессиан обнаруживали в унифицирующих подходах, свойственных музыкальным техникам эпохи Ars nova, композиторов нидерландской школы - в той области, в которой оба были специалистами.
Тогда же, летом 1951 г., Антуан Голеа привез в Дармштадт 4-й этюд Мессиана, который, по словам Вернера, Штокхаузен «прослушивал снова и снова: он был очарован музыкой Мессиана и эмоционально поражен точно так же, как и музыкой Веберна» [Idid]. Открыв для себя музыку Мессиана, Штокхаузен интерпретировал ее как форму выражения сериальной идеи и в этом, вероятно, композитор обнаружил подтверждение правильности выбранного им пути в музыке, ведь в 1951 г. в Дармш-тадте состоялось представление широкой публике его сочинения «Перекрестная игра», которое было выполнено в технике тотального сериализма. Так, в процессе встреч в Дармштадте и летнего общения Штокхаузена с учениками Мессиана, у молодого композитора родилось намерение пройти его курс анализа музыки в Париже. Это намерение осуществилось уже в 1952 г.
Идея консолидации всех параметров звучания на основе единого и абсолютного принципа организации, которая воплотилась в музыкальной концепции «Четырех ритмических этюдов» Мессиана (1949), по мнению Штокхаузена, уже была представлена у Веберна. Штокхаузен считал, что благодаря пониманию универсальности аб-
страктного принципа Веберн пророчески осуществил на практике то, что сейчас мы называем принципом сериализма. Вернер пишет: «На вопрос о том, в каком направлении развивался бы Веберн как художник, не оборвись его жизнь столь трагично, Штокхаузен с полной ответственностью отвечает: Веберн достиг бы полной структуральной целостности» [1(Нс1].
Опыт Веберна был также исследован и самим Мессианом, который обнаруживал в нем не только стремление к комплексному использованию серийного принципа применительно к мелодии и гармонии, но также и актуализацию идеи его полной унификации. В этом смысле Веберн в своем творчестве пошел дальше Шенберга: Булез назвал веберновские сочинения «Откровением современного языка», отмечал ограниченность шенберговского серийного метода и констатировал «Шенберг мертв» в широко известной статье 1951 г. [1, с. 90].
Нужно заметить, что из всех учеников в классе Мессиана ни один не оказался столь восприимчив, как Штокхаузен, к свойственному творчеству учителя религиозно-мисти-ческому колориту. «Видимо, и Мессиан -безгранично преданный католическому вероисповеданию, необычайно компетентный и высоко эрудированный в вопросах религии, и Штокхаузен ощущали себя в определенной мере сопричастными довольно интенсивному процессу развертывания христианских идей в XX веке. Именно тогда религия значительно актуализировалась, как область иной, гораздо более универсальной и гуманистической, нежели сциентист-ски-индифферентной к вопросам морали, сферы мышления» [6, с. 25].
Со второй половины 1950-х гг. в классе Мессиана формируется новое поколение студентов: у композитора обучались Жиль-бер Ами, Жан-Пьер Гезек, Мишель Декус, Александр Гёр (один из крупнейших британских музыкантов второй половины XX в.) и др. Очередная волна молодежи со своей ярко выраженной художественной позицией пришла в класс Мессиана в конце 1960-х гг. Трое из учеников этих лет - Же-рар Гризе, Тристан Мюрай и Михаэль Ле-винас - стали представителями спектрального направления в композиции и в 1970-х гг. основали группу «Путь».
В последние годы педагогической деятельности Мессиана в его классе учились Джордж Бенджамин (Мессиан называл его
в числе своих любимых учеников, в 1993-1994 гг. вместе с Хайнцем Холлигером Бенджамин помогал Ивонн Лорио закончить одно из последних сочинений Мессиана «Концерт для четверых»), Мишель Ре-верди (автор монографий о фортепианных и оркестровых сочинениях Мессиана), Филип Фенелон.
«При всем антиакадемизме учеников Мессиана объединяет глубокая привязанность к традиции - понятой, однако, в самом широком смысле: от ритуальных основ музыкального искусства до пифагорейства, от умения слышать музыку повсюду в духе трактата "О ритме, цвете и орнитологии" до глубокого знания профессиональных музыкальных культур всего мира. В основе выдающегося мышления П. Булеза лежит, несомненно, конструктивное мышление его учителя, автора "Четырех ритмических этюдов" О. Мессиана. В красочном созерцании обертонов Гризе, Мюрая, Левинаса и других композиторов спектральной школы проступает особое внимание их Мастера к тембровым переливам и изменчивости оттенков остинатной ткани, берущей начало в ритуальной музыке», - пишет композитор Федор Софронов [5].
В длинном списке учеников О. Мессиана творчество далеко не каждого стало предметом глубокого исследования музыковедов. Наблюдается некая неравномерность в историко-теоретической «проработанности» и оценке деятельности композиторов, «выращенных» Мессианом: вряд ли мы назовем еще несколько фамилий авторов, столь же изученных западными и отечественными музыковедами, как П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис. Но даже творчество самых ярких учеников О. Мессиана практически не изучалось2 в аспекте истоков их художественного мировоззрения, сформированного во многом благодаря великому наставнику. Между тем осмысление истоков и эволюции творчества учеников может добавить целую палитру нюансов в понимание творчества самого Мессиана, поскольку, на наш взгляд, в обучении имеет место и обратный процесс влияния ученика на своего учителя. И в этом смысле еще множество аспектов деятельности Оливье Мессиана нуждается в дополнительном изучении, его наследие до сих пор представляет собой обширную и мало исследованную область музыкального искусства XX в.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 «Молодая Франция» («La Jeune France») творческое объединение композиторов, возникшее в Париже в 1935 г. по инициативе И. Бодрие. В состав группы входили И. Бодрие, А. Жоливе, Ж-И. Даниэль-JIe-сюр и О. Мессиан. Первый концерт «Молодой Франции» состоялся в начале 1936 г., а свои творческие установки члены объединения задекларировали в специальном манифесте, опубликованном 3 июня 1936 г. Этот документ, с одной стороны, отражал общность членов группы в следовании демократическим принципам в искусстве, преодолении академических догм путем создания «живой музыки», проникнутой гуманистическими идеалами. С другой стороны, манифест предусматривал различие индивидуальных принципов и стремлений членов группы как в идейном, так и в му-зыкально-технологических аспектах. Дея-
тельность группы оказалась весьма продуктивной: до распада «Молодой Франции» в 1939 г. композиторы активно работали и дали множество совместных концертов, в рамках которых все более очевидно проявлялись расхождения творческих путей членов объединения. Несмотря на скорый распад «Молодой Франции», влияние деятельности этого творческого объединения на судьбы французской музыки XX в. весьма ощутимо и заключается в повороте молодых авторов от формальных, абстрактных идей к идеям гуманизма.
2 В отечественной литературе этот вопрос лишь «по касательной» освещается в сборнике статей «Век Мессиана» под редакцией К. В. Зен-кина и Т. С. Кюрегян, который вышел в 2011 г. по итогам научной конференции к столетию композитора, прошедшей в Московской консерватории в ноябре 2008 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булез П. Шенберг мертв // Булез П. Ориентиры I. Воображать: Избр. ст. / Пер. с фр. Б. Скуратова; ред. и предисл. К. Чух-ров. - М.: Логос-Альтера, Eccehomo, 2004. -С. 83-90.
2. Дубов М. Мессиан-учитель // Век Мессиана: Сб. ст. (Науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского, сб. 69). - М., 2011. - С. 184-193.
3. Екимовский В. Оливье Мессиан: Жизнь и творчество. - М.: Сов. композитор, 1987. -304 с.
4. Зенкин К. Культура в пространстве музыки // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры: Избр. ст. - Рос-тов-н/Д., 2003. - Вып. 2. - С. 37-102.
5. Оливье Мессиан. - URL: http:// www. ccmm. ru/index. php?page=composers& composer=messian (дата обращения: 16.11.2014).
6. Санникова H. Опера «Среда» из цикла «Свет» сквозь призму художественных идеалов и творческой эволюции Карлхайнца Штокхаузена: Дис. ... канд. искусствоведения. - Новосибирск, 2009.
7. Цареградская Т. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. - М.: Классика-ХХ1, 2002. - 376 с.
8. Wörner H. Karl Heinz Stockhausen: Life and Work. -Berkeley: University of California Press, 1973. Translated by Bill Hopkins. - P. 78-118.
REFERENCES
1. Bulez P. Schoenberg's dead. Bulez P. Orientiry I. Voobrazhat [Landmarks I. Imagine]. Moscow, 2004, pp. 83-90.
2. Dubov M. Messiaen the teacher. Vek Messiana [Age Of Messiaen]. Moscow, 2011, pp. 184-193.
3. Ekimovskij V. Olivje Messian: Zhizn i tvorchestvo [Olivier Messiaen: Life and work]. Moscow, 1987. 304 p.
4. Zenkin K. Culture in the space of music. Zhabinskij K. A., Zenkin K. V. Muzyka v prostranstve kultury [Music in the space of culture]. Rostov-on-Don, 2003, Iss. 2, pp. 37-102.
5. Olivje Messian [Olivier Messiaen]. Available at: http://www.ccmm.ru/index.php?page= composers&composer=messian (Accessed 16 November 2014).
6. Sannikova N. Opera "Sreda" iz tsikla "Svet" skvoz prizmu khudozhestvennykh idealov i tvorcheskoj evolutsii Karlkhajntsa Shtokkhauzena: Dis. ... hand, iskusstvovedeniya [Opera «Wednesday» from the cycle «Light» through the prism of artistic ideals and creative evolution of Karlheinz Stockhausen. Candidates thesis]. Novosibirsk, 2009.
7. Tsaregradskaya T. Vremya i ritrn v tvorchestve Olivje Messiana [Time and rhythm in the works of Olivier Messiaen], Moscow, 2002. 376 p.
8. Worner H. Karl Heinz Stockhausen: Life and Work. Berkeley: University of California Press, 1973. Translated by Bill Hopkins, pp. 78-118.
Класс композиции Оливье Мессиана (к юбилею мастера)
Статья повествует о развитии европейских академических музыкальных традиций и, в то же время, о выдающихся художественных прозрениях, зародившихся в классе композиции французского музыканта и педагога Оливье Мессиана. Мастер воспитал несколько поколений самобытных авторов, ярко представивших в XX в. различные национальные композиторские школы. Среди учеников Мессиана - приверженец сериальной техники Пьер Булез, один из пионеров конкретной музыки Пьер Анри, создатель стохастической музыки Янис Ксенакис, спектралисты Жерар Гризе, Тристан Мюрай и Михаэль Левинас.
Особое внимание в статье уделено теме влияния, которое О. Мессиан оказал на формирование художественного амплуа прославленного немецкого композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена. Это влияние распространялось по двум направлениям: в технологическом и содержательном аспектах. Первое связано с усвоением и развитием различных рационалистических техник композиции, а второе - с актуализацией проблемы веры в широком смысле этого понятия.
Примечательно, что многие направления композиции, развитые учениками Мессиана, нашли отражение в его собственном творчестве, предвосхитив будущие музыкальные открытия. Всевозможные технологические приемы ассимилировались в стиле Мессиана, который характеризуется идеей синтеза музыкальных средств из арсенала того времени.
Ключевые слова: Оливье Мессиан, композитор, педагог, Карлхайнц Штокхаузен, композиторская школа, техника композиции, европейская музыка XX века.
Class composition Olivier Messiaen (to the anniversary of the master)
The article tells about the development of European academic musical traditions and, at the same time, about the outstanding artistic insights that originated in the composition class of the French musician and teacher Olivier Messiaen. The master brought up several generations of original authors who vividly presented various national composer schools in the twentieth century. Among pupils of Messiaen - follower of the serial technique Pierre Boulez, one of the pioneers of Musique concrete Pierre Henry, the creator of stochastic music Iannis Xenakis, gerard spectrality Gerard Grize, Tristan Murail and Michael Levinas.
Particular attention is paid to the theme of the influence that O. Messiaen had on the formation of the artistic role of the famous German avant-garde composer Karlheinz Stockhausen. This influence spread in two directions: in technological and content aspects. The first is associated with the assimilation and development of various rationalistic techniques of composition, and the second - with the actualization of the problem of faith in the broad sense of this concept.
It is noteworthy that many of the directions of the composition developed by Messiaen's students were reflected in his own work, anticipating future musical discoveries. All sorts of technological methods were assimilated in the style of Messiaen, which is characterized by the idea of synthesis of musical means from the arsenal of the time.
Keywords: Olivier Messiaen, composer, teacher, Karlheinz Stockhausen, composer school, composition technique, European music of the XX century.
Красилова Мария Викторовна, магистр, Krasilova Mariya Viktorovna, master's композитор, Израиль degree, composer, Israel
E-mail: marykrasilova@gmail.com E-mail: marykrasilova@gmail.com
Санникова Наталья Владимировна, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России, специалист по связям с общественностью и международному сотрудничеству, доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: sanaro@list.ru
Sannikova Natalia Vladimirovna,
Candidate of Arts Criticism, member of the Union of composers of Russia, specialist in public relations and international cooperation, associate professor of the Department of Music Theory at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: sanaro@list.ru
Получено 28.05.2018